на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Предметная область информационной безопасности
p align="left">Чаще всего утечка информации происходит путем несанкционированного копирования информации. Эта угроза блокируется:

-- методами, затрудняющими считывание скопированной информации. Основаны на создании в процессе записи информации на соответствующие накопители таких особенностей (нестандартная разметка, форматирование, носителя информации, установка электронного ключа), которые не позволяют считывать полученную копию на других накопителях, не входящих в состав защищаемой КС. Другими словами, эти методы направлены на обеспечение совместимости накопителей только внутри данной КС [7; 127].

-- методами, препятствующими использованию информации. Затрудняют использование полученных копированием программ и данных. Наиболее эффективным в этом отношении средством защиты является хранение информации в преобразованном криптографическими методами виде. Другим методом противодействия несанкционированному выполнению скопированных программ является использование блока контроля среды размещения программы. Он создается при инсталляции программы и включает характеристики среды, в которой размещается программа, а также средства сравнения этих характеристик. В качестве характеристик используются характеристики ЭВМ или носителя информации.

Для защиты КС от разнообразных вредительских программ (вирусов) разрабатываются специальные антивирусные средства.

Антивирусная программа - часть программного обеспечения, которая устанавливается на компьютер, чтобы искать на дисках и во входящих файлах компьютерные вирусы и удалять их при обнаружении [1; 414].

Программа обнаруживает вирусы, предлагая вылечить файлы, а при невозможности удалить. Существует несколько разновидностей антивирусных программ:

-- сканеры или программы-фаги - это программы поиска в файлах, памяти, загрузочных секторах дисков сигнатур вирусов (уникального программного кода именно этого вируса), проверяют и лечат файлы;

-- мониторы (разновидность сканеров) - проверяют оперативную память при загрузке операционной системы, автоматически проверяют все файлы в момент их открытия и закрытия, чтобы не допустить открытия и запись файла, зараженного вирусом; блокирует вирусы;

-- иммунизаторы - предотвращают заражение файлов, обнаруживают подозрительные действия при работе компьютера, характерные для вируса на ранней стадии (до размножения) и посылают пользователю соответствующее сообщение;

-- ревизоры - запоминают исходное состояние программ, каталогов до заражения и периодически (или по желанию пользователя) сравнивают текущее состояние с исходным;

-- доктора - не только находят зараженные вирусами файлы, ни и “лечат” их, то есть удаляют из файла тело программы-вируса, возвращая файлы в исходное состояние;

-- блокировщики - отслеживают события и перехватывают подозрительные действия (производимые вредоносной программой), запрещают действие или запрашивают разрешение пользователя.

3.4 Криптографические методы защиты информации и межсетевые экраны

Эффективным средством противодействия различным угрозам информационной безопасности является закрытие информации методами криптографического (от греч. Kryptos - тайный) преобразования. В результа-те такого преобразования защищаемая информация становится недоступной для ознакомления и непосредственного использования лицами, не имеющими на это полномочий. По виду воздействия на исходную информацию криптографические методы разделены на следующие виды.

Шифрование - процесс маскирования сообщений или данных с целью скрытия их содержания, ограничения доступа к содержанию других лиц. Заключается в проведении обратимых математических, логических, комбинаторных и других преобразований исходной информации, в результате которых зашифрованная информация представляет собой хаотический набор букв, цифр, других символов и двоичных кодов. Для шифрования используются алгоритм преобразования и ключ [4; 134].

Стеганография - метод защиты компьютерных данных, передаваемых по каналам телекоммуникаций, путем скрытия сообщения среди открытого текста, изображения или звука в файле-контейнере. Позволяет скрыть не только смысл хранящейся или передаваемой информации, но и сам факт хранения или передачи закрытой информации. Скрытый файл может быть зашифрован. Если кто-то случайно обнаружит скрытый файл, то зашифрованная информация будет воспринята как сбой в работе системы.

Кодирование - замена смысловых конструкций исходной информации (слов, предложений) кодами. В качестве кодов могут использоваться сочетания букв, цифр. При кодировании и обратном преобразовании используются специальные таблицы или словари, хранящиеся в секрете. Кодирование широко используется для защиты информации от искажений в каналах связи.

Целью сжатия информации является сокращение объемов информации. В то же время сжатая информация не может быть прочитана или использована без обратного преобразования. Учитывая доступность средств сжатия и обратного преобразования, эти методы нельзя рассматривать как надежные средства криптографического преобразования информации. Поэтому сжатые файлы подвергаются последующему шифрованию.

