на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Нотный набор и верстка
братите внимание, что для контроля при выделении текстового обозначения появляется тонкая пунктирная линия, показывающая, к какому нотоносцу (и какому его месту) прикреплено данное указание. Если линия не отображается, установите флажок Attachment в меню View.

Расстановка артикуляционных обозначений

Чтобы поставить артикуляционное обозначение, в программе Sibelius достаточно выделить нужную ноту или группу нот и нажать соответствующую клавишу на цифровой клавиатуре. Вы, вероятно, уже заметили, что три наиболее распространенных артикуляционных обозначения здесь вынесены в основной режим keypad Так, нажатие клавиши / добавляет к выделенной ноте акцент, нажатие клавиши * добавляет точку стаккато, а нажатие клавиши - -- «черточку» marcato.

Можно одновременно добавить несколько обозначений, при этом они автоматически сместятся, чтобы не накладываться друг на друга.

При вводе нот вместе с длительностью можно выделить и артикуляционное обозначение, и тогда все введенные ноты будут вводиться вместе с этими обозначениями.

Чтобы перевести окно keypad в режим дополнительных артикуляционных обозначений, нажмите клавишу F11. Окно keypad примет вид, показанный на рисунке. Как видите, здесь есть еще некоторые артикуляционные обозначения, скрипичные штрихи, а также три вида фермат

Если требуется ввести что-нибудь еще, просто нажмите клавишу Z -- откроется окно выбора символа, содержащее множество музыкальных символов и обозначений (рис. 9.21).

В нем можно выбрать любой символ, а переключателем Size определить, какого он будет размера: Normal -- обычного, Cue -- уменьшенного, Grace -- маленького (как форшлаг), Cue Grace -- миниатюрного. После этого нажмите кнопку ОК. На экране появится символ, и его можно будет перетаскивать мышью или клавишами-стрелками так же, как и текстовые обозначения.

Ввод подстрочного текста

При наборе вокальной музыки для пения со словами (рис. 9.22) понадобится вводить подстрочный текст. Для этого нажмите комбинацию клавиш Ctrl-L. Указатель мыши выделится цветом. Щелкните на той ноте, под которой должен быть первый слог. Под ней откроется поле ввода. Введите туда слог или односложное слово.

После нажатия клавиши Пробел или Дефис текстовое поле переместится под следующую ноту. Таким образом, можно печатать текст, разбивая слоги дефисами, а программа сама будет размещать их под нотами.

Если под какой-то из нот не должно быть слога (например, при распеве одного слога на несколько нот, как на рис. 9.22), нажмите под «ненужными» нотами дефис или пробел. Программа автоматически сдвинет разделительный дефис или поставит их несколько, если расстояние между слогами будет уж слишком большим. Если образуется слишком большой пробел, поставит горизонтальную черту, как принято при окончании слова на распеве.

При необходимости ввода пробела в середине «слога» (например, «В лес» должно явно петься на одну ноту), используйте вместо пробела комбинацию клавиш Ctrl-пробел. Точно таким же образом можно ввести дефис в середине «слога», нажав комбинацию Ctrl-дефис.

Иногда, если в песне музыкальный материал повторяется, необходимо ввести два или более разных варианта слов под одними и теми же нотами (например, слова второго куплета). Для ввода второго куплета нажмите правую кнопку на пустом месте и выберите в контекстном меню пункт Text и далее подпункт Lyrics verse 2. После этого так же, как и в прошлом случае, щелкните мышью на первой ноте, под которой должен появиться текст, и вводите его. Текст второго куплета автоматически располагается ниже. При необходимости можно выбрать в контекстном меню пункт Text и далее подпункт Other Staff Text, и вы увидите подпункты Lyrics verse 3, Lyrics verse 4, и Lyrics verse 5. Каждый из этих пунктов вводит подстрочный текст на своей высоте Кроме того, при необходимости можно перетаскивать мышью слоги подстрочного текста, как обычные обозначения.

Создание тремоло

С точки зрения наборщика нот создание обычного тремоло в программе Sibelius ничем не отличается от ввода артикуляционных обозначений Нажмите клавишу F10 Окно keypad примет вид, как показано на рисунке. Теперь клавиша 1 ставит на выделенные ноты одинарное тремоло, клавиша 2 -- двойное (две черточки) и так далее, до клавиши 5. Клавиша 0 убирает тремоло с выделенных нот Два различных обозначения тремоло не могут быть одновременно применены к одной ноте.

Несколько отличается от описанного способа создание так называемого фортепианного тремоло

Чтобы создать такое тремоло, сначала введите обе его ноты, обозначив их вдвое мень шими длительностями (например, на рис 9.23. для получения половинок сначала первые две ноты были введены как четверти). Затем, нажав клавишу F10, выделите первую из двух нот будущего тремоло, нажмите клавишу + цифровой клавиатуры. Ноты будут преобразованы в тремоло с двумя черточками. Затем при желании измените количество черточек (внутренние длительности тремоло), нажимая те же клавиши с 1 до 5.

