на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы программирования на языке Паскаль
p align="left">

11.2. Текстовый вывод на экран

Библиотека Turbo Vision способна удовлетворить самым высоким требованиям, и мы настоятельно рекомендуем обращаться к ней при программировании сложных текстовых изображений (меню, окон и т.п.). Тем не менее, вполне возможно, что некоторые из читателей захотят использовать значительно более простые, но достаточно эффективные средства модуля CRT, описываемые в этом разделе.

Процедура TextMode используется для задания одного из возможных текстовых режимов работы адаптера монитора. Заголовок процедуры:

Procedure TextMode (mode: word);

Здесь mode - код текстового режима. в качестве значения этого выражения могут использоваться следующие константы, определенные в модуле CRT:

const

bw40=0; {черно-белый режим 40*25}

co40=l; {цветной режим 40*25}

bw80=2, {черно-белый режим 80*25}

co80=3; {цветной режим 80*25}

mono=7; {используется с mda}

Font8*8=256; {используется для загружаемого шрифта в режиме 80*43 или 80*50 с адаптерами EGA или VGA}

Код режима, установленного с помощью вызова процедуры TextMode, запоминается в глобальной переменной LastMode модуля CRT и может использоваться для восстановления начального состояния экрана.

следующая программа иллюстрирует использование этой процедуры в различных режимах. заметим, что при вызове TextMode сбрасываются все ранее сделанные установки цвета и окон, экран очищается и курсор переводится в его левый верхний угол.

user CRT;

procedure print (s: string), {вывести сообщение s и ждать инициативы пользователя}

Begin

writeln (s), {вывести сообщение}

writeln ('нажать клавишу enter...');

readln {ждем нажатия клавиши enter}

end; {print}

Var

lm: word, {начальный режим экрана}

Begin

lm:=LastMode; {запомнить начальный режим работы дисплея}

TextMode (со40);

print ('режим 40*25');

TextMode (co8o);

print ('режим 80*25');

TextMode (co40+font8*8);

print ('режим co40+font8*8');

TextMode (co80+font8*8);

print ('режим co80+font8*8'), {восстановить исходный режим работы:}

TextMode (lm)

end.

Процедура TextColor определяет цвет выводимых символов. заголовок процедуры:

Procedure TextColor (color: byte);

Процедура TextBackGround определяет цвет фона. заголовок процедуры:

Procedure TextBackGround (color: byte);

Единственным параметром обращения к этим процедурам должно быть выражение типа byte, задающее код нужного цвета. Этот код удобно определять с помощью следующих мнемонических констант, объявленных в модуле CRT:

const

black=0; {черный}

blue=l; {темно-синий}

green=2; {темно-зеленый}

суаn=3; { бирюзовый}

red=4; {красный}

magenta=8; {фиолетовый}

brown=6; {коричневый}

lightgray=7; {светло-серый}

darkgray=8; {темно-серый}

light blue=9; {синий}

lightgreen=10; {светло-зеленый}

lightcyan=11; {светло-бирюзовый}

lightred=12; {розовый}

lightmagenta=13; {малиновый}

yellow=14; {желтый}

white=15; {белый}

blink=128; {мерцание символа}

Следующая программа иллюстрирует цветовые возможности Турбо-Паскаля.

uses CRT,

const

col: array [1..15] of string [16] =

('темно-синий', 'темно-зеленый', 'бирюзовый', 'красный', 'фиолетовый', 'коричневый', 'светло-серый', 'темно-серый', 'синий', 'зеленый', 'светло-бирюзовый', 'розовый', 'малиновый', 'желтый', 'белый');

Var

k: byte,

Begin

for k:=l to 15 do

Begin {выводим 15 сообщений различными цветами}

textcolor (k),

writeln ("цвет", k, "-", col [k] )

end;

textcolor (white+blink); {белые мигающие символы}

writeln ("мерцание символов");

{восстанавливаем стандартный цвет}

textcolor (lightgray),

writeln

end.