Рассечение-разнесение заключается в том, что массив защищаемых данных делится (рассекается) на такие элементы, каждый из которых в отдельности не позволяет раскрыть содержание защищаемой информации. Выделенные таким образом элементы данных разносятся по разным зонам ЗУ или располагаются на различных носителях.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) представляет собой строку данных, которая зависит от некоторого секретного параметра (ключа), известного только подписывающему лицу, и от содержания подписываемого сообщения, представленного в цифровом виде. Используется для подтверждения целостности и авторства данных, нельзя изменить документ без нарушения целостности подписи [2; 496].

Для блокирования угроз, исходящих из общедоступной системы, используется специальное программное или аппаратно-программное средство, которое получило название межсетевой экран (МЭ) или fire wall. МЭ позволяет разделить общую сеть на две части или более и реализовать набор правил, определяющих условия прохождения пакетов с данными через границу из одной части общей сети в другую. Иногда сетевая защита полностью блокирует трафик снаружи внутрь, но разрешает внутренним пользователям свободно связываться с внешним миром. Обычно МЭ защищают внутреннюю сеть предприятия от вторжений из глобальной сети Интернет. Межсетевой экран выполняет четыре основные функции:

-- фильтрация данных на разных уровнях;

-- использование экранирующих агентов (proxy-серверы), которые являются программами-посредниками и обеспечивают соединение между субъектом и объектом доступа, а затем пересылают информацию, осуществляя контроль и регистрацию;

-- трансляция адресов - предназначена для скрытия от внешних абонентов истинных внутренних адресов;

-- регистрация событий в специальных журналах. Анализ записей позволяет зафиксировать попытки нарушения установленных правил обмена информацией в сети и выявить злоумышленника.

Заключение

В данной работе были рассмотрены основные аспекты предметной области информационной безопасности, в частности, некоторые виды угроз безопасности и наиболее распространенные методы борьбы с ними.

В результате реализации угроз информационной безопасности может быть нанесен серьезный ущерб жизненно важным интересам страны в политической, экономической, оборонной и других сферах деятельности, причинен социально-экономический ущерб обществу и отдельным гражданам. Исходя из этого, можно сделать вывод, что информационная безопасность - это комплекс мер, среди которых нельзя выделить наиболее важные.

Актуальность вопросов защиты информации возрастает с каждым годом. Многие считают, что данную проблему можно решить чисто техническими мерами - установкой межсетевых экранов и антивирусных программ. Но для построения надежной защиты в первую очередь необходима информация о существующих угрозах и методах противодействия им. Известный принцип “предупрежден, значит вооружен” работает и в сфере компьютерной безопасности: вовремя распознав угрозу можно не допустить неприятного развития событий. Поэтому нужно соблюдать меры защиты во всех точках сети, при любой работе любых субъектов с информацией.

Однако следует понимать, что обеспечить стопроцентную защиту невозможно. С появлением новых технологий будут появляться и новые угрозы.

4. Практическая часть

4.1 Общая характеристика задачи

1) На ПК необходимо построить таблицы по приведённым ниже данным (рис. 1, 2).

2) Определить средний балл экзаменационной сессии по курсам и по факультету.

3) Результаты округлить до одного десятичного знака после запятой, используя функцию ОКРУГЛ().

4) Определить рейтинг (место по уровню успеваемости) каждого курса, используя функцию РАНГ().

5) Результаты вычислений представить в графическом виде.

6) Используя табличные данные на рис.2, сформировать и заполнить ведомость итогов экзаменационной сессии по факультету.

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

Балл

Кол-во оценок

Балл

Кол-во оценок

Балл

Кол-во оценок

Балл

Кол-во оценок

Балл

Кол-во оценок

5

23

5

27

5

32

5

28

5

34

4

57

4

60

4

58

4

63

4

62

3

18

3

14

3

10

3

9

3

6

2

7

2

9

2

4

2

1

2

Рис. 1. Сведения о результатах экзаменационной сессии

Курс

Средний балл

Рейтинг

1

2

3

4

5

По факультету

Рис. 2. Средний балл по курсам и факультету

4.2 Алгоритм решения задачи

36

i - код курса;

j - код балла;

q - код кол-ва оценок;

Aj - балл «j»;

Bijq - кол-во оценок «q» балла «j» курса «i»;

Cijq - количественный балл кол-ва оценок «q» балла «j» курса «i»;

Di - средний балл курса «i»;

D - средний балл по факультету

Рис. 3. Алгоритмическая модель решения задачи

4.. Выбор ППП

Для решения данной задачи была выбрана среда табличного процессора MS Excel.