Группировка нот и создание межстрочных групп

По умолчанию при вводе нот программа группирует более мелкие ноты по долям. Однако во многих случаях может потребоваться перегруппировать ноты (рис. 9.24).

Чтобы это сделать, нажмите клавишу F10 и еще раз посмотрите на окно keypad, которое иллюстрирует значение клавиш.

Если теперь выделить ноту и нажать клавишу 7 цифровой клавиатуры, выделенная нота станет начинать группу, то есть не сможет быть связана ребром с предыдущей нотой, но сможет быть связана с последующей.

Если, выделив ноту, нажать клавишу 8 цифровой клавиатуры, выделенная нота по возможности соединится ребром и с предыдущей, и с последующей нотой (именно по возможности -- если, например, следующая нота находится в режиме начала группы, как описано в предыдущем абзаце, то ребро между этими нотами не появится).

Если же нажать клавишу 9 цифровой клавиатуры, то выделенная нота будет отделена от всех остальных (не сможет быть сгруппирована).

И наконец, если нажать клавишу «/» цифровой клавиатуры, выделенная нота будет начинать подгруппу, то есть если нота связана ребром с предыдущей нотой, то такое ребро будет одинарным (такая нота есть во второй группе

Все эти режимы можно одновременно применить к нескольким выделенным нотам. Не забудьте, что паузы по умолчанию находятся в режиме 9, то есть от всего отделены Поэтому если нужно, чтобы ребро шло через паузу (рис. 9 25), выделите паузы и нажмите клавишу 8 на цифровой клавиатуре.

Иногда в процессе набора может потребоваться создание межстрочной группы (рис. 9.26). Для этого наберите сначала все ноты группы на одной строке, а затем выделите те ноты, которые нужно перенести на нижнюю (верхнюю) строку и нажмите комбинацию Ctrl-Shift-стрелка вниз (или вверх). Межстрочная группа создана. Иногда может возникнуть необходимость удалить «лишние» паузы (например, в примере на рис. 9 26 все ноты были набраны на верхней строке и, соответственно, в нижней сохранилась целотактовая пауза). Для этого достаточно выделить эти паузы и нажать клавишу Delete. В некоторых случаях программа предупредит, «что мы делаем что-то, что применимо лишь в специальных случаях». Поскольку межстрочная группа -- именно такой специальный случай, в ответ на предупреждение спокойно нажимайте кнопку Да. В следующий раз программа переспрашивать уже не будет.

Разделы формы

По умолчанию такты в программе разделены обычными тактовыми чертами. Однако на разделах формы часто применяется двойная черта, между пьесами -- концевая (двойная с жирной второй линией) , а в некоторых случаях может потребоваться пунктирная или вообще невидимая тактовая черта. Все эти разделители, а также знаки репризы собраны в программе Sibelius в одно и то же подменю.

Если щелкнуть правой кнопкой мыши на пустом месте и выбрать в контекстном меню пункт Barline, откроется подменю, в котором можно выбрать нужный тип тактовой черты:

* Double -- двойная черта;

* Start repeat -- начало репризы (место, откуда начинать повтор);

* End repeat -- реприза;

* Dashed -- пунктирная черта;

* Final -- концевая двойная черта;

* Invisible -- невидимая черта.

Выбрав нужный пункт, щелкните на любой тактовой черте или даже просто между нотами Выбранная черта появится в указанном месте, причем заменит обычную черту. Если потребуется вернуться к виду обычной тактовой черты, выделите новую черту и нажмите клавишу Delete.

Необходимо заметить, что знаки репризы являются действующими, то есть при проигрывании по MIDI материал между ними повторяется.

Иногда бывает необходимо начать новый раздел формы с новой строки или новой страницы. Для этого сделайте следующее. Для разрыва строки выделите тактовую черту и нажмите клавишу Enter на основной клавиатуре, а для разрыва страницы -- комбинацию Ctrl-Enter. Если требуется отменить разрыв строки или страницы, повторите ввод.

Создание лиг, вилок crescendo и других линейных обозначений

Мы уже рассмотрели создание залиго-ванных нот в разделе о вводе нот в пошаговом режиме. Здесь мы рассмотрим создание лиг, обозначающих legato (или распевы, как на рис 9.22.).

Для создания лиги, расположенной со стороны нотных головок, выделите ноту, с которой она должна начинаться, и нажмите клавишу S. Появится лига, тянущаяся до следующей ноты. Нажимая клавишу Пробел, ее можно расширить -- каждое нажатие отодвигает конец лиги к следующей ноте (а сочетание Shift-пробел, наоборот, сужает до предыдущей ноты) Если щелкнуть на конце лиги, на нем появится манипулятор (квадратик). За этот квадратик можно произвольно перемещать конец лиги как мышью, так и курсорными клавишами.

