Применение симплекс-метода при определении состава смеси при переработке нефти
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ» Кафедра АСУ Курсовой проект по теории принятия решений Тема: Определение состава смеси при переработке нефти Вариант № 14 Екатеринбург 2009г. Постановка задачи Нефтеперерабатывающая компания производит 2 сорта бензина, который она продаёт по цене 19 и 21,5 цент за галлон. Нефтеперегонный завод может закупать 4 различных сорта сырой нефти, имеющей состав и стоимость, указанные в таблице 1. Таблица 1 Состав компонент и стоимость сырой нефти |
Сырая нефть | Состав компонент | Цена галлона нефти | | | A | B | C | | | 1 | 0,75 | 0,2 | 0,05 | 15 | | 2 | 0,3 | 0,35 | 0,35 | 9 | | 3 | 0,65 | 0,15 | 0,2 | 16 | | 4 | 0,45 | 0,35 | 0,2 | 13 | | |
В бензине стоимостью 21,5 цент должно содержаться не менее 45% фракции A и не более 20% фракции С. В бензине стоимостью 19 центов должно быть не более 30% фракции С. При смешивании вследствие испарения теряется 2% фракции А и по 1% фракций B и С. Определить наиболее выгодное соотношение сортов сырой нефти, используемой для производства бензина, и выбрать наиболее прибыльный бензин. Введение До XIX века основным поставщиком прикладных задач для математики были астрономия, механика, физика, а основной и весьма плодотворной идеей -- идея непрерывности, приведшая к становлению мощного аппарата интегрально-дифференциального исчисления. Развитие экономики привело к возможности рассмотрения количественных закономерностей и в рамках этой науки; с появлением экономических моделей Кенэ (1758 г.), Маркса, Вальраса и др. по существу началась математическая экономика. В 1939 году вышла в свет монография Л.В. Канторовича «Математические методы организации и планирования производства», где выявлен широкий класс производственно-экономических оптимизационных задач, допускающих строгое математическое описание. Идеи, содержащиеся в этой книге, были затем им развиты и привели к созданию линейного программирования. Для ряда моделей основное содержание задачи заключается в нахождении смеси веществ, продуктов и тому подобного, удовлетворяющих определенным технологическим требованиям. Прародительницей этих задач была так называемая задача о диете: найти наиболее дешевую смесь пищевых продуктов 1,2,…,m (хлеба, мяса, молока и пр.) которая удовлетворяла бы определенным биологическим ограничениям на содержание жиров, белков, углеводов, микроэлементов, витаминов и тому подобных биологически активных веществ. Если обозначить через xi процентное содержание (по весу) j-го продукта в смеси, через aij - весовое содержание i-го вещества в j-ом продукте, pi - допустимую верхнюю границу содержания i-го вещества в смеси, qi - нижнюю, а через cj - стоимость j-го продукта, то задача о наиболее дешевой диете приобретает вид: Для этой задачи характерно наличие двусторонних ограничений (1.2) на значение определенных линейных комбинаций переменных. Эта особенность весьма часто встречается в практике линейного программирования и специальным образом учитывается как в алгоритмах, так и в формах представления данных. Приведенная интерпретация задачи имеет скорее учебно педагогическое, чем реально-практическое значение. В действительности в качестве продуктов (хлеба, ...) могут выступать, например, различные виды нефти, полученные с разных месторождений. Эти виды отличаются по составу: они содержат различные концентрации примесей серы, парафинов, воды и прочих веществ, существенно влияющих на процесс термического разложения нефти на бензины, керосин и другие нефтепродукты. Для наилучшей эффективности и безопасности технологического процесса концентрации вышеупомянутых примесей должны находиться в определенных пределах, что достигается смешиванием различных видов сырой нефти. Учитывая то, что стоимости различных видов нефти существенно отличаются, задача подбора наиболее дешевой смеси, укладывающейся в технологические допуски, может дать существенный экономический эффект, преумноженный многомиллионными объемами переработки. Аналогичные проблемы возникают, например, и при производстве металлургического кокса из углей различных месторождений, разработке рациона питания скота и пр. В более реалистичных постановках возникают также и так называемые производственно-транспортные задачи, когда в расходах учитывают и транспортные затраты. Математическая постановка задачи Для получения r сортов бензина используется n исходных материалов. Химический состав каждого сорта бензина определяется содержанием в нем m химических элементов. Таким образом, получается: r - количество получаемых сортов бензина; r = 2. m - количество химических элементов; m = 3. n - количество сортов сырой нефти; n = 4. k - сорт бензина; . i - вид фракции; (A, B и C). j - сорт нефти; . ai,j - содержание i-го химического элемента (компонента) в единице j-го сорта сырой нефти bi,k - содержание i-го химического элемента (компонента) в бензине k-го сорта xj,k - доля содержания j-го сорта сырой нефти, используемое в одном галлоне смеси бензина k-го сорта; Sk - отпускная цена бензина k -го сорта; Zj - цена единицы j-го сорта сырой нефти; Z Ck - прибыль получаемая при производстве бензина k -го сорта; Исходя из условий задачи, необходимо максимизировать следующую целевую функцию (максимизируется разность между отпускной ценой выпускаемых бензинов и ценой исходных материалов): Для решения задачи необходимо максимизировать целевую функцию с учётом ограничений. В общем виде мы имеем следующее ограничение, определяющее содержание фракций в готовом бензине: В частом случае, это ограничение имеет следующий вид (в поставленной задаче содержатся ограничения вида «не более» и «не менее», что приводит к использованию неравенств): Так же нужно учесть формулу баланса: Где , т.