Проектирование информационной системы "Гостиница"
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ им. В.В. Куйбышева) Кафедра конструирования и производства радиоаппаратуры «Проектирование информационных систем» на тему:ГОСТИНИЦА 2010 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 ЗАДАНИЕ 2 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССОВ 2.1 Функциональная модель бизнес-процессов 2.2 Внешнее окружение проектируемого ПО 2.3 Функциональность проектируемого ПО 2.4 Спецификации процессов 2.4.1 Спецификация процесса «Бронирование номеров» 2.4.2 Спецификация процесса «Регистрация клиентов» 2.4.3 Спецификация процесса «Отъезд клиентов» 3 СИСТЕМНЫЕ (БИЗНЕС) ТРЕБОВАНИЯ 4 СПЕЦИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТИРУЕМОГО ПО 4.1 Распределение требований по субъектам и прецедентам 4.2 Диаграмма прецедентов системы 4.3 Диаграмма деятельности системы 5 СПЕЦИФИКАЦИЯ СОСТОЯНИЯ ПРОЕКТИРУЕМОГО ПО - ВВЕДЕНИЕ
- В данной работе необходимо разработать предложения по автоматизации для гостиницы.
- Гостиница -- имущественный комплекс (дом, здание, часть здания, иные постройки) с меблированными комнатами («номерами») для временного проживания.
- С точки зрения функционирования или структуры гостиницы, можно сказать, что гостиница располагает номерами с разным уровнем сервиса, комфортности и, соответственно, оплаты. Номера могут быть разных типов: люкс -- многокомнатный номер с высоким уровнем сервиса, комфортности и обслуживания; полулюкс -- номер меньшей, чем люкс, площади, но с достаточным уровнем сервиса и комфортности; обычный номер - с минимальным уровнем сервиса. В гостинице ведется учет состояния номеров.
- Все прибывающие и размещаемые в гостинице клиенты при вселении должны заполнить карточку регистрации, в которой необходимо указать фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, паспортные данные, время заселения, время отъезда.
- Любой номер гостиницы имеет номер, по которому ведется учет клиентов, проживающих в гостинице.
- Также гостиница предоставляет возможность бронирования номеров.
- Таким образом, в функционирование гостиницы входит:
- 1. Регистрация клиентов;
- 2. Учет состояния номеров;
- 3. Прием заявок на бронирование номеров;
- 4. Расчет стоимости проживания;
- 5. Справочная информация о дополнительных услугах.
1 ЗАДАНИЕРазработать предложения по автоматизации гостиницы (номера - бронирование - клиенты).Регистрация клиентов и бронирование номеров. Учет состояния номеров. Заявки на бронирование и проживание. Расчет стоимости проживания. Справочная информация о дополнительных услугах.2 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССОВ2.1 Функциональная модель бизнес-процессовПостроение модели информационной системы начинается с описания функционирования системы в целом в виде контекстной диаграммы.Взаимодействие системы с окружающей средой описывается с помощью входов («Обращения клиентов» и «Оплата услуг»), выходов («Оказанные услуги» и «Полученная прибыль»), управления («Законы РФ» и «Устав гостиницы») и ресурсов («Номера» и «Персонал гостиницы»).Клиенты - люди, создающие спрос на услуги гостиницы.Оплата услуг - часть прибыли, формирующейся из оплаты оказанных услуг.Устав гостиницы - свод правил, которому подчиняются все работники гостиницы.Законы РФ - законы по защите прав потребителя, и те, которые тем или иным образом контролируют качество, оказываемых гостиницей услуг.Номера - основной ресурс для процесса функционирования гостиницы, так как они сдаются клиентам для временного проживания.Персонал гостиницы - люди, работающие в гостинице, осуществляющие приём клиентов, администрирование номеров, уборку комнат и др.Оказанные услуги - услуги, оказанные гостиницей клиентам.Полученная прибыль - сумма всех выплат за оказанные услуги.