Разработка обучающей программы, поддерживающей изучение темы "Структуры данных"
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Физико-математический факультет Курсовая работа по информатике разработка обучающей программы, поддерживающей изучение темы «структуры данных» Выполнил: Студент 3 курса группы м-31 очной формы обучения Марков Роман Научный руководитель: Соболева Е.В. Киров 2008 г. Содержание - Глава 1. Анализ теоретического материала..........................................................4
- 1.1. «Информатика и ИКТ. Базовый курс» Семакин И.Г. и др. 4
- 1.1.1. Алгоритмы работы с величинами 4
- 1.1.2. Линейные вычислительные алгоритмы 5
- 1.1.3. Знакомство с языком Pascal. 6
- 1.1.4. Программирование ветвлений в Pascal. 7
- 1.1.5. Таблицы и массивы 8
- 1.1.6. Массивы 9
- 1.2. «Информатика» Кузнецов. 10
- 1.2.1. Язык программирования Pascal. 10
- 1.2.2. Структура программы на Pascal, ввод и вывод данных 12
- 1.2.3. Условный оператор 14
- 1.2.5. Алгоритмы обработки таблиц 17
- 1.2.6. Обработка строк на языке Pascal 19
- 1.2.7. Записи 20
- 1.2.8. Файлы 22
- 1.3. «Информатика и информационные технологии» Н. Угринович. 23
- 1.3.1. Тип, имя и значение переменной. 23
- 1.3.2. арифметические, строковые и логические выражения. Присваивание 25
- 1.3.3. Функции в языке Visual Basic 26
- 1.3.4. массивы 26
- 1.4. Вывод 26
- Глава 2. описание и принцип работы обучающей программы.........................29
- 2.1. Общие сведения о программе. 29
- 2.2. Принцип работы программы. 32
- 2.2.1. Модуль регистрации пользователей 33
- 2.2.2. Модуль изучения материала 33
- 2.2.3. Модуль проверки знаний 33
Глава 1. Анализ теоретического материала по теме «структуры данных» в школьных учебниках информатики 1.1. «Информатика и ИКТ. Базовый курс» Семакин И.Г. и др. В этом учебнике изучение программирования начинается после прохожде-ния тем «Базы данных» и «Электронные таблицы». По-этому обучаемые уже знакомы с такими типами данных, как числовой, символьный и логический, известными им, как типы полей в таблицах БД. 1.1.1. Алгоритмы работы с величинами В этом параграфе дается понятие констант, переменных, показываются основные команды для работы с ними После вступления о способе хранения данных в программе «всякая обраба-тываемая величина занимает своё место - поле в памяти компьютера» из-лагается о 3х основных типах величин, изучаемых в учебнике: числовой, символьный, логический, устанавливаются различия между константами и переменными: - «константы записываются своими десятичными записями в па-мяти, их значение не изменяется во время работы программы»; - «переменные обозначаются, как в математике, символьными именами - идентификаторами». Далее рассматриваются основные операции над переменными: - Присваивание <переменная>:=<выражение> Пример: Z:=X+Y |
До присваивания | X | 2 | Y | 5 | Z | - | | После присваивания | X | 2 | Y | 5 | Z | 7 | | |
- Команда ввода Ввод<список переменных> Пример: ввод A, B, C Схема выполнения команды 1. память до выполнения команды 2. получение команды, ожидание действий пользователя 3. пользователь набирает на клавиатуре «1 2 3 <ввод>» 4. память после выполнения команды - команда вывода вывод<список вывода> задания по разделу: отразить значения переменных в ходе последовательного выполнения команд присваивания 1.1.2. Линейные вычислительные алгоритмы В этом параграфе подробно изучается оператор присваивания: его свойства, примеры применения Свойства присваивания иллюстрируются с помощью трассировочной таб-лицы: |
Команда a b
a:=1 1 -
b:=2 x a 1 2
a:=b 2 2
b:=a + b 2 4
| Свойства: 1. пока переменной не присвоено значение она оста-ется неопределенной 2. значение переменной сохраняется до следующего присваивания 3. новое значение переменной заменяет предыдущее | | |
