на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Программа виртуального синтеза цифровых схем с учётом особенностей динамического режима работы

Программа виртуального синтеза цифровых схем с учётом особенностей динамического режима работы

30

ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ СВЯЗИ

Кафедра №20

Курсовой проект

На тему: «Программа виртуального синтеза цифровых схем с учётом особенностей динамического режима работы»

Исполнил: курсант 351 учебной группы Семенцев В.В.

Проверил: преподаватель кафедры №20

подполковник Мордовин В.Н.

Санкт-Петербург

2009

СОДЕРЖАНИЕ

Перечень условных обозначений

Введение

1. Основная часть

1.1 Возможности применения программы в учебном процессе

1.2 Технические характеристики программы

1.3 Описание тела программы

1.3.1 Обоснование выбора языка программирования

1.3.2 Структура программы

1.3.3 Принцип работы программы

Заключение

Литература

Приложения

Перечень принятых сокращений

1. ВАС - Военная академия связи.

2. ВТ - вычислительная техника.

3. ПО - программное обеспечение.

4. ПК - персональный компьютер.

5. УГО - условное графическое обозначение.

6. ООП - объектно-ориентированное программирование.

7. ЯП - язык программирования.

Введение

Целью предлагаемой разработки является создание программного обеспечения (ПО), используемого в учебном процессе в военных и гражданских ВУЗах. Программа позволяет эмулировать виртуальную рабочую среду для сборки, отладки, а также проверки функционирования устройств на базе цифровых интегральных микросхем. В работе произведена неполная эмуляция элементной базы ТТЛ и ТТЛШ, а не готовых технических устройств, что позволяет учащимся по мере возможностей самостоятельно производить проектирование, сборку и отладку исследуемых схем.

Программа также может использоваться при написании курсовых и дипломных проектов, связанных с аппаратными разработками на базе цифровых микросхем. Она может стать хорошим подспорьем при проведении самых разнообразных лабораторных работ. Преподаватель получает дополнительные возможности контроля знаний учащихся посредством имеющейся электронной библиотеки исправных и неисправных схем. Составлены методические разработки для проведения лабораторных работ, предполагающие отдельные варианты заданий для каждой бригады курсантов. Подобный подход позволяет учесть как индивидуальную подготовленность учащихся, так и специализацию всей группы в целом.

В Военной академии связи (ВАС) предлагаемое ПО уже применяется в учебном процессе при изучении таких специальных предметов, как «Микропроцессорные системы» (ДД - 420 - 14) и «Архитектура вычислительных машин» (ДД - 420 - 24). Использование данной программы также рекомендуется при изучении предметов «Схемотехника ЭВМ» (ДД - 420 - 10) и «Организация ЭВМ и систем» (ДД - 420 - 4). Кроме указанных дисциплин, предлагаемая разработка может найти применение при изучении любого предмета, связанного с цифровой схемотехникой.

Проблема эмуляции рабочей среды для построения и отладки всевозможных электронных устройств возникла давно и до сего дня не теряет своей актуальности. Практическая значимость решения данной задачи с годами только растёт, поскольку с развитием средств вычислительной техники (ВТ), при постоянном совершенствовании программного обеспечения (ПО) ускоренно расширяются возможности компьютерной эмуляции. Задачи, ещё недавно казавшиеся невыполнимыми, такие как, например, компьютерное моделирование работы процессорного устройства, сегодня уже не кажутся особо сложными.

Проблема компьютерного моделирования работы электронных устройств в последние годы вызывала живой интерес программистов, как в нашей стране, так и за рубежом. Оригинальными и популярными вариантами её решения стали такие известные в мире программы, как Simulink, WorkBench и LabView. Указанные типы ПО являются мощной и надёжной базой для решения множества инженерных задач.

