на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Построение распознавателя для заданной грамматики и реализация его в виде программы, которая проверяет вводимые пользователем цепочки

Построение распознавателя для заданной грамматики и реализация его в виде программы, которая проверяет вводимые пользователем цепочки

25

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

КАФЕДРА

КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Курсовая работа

по дисциплине

"Основы дискретной математики"

Тема: "Построение распознавателя для заданной грамматики и реализация его в виде программы, которая проверяет вводимые пользователем цепочки"

2006

Задание на курсовую работу

по дисциплине "Основы дискретной математики"

Задание на выполнение работы:

1. Роль информационных технологий в быту современного человека.

2. Подробная справка по теоретическим аспектам формальных грамматик и их преобразованию.

3. Выполнить исследование и преобразование исходной грамматики:

G [Q] = (VT = {a, b,h}; VN = { Q, A, B, H }; P = { Q a Q H;

Q b a h A; A a b B h; H bB; B a b b H h; H }) ( - пустая цепочка).

Построить распознаватель для преобразованной грамматики и реализовать его в виде программы, которая проверяет текстовые файлы и вводимые пользователем цепочки.

Работу необходимо выполнить в соответствии с графиком и требованиями к выполнению курсовой работы по основам дискретной математики;

Изменение и уточнение темы с согласия преподавателя возможно только на первом этапе работы;

Готовая работа сдается на проверку не позже, чем за день до защиты.

Реферат

Курсовая работа по дисциплине "Основы дискретной математики" на тему: "Построение М П-распознавателя для задаваемой пользователем произвольной грамматики" содержит 21 страницу машинописного текста, 5 рисунков, 3 таблицы, страниц приложения.

В работе рассмотрен один из разделов дискретной математики - "Классификация грамматик; эквивалентные преобразования КС-грамматик", разработан программный продукт, с помощью которого можно проверить задаваемую пользователем грамматику и упростить ее с помощью эквивалентных преобразований правил.

Ключевые слова:

дискретная математика, КС-грамматика, S-грамматика, правило грамматики; терминальный символ; нетерминальный символ; дерево вывода; эквивалентные преобразования; сентенциальная форма.

Введение

Роль информационных технологий в быту современного человека.

За последние несколько лет человечество совершило удивительный рывок в области развития компьютерных, и вследствие этого, информационных технологий. Всего каких-то десять лет назад среднестатистический гражданин не мог и мечтать о собственном персональном компьютере. В середине 80-х годов ЭВМ были прерогативой крупных предприятий, обслуживание этих машин осуществлялось через разветвленную сеть специализированных сервисных центров. Зачастую многие предприятия не имели достаточно квалифицированных кадров для монтажа и обслуживания своих ЭВМ. Соответственно и проблемы связи между вычислительными комплексами вставали в узком кругу специалистов. Несмотря на то, что первые экспериментальные сети передачи пакетов данных были созданы в 1961 году Defence Advanced Research Agency (DARPA) по заданию министерства обороны США, в нашей стране они применялись лишь в отдельных отраслях народного хозяйства и в военной области.

Технологический скачок последнего десятилетия, особенно показательный в области компьютерных технологий, позволил разработать серию современных персональных компьютеров. Микро ЭВМ постепенно начали входить в нашу повседневную жизнь. Согласно журналу "Мир Internet" в России в частном пользовании находится более 50 тыс. персональных компьютеров. Новейшие технологии компаний IBM, Intel сделали возможным разработку мощных, многофункциональных персональных ЭВМ, экономически доступных среднему и нижне-среднему классу граждан. Компьютерные и информационные технологии уверенно входят в нашу жизнь. Сейчас персональные ЭВМ можно встретить не только в офисах крупных и мелких фирм, на производстве и в учебных заведениях, компьютеры все чаще можно встретить дома у инженеров и школьников, ученых и бизнесменов.

Персональная ЭВМ давно превратилась в предмет труда, ни одно предприятие не обходится без электронной базы данных, без современных средств коммуникаций, мощных вычислительных средств. Не менее важную роль играют ЭВМ и в быту современного россиянина. Функции домашнего компьютера разнообразны. Он позволяет осуществлять не только производственный процесс на дому, но и целый ряд всевозможных процессов. Современные разработки позволяют осуществлять управление электрическими бытовыми приборами, принимать радио и телепередачи, компьютер в сопряжении со сканером и принтером является фактически домашним офисом, позволяющим выполнять обработку любой текстовой или графической информации. Рекреационная роль персональных домашних компьютеров не может быть обойдена стороной. Многочисленные компьютерные игры позволяют организовать досуг в соответствии с интересами конкретного человека. Мультимедийные приложения могут намного облегчить усвоение учебного материала как студентам и школьникам, так и все жаждущим самообразования.

