на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Проектирование и разработка электронного учебного курса по дисциплине "Начертательная геометрия, инженерная графика"
p align="left">Последний фактор состоит в субъективной реакции пользователя на оформление текста. Если пользователю неприятен стиль оформления текста, то его производительность при работе с ним конечно снизится. Большинство специалистов считают, что познавательная ценность электронного текста измеряется тремя характеристиками:

? Первоначальной реакцией пользователя на текст.

? Привлекательностью текста.

? Ясностью изложения текста.

Из перечисленных характеристик привлекательность наиболее субъективна. Поэтому привлекательность текста для пользователя может быть достигнута предоставлением ему возможности (в определенных пределах) самостоятельно установить формат представления материала на экране, а может быть, даже управлять системой в целом, включая расположения фрагментов текста, иллюстраций и осветленного пространства, т.е. полностью конфигурировать экранный интерфейс. Это, разумеется, потребует значительных дополнительных усилий при разработке ЭУ, но зато обеспечит наилучшие условия его использования. В браузере MS Internet Explorer предусмотрена возможность индивидуальной настройки пользовательского интерфейса (для чего предназначена команда Свойства обозревателя и соответствующее ей диалоговое окно).

Проблема ориентации и перемещения пользователя. Ориентация учащегося в ЭУК достигается несколькими путями. Прежде всего, как и в печатном издании, с помощью заголовков. Рубрикация ЭУК, должна характеризоваться большей глубиной (большим числом уровней), чем у печатного издания. Целесообразно, чтобы каждый (или почти каждый) экран содержал заголовок раздела. Выше уже упоминалось, что разделы ЭУ должны быть достаточно короткими, каждый раздел должен содержать исчерпывающую информацию по одному конкретному вопросу.

Другой вариант ориентации связан с использованием в ЭУК колонтитулов (как и в печатном пособии). Колонтитул может быть предусмотрен на каждой экранной странице и позволяет контролировать название изучаемой главы и параграфа, т. е. пользователь не теряет ориентации в учебнике.

Наконец, при использовании фреймовой структуры во фрейме "Содержание" выбранный раздел отмечается другим цветом по сравнению со всеми оставшимися. Здесь преимущество ЭУК особенно наглядно, так как студент, наряду с чтением раздела, всегда видит, где он находится, какой раздел изучает и видит расположение этого раздела среди других рубрикаций.

Перечисленные средства ориентации наиболее распространены, хотя можно использовать и некоторые другие, например, в форме всплывающей подсказки, содержащей название раздела или даже в виде представления на экране фрагмента графа рубрикаций, в котором указано (например, выделено цветом) название изучаемого раздела.

Вообще проблема поиска пути в учебнике требует решения на стыке наук. В постановке и решении этой проблемы должны участвовать психологи, библиотекари, специалисты по компьютерным технологиям, преподаватели, издатели, графические дизайнеры. Пока единый подход к этой проблеме, к сожалению, отсутствует. Трудность ее решения связана и с тем, что эта проблема касается множества процессов, протекающих на различных уровнях активности сознания. Это одновременно проблема узнавания и проблема формирования решения, проблема выбора элементов различных поисковых стратегий, например, оглавления или глоссария (предметного указателя). В последнем случае возникает дополнительно достаточно-общая проблема выбора правильных терминов (ключевых слов) для поиска, а также возможность неопределенности (неоднозначности) в результате неточного запроса.

Основная проблема использования фреймовых структур связана с ограниченным объемом фрейма, так как он вспомогательный и его увеличение снизило бы площадь той части экрана, которая занята содержательной частью электронного пособия. Ограниченный размер этого фрейма наряду с многоуровневой детализованной структурой рубрикаций электронного учебника обычно приводит к невозможности просмотра всех рубрик одновременно: во фрейме обязательно присутствует маркер прокрутки и видна лишь часть оглавления.

Здесь для увеличения количества одновременно присутствующих на экране рубрик можно идти несколькими путями. Первый из них состоит в использовании предельно коротких заголовков (из одного -- двух слов), причем при подведении к рубрике указателя мыши всплывает полный заголовок в небольшом вспомогательном окне.

