p align="left">Одной из важнейших проблем в обсуждаемой сфере доктрина объявляет проблему информационного неравенства, которое вносит раскол в общество и отчуждение между составляющими его группами населения; поэтому данная проблема имеет прямое отношение к национальной безопасности. Особенно важно преодоление проявлений информационного неравенства в образовании, поскольку: · появилась тенденция разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении; · велико различие уровней доходов семей учащихся; · значителен разрыв в размерах финансового обеспечения образовательных учреждений в различных регионах страны. Преодоление информационного неравенства является задачей первостепенной государственной важности. 2 Элективный курс "Проблемы социальной информатики" Элективный курс «Проблемы социальной информатики» в профильном обучении образовательной области информатика занимает важное место в подготовке учеников к дальнейшему обучению, и предполагает повышение уровня образования за счет углубленного изучения материала по коммуникационным технологиям. Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования в частности. В этой связи решающее значение приобретают знания связанные с ИКТ. Курс разработан для учащихся 10-11 классов, продолжительность обучения 1 года (30 аудиторных часов). Занятия проводятся по одному часу в неделю. Элективный курс «Проблемы социальной информатики» рассчитан на углубленное изучение темы и не входит в обязательный минимум содержания основного среднего образования по дисциплине информатика. Направленность курса - развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся. При подготовке учащихся данного профиля приобретает значимость вопрос о реализации межпредметных связей всего образовательного процесса. Т.к. основным направлением в изучении курса является информационное общество. Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информатике. Организация занятий курса происходит в виде бесед, диалогов, устных сообщений учащихся с последующей дискуссией, оформление сообщений по истории социального общества и разбор решения различных задач в виде творческих работ. Для текущего контроля усвоения материала рекомендуется проводить небольшие зачетные работы, включая в них дифференцированные задания, а итоговый контроль провести в виде теста. 2.1 Цели и задачи Задачи, предлагаемые в курсе интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и дает им возможность проверить свои способности по информатике. Организация занятий курса происходит в виде бесед, диалогов, устных сообщений учащихся с последующей дискуссией, оформление сообщений . Для текущего контроля усвоения материала рекомендуется проводить небольшие зачетные работы, включая в них дифференцированные задания, а итоговый контроль провести в виде теста. Основная цель курса заключается в углублении имеющихся у учеников знаний по проблемам социальной информатики, формировании основы научного мировоззрения в области информатики и развитии интереса к информатике, как науке,расширение и углубление знаний полученных в школьном курсе информатики ИКТ на этапе старшей школы. Задачи курса: 1)расширить представлений знаний учащихся о информационном обществе; 2)дать представление об истории возникновения информационного общества; создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к изучению математики и информатики; умение самостоятельно приобретать и применять знания; развить творческие способности и коммуникативные навыки; развить у учащихся логическое и алгоритмическое мышление; После прохождения элективного курса, обучаемые овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности: умеют работать с литературой; -имеют представление об информационном обществе; - имеют представление об информационной безопасности. -имеют представление об информационных революциях; 3.Тематический план курса |
№ урока | Тема урока | Вид урока | | | Введение в курс проблемы социальной информатики- 2 часа | | 1 | Социальная информатика. | лекция | | 2 | Основные проблемы | лекция | | | Понятиие «Информационное общество» - 2 часа | | 3 | История информационного общества | лекция | | 4 | Понятие информационного общества | лекция | | | Путь человечества к информационному обществу- 7 часов | | 5 | Информационные революции общие понятия | лекция | | 6 | Первая информационная революция | лекция | | 7 | Вторая информационная революция | лекция | | 8 | Третья информационная революция | лекция | | 9 | Четвертая информационная революция | лекция | | 10 -11 | Творческая игра «Умницы и умники» | практическое занятие | | | Информационные ресурсы- 4 часа | | 12 | Понятие ресурса | лекция | | 13 | Отраслевые информационные ресурсы | лекция | | 14 | Информационные услуги | лекция | | 15 | Диктант | практическое занятие | | | Экономика и структура труда в информационном обществе-3 часа | | 16,17 | Экономика и структура труда в информационном обществе | лекция+ практическое занятие | | 18 | Характерная черта экономики информационного общества | Лекция | | | Проблема информационной безопасности личности-4 часа | | 19,20 | Национальные интересы | лекция | | 21,22 | Доктрина информационной безопастности РФ | лекция+ практическое занятие | | 23 | Методы обеспечения информационной безопасности | лекция | | 24-28 | Участие в одном из образовательных проектов | проект | | 28-30 | Итоговое тестирование | тест | | | ИТОГО | 30 | 30 | | |
Заключение В данной курсовой работе были рассмотрены проблемы социальной информатики, а также разработан элективный курс не тему «Проблемы социальной информатики» в предпрофильном обучении информатике. В первой части работы были выявлены главные особенности социальной информатики как одной из важнейших направлений инновационной деятельности в сфере образования, выделены его основные цели и задачи. Основное внимание было уделено элективным курсам как одному из компонентов предпрофильного обучения.. Во второй части данной работы, опираясь на теоретические результаты, был предложен авторский разработанный элективный курс на тему: «Проблемы социальной информатики». Было предложено содержание курса, тематическое планирование курса, цели и задачи. Список литературы
Гуде С.В., Социальная информатика. Учебное пособие. / Гуде С.В., Ревин С.Б. Социальная информатика МВД России. 2008.-238 с. О.Э. Згадзай, С.Я.Казанцев, А.В.Филиппов. Социальная информатика. Учебник. - М.: ИМЦЙ ГУК МВД Росси, 2008. - 348 с. Основы социальной информатики. В 2-х томах: краткий курс в таблицах, схемах и примерах. Учебник / Богатов Д.Ф., Богатов Ф.Г.- М.: Приор, 2007.- 144 с., 166 с. Социальная информатика. Учебное пособие под ред. проф. Минаева. М.: УМЦ при ГУК МВД РФ, 2009. - 48 с. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов (Гриф МО РФ) / Под ред.проф. Х.А.Андриашина, проф. С.Я.Казанцева - М.:Юнити-Дана, 2008.- 463 с. Социальная информатика: Учебник/ Каймин В.А.,2-е изд. перераб. И доп.- М: Инфра-М., 2006.- 272 с. Социальная информатика: Учебник/ Под ред. Н.В.Макаровой, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005.- 768 с. Социальная информатика: Учебник для вузов/ Острейковский В.А., М: Высшая школа, 2006.- 511 с. Социальная информатика: Учебник для вузов / Козырев А.А.- СПб: издательство Михайлова В.А., 2006.- 511 с. Социальная информатика / Турецкий В.Я. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: Инфра-М, 2006.- 560 с. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика.: Учебное пособие для вузов / Колин К.К. - М.: Академ.проект: Деловая книга Екатеринбург, 2008.- 350 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|