на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Построитель вопросительных предложений
p align="left">В нашей работе за этот этап отвечает функция getqword(). Алгоритм ее работы заключается в следующем:

Пусть у нас есть файл, в котором хранятся структуры word, в которых заданы только параметры и вопросительные слова. Функция принимает в качестве параметра структуру word. По заданным параметрам из базы данных (в нашем случае это файл qwrds.dat) выбирается вопросительное слово или словосочетание и записывается в соответствующее поле во входной структуре. Если же вопросительное слово не найдено, то функция возвращает 0.

Код функции getqword():

int getqword(word *wrd){

FILE *f;

int res=0;

word tmp;

f=fopen("qwrds.dat","r"); // Открытие базы данных

while(fread(&tmp,sizeof(word),1,f)>0){ // Пока есть записи...

if((wrd->params[0]&tmp.params[0])&& \

(wrd->params[1]&tmp.params[5])&& \

(wrd->params[2]&tmp.params[5])&& \

(wrd->params[3]&tmp.params[5])&& \

(wrd->params[4]&tmp.params[5])&& \

(wrd->params[5]&tmp.params[5])){

strcpy(wrd->qwrd,tmp.qwrd); // Запись результата во входную структуру

res=1;

break;

}

}

fclose(f);

return res; // выход из функции

}

2.3.2 Построение вопросительного предложения

Опишем правила построения вопросов. Для того чтобы сформировать вопрос к главному члену, необходимо представить структуру предложения в виде тройки:

(pq, Ps, Pn), (1)

где pq - член, к которому ставится вопрос (подлежащее или сказуемое);

Ps - множество членов, транзитивно подчиненных pq;

Pn - множество прочих членов.

Выражение (1) определяет аспекты синтаксической структуры, существенные при постановке вопроса к pq. Позиции, занимаемые составляющими (1), не отражают порядка слов в предложении. Например, pq может располагаться в его середине, а компоненты, соответствующие Pn, в начале и конце.

Структура вопроса к подлежащему двусоставного предложения описывает кортеж:

(wq, pop, Pn`), (2)

где wq - вопросительное слово или словосочетание;

pop - сказуемое (pop Pn);

Pn` - Pn\{pop}.

Из (2) видно, что из предложения удаляются pq и Ps. На первое место wq, после него указывается pop, за которым приводятся оставшиеся члены из Pn`. Выделение pop из Pn фиксирует изменение порядка слов, относящихся к Pn, по сравнению с исходным предложением. Таким образом, (2) отражает порядок слов в вопросе на уровне его декомпозиции на wq, pop и Pn`. Порядок слов в рамках pop и Pn` соответствует исходному предложению.

Следующий кортеж определяет структуру вопроса к сказуемому двусоставного предложения:

(wq, Pn, Psq), (3)

где Psq Ps.

В контексте (3) Pn состоит из подлежащего и транзитивно подчиненных ему членов. Другое отличие (3) от (2) заключается в том, что при формировании вопроса из предложения могут быть удалены не все члены, транзитивно подчиненные pq. К числу обязательно удаляемых относятся определения, дополнения, придаточные изъяснительные, определительные, образа действия, меры и степени, а так же все транзитивно подчиненные им члены. Обстоятельства и другие виды придаточных могут быть как удалены, так и оставлены в вопросе.

Для выражения правила построения вопросов к второстепенным членам перепишем (1), выделив еще два компонента в структуре предложения:

(Pmq, Pmn, pq, Ps, Pn), (4)

где Pmq = (pmq.1, pmq.2, …, pmq.i) - цепочка второстепенных членов, транзитивно подчиняющих pq;

Pmn - множество, включающее: главные члены, однородный по отношению к главному члену, которому подчинен pq; второстепенные члены, однородные по отношению к элементам Pmq; второстепенные члены, транзитивно подчиненные этим главным и второстепенным членам;

Pn - множество прочих членов не входящих в Pmq, Pmn и Ps.

Место, которое занимают элементы из Pmq и Pmn в структуре предложения, иллюстрирует ориентированный граф, изображенный на рис. 2. Его вершины соответствуют главным («Г») и второстепенным («В») членам предложения, а ребра - отношениям подчинения. Множества однородных членов охватывают прямоугольники. Гиперребро в виде овала обозначает ПЕ. Вершина, ассоциируемая с членом pq, к которому задается вопрос, выделена жирной рамкой.

Рис. 2

Из рис. 2 видно, что цепочка Pmq задает путь, ведущий из вершины pq к вершине подчиняющего ее главного члена, образованный транзитивными вершинами второстепенных членов. Вершины, представляющие элементы Pmn, помечены крестиками. При построении вопроса соответствующие члены удаляются из предложения.

Структуру вопроса к второстепенному члену определяет кортеж:

(pmq.i, pmq.i-1, …, pmq.2, wq, pmq.1, Pp, Pn`), (5)

где Pp - множество, состоящее из главного члена, непосредственно подчиняющего pmq.i или pq, и транзитивно подчиненных ему членов, исключая pq и элементы из Pmq и Pmn;

Pn` = Pn\Pp.

При единичной длине Pmq вместо (5) используем кортеж:

(wq, pmq.1, Pp, Pn`). (6)

Если pq непосредственно подчинен главному члену, то Pmq не задается, а структура вопроса имеет вид:

(wq, Pp, Pn`). (7)

При обработке предложения в рамках интерактивной процедуры формирования модели УТЗ следует стремиться к тому, чтобы Pmq содержала не больше трех элементов.

Примеры вопросов разных типов приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Тип вопроса

Примеры

Вопрос к подлежащему

М. Планк впервые предположил, что энергия осциллятора принимает дискретные значения, пропорциональные частоте колебаний.