Второй путь состоит в применении иерархического структурирования оглавления. Скажем, исходно на экране в этом фрейме помещается список заголовков первого уровня (глав). Если щелкнуть по одному из заголовков, то в этом же фрейме появляется совокупность всех заголовков второго уровня для соответствующей части учебного пособия. Аналогично, при щелчке указателем мыши на заголовок 2-го уровня, фрейм заполняется заголовками третьего уровня и так далее (обычно, число уровней не превышает 3-х). При заполнении фрейма заголовками 2-го, 3-го и последующих уровней должны быть предусмотрены и команды возврата во фрейм заголовков более высоких уровней (возврат на 2-ой уровень, возврат на 1-ый уровень). Собственно загрузка материала в основной фрейм происходит только в результате щелчка по заголовку нижнего уровня, т. е. процесс навигации в материале заметно усложняется. Вероятно, такой подход оправдан лишь при двухуровневой структуре материала.

Опишем структуру ЭУК по дисциплине «Начертательная геометрия, инженерная графика». Для того, что бы войти в электронный учебник, необходимо пройти авторизацию, т.е. ввести свою фамилию или имя. Перед вами откроется титульный лист учебника.

Вверху экрана располагается меню, которое содержит следующие вкладки: правка, справка, приложение.

Правка:

- скрыть фрейм;

- показать фрейм;

- поиск текста по ключевому слову;

- выход.

Справка:

- о программе;

- помощь.

Приложение:

- словарь специальных терминов;

- полное содержание курса;

- методические рекомендации по выполнению контрольной графической работы;

- вопросы для самопроверки;

- рабочая программа:

- цели и задачи дисциплины;

- требования к уровню освоения содержания дисциплины;

- объем дисциплины и виды учебной работы;

- содержание дисциплины;

- учебно-методическое обеспечение дисциплины;

- материально-техническое обеспечение дисциплины;

- содержание итогового и промежуточного контроля;

- методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Возвращаясь к титульному листу, хочется отметить расположенный слева перечень указателей - это фрейм. Он содержит в себе все темы курса. Фрейм для более удобного просмотра страницы можно скрыть, и затем вернуть на место для перехода к другому материалу.

Электронный учебный курс содержит как краткий курс дисциплины «Начертательная геометрия, инженерная графика», так и более полный, также есть словарь и вопросы для самостоятельной проверки освоенности учебного материала.

Особенность электронного учебного курса по дисциплине «Начертательная геометрия, инженерная графика» состоит в том, чтобы наглядно изобразить процесс проецирования, сложный для восприятия студентами. Для этого по трудно воспринимаемым темам представлены видеоролики:

- свойства проецирования;

- проецирование точки;

- проецирование прямой;

- проецирование плоскости;

- сечение геометрического тела.

Кроме того, имеется видеоролик с пояснением методики выполнения инженерно-графических работ.

2.3 Результаты итогового тестирования

Наше исследование вылилось из курсового проекта, который разрабатывался с четвертого курса. Студенты первого курса специальности «Полиграфия» 2006/2007 гг. обучения занимались без ЭУК по дисциплине «Начертательная геометрия, инженерная графика». Результаты итогового тестирования.

№ п\п

оценка

количество

1

2

4

2

3

17

2

4

3

4

5

1

На основе таблицы построена диаграмма, в которой отображаются результаты тестирования.

Студентам 2007\2008 гг. обучения было предложено изучать дисциплину «Начертательная геометрия, инженерная графика» при помощи электронного учебного курса, затем выполнить итоговое тестирование. Результаты были зафиксированы в таблице и обработаны с помощью различных статистических вычислений.

№ п\п

оценка

количество

1

2

2

2

3

16

3

4

5

4

5

2

На основе таблицы построена диаграмма, в которой отображаются результаты тестирования.

В результате: 20% учащихся справились с тестовыми заданиями на «4» (хорошо), т.е. правильно ответили на 75% вопросов. На «отлично» справились с заданиями 8% тестируемых студентов. На «3» (удов) выполнили задания 64% студентов и на «2» (неуд) выполнило 8%.