После описания контекстной диаграммы переходим к процессу функциональной декомпозиции, т.е. разбиваем систему на подсистемы до степени, достаточной для понимания роли проектируемого ПО и написания спецификаций процессов.Как видно из диаграммы, весь процесс функционирования гостиницы разбивается на три:1. Предоставление номеров - деятельность гостиницы по сдаче номеров и их предварительного бронирования; 2. Учет состояния номеров - поддержание персоналом гостиницы номеров в чистоте и порядке; 3. Оказание дополнительных услуг - выдача справочной информации о дополнительных услугах и их оказание. Произведем дальнейшее разбиение на подсистемы первых двух видов работ «Предоставление номеров» и «Учет состояния (обслуживание) номеров». Опишем процессы, представленные на данной диаграмме декомпозиции. Бронирование номеров - предоставление услуги бронирования номеров позволяет клиентам заранее спланировать пребывание в гостинице. Заселение номеров - данный процесс включает в себя процедуру идентификации клиента по паспорту при заселении. Процессы бронирования и заселения номеров будут подлежать автоматизации. Прием предоплаты - заселение в номер осуществляется после предоплаты за указанный срок проживания или при его продлении. Выезд из гостиницы - процесс включает в себя формирование итогового счета за вычетом предоплаты. Проверка оплаты счетов - формирование итогового счета за оказанные услуги. Создаваемое программное обеспечение в дальнейшем будет формировать итоговую сумму счетов, подлежащих к оплате. Теперь опишем связи, которые не были представлены на диаграммах высшего уровня. Забронированные номера - номера гостиницы, которые займут уже известные клиенты по запросу при въезде в гостиницу. Тариф - суточная плата за проживание, соответствующая типу выбранного номера. Счет - данные о платежах клиента. Это также запрос в бухгалтерию на формирование суммарных счетов клиента. Неоплаченные счета - итоговый счет или сводка текущих платежей за проживание в гостинице и пользование услугами, подсчитанный и проверенный бухгалтерией и направляемый администратору гостиницы для предъявления клиенту. Опишем процессы, представленные на данной диаграмме. Подготовка номеров - уборка номеров перед заселением в него новых клиентов. Плановое обслуживание номеров - плановое регулярное обслуживание номеров во время проживания клиентов в номере. Далее продолжим декомпозицию диаграммы «Предоставление номеров». Опишем процесс бронирования номеров. Первым этапом для бронирования номера клиент должен заполнить форму, в которой должен указать фамилию, имя, отчество, место постоянного жительства, паспортные данные, телефон или e-mail (при заполнении формы через интернет) для дальнейшей связи с клиентом при возникновении вопросов, категорию номера, дату въезда и дату выезда. Далее система произведет расчет стоимости согласно выбранным данным и предоставит эту информацию пользователю (клиенту). Далее, если клиент согласен с условиями бронирования, он должен подтвердить заказ. Затем клиент должен оплатить заказ удобным для него способом из предложенных. Данные о пользователе - форма заполненная пользователем на первом этапе бронирования. Тариф - стоимость услуг, согласно категории выбранного номера. Данные о стоимости - цена для подготовленного заказа. Квитанция об оплате - квитанция для оплаты заказа. Опишем процесс заселения номеров. Перед заселением в номер клиент должен заполнить форму, в которой должен указать свои фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, тип номера, дату въезда и отъезда. Затем клиенту производят расчет стоимости за проживание и предъявляют счет, который он должен оплатить. После оплаты происходит заселение в номер. При выезде из гостиницы клиенту предъявляют итоговый счет за проживание в гостинице и пользование услугами. Затем клиент должен оплатить данный счет. Потом происходит проверка номера перед отъездом клиента и сдача ключей. Номер становится свободным. 