В Microsoft Office Excel является средством для создания электронных таблиц, которое обладает возможностями для проведения простых расчетов, как с использованием арифметических действий, так и с помощью встроенных функций; для построения разных типов диаграмм и графиков; для оформления полученных таблиц и т.д. Так же MS Excel - это программа, которая не требует знаний программирования и проста в использовании для поиска результата нашей задачи. Excel обеспечивает взаимодействие со всеми программными продуктами, входящими в Microsoft Office.

4.4 Описание алгоритма решения задачи

1.Запустить табличный процессор MS Excel.

2.Создать книгу с именем «Книга 1».

3.Лист 1 переименовать в лист с названием Результат.

4.На рабочем листе Результат MS Excel создать таблицу сведений о результатах экзаменационной сессии.

5.Заполнить таблицу сведений о результатах экзаменационной сессии исходными данными (рис. 4).

Рис. 4 Расположение таблицы «Сведения о результатах экзаменационной сессии» на рабочем листе Результат MS Excel

6. Лист 2 переименовать в лист с названием Средний балл.

7. На рабочем листе Средний балл MS Excel создать таблицу, в которой будут содержаться данные среднего балла по курсам и факультету.

8. Заполнить таблицу с данными о среднем балле по курсам и факультету исходными данными (рис. 5).

Рис. 5 Расположение таблицы «Средний балл по курсам и факультету» на рабочем листе Средний балл MS Excel.

9. Для того чтобы воспользоваться преимуществами Excel, добавим в таблицу Сведений о результатах экзаменационной сессии несколько новых граф. Для этого необходимо:

-- Лист 3 переименовать в лист с названием Расчеты;

-- на рабочем листе Расчеты MS Excel создать измененную таблицу Сведений о результатах экзаменационной сессии;

-- заполнить таблицу Сведений о результатах экзаменационной сессии исходными данными (можно воспользоваться буфером обмена) (рис. 6).

Рис. 6. Расположение таблицы «Сведения о результатах экзаменационной сессии» на рабочем листе Расчеты MS Excel

10. Заполнить графу Количество оценок Всего таблицы «Сведения о результатах экзаменационной сессии», находящейся на листе Расчеты следующим образом:

-- занести в ячейку С7 формулу: =СУММ(С3:С6);

-- размножить введенную в ячейку С7 формулу для остальных ячеек данной графы (F7, I7, L7, O7).

11. Заполнить графу Общий балл таблицы «Сведения о результатах экзаменационной сессии», находящейся на листе Расчеты следующим образом:

-- занести в ячейку D3 формулу: =B3*C3;

-- размножить введенную в ячейку D3 формулу для остальных ячеек данной графы (с D4 по Р6).

12. Заполнить графу Общий балл Всего таблицы «Сведения о результатах экзаменационной сессии», находящейся на листе Расчеты следующим образом:

-- занести в ячейку D7 формулу: =СУММ(D3:D6);

-- размножить введенную в ячейку D7 формулу для остальных ячеек данной графы (G7, J7, M7, P7).

13. Заполнить графу Средний балл таблицы «Сведения о результатах экзаменационной сессии», находящейся на листе Расчеты следующим образом:

-- занести в ячейку В8 формулу: =D7/С7;

-- размножить введенную в ячейку В8-D8 формулу для остальных ячеек данной графы (с Е8 по Р8).

14. Заполнить графу ср.балл таблицы «Сведения о результатах экзаменационной сессии», находящейся на листе Расчеты следующим образом:

-- выделить ячейку В9;

-- в строке меню выбрать Вставка - функция - ОКРУГЛ;

-- в появившемся окне Аргументы функции заполнить поля Число и Число разрядов;

-- нажать кнопку ОК;

-- размножить введенную в ячейку В9 формулу [= ОКРУГЛ(В8;1)] для остальных ячеек данной графы (с Е9 по Р9).

Полученные расчеты отображены на рис. 7.

Рис.7 Расположение таблицы «Сведения о результатах экзаменационной сессии» с итогами расчетов на рабочем листе Расчеты MS Excel

15. Вставить Лист и переименовать его в лист с названием Рейтинг.

16. На рабочем листе Рейтинг MS Excel перенести таблицу Средний балл по курсам и факультету и ввести исходные данные следующим образом:

-- занести в ячейку В2 формулу =Результаты!В9;

-- занести в ячейку В3 формулу =Результаты!Е9;

-- занести в ячейку В4 формулу =Результаты!Н9;

-- занести в ячейку В5 формулу =Результаты!К9;

-- занести в ячейку В6 формулу =Результаты!N9;

-- занести в ячейку В7 формулу =ОКРУГЛ(СУММ(В2:В6)/5;1).