Кто

предположил

впервые, что энергия осциллятора принимает дискретные значения, пропорциональные частоте колебаний?

wq

pop

Pn`

В трансформаторе тока первичная обмотка включается в цепь измеряемого тока, а вторичная обмотка включается в цепь измерительных приборов и реле защиты.

Что

включается

в трансформаторе тока последовательно в цепь измеряемого тока?

wq

pop

Pn`

Что

включается

в трансформаторе тока в цепь измерительных приборов и реле защиты?

wq

pop

Pn`

Вопрос к сказуемому

Сальник герметизирует зазор между подвижной и неподвижной частями машины.

1-й вариант вопроса:

Что делает

сальник

между подвижной и неподвижной частями машины?

wq

Pn

Psq

2-й вариант вопроса:

Что делает

сальник?

wq

Pn

Вопрос к определению

Кварцевые пески широко применяются в производстве стекла, фарфора, динаса и силикатного кирпича.

Какие

пески

широко применяются в производстве стекла, фарфора, динаса и силикатного кирпича?

wq

pmq.1

Pp

В производстве

какого

кирпича

широко применяются кварцевые пески?

pmq.2

wq

pmq.1

Pp

В какую

цепь

в трансформаторе тока включается последовательно

первичная обмотка?

wq

pmq.1

Pp

Pn`

В цепь

какого

реле

В трансформаторе тока включается

Вторичная обмотка?

pmq.2

wq

pmq.1

Pp

Pn`

Какие

значения

принимает

энергия осциллятора?

wq

pmq.1

Pp

Pn`

Вопрос к дополнению

Что

широко применяется в производстве стекла, фарфора, динаса и силикатного кирпича?

wq

Pp

Куда

в трансформаторе тока включается последовательно

первичная обмотка?

wq

Pp

Pn`

Вопрос к обстоятельству

Как

в трансформаторе тока включается в цепь измеряемого тока

первичная обмотка?

wq

Pp

Pn`

Где

включается последовательно в цепь измеряемого тока

первичная обмотка?

включается в цепь измерительных приборов и реле защиты

вторичная обмотка?

wq

Pp

Pn`

Вопрос ко всему придаточному

Что

впервые предположил

М.Планк?

wq

Pp

Pn`

Заключение

В процессе работы над темой «Построитель вопросительных предложений» были рассмотрены алгоритмы построения вопросительных предложений и разбора исходного предложения на составные части.

При рассмотрении основных алгоритмов часть из них была реализована на языке Си. Это алгоритмы разбиение предложения на состовляющие его слова и генирация вопроса к слову.

В ходе наших исследований были рассмотренны различные электронные ресурсы, книги и научные работы, посвященные данной тематике.

Список литературы

1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003

2. Семантическая нейронная сеть, как формальный язык описания и обработки смысла текстов на естественном языке [Электронный ресурс] http://www.shuklin.com/ai/ht/ru/ai00001f.aspx -Загл. С экрана. Яз. Рус.

3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А Пособие для занятий по русскому языку. М.: Просвящение, 1990

4. Гладкий А.В. Формальные грамматики и языки. М.,: Наука, 1973.

5. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник. М.: Книга, 1986.

6. Апресян Ю.Д., Богуславский И.М., Иомдин Л.Л., Лазурский А.В., Перцов Н.В., Санников В.З., Цинман Л.Л. Лингвистическое обеспечение системы ЭТАП-2. М.: Наука, 1989

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебное пособие. М.: Международные отношения, 1994. 560 с.

8. Синтаксический разбор в системах статистического анализа текста [Электронный ресурс] http://www.metric.ru/publications.asp?ob_no=306 -Загл. С экрана. Яз. Рус.

9. Автоматическая генерация позитивных и негативных тестов для тестирования фазы синтаксического анализа [Электронный ресурс] http://citforum.univ.kiev.ua/SE/testing/generation/ -Загл. С экрана. Яз. Рус.

Приложение 1

Листинг программы разбиения предложения на отдельные слова и поиска вопросительных слов к ним

#include <stdio.h>

#include <stdlib.h>

#include <string.h>

#include <alloc.h>

typedef struct{

char wrd[20];

char qwrd[40];

char params[6];

} word;

char res[20];

char *tmp;

int words()

int getqword(word *wrd){

FILE *f;

int res=0;

word tmp;

f=fopen("qwrds.dat","r");

while(fread(&tmp,sizeof(word),1,f)>0){

if((wrd->params[0]&tmp.params[0])&& \

(wrd->params[1]&tmp.params[5])&& \

(wrd->params[2]&tmp.params[5])&& \

(wrd->params[3]&tmp.params[5])&& \

(wrd->params[4]&tmp.params[5])&& \

(wrd->params[5]&tmp.params[5])){

strcpy(wrd->qwrd,tmp.qwrd);

res=1;

break;

}

}

fclose(f);

return res;

}

int main(int argc, char *argv[])

{

char str[1000];

word *arr[100];

int i=0,j;

memset(str,0,1000);

printf("Input string:");

gets(str);

tmp=str;

while(words()!=0){

arr[i]=(word *)calloc(1,sizeof(word));

memset(arr[i]->wrd,0,20);

strcpy(arr[i]->wrd,res);

i++;

}

for(j=0;j<i;j++)

if(getqword(arr[i])==0)

printf(“Вопрос к слову не найден!!!\n”);

return 0;

}

Приложение 2

Список сокращений

КУ - компьютерный учебник

КОС - компьютерная обучающая система

УТЗ - учебно-тренировочная задача

ПО - предметная область

СНС - синтаксически неразложимое словосочетание

ПЕ - предикативная единица

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.