Работа с удаленными интернет-ресурсами, электронные библиотеки
МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ 1, 2, 5, 6, 7, 9, 10 И 11 “РАБОТА С УДАЛЕННЫМИ ЭЛЕКТРОННЫМИ РЕСУРСАМИ» Цель названных практических занятий -- овладеть проектами поиска удаленных ресурсов и их оценки с точки зрения удобства пользования, навыками составления рекомендаций по тематическим электронным ресурсам. Работа с удаленными электронными ресурсами строится по следующему плану. Студенты изучают подготовленный список аннотированных материалов, рекомендуемых по конкретной тематике и выбирают 2--3 адреса. Работа студентов в Интернет-классе обеспечивается преподавателем или обслуживающим персоналом класса. Студенты анализируют удобство доступа к удаленным материалам, точность наведения справочно-поискового аппарата сервера к конкретным рубрикам, полноту и качество представленных на данном сервере материалов. На основании практической работы студенты заполняют анкету посещения сайта и сдают ее преподавателю. При работе с русскоязычными сайтами приветствуется участие студентов в оценках, проводимых в рамках ежегодного конкурса Российской академии Интернет (www.naqrada.ru). Методические рекомендации к практической работе включают лекционные материалы и правила работы в Интернет-классе. Анкета оценки просмотренных сайтов -- средство проверки выполнения заданий практического занятия при ответе студента. АНКЕТА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ "ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ" Тема: Поиск рекомендованных электронных ресурсов, просмотр и оценка качества ресурса по формальным признакам Дата проведения практического занятия Группа Ф.И.О. студент(а)(ки) Выбранный(е) для просмотра ресурс(ы) (Интернет- адрес) Краткое описание содержания ресурса Актуальность содержания (дата последнего обновления), наличие указателей интеллектуальной ответственности за содержание ресурса и адреса обратной связи с администрацией ресурса Возможные потребители данного ресурса (оценки и рекомендации) Удобство работы (поиска) на данном сайте (удобно/неудобно) Рекомендации по включению данного ресурса в каталог и дальнейшему использованию ресурса; общие замечания и пожелания Участие данного сайта в конкурсе Российской академии Интернет на сервере www.nagrada.ru (да/нет) АННОТИРОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ: "РАБОТА С УДАЛЕННЫМИ ЭЛЕКТРОННЫМИ РЕСУРСАМИ" Практическое занятие 1. Тема: Российские электронные ресурсы: ознакомление, выбор тематики ресурса для дальнейшей работы Ознакомление с общим состоянием дел в области российских электронных ресурсов, обсуждение роли государственных центров -- генераторов электронных ресурсов, изучение и обсуждение Федерального закона РФ "Об обязательном экземпляре документов". Практическая работа в Интернете по заданным тематикам, связанным с российскими электронными ресурсами. Примеры тематик: библиотековедение и библиотечные ресурсы; статистические ресурсы; ресурсы науки, культуры и образования; ресурсы по экологии и охране окружающей среды; ресурсы по правовой информации. Для практической работы предлагаются адреса наиболее популярных и известных поисковых серверов, каталогов и порталов, в частности: rambler.ru (Рамблер) yandex.ru (Яндекс) Программные возможности этих самых известных поисковых серверов Учитывают особенности русского языка (поиск по усеченному слову), логические символы и словоформы, обеспечивают как уточнение, так и расширение поля поиска, сортировку результатов поиска. В последнее время наблюдается консолидация трафика на больших ресурсах компаний Яндекс, Голден Телеком, Порт.ру (port.ru): за 2000 г трафик Яндекса вырос с 30 до 110 тыс. об ращений в день, а число пользователей Рунета выросло на 50--70 %. stars.ru -- одна из старейших и наиболее полных директорий с разветв ленной структурой и многими дополнительными услугами (в том числе рей тингом ресурсов) и atrus.ru (ранее au.ru) с возможностью автоматического перевода запроса и результатов поиска с английского на русский язык. informika.ru, referats.ru, escc.ru -- тематические подборки электронных ресурсов (отправные точки), содержащие информацию о российской высшей школе, соответствующих учреждениях, справочниках методических руководствах и т.