Отдельного упоминания заслуживает информационная составляющая компьютерных технологий. По данным ЮНЕСКО к 1950 г. количество информации, которой оперировало общество, удваивалось за десять лет, к 70 г. - за пять лет, к 1980 - за два года, с начала 90-х количество информации удваивается за год. В настоящее время до 80% трудоспособного населения тем или иным образом профессионально задействованы в области получения, распространения или обработки информации. Средства распространения информационных потоков так же претерпели значительную эволюцию. Средства теле и радио связи вошли в каждый дом, печатные издания доступны подписчикам по всему миру. Однако новые реалии времени представляют новые требования и к способам распространения и обработки информации. Возьмем на себя смелость утверждать, что средства электронной связи с использованием новейшей вычислительной техники представляют на сегодняшний день наилучшие возможности в области распространения и обработки информационных потоков. Всемирная компьютерная сеть Internet является наиболее известным носителем информации. Internet - глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир. Сегодня Internet имеет около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира. Ежемесячно размер сети увеличивается на 7-10%. Все больше людей обращаются к услугам электронной почты, дающей возможность пересылки текстовой, графической, практически любого вида информации или данных в любую точку мира за считанные минуты. Базы данных, сервера специализированной информации, телеконференции, файловые сервера, в настоящее время уже трудно представить жизнь современного специалиста или ученого без этих нововведений. Уже имеются разработки, обещающие множество новых возможностей, среди них Internet-телефония, передача видео и графической информации.

Стремительное развитие научно-технического прогресса предъявляет новые требования и к качеству информатизации общества. Мы считаем особенно важным развитие именно информационной составляющей компьютерных технологий. На сегодняшний день это наиболее важная и наиболее динамически развивающаяся отрасль народного хозяйства России и промышленности всего мира. Особенно важным, несомненно, является совершенствование инфраструктуры систем связи. Если раньше глобальную сеть Internet в основном поддерживали крупные университеты и промышленные предприятия, то сегодня все больше людей хотят получать информацию прямо из дома, а не только со своего рабочего места.

1. Теоретические основы разрабатываемой темы

1.1 Общие сведения о грамматиках

В расширенном представлении под термином "язык" понимают всякое средство общения, состоящее из:

- знаковой системы, т.е. множества допустимых последовательностей знаков;

- множества смыслов этой системы;

- соответствия между последовательностями знаков и смыслами, делающими осмысленными допустимые последовательности знаков.

Знаками могут быть буквы алфавита, математические обозначения, звуки, ритуальные действия и т.д. Hаука об осмысленных знаковых системах называется семиотикой. Hаиболее исследованными являются знаковые системы, у которых знаками являются символы алфавита. Правила, определяющие множество текстов (допустимых последовательностей знаков), образуют синтаксис языка; описание множества смыслов и соответствия между текстами и смыслами - семантику языка. К таким знаковым системам относятся естественные языки, языки различных областей науки, языки программирования.

Семантика языка существенно зависит от назначения языка, в то время, как для синтаксиса можно сформулировать понятия и методы, не зависящие от назначения и целей языка. Для исследования синтаксиса сложился специальный математический аппарат - теория формальных грамматик, в котором язык понимается уже не как средство общения, а как множество формальных объектов - последовательностей символов алфавита. Эти последовательности называют цепочками и язык понимают как множество цепочек.

Пусть задан алфавит V, в котором можно построить множество V* (читается - итерация алфавита V) цепочек. Формальный язык L в алфавите V - это подмножество цепочек из V* (L V*). Описание формальных языков осуществляется с помощью формальных порождающих грамматик (формальных грамматик).

Формальная порождающая грамматика G (в дальнейшем - грамматика G) - это формальная система, определяемая четверкой объектов:

G [Z] = (VN, VT, Z, P),

где VN - алфавит нетерминалов (вспомогательных символов);

VT - алфавит терминалов (основных символов);

Z - начальный символ (аксиома) грамматики;

P - конечное множество правил.