Приведем анализ усвоения учащимися материала с использованием традиционных, книжных средств обучения. Учащимся был предоставлен по программе материал для самостоятельного изучения, а также разработаны тесты по содержанию. В итоге, студенты справились с заданиями хуже: 12% учащихся справились с тестовыми заданиями на 4 (хорошо), т.е. правильно ответили на 75% вопросов. На «отлично» справились с заданиями 4% тестируемых студентов. На «удовлетворительно» выполнили задания 68% студентов и на «неуд» выполнило 16%.

Представим сравнительную диаграмму.

По диаграмме видно, что увеличилось количество хороших и отличных оценок у студентов экспериментальной группы (их результаты представлены сиреневым цветом).

Предложим вашему вниманию диаграмму, которая отображает количество вопросов в тестировании (31), а также количество правильных и неправильных ответов.

Объединим вопросы тестирования по разделам:

1. Правила оформления чертежей (форматы, линии чертежа, геометрические построения, нанесение размеров): 1,2,3,13,11 вопросы.

2. Проецирование геометрических объектов (точек, прямых, плоскостей): 4, 6, 7, 8, 9.

3. Проецирование геометрических тел: 12, 14, 15.

4. Наглядные изображения (аксонометрия, технический рисунок): 5, 10, 21, 20, 22, 29.

5. Изображения в инженерной графике (виды, разряды, сечения): 16, 17, 18, 19, 23, 24, 30, 31.

6. Соединения деталей: 25, 26, 28.

Анализ результатов тестирования позволил выявить наиболее проблемные темы курса. Это проецирование геометрических объектов (II раздел) и наглядные изображения предметов (IV раздел). Для устранения этих недостатков в ЭУК был введен наглядный материал в виде анимации.

Выводы по главе II

Электронный учебный курс по дисциплине «Начертательная геометрия, инженерная графика» разработан для студентов Института профессионального образования и информационных технологий Башкирского педагогического университета им. М. Акмуллы специальности «Полиграфия».

ЭУК может быть использован преподавателем на занятиях для предъявления нового материала и его последующего закрепления. Студентам предлагается ознакомиться с теоретическим материалом.

Работа с данным электронным учебным курсом ориентирована на самостоятельную познавательную деятельность студентов и самопроверку полученных знаний. Его высокий учебный потенциал определяется удобным представлением теоретического материала, наличием примеров, графических иллюстраций, глоссария, руководством по использованию и видеороликов.

Программа Teach Book Lite позволяет создавать профессиональные электронные учебники высокого уровня без всякого программирования. На начальной стадии внедрения ЭУК целесообразна фреймовая структура. В большинстве случаев, при проектировании ЭУК рекомендуется ограничиваться структурой с тремя -- четырьмя фреймами.

Особенность электронного учебного курса по дисциплине «Начертательная геометрия, инженерная графика» состоит в том, чтобы наглядно изобразить процесс проецирования, сложный для восприятия студентами. Для этого по трудно воспринимаемым темам представлены видеоролики:

- свойства проецирования;

- проецирование точки;

- проецирование прямой;

- проецирование плоскости;

- сечение геометрического тела плоскостью.

Кроме того, имеется видеоролик с пояснением методики выполнения контрольно-графических работ.

Экспериментальная проверка эффективности ЭУК показала, что успеваемость обучаемых возросла. Значительно улучшилось качество контрольно-графических работ. Итоговое тестирование позволило выявить слабые стороны ЭУК. Были приняты меры для устранения недостатков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В информационной сфере в высших учебных заведениях сложилось противоречие между все более расширяющейся сферой применения электронных учебных материалов как средств обучения в вузе и отсутствием выявленной специфики подобных материалов, использование которых обеспечивает активизацию учебно-познавательной деятельности студентов.

Нами сделана попытка разрешения этого противоречия через проектирование и разработку ЭУК для изучения дисциплины «Начертательная геометрия, инженерная графика» на отделении «Полиграфия» Института профессионального образования БГПУ им. М. Акмуллы.