Если потянуть мышью за середину лиги, можно изменить ее кривизну или вообще перевернуть (оставив концы на прежних местах). Если требуется перевернуть лигу так, чтобы она оказалась не со стороны нот, а со стороны штилей, выделите ее и нажмите клавишу X. Кстати, можно сразу создать лигу со стороны штилей, если вместо клавиши S нажать комбинацию Shift-S .

Можно также создать « висячую» лигу, не привязанную к нотам (ее, например, можно использовать в качестве «французской лиги») Для этого убедитесь, что ни одна нота не выделена, и нажмите клавишу S (если лига должна быть выгнута вверх) или Shift-S (для лиги, выгнутой вниз). Указатель мыши выделится цветом. Нажмите в нужном месте кнопку мыши и, не отпуская кнопки, ведите мышь вправо. Лига будет «растягиваться». В месте предполагаемого окончания лиги отпустите кнопку мыши. При выделении «висячие» лиги всегда отображаются на экране красным цветом. Иногда может потребоваться лига, концы которой смотрят в разные стороны (рис 9.27). Для создания такой лиги сначала создайте обычную лигу, а затем, выделив один из ее концов, нажмите комбинацию Ctrl-Shift-A. Затем подкорректируйте и расположение другого конца лиги, и места излома, где также появляется мани пулятор На одной лиге можно создавать сколько угодно точек излома.

Процесс создания «вилок» crescendo и decrescendo очень похож на процесс создания лиг. Выделите ноту, под которой должна будет начинаться «вилка», и нажмите клавишу Н для создания вилки crescendo или комбинацию Ctrl-H для вилки decrescendo Далее нажимайте клавишу. Пробел для расширения лиги или комбинацию Shift-пробел для ее сокращения.

Другой способ создания вилок состоит в следующем. Нажмите клавишу L. Откроется окно создания линейных обозначений (рис 9 28). Выберите в нем вилку и нажмите кнопку Create. Указатель мыши будет выделен цветом. Нажмите кнопку мыши в месте начала вилки и, не отпуская кнопку, ведите мышь до места окончания вилки, а затем отпустите кнопку мыши.

Таким же образом можно создавать и другие растягивающиеся линейные обозначения, такие, как трель, обычная линия, знак октавного повышения, стрелка и пр. Прокрутив окно Line (рис. 9.28), можно увидеть все варианты линейных обозначений, доступные в программе. Кроме того, можно модифицировать любое из растягивающихся обозначений, нажав в окне создания линейного обозначения кнопку Modify, или создать новое с помощью кнопки New.

Изменение формы нотных головок

Во многих случаях требуется изменить форму нотных головок, например, для обозначения флажолетов, металлических ударных в наборе ударных и т. д. В программе Sibelius имеется довольно большой набор нотных головок. Можно перебирать все виды головок по очереди, выделив ноту (или несколько нот) и нажимая комбинацию Shift-стрелка вверх/вниз. Нотные головки можно выбирать и с помощью цифровых клавиш на ОСНОВНОЙ клавиатуре. Например, нажатие клавиши 2 означает ромбовидную головку, клавиши 1 -- крестообразную, клавиши 8 -- невидимую, и т. д. Более того, допускается использовать не только числа от 0 до 9, но и двузначные. Если, например, выделив ноту, быстро набрать на основной клавиатуре число 10 (нажать 1 и сразу же 0), нотная головка примет вид смотрящего вниз треугольника, а если набрать 11, треугольник будет смотреть вверх. Нажатие 16 превращает нотную головку в квадратную, и т. д.

Если, выделив нужные ноты, выбрать в меню Notes пункт Noteheads, нотные головки можно будет выбирать из таблицы, расположенной в окне выбора нотной головки (рис. 9.29). Здесь отображаются все доступные наборы нотных головок. Кстати, номера около наборов соответствуют тем числовым клавишам на клавиатуре, которые надо нажимать для выбора нужной головки.

В каждом наборе имеется четыре головки (для четвертной и более мелких нот, для половинных нот, для целых нот и для брэвиса). Выбрав нужный набор, нажмите кнопку Apply.

Кроме того, в этом окне можно нажать кнопку Modify для изменения существующего набора нотных головок или кнопку New для создания нового набора. При этом открывается специальное окно (рис. 9.30). В нем можно выбрать одну из нотных головок и нажать кнопку Change Symbol для выбора нового вида нотной головки.

Ностройка расстояний между системами и нотоносцами, форматирование страниц

В программе Sibelius изменение расстояний между нотоносцами на одной системе производится графически. Чтобы изменить расстояние между двумя нотоносцами, нажмите кнопку мыши на нижнем из них (только не попадите на ноту или какой-нибудь другой элемент) и потяните вниз для увеличения расстояния или вверх для его уменьшения.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.