Обратите внимание на последний оператор writeln. Если его убрать, режим мерцания символов сохранится после завершения программы, несмотря на то, что перед ним стоит оператор

TextColor (lightgray);

Дело в том, что все цветовые определения предварительно заносятся в специальную переменную TextAttr модуля CRT и используются для настройки адаптера только при обращении к процедурам write/writeln.

Процедура ClrScr очищает экран или окно (см. ниже процедуру window). после обращения к ней экран (окно) заполняется цветом фона и курсор устанавливается в его левый верхний угол. например:

uses CRT;

Var

с: char

Begin

textbackground (red);

clrscr; {заполняем экран красным цветом}

writeln ("нажмите любую клавишу...");

с:= ReadKey, {ждем нажатия любой клавиши}

textbackground (black);

clrscr {восстанавливаем черный фон экрана}

end.

Процедура Window определяет текстовое окно - область экрана, которая в дальнейшем будет рассматриваться процедурами вывода, как весь экран. Сразу после вызова процедуры курсор помещается в левый верхний угол окна, а само окно очищается (заполняется цветом фона). По мере вывода курсор, как обычно, смещается вправо и при достижении правой границы окна переходит на новую строку, а если он к этому моменту находился на последней строке, содержимое окна сдвигается вверх на одну строку, т.е. осуществляется «прокрутка» окна. Заголовок процедуры:

Procedure Window (xi, yi, х2, y2: byte);

Здесь x1...y2 - координаты левого верхнего (х1, y1) и правого нижнего (х2, y2) углов окна. Они задаются в координатах экрана, причем левый верхний угол экрана имеет координаты (1,1), горизонтальная координата увеличивается слева направо, а вертикальная - сверху вниз.

В следующем примере иллюстрируется вывод достаточно длинного сообщения в двух разных окнах:

uses CRT;

Var

k: integer;

Begin {создать левое окно - желтые символы на синем фоне:}

textbackground (blue);

window (5, 2, 35, 17);

textcolor (yellow);

for k:= i to 100 do

write ("нажать клавишу enter... ");

readln, {ждем нажатия enter}

clrscr; {очищаем окно}

{создать правое окно - белые символы на красном фоне:}

textbackground (red);

textcolor (white);

window (40, 2, 70, 17);

for k:= i to 100 do

write ("нажать клавишу enter... ");

readln;

TextMode (Co8o) {сбросить все установки}

end.

Обращение к процедуре Window игнорируется, если какая-либо из координат выходит за границы экрана или если нарушается одно из условий: Х2>Х1 или Y2>Y1. Каждое новое обращение к Window отменяет предыдущее определение окна. Границы текущего окна запоминаются в двух глобальных переменных модулях CRT: переменная WindMin типа Word хранит X1 и Y1 (Х1 - в младшем байте), а переменная того же типа WindMax - Х2 и Y2 (Х2 - в младшем байте). При желании вы можете изменять их нужным образом без обращения к Window. например, вместо оператора

Window (40, 2, 70,17);

можно было бы использовать два оператора:

WindMin:=39+(lshl8); WindMax:= 69+(16 shl 8);

(в отличие от обращения к Window, координаты, хранящиеся в переменных WindMin и WindMax, соответствуют началу отсчета 0, 0).

Процедура GotoXY переводит курсор в нужное место экрана или текущего окна. Заголовок процедуры:

Procedure GotoXY (Х, Y: Byte);

Здесь X, Y - новые координаты курсора. Координаты задаются относительно границ экрана (окна), т.е. оператор

GotoXY (1,1);

Оператор указывает, перевести курсор в левый верхний угол экрана (или окна, если к этому моменту на экране определено окно). Обращение к процедуре игнорируется, если новые координаты выходят за границы экрана (окна).

Функции WhereX и WhereY. С помощью этих функций типа Byte можно определить текущие координаты курсора: WhereX возвращает его горизонтальную, а WhereY - вертикальную координаты.

В следующей программе в центре экрана создается окно светло-бирюзового цвета, которое обводится рамкой.

Program Prim52;

Uses CRT; {подключить библиотеку (модуль) CRT}

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.