Hетерминалы принято обозначать большими буквами латинского алфавита, терминалы - малыми буквами. В алфавит нетерминалов обязательно входит начальный символ грамматики.

Каждое правило из множества P имеет вид x y, - где x, y цепочки, состоящие из терминальных и нетерминальных символов. В дальнейшем будем рассматривать грамматики, содержащие только правила, левые части которых состоят из одного нетерминального символа (контекстно-свободные грамматики). При этом должно быть хотя бы одно правило, левая часть которого - начальный символ грамматики.

Грамматика описывает бесконечный язык, если хотя бы одно из правил рекурсивно, т.е. в правой части содержится его левая часть в явном или неявном виде.

Пример: Задана грамматика G [Z]: VN = {Z,A,B}; VT = {a,b,c}; Z-начальный символ.

P = { Z ABc; (1)

A aB; (2)

B b }. (3)

С помощью грамматики G можно продуцировать (получать) цепочки в алфавите терминалов.

Порядок вывода можно записать в следующем виде:

(1) (2) (3) (3) (номера примененных правил)

Z AВc aBВc aBbc abbc.

Вывод продолжается до тех пор, пока на очередном шаге не получится цепочка, состоящая только из терминальных символов (т.е. нельзя применить ни одно из правил вывода).

Сокращенно вывод можно записать, пропустив промежуточные результаты, так Z+ abbc (цепочка abbc выводима из начального символа Z в заданной грамматике).

Сентенциальная форма - любая цепочка терминальных и нетерминальных символов, которая получается на любом шаге процесса вывода. Множество сентенциальных форм можно получить из дерева вывода, обходя его по узлам и соблюдая следующие правила:

- начинать обход с самого левого узла;

- обход надо совершать так, чтобы при переходе к следующему узлу образованное поддерево не включало, как элемент, предыдущее поддерево.

Фраза - часть сентенциальной формы, выводимая из одного нетерминала за несколько шагов. Для простой фразы шаг вывода равен 1.

Одну и ту же цепочку можно получить, применяя правила в различных последовательностях (деревья выводов различны). Если для однозначности в

процессе вывода на каждом шаге применять правило к самому левому (правому) нетерминалу в сентенциальной форме, то получим левосторонний (правосторонний) вывод. Таким образом:

1. Каждой цепочке выводимой в заданной грамматике соответствует одно или несколько деревьев вывода.

2. Каждому дереву соответствует один или больше выводов.

3. Каждому дереву соответствует единственный правый и единственный левый выводы.

4. Если каждой цепочке, выводимой в данной грамматике, соответствует единственное дерево вывода, то такая грамматика называется однозначной (в правой части каждого правила такой грамматики содержится не более одного нетерминала).

Языком L (G), порождаемым грамматикой G, называется множество всех цепочек в алфавите терминальных символов VT, выводимых из начального символа грамматики.

В процессе функционирования грамматики возможны два варианта:

1. Проверять цепочки на принадлежность их к языку, порождаемому заданной грамматикой. Варианты этого процесса могут быть следующими:

а) вывод цепочки из начального символа грамматики (построить дерево вывода или вывод начиная с корня) - нисходящий вывод;

б) вывод можно также делать начиная с кроны дерева (готового предложения); если удается прийти к начальному символу, то предложение принадлежит заданной грамматике - восходящий вывод.

В обоих вариантах строится дерево вывода.

2. Получать цепочки, которые принадлежат к языку, порождаемому заданной грамматикой.

1.2 Классификация грамматик

Общепринятой классификацией грамматик и порождаемых ими языков является иерархия Хомского, содержащая четыре типа грамматик (см. рис. на следующей странице):

Каждый тип грамматик включает грамматики более высоких типов, как частные случаи.

Построение грамматики - это процесс структурирования знаний в некоторой предметной области, другими словами - создание порождающего алгоритма некоторого множества, обработка которого удобна с помощью вычислительной машины. Построение распознавателя грамматики - создание алгоритма для проверки (контроля) правильности созданного конкретного множества. Оба алгоритма могут быть реализованы в виде программ на любом языке программирования. Примером такой взаимосвязи грамматика - распознаватель может служить язык программирования (любой) - компилятор.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.