2.2 Внешнее окружение проектируемого ПО На схеме показано, что система гостиницы работает с базой данных клиентов, базой данных номеров гостиницы и базой данных услуг, предоставляемых гостиницей. Также система гостиницы имеет систему защиты и систему обслуживания. 2.3 Функциональность проектируемого ПО Данная информационная система будет автоматизировать: 1. Бронирование номеров; 2. Регистрацию новоприбывших клиентов (ФИО, паспортные данные, место жительства, номер комнаты в гостинице, дата въезда и выезда); 3. Вести учет платежей за проживание; 4. Вести учет занятых, свободных и забронированных номеров. 2.4 Спецификации процессов 2.4.1 Спецификация процесса «Бронирование номеров» @ВХОД = ДАННЫЕ КЛИЕНТА @ВХОД = ТИП НОМЕРА @ВХОД = СРОКИ ПРОЖИВАНИЯ @ВЫХОД = ЗАПРОС НА БРОНИРОВАНИЕ @СПЕЦПРОЦ БРОНИРОВАНИЕ НОМЕРОВ ВЫПОЛНИТЬ вывести ФОРМУ клиенту, для ее заполнения ЕСЛИ В ФОРМЕ заполнены ДАННЫЕ КЛИЕНТА, ТИП НОМЕРА, СРОКИ ПРОЖИВАНИЯ ТО ВЫПОЛНИТЬ рассчитать стоимость заказа и вывести ее пользователю КОНЕЦЕСЛИ ЕСЛИ подтверждение ЗАКАЗА ТО ВЫПОЛНИТЬ отправить ЗАПРОС НА БРОНИРОВАНИЕ ИНАЧЕ ВЫПОЛНИТЬ отменить ЗАПРОС НА БРОНИРОВАНИЕ КОНЕЦЕСЛИ @КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА БРОНИРОВАНИЕ НОМЕРОВ 2.4.2 Спецификация процесса «Регистрация клиентов» @ВХОД = ДАННЫЕ КЛИЕНТА @ВХОД = ДАТА ВЪЕЗДА @СПЕЦПРОЦ РЕГИСТРАЦИЯ КЛИЕНТОВ При запросе на поиск свободных номеров ВЫПОЛНИТЬ вывести список свободных номеров При выборе номера ВЫПОЛНИТЬ вывести ФОРМУ для ее заполнения ЕСЛИ в ФОРМЕ заполнены ДАННЫЕ КЛИЕНТА, ДАТА ВЪЕЗДА ТО ВЫПОЛНИТЬ добавить ДАННЫЕ КЛИЕНТА в базу и отметить выбранный номер как занятый КОНЕЦЕСЛИ @КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА РЕГИСТРАЦИЯ КЛИЕНТОВ 2.4.3 Спецификация процесса «Отъезд клиентов» @ВХОД = ДАННЫЕ КЛИЕНТА @ВХОД = ДАТА ВЫЕЗДА @ВЫХОД = СЧЕТ @СПЕЦПРОЦ ОТЪЕЗД КЛИЕНТОВ При запросе на поиск КЛИЕНТА ВЫПОЛНИТЬ вывести форму для поиска клиентов При вводе ДАННЫХ КЛИЕНТА ВЫПОЛНИТЬ вывести информацию о КЛИЕНТЕ ЕСЛИ введена ДАТА ВЫЕЗДА ТО ВЫПОЛНИТЬ сформировать окончательный СЧЕТ за проживание для КЛИЕНТА и вывести его на печать КОНЕЦЕСЛИ ВЫПОЛНИТЬ занести ДАННЫЕ КЛИЕНТА в архив и отметить освобождаемый номер как свободный @КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОТЪЕЗД КЛИЕНТОВ 3 СИСТЕМНЫЕ (БИЗНЕС) ТРЕБОВАНИЯ Таблица 2 - Системные (бизнес) требования для системы «Гостиница» |
Номер | Описание требования | | BR-1 | Клиент должен иметь возможность оформить заказ на бронирование номера. | | BR-2 | При оформлении заказа на бронирование клиент должен иметь возможность выбрать тип номера и указать сроки проживания. | | BR-3 | Клиент должен иметь возможность отменить заказ на любом этапе оформления, пока он не подтвердил его. | | BR-4 | Администратор должен иметь возможность выполнять поиск номеров гостиницы по их параметрам. В том числе просматривать информацию о свободных номерах гостиницы. | | BR-5 | Администратор должен иметь возможность регистрировать клиента при его заселении в гостиницу. | | BR-6 | Администратор должен иметь возможность отменить регистрацию клиента на любом этапе регистрации. | | BR-7 | Администратор должен иметь возможность оформить отъезд клиента из гостиницы. | | BR-8 | Администратор должен иметь возможность выполнять поиск клиента в базе по его данным. | | BR-9 | Администратор должен иметь возможность сформировать окончательный счет клиента за проживание в гостинице и распечатать его. | | BR-10 | Администратор при необходимости должен иметь возможность изменить информацию о клиентах и номерах гостиницы. | | BR-11 | Администратор должен иметь возможность вести учет оплаты платежей клиентом за проживание. | | |
Страницы: 1, 2
|