е. не отрицательны. Выбор метода решения задачи Процессы принятия решений лежат в основе любой целенаправленной деятельности. Оптимальные (эффективные) решения позволяют достигать цели при минимальных затратах трудовых, материальных и сырьевых ресурсов. В классической математике методы поиска оптимальных решений рассматривают в разделах классической математики, связанных с изучением экстремумов функций, в математическом программировании. Наличие ограничений делает задачи математического программирования принципиально отличными от классических задач математического анализа по отысканию экстремальных значений функции. Методы математического анализа для поиска экстремума функции в задачах математического программирования оказываются непригодными. Для решения задач математического программирования разработаны и разрабатываются специальные методы и теории. Так как при решении этих задач приходится выполнять значительный объем вычислений, то при сравнительной оценке методов большое значение придается эффективности и удобству их реализации на ЭВМ. Если целевая функция и функции ограничений - линейные функции, то соответствующая задача поиска экстремума является задачей линейного программирования. Наиболее известным и широко применяемым на практике для решения общей задачи линейного программирования является симплекс-метод. Cимплекс-метод является достаточно эффективным алгоритмом, показавшим хорошие результаты при решении прикладных задач линейного программирования Для решения задачи симплекс-методом необходимо привести её к каноническому виду, то есть ограничения принимают вид равенств, а целевая функция максимизируется. Так как общая задача линейного программирования имеет ограничения не только вида «=», но и « », « », а целевая функция может либо максимизироваться, либо минимизироваться, то задачу необходимо свести к определению максимума целевой функции, а все имеющиеся ограничения привести к ограничениям-равенствам. Для того, чтобы задача линейного программирования была разрешима, то есть имела оптимальное решение, необходимо и достаточно, чтобы ограничения задачи были совместными (множество допустимых решений не пусто) и целевая функция была ограничена при поиске максимума сверху, а при поиске минимума снизу. Описание алгоритма решения задачи Алгоритм симплекс-метода выполняется в три этапа показан в таблице 2: Таблица 2. Алгоритм симплекс-метода |
1 этап | Приводим задачу линейного программирования к канонической форме. | | 2 этап | Определяем допустимое базисное решение | | 3 этап | Поиск оптимального решения, реализуемый переходом от одного базисного плана к другому, приводящему либо к оптимальному решению, либо к выводу о том , что задача решения не имеет | | |
1. Необходимо задачу привести к канонической форме. 1.1. Введением неотрицательных слабых переменных все ограничения неравенства представляют в виде равенств () 1.2. Максимизируем целевую функцию (). 1.3. Задача в канонической форме имеет вид: Левая часть каждого ограничения данной задачи меньше либо равна правой. Для того чтобы левая часть ограничения была равна правой, необходимо к левой части каждого ограничения прибавить соответственно неотрицательные переменные , ,….,. Эти переменные вводятся в целевую функцию с нулевыми коэффициентами, чтобы не изменить её значение. 2. Поиск опорного базисного решения. 2.1. Определяем допустимое базисное решение. 2.2. Принимаем в качестве базисных, введённые слабые переменные. 2.3. Составляем исходную симплекс-таблицу (таблица 3) по следующей схеме (таблица 4): Таблица 3. Симплекс-таблица |
Ci | | | C1 | Cj | … | Cn | Cn+1 | … | Cn+m | | | | | | | … | | | … | | | C1 | | | | | … | | | … | 0 | | Ci | | | | | … | | 0 | … | 0 | | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | | Cm | | | | | … | | 0 | … | | | | | | | | … | | | … | | | | | | | | … | | | … | | | |
Таблица 4. Схема заполнения симплекс-таблица |
Столбец Сi | записываются коэффициенты при базисных переменных () | | Столбец | базисные переменные. Количество базисных переменных равно количеству ограничений задачи (n) | | Столбец | свободные члены ограничений (значения базисных переменных) | | Строка | строка переменных, входящих в целевую функцию и в систему ограничений | | Столбцы | В симплекс-таблице количество столбцов равно количеству базисных и свободных переменных задачи (m+n). Количество свободных переменных равно количеству неизвестных переменных задачи (n), количество базисных - количеству ограничений (m) | | Строка | Для столбца : содержит значение целевой функции, которое рассчитывается по формуле , а столбцы этой же строки (значения относительных оценок ), рассчитывается по формуле | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|