В процессе исследования была подтверждена гипотеза: Повышение эффективности обучения дисциплины «Начертательная геометрия, инженерная графика» при использовании учебного курса возможно, если:

1. Будет разработан и внедрен электронный учебный курс по дисциплине «Начертательная геометрия, инженерная графика». Использование методики обучения дисциплине «Начертательная геометрия, инженерная графика», в основе которой лежит применение студентом электронного учебного курса во всех видах учебной работы (практических занятиях, самостоятельной работе, контроле), обеспечило активизацию учебно-познавательной деятельности студентов и высокие показатели результатов обучения.

2. Активизирована учебно-познавательная деятельность студентов. Электронный учебный курс ориентирован на активизацию познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Начертательная геометрия, инженерная графика», если он соответствует дидактическим принципам (создание мотивации изучения дисциплины, наглядность представления учебной информации, ориентация на самостоятельное освоение учебного материала), а так же специфическим принципам: нелинейности структуры учебного материала, технологической и содержательной преемственности.

3. Будут рационально сочетаться различные технологии представления материала. Особенность электронного учебного курса по дисциплине «Начертательная геометрия, инженерная графика» состоит в том, чтобы наглядно изобразить процесс проецирования, сложный для восприятия студентами. Для этого по трудно воспринимаемым темам представлены видеоролики:

- свойства проецирования;

- проецирование точки;

- проецирование прямой;

- проецирование плоскости;

- сечение геометрического тела плоскостью.

Эффективность ЭУК была проверена в ходе экспериментальной работы. Работа с данным электронным учебным курсом ориентирована на самостоятельную познавательную деятельность студентов и самопроверку полученных знаний. Его высокий учебный потенциал определяется удобным представлением теоретического материала, наличием примеров, графических иллюстраций, глоссария, руководством по использованию и видеороликов.

ЭУК может быть использован преподавателем на занятиях для предъявления нового материала и его последующего закрепления. Разработанный нами ЭУК будет интересен и полезен учащимся СОШ, ССУЗ и ВУЗ, где изучается черчение, начертательная геометрия и инженерная графика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.
Алаева Н.С. Разработка инструментальных средств автоматизации учебного процесса при преподавании экономических и специальных дисциплин студентам с нарушением слуха (на материале колледжа института социальной реабилитации НГТУ) // Модернизация специального образования. Проблемы коррекции, модернизации, интеграции: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Санкт-Петербург,1315 октября 2003 г.). Ч.2. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2003. С. 410 - 414.

2. Баранова Ю.Ю., Перевалова Е.А. Методика использования электронных учебников в образовательном процессе//Информатика и образование. 2000. № 8. С. 43-47.

3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва-Воронеж, 2002. - 355с.

4. Беспалько В.П. Учебник. Теория создания и применения. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 192 с.

5. Бидайбеков Е.Ы., Гриншкун В.В. Гипермедиа в обучении//Информатика. 1999. №8. С. 83.

6. Виштак О.В. Дидактические основы разработки педагогического сценария мультимедийного учебного пособия по информатике //Информатика и образование. 2004. №7. С. 87-90.

7. Вуль В.А. Электронные издания. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 560 с.

8. Гасов В.М., Цыганенко А.М. Методы и средства подготовки электронных изданий: Учеб. пособие / В.М. Гасов, А.М. Цыганенко; Моск. гос. ун-т печати. - М.: МГУП, 2001. - 735 с.

9. Гончаров А. Самоучитель HTML: (Популярный язык гипертекстовой разметки документов). - СПб.: Питер, 2002. - 239 с.

10. ГОСТ 19.201-78 ЕСПД. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению.

11. Гречихин А.А., Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация: Учеб. метод. пособие в помощь авт. и ред. - М.: Логос: Московский государственный университет печати, 2000. - 255 с.

12. Забихулин Ф.З. Дидактическая целесообразность использования информационных и коммуникационных технологий в системе образования // Информатизация образования: опыт, проблемы, перспективы: Матер. респуб. научно-практ. конф. - Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2007. С. 23-26.

13. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). - Астрахань: Изд-во "ЦНТЭП", 1999. - 364 с.

14. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

15. Иванов В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний//Информатика и образование. 2002. №1. С. 71-81.