Примеры: 1. обмен значениями 2х переменных. Для решения применяется аналогия с двумя стаканами (с молоком и водой) для смены значений которых использу-ется третий, после которой решение становится очевидным. 2. даны 2 правильные дроби, найти дробь - результат деления одной на вторую. Решение сводится к правилам учебника математики. Задания по разделу: 1. когда значение переменной считается неопределенным? 2. что происходит с предыдущим значением переменной после при-сваивания? 3. можно ли в арифметическом выражении использовать неопределен-ную переменную? 1.1.3. Знакомство с языком Pascal В этом параграфе изучается структура программы паскаля, в том числе описание переменных, синтаксис операторов ввода, вывода, присваивания, правила записи арифметических выражений Описание переменных Здесь описывается синтаксис описания переменных, основные типы (вещест-венный - real, целый - integer). Здесь только называются числовые типы: на-звания вещественный и целый полагается уже знакомыми ученикам, знание о диапазонах типов им пока не нужно. Пример var a,b:integer;c:real; Синтаксис операторов ввода, вывода, присваивания. - Ввод - Read[ln](<список переменных>); - Вывод - Write[ln](<список переменных>); - Присваивание - <числовая переменная>:=<Арифметическое выраже-ние>; - Арифметические операции “+”, “-”, “*”, “/”; Правила записи арифметических выражений Пример Выражение записывается так A*A+B*B-12*C или SQR(A)+SQR(B)-12*C Задания по разделу: 1. как записывается раздел описания переменных 2. с какими типами числовых величин работает паскаль 3. какая задача решается в <пример программы> программе 4. как записываются арифметические выражения 1.1.4. Программирование ветвлений в Pascal В этом параграфе не изучаются структуры данных, как таковые, но , в про-цессе изучения ветвлений изучаются логические операции и сложные логи-ческие выражения Логические операции Изучение вопроса начинается с примера программы … Var a,b,c,d: real; Begin readln(a,b,c,d); If (a>=b) and (a<=c) then d:=a; If (b>=a) and (b>=c) then d:=b; Здесь применяется неиспользуемое ранее логическое выражение and, с кото-рым обучаемые уже познакомились, изучая БД. Далее ученикам напоминается эта операция и её результат, далее приводится список логических операций, используемых в паскале: and; or; not. Сложные логические выражения В этом разделе описывается структура сложных логических выражений в пас-кале: If (a<0)or(b<0)or(c<0)then … Задания по разделу: 1. найдите результат работы программы (условный оператор со слож-ным условием) 1.1.5. Таблицы и массивы В этом параграфе вводятся основные понятия о массивах: определение, опи-сание, ввод значений на ШАЯ, пример задачи - расчет среднего значения эле-ментов массива. Школьники уже знакомы с принципом табличной организации данных из БД. Что такое массив Дается определение массива: М - представление таблиц в языках программи-рования. Пример - запись температуры воздуха по месяцам |
Месяц | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | температура | 23 | 12 | 1 | 0 | -1 | -12 | -1,2 | 2,2 | 2 | 3 | 0 | -1 | | |
. На основе этого примера вводится понятие линейной таблицы с индексиро-ванными именами, которая «в программировании называется одномерным массивом. В примере: Запись Т[1] в данном примере показывает температуру в 1 ме-сяце. Т - имя массива. Порядковый номер элемента - его индекс. Каждый элемент обозначается так: <имя массива>[<индекс>]» Так вводится имя массива и его элементов. Далее говорится, что элементы массива должны иметь одинаковый тип. (в примере - вещественный). Описание и ввод значений в массив на ШАЯ Здесь приводится два примера программ на ШАЯ, позволяющих понять, как выводятся и вводятся в массив значения. Для реализации используются цикл с параметром и цикл с предусловием.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|