17. Заполнить графу Рейтинг таблицы Средний балл по курсам и факультету, находящейся на рабочем листе Рейтинг, следующим образом:

-- выделить ячейку С2;

-- в строке меню выбрать Вставка - Функция - РАНГ;

-- заполнить в окне Аргументы функции поля Число, Ссылка, Порядок как показано на рисунке 8;

-- нажать ОК;

-- размножить введенную в ячейку С2 формулу [=РАНГ(В2;В2:В6;0)] для остальных ячеек данной графы (с С2 по С6).

Рис. 8 Расположение таблицы «Средний балл по курсам и факультету» на рабочем листе Рейтинг MS Excel.

18. Результаты вычислений представить в графическом виде (рис. 9). Для этого необходимо:

-- вставить Лист и переименовать его в лист с названием Диаграмма;

-- в строке меню выбрать Вставка, затем Диаграмма;

-- настроить параметры Диаграммы.

Рис. 9 Графическое представление успеваемости по курсам

19. Составить ведомость итогов экзаменационной сессии (рис. 10):

-- вставить лист и переименовать его в лист названием Ведомость;

-- в объединенной ячейке А1 и В1, создать поля списка: Курс и Средний балл;

-- занести в ячейку В3 формулу:

=ВПР(Ведомость!А3;Рейтинг!$A$2:$B$7;2;ЛОЖЬ);

-- размножить введенную в ячейку В3 формулу на диапазон В3:В8;

-- в конце ведомости создать поле списка Начальник учебного отдела.

Рис. 10 Расположение таблицы «Ведомость итогов экзаменационной сессии» на рабочем листе Ведомость MS Excel

4.5 Результаты выполнения контрольного примера в расчётном виде

Чтобы рассчитать средний балл факультета необходимо:

1) Найти количественный балл конкретного кол-ва оценок конкретного балла.

1 курс: 5*23=115; 4*57=228; 3*18=54; 2*7=14

2 курс: 5*27=135; 4*60=240; 3*14=42; 2*9=18

3 курс: 5*32=160; 4*58=232; 3*10=30; 2*4=8

4 курс: 5*28=140; 4*63=252; 3*9=27; 2*1=2

5 курс: 5*34=170; 4*62=248; 3*6=18; 2*0=0

2) Найти сумму количественных баллов конкретного курса.

1 курс: 115+228+54+14=411

2 курс: 135+240+42+18=435

3 курс: 160+232+30+8=430

4 курс: 140+252+27+2=421

5 курс: 170+248+18+0=436

3) Найти сумму кол-ва оценок конкретного курса.

1 курс: 23+57+18+7=105

2 курс: 27+60+14+9=110

3 курс: 32+58+10+4=104

4 курс: 28+63+9+1=101

5 курс: 34+62+6+0=102

4) Найти средний балл конкретного курса, разделив сумму количественных балов конкретного курса (пункт 2) на сумму кол-ва оценок конкретного курса (пункт 3).

1 курс: 411/105=3,9

2 курс: 435/110=4,0

3 курс: 430/104=4,1

4 курс: 421/101=4,2

5 курс: 436/102=4,3

5) Находим средний балл факультета, суммируя средние баллы каждого курса, и делим на кол-во курсов.

3,9+4,0+4,1+4,2+4,3=20,5/5=4,1

Список литературы

1. Агальцов В.П., Титов В.М. Информатика для экономистов: Учебник. - М: ИД “ФОРУМ”: ИНФРА-М, 2006. - 448 с.

2. Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: Учебник. - М: Гардарики, 2006. - 655 с.

3. Домарев В.В. Безопасность информационных технологий. - К: ООО “ТИД “ДС”, 2004. - 992 с.

4. Завгородний В.И. Комплексная защита информации в компьютерных системах: Учебное пособие. - М: Логос; ПБОЮЛ, 2001. - 264 с.

5. Компьютерные системы и сети: Учебное пособие / Под ред. В.П. Косарева и Л.В. Еремина. - М: Финансы и статистика, 2001. - 464 с.

6. Коуров Л.В. Информационные технологии. - Мн.: Амалфея, 2000. - 192 с.

7. Семененко В.А. Информационная безопасность: Учебное пособие. - М: МГИУ, 2005. - 215 с.

8. Шальгин В.Ф. Защита компьютерной информации. Эффективные методы и средства. - М: ДМК Пресс, 2008. - 544 с.

Статьи из журналов:

9. Безмалый В. Мошенничество в Интернете // Компьютер пресс. - 2008. - №10. - С. 52 - 60.

10. Ульянов В. Утечки конфиденциальной информации: профиль угроз // Компьютер пресс. - 2008. - №9. - С. 29 - 32.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.