п. (Особое место informica.ru как крупнейшего образовательного портала.) gov.ru -- сервер Администрации Президента; duma.ru -- Государственная Дума; parliament.ru -- Федеральное Собрание; ряд серверов политиков и партий, например nemtsov.ru, kirienko.ru, kprf.ru и т.п. Средства массовой информации: rian.ru, osp.ru, ntv.ru, kp.ru, mn.ru, km.ru, lenta.ru vesti.ru; обзор издательств souzpechat.ru Порталы для ознакомления с русским искусством: museum.ru; hermitage, ru; tretyakov.ru Российские библиотечные серверы: gpntb.ru (ГПНТБ России; около 2 млн. библиографических записей и ряд полнотекстовых публикаций собственной генерации; кроме того, пользователям библиотеки предоставлена возможность доступа к порядка тысячи полнотекстовых зарубежных электронных журналов); nlr.ru (Российская национальная библиотека, С.-Петербург); rsl.ru (Российская государственная библиотека, Москва); library.intra.ru (Научная электронная библиотека, предоставляющая доступ к полнотекстовым журналам издательств "Эльзевир", "Шпрингер" и ряд других) и др. Библиотека Мошкова -- www.lib.ru -- в бесплатный доступ представляются отечественная и зарубежная литература, детективы, поэзия, история, естественные науки. Публичная библиотека Евгения Пескина www.online.ru/sp/rel/russian. Очень полезный сайт для студентов и школьников, содержащий даже античную литературу, -- www.cyrill. newmail,ru Энциклопедия "Рубрикой" -- более 170 тыс. статей из БСЭ, Всемирной истории, Малой медицинской энциклопедии, Рок-энциклопедии, словарей Даля, Брокгауза и Ефрона: www.rubrikon.ru Энциклопедия "Кирилл и Мефодий" -- 130 тыс. статей, 30 тыс. иллюстраций; 10 сетевых рубрик, в том числе Универсальная, Автомобильная, Кино, Компьютеры, Интернет и т.д. Словари русского языка, иностранных слов, англо-русский и др. -- www, mega.km.ru Энциклопедия "Академик" -- Большой Энциклопедический словарь и др. -- www.dic.academic.ru Практическое занятие 2. Тема: Электронные ресурсы по науке и технике, аннотированные Библиотекой Конгресса США Американское физическое общество (American Physical Society, APS) www.aps.org. Труды конференций, научные журналы, материалы высшей школы, данные о вакансиях и продвижениях. Электронные ресурсы по физике; в архиве статьи по физике, математике, нелинейным наукам. Европейская лаборатория физики элементарных частиц (European Laboratory tor Particle Physics, CERN) www.cern.ch. На сайте даются материалы научных программ, выполняемых в ЦЕРНе, публикации, новости, практические детали, контакты. Национальная лаборатория ускорителей имени Э. Ферми (Fermi National Accelerator Laboratory) Министерства энергетики США (Ферми-яаб) www.mal.gov -- фундаментальные исследования свойств материи и энергии. Представлены указатель помещений и установок, тур по лаборатории, сведения о научных сотрудниках, новости, материалы по ядерной физике, образовательные материалы, новости культурной и общественной жизни, вакансии. Космический Центр имени Кеннеди (Kennedy Space Center) www. ksc.nasa.gov -- отвечает за разработку космических летательных аппаратов, наземного оборудования для запуска, а также аварийно-спасательного оборудования. В Интернете даются новости, ответы на вопросы, мультимедийная экскурсия по Центру, материалы для студентов и преподавателей, онлайновые ресурсы по проблемам космических полетов. Национальная лаборатория имени Лоуренса в Беркли (Lawrence Berkeley National Laboratory) www.lbl.gov -- старейшая национальная лаборатория, основанная Эрнстом Орландо Лоуренсом, изобретателем циклотрона, в 1931 г. Будучи в свое время Меккой для физиков, работающих над свойствами элементарных частиц, лаборатория Беркли сейчас расширила область интересов и изучает науки о жизни, новые материалы, эффективность использования энергии, детекторы, ускорители. Информация, новости, материалы для обучения, материалы по передаче технологий, публикации и научные программы, рабочие места, смежные организации. Центр Национальной Администрации по телекоммуникациям и информации (Center of National Telecommunications and Information Administration) www.ntia.doc.gov -- агентство Министерства торговли США, организация ответственная за выработку решений руководства министерства по этим проблемам как в национальном, так и в международном аспектах. Центр поддерживает инновации и конкуренцию, помогает созданию рабочих мест, обеспечивает потребителям широкий выбор услуг. Сайт содержит новости, информацию о Центре, отчеты, материалы по грантам и проектам. Национальная Администрация аэронавтики и космоса (National Aeronautics and Space Administration, NASA) www.nasa.gov -- проводит исследования проблем полетов в атмосфере и вне ее, разрабатывает, испытывает и управляет атмосферными и космическими летательными аппаратами, изучает проблемы автоматических или пилотируемых космических полетов, отвечает за мирное международное сотрудничество США в этой области, эффективное использование научных и технологических ресурсов. На сайте даются новости, карта центра, мультимедийные материалы. Национальный институт технологии и стандартов (National Institute of Standards and Technology) www.nist.gov -- содействует экономическому росту США, помогает промышленности в разработке новых технологий, повышении качества продукции, модернизации производственных процессов и расширении производства, улучшении надежности товаров, быстром внедрении научных достижений в производственный процесс. На сайте -- ссылки к измерительным лабораториям и центрам стандартизации, к программам внедрения передовых технологий. Национальный научный фонд (National Science Foundation) www.nsf. gov -- независимое правительственное агентство, ответственное за поддержку науки и техники. Программы Фонда включают реализацию около 20 тыс. исследовательских или образовательных проектов по науке и технике с годовым бюджетом более 3 млрд. долларов. На сайте представлены материалы по Фонду, грантам, наградам и премиям, публичная, а также специальная информация, директории и персоналии, новости, материалы программ по биологии, компьютерным наукам, информационным технологиям, образованию, машиностроению, наукам о Земле, математике и физике, полярным исследованиям, статистике науки, общественным и психологическим наукам. Национальный центр технической информации (National Technical Information Service, NTIS) www.ntis.gov -- центральный орган Федерального правительства США для передачи и продажи научной, технической, технологической и деловой информации, созданной в учреждениях, подчиняющихся правительству США или по его заказу, либо полученной правительством США от международных организаций. На сайте около 3 млн. документов в разных форматах: микрофиши, печатные, на дискетах, на CD-ROM или он-лайн; новости, консультации; можно заказать необходимые материалы; сведения о федеральных агентствах, международной торговле и бизнесе. Национальный центр аудиовизуальных материалов. Практическое занятие 5. Тема: Электронные ресурсы по образованию Официальный сервер Министерства образования Российской Федерации -- www.informica.ru Российская федерация Интернет-образования -- www.fio.ru. Специализированный сервер "Наука и инновации" с постоянно действующей выставкой -- www.rsci.ru -- создан Научным парком МГУ, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, РФФИ и др. Информационный центр ERIC, содержащий материалы по обучению науке, математике, охране окружающей среды (ERIC Clearinghouse for Science, Mathematics and Environmental Education) -- www.ericse.org_. Материалы для преподавателей, родителей, детей, а также для всех интересующихся наукой, математикой и охраной окружающей среды. Национальный информационный центр имени Эйзенхауэра (Eisenhower National Clearinghouse) -- www.enc.org. Это -- сокровищница ресурсов по науке и математике для учителей. Сайт поддерживается Министерством образования США. Даются материалы к учебным программам, справочные материалы и ссылки на соответствующие сайты, ежемесячные списки 13 наиболее интересных сайтов по науке и математике (списки архивируются). Сеть изучения науки (Science Learning Network) -- www.sln.org. Это онлайновое сообщество педагогов, студентов, школьных работников, сотрудников музеев науки, научных учреждений в США и ряде других стран.
Страницы: 1, 2
|