16. Казиев В.М., Казиев К.В. Правила практического педагогического тестирования (с примерами по информатике)//Информатика и образование. 2005. №9. С. 81-94.

17. Карпочева В.Е., Фионова Л.Р. К вопросу о методике создания электронных пособий//Педагогическая информатика. 2003. №4. С. 84-89.

18. Касторнова В.А., Касторнов А.Ф. Демонстрационно-обучающий курс «Алгоритмический язык Паскаль»//Информатика и образование. 1998. №2. С. 48-61.

19. Кириленко А. Самоучитель HTML. - СПб.: Питер; Киев: издательская группа BHV, 2006. - 272 с.

20. Климов В.Г. Информационные и коммуникационные технологии обучения: проблемы, методика внедрения, перспективы. - Пермь: Изд-во «ОАО Книжное издательство», 2005. - 280 с.

21. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения/Под ред. А.А. Красновского. - М.: Учпедгиз, 1955. - 652 с.

22. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приложение к приказу Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393);

23. Краснова Г.А., Соловов А.В., Беляев М.И. Технологии создания электронных обучающих средств. - М.: МГИУ, 2002. - 304 с.

24. Кречетников К.Г. Особенности проектирования интерфейса средств обучения//Информатика и образование. 2002. №4. С. 65-73.

25. Культин Н.Б. Delphi в задачах и примерах. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004. - 288 с.

26. Культин Н.Б. Основы программирования в Delphi 7. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 608 с.

27. Ловери, Джозеф, В. Dreamweaver MX. Библия пользователя.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом “Вильямс”, 2003. - 1296 с.

28. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. - М.: Знание, 1986. - 80 с.

29. Моисеев В.Б., Усачев Ю.Е., Шигина Н.А. Создание электронных учебно-методических комплексов. Монография. - Пенза: Технологический институт, 2001. - 116 с.

30. Молочков В.П. Наглядность как принцип обучения//Информатика и образование. 2004. № 3. С. 20-30.

31. Мураховский В.И., Евсеев Г.А. Железо ПК-2002: Практическое руководство. - М.: «ДЕСС КОМ», 2002. - 672 с.

32. Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Модели и алгоритмы информационно-вычислительной системы компьютерного тестирования. Монография. - М.: Прометей, 2000. - 148 с.

33. Непомнящая С.П. Компьютерное тестирование: плюсы и минусы//Алма Матер. 2006. №6. С. 9-13.

34. Нурмухамедов Г.М. О подходах к созданию электронного учебника//Информатика и образование. 2006. №5. С. 104-107.

35. Орлов И.А. Основы эксплуатации и ремонта ЭВМ. - М.: Энергоиздат, 1984. - 293 с.

36. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. уч. заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 576 с.

37. Попов И.И., Партыка Т.Л., Операционные системы и оболочки: Учеб. пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 20003. - 400 с.

38. Пояркова Н.И. Подготовка студентов к совместной деятельности по созданию электронных образовательных ресурсов: Дис. канд. пед наук. - Стерлитамак, 2006. - 160 с.

39. Родин В. П. Создание электронного учебника: Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2003. - 30 с.

40. Саитов Р.И. Новые информационные технологии в образовании. Технические средства. - Уфа.: БГПИ, 1996. - 25 с.

41. Сапрыкина Г.А. Современный электронный учебник//Школьные технологии. 2004. №6. С. 79-84.

42. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Компьютер и уход за ним: Практическое руководство по эффективному обслуживанию компьютера. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА; Изд-во «Развитие», 2004. - 576 с.

43. Стандартизация разработки программных средств: Учеб. пособие/В.А. Благодатских, В.А. Волнин, К.Ф. Поскакалов; Под ред. О.С. Разумова. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 288 с.

44. Тыщенко О.Б. Дидактические условия применения технологий в обучении: Дис. канд. пед наук. - Москва, 2003. - 180 с.

45. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. - М.: Изд-во РАО, 2002. - 320 с.

46. Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" (утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 2001 г. № 630);

47. Христочевский С.А. Электронный учебник - текущее состояние// Компьютерные инструменты в образовании. 2001. № 6. С. 3-101

Образцы итоговых контрольно-графических работ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.