Однако универсальность подобных разработок может создать определённые неудобства при их использовании в педагогических целях. Отображение элементов составленной схемы посредством условных графических обозначений (УГО) не создаёт эффекта живого контакта с реальным техническим устройством и не способствует лучшему усвоению материала. С другой стороны, универсальность и сложность указанного выше ПО требует длительной подготовки учащихся к работе с подобной программой. Затраты времени, отводимого на данную подготовку, ведут к сокращению числа остальных учебных часов. Использование программы, оперирующей с фотографически точными изображениями микросхем, по мнению авторов, способствует лучшему осмыслению изучаемого материала.

Проблемы педагогического характера способствовали принятию решения о самостоятельной разработке ПО, узкоспециализированного для виртуальной сборки цифровых схем. Можно сказать, что на текущий момент прямого аналога данное ПО не имеет. С учётом объёма, занимаемого программой, её скоростных качеств, а также личных предпочтений авторов, в качестве платформы программирования был избран Borland C++ Builder 6.

Необходимость компьютерного моделирования учебной лабораторной базы обусловливается тем, что используемая в настоящее время во многих ВУЗах лабораторная база для изучения цифровой электроники не всегда удовлетворяет современным требованиям. Стенды, выпускаемые ранее отечественной промышленностью, устарели. В тоже время новых стендов, отражающих современное развитие вычислительной техники, не создаётся, что часто и вполне оправданно вынуждает прибегать к собственноручному изготовлению макетов (подобный подход практикуется в некоторых учебных заведениях).

Но это не может решить существующих проблем:

- Чаще всего исследуется лишь одна микросхема или один тип микросхем, что сужает диапазон проводимых исследований.

- В условиях жёсткой сборки отсутствует возможность изменения конфигурации схемы.

- Отсутствие возможности самостоятельной сборки схемы, отладки её работы и устранения найденных неисправностей.

- Не предусматривается самостоятельное проектирование цифровых схем (по мнению авторов - главный недостаток).

- Не предусмотрено выполнение различными бригадами различных вариантов лабораторных работ.

- Отсутствие возможности контроля знаний посредством электронной библиотеки неисправных схем - самостоятельного нахождения неисправности и её устранения.

- Любая сборка (и в первую очередь нефабричная) не исключает вероятности частых поломок, что может стать особенно нежелательно с учётом возможной неподготовленности студентов или курсантов.

Всё сказанное относится как к самодельным стендам, так и к стендам, выпускаемым промышленностью.

Решение не всех, но многих вопросов (по крайней мере, всех перечисленных) даёт использование компьютерного моделирования учебной лабораторной базы.

Возможности применения предлагаемой разработки выходят за рамки учебного процесса. Она может эффективно использоваться в научно-исследовательских учреждениях и на производстве. Для выпуска электронной продукции предполагаются стадии разработки, сборки и отладки выпускаемого изделия. Все эти стадии требуют наличия квалифицированного персонала. Они также связаны со значительными временными затратами. Применение предлагаемой программы требует лишь наличия соответствующего компьютера и одного оператора. Таким образом, сводятся к минимуму как аппаратные, так и временные затраты, связанные со всеми тремя перечисленными стадиями производства. Так, например, виртуальная сборка устройства, включающего 5 - 6 цифровых микросхем средней и даже большой степени интеграции обычно занимает всего лишь 15 - 20 минут, чего, конечно, нельзя ожидать в условиях сборки реальной.

Включение в тело программы таких элементов, как виртуальный логический анализатор и многофункциональный виртуальный генератор - устройств, по своим параметрам во многом превосходящих свои реальные аналоги, делают разработку самодостаточной, не требующей никаких дополнительных элементов.

Основная часть

1.1 Возможности применения программы в учебном процессе

Предлагаемая разработка может активно использоваться в учебном процессе в ВАС. Так, например, при изучении предмета «Микропроцессорные системы» (ДД - 420 - 14) она полностью обеспечивает проведение практических занятий на персональных компьютерах (ПК) по темам: «Проектирование на ПК и виртуальная отладка устройства преобразования сигналов» (8 учебных часов), а также «Проектирование на ПК и виртуальная отладка вычислительного устройства» (8 учебных часов).

При изучении предмета «Архитектура вычислительных машин» (ДД - 420 - 24) данное ПО полностью обеспечивает выполнение курсового проекта с использованием средств ВТ (8 учебных часов). Кроме того, оно обеспечивает проведение практического занятия на ПК по теме: «Проектирование на ПК и виртуальная отладка вычислительного устройства» (4 учебных часа).

Таким образом, только по двум указанным дисциплинам использование предлагаемой разработки способно обеспечить проведение практических занятий с применением ВТ в объёме 28 часов. Сначала курсанты под руководством преподавателя разрабатывают исследуемый компьютерный узел. Затем виртуально «собирают» его на экране ПК, отлаживают и убеждаются в работоспособности. Для наиболее подготовленных учащихся предполагаются задания повышенной сложности. Фотографически точное (вплоть до бликов и теней) воспроизведение цифровых микросхем, а также вспомогательных и индикаторных элементов создаёт иллюзию работы с реальными техническими устройствами.

Помимо указанных двух предметов программа может быть применена при изучении любой дисциплины, связанной с аппаратной частью ВТ («Схемотехника ЭВМ», «Организация ЭВМ и систем» и других).

1.2 Технические характеристики программы

Технические характеристики применяемого на сегодняшний день программного и аппаратного обеспечения вполне приемлемы для широкого использования компьютерной имитации лабораторных стендов. Программное обеспечение для проведения компьютерного моделирования учебной лабораторной базы, как правило, не требует мощных вычислительных ресурсов. Используются аппаратные средства, не обладающие высокой производительностью, доступные любому учебному заведению. Примером программы, позволяющей имитировать создание и отладку цифровых схем в процессе обучения, является разработка, используемая в ВАС.

Программа называется «ICBuilder», исполнительный файл - «ICBuilder.exe». Она инсталлируется на диск C: в каталог Program Files в подкаталог ICBuilder. Программа написана с использованием платформы С++ Builder, её использование требует персонального компьютера на базе центрального процессора не ниже Intel Pentium I, с установленной операционной системой не ниже Windows 95. Подобные технические требования не являются на сегодняшний день хоть сколько-нибудь обременительными.

В разархивированном виде используемая программа совместно со всеми библиотеками, а также заранее составленными примерами занимает не более 3 Мбайт, в самораспаковывающемся архивном файле - около 1,8 Мбайта. Подобный объём легко вмещается практически на любой носитель и, таким образом, установка программы на новый компьютер не сопряжена ни с какими сложностями. При разработке аналогичной программы, с использованием другого языка программирования - Delphi - предполагается занимаемый объём примерно такого же порядка.

Процесс виртуальной сборки цифровых схем не представляет сложности для учащихся. Пользовательский интерфейс предполагает развёрнутое окно, в котором посредством соответствующих манипуляций левой кнопкой мыши вызываются необходимые для виртуальной сборки проектируемого устройства цифровые микросхемы. Большинство операций с уже вызванными микросхемами ориентировано на левую кнопку мыши и лишь отдельные из них используют правую кнопку.

На данный момент в программе используются микросхемы двадцати трёх типов, и производится работа по дальнейшему увеличению их количества. Число вызываемых микросхем одного типа ограничено лишь размерами рабочего поля программы.

1.3 Описание тела программы

1.3.1 Обоснование выбора языка программирования

При выборе языка программирования для написания проекта на ЭВМ, возникает необходимость формулировки требований к программе:

- графическая точность воспроизводимых объектов (все эмулированные в программе устройства должны максимально соответствовать оригиналам);

- удобство использования программы (простота доступа к создаваемым устройствам, справке, проектам и пр.);

- возможность получения справочной информации;

- функциональное соответствие реальных и виртуальных микросхем;

- функциональное разнообразие виртуальных устройств;

- возможность загрузки файлов проектов;

- высокая скорость работы при передаче сигналов между устройствами;

- малый объем программы.

Необходимость создания небольшого, хорошо структурированного кода, имеющего высокую скорость работы, требует применения двух подходов: объектно-ориентированного программирования (ООП) и использования языка программирования «С».

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.