на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Разработка операционных систем
p align="left">В качестве второго примера предположим, что нам требуется тип данных Register, который должен состоять из 32 бит на компьютере с процессором Pentium и 64 бит на компьютере с процессором UltraSPARC. Этого можно добиться при помощи условного кода в листинге 12.3,6 (при условии, что компилятор воспринимает тип int, как 32-разрядное целое, а тип long - как 64-разрядное). Как только это определение дано (возможно, в заголовочном файле, включаемом во все остальные исходные файлы), программист может просто объявить переменные типа Register и быть уверенным, что эти переменные имеют правильный размер.

Разумеется, заголовочный файл config.h должен быть определен корректно. Для процессора Pentium он может выглядеть примерно так:

Чтобы откомпилировать операционную систему для процессора UltraSPARC, нужно использовать другой файл config.h, содержащий правильные значения для процессора UltraSPARC, возможно, что-то вроде

Некоторые читатели могут удивиться, почему переменные CPU и WORD_LENGTH управляются различными макросами. В определении константы Register можно сделать ветвление программы, устанавливая ее значение в зависимости от значения константы CPU, то есть устанавливая значение константы Register равной 32 бит для процессора Pentium и 64 бит для процессора UltraSPARC. Однако эта идея не слишком удачна. Что произойдет, если позднее мы соберемся переносить систему на 64-разрядный процессор Intel Itanium? Для этого нам пришлось бы добавить третий условный оператор, для процессора Itanium. При том, как это было сделано, нужно только добавить строку в файл config.h для процессора Itanium.

Этот пример иллюстрирует обсуждавшийся ранее принцип ортогональности. Участки системы, зависящие от типа центрального процессора, должны компилироваться с использованием условной компиляции, в зависимости от значения константы CPU, а для участков системы, зависимых от размера слова, должен использоваться макрос WORD_LENGTH. Те же соображения справедливы и для многих других параметров.

Косвенность

Иногда говорят, что нет такой проблемы в кибернетике, которую нельзя решить на другом уровне косвенности. Хотя это определенное преувеличение, во фразе имеется и доля истины. Рассмотрим несколько примеров. В системах на основе процессора Pentium при нажатии клавиши аппаратура формирует прерывание и помещает в регистр устройства не символ ASCII, а скан-код клавиши. Более того, когда позднее клавиша отпускается, генерируется второе прерывание, также с номером клавиши. Такая косвенность предоставляет операционной системе возможность использовать номер клавиши в качестве индекса в таблице, чтобы получить по его значению символ ASCII. Этот способ облегчает обработку разных клавиатур, существующих в различных странах. Наличие информации как о нажатии, так и об отпускании клавиш позволяет использовать любую клавишу в качестве регистра, так как операционной системе известно, в котором порядке нажимались и отпускались клавиши.

Косвенность также используется при выводе данных. Программы могут выводить на экран символы ASCII, но эти символы могут интерпретироваться как индексы в таблице, содержащей текущий отображаемый шрифт. Элемент таблицы содержит растровое изображение символа. Такая форма косвенности позволяет отделить символы от шрифта.

Еще одним примером косвенности служит использование старших номеров устройств в UNIX. В ядре содержатся две таблицы, одна для блочных устройств и одна для символьных, индексированные старшим номером устройства. Когда процесс открывает специальный файл, например /dev/hd0, система извлекает из i-узла информацию о типе устройства (блочное или символьное), а также старший и младший номера устройств и, используя их в качестве индексов, находит в таблице драйверов соответствующий драйвер. Такой вид косвенности облегчает реконфигурацию системы, так как программы имеют дело с символьными именами устройств, а не с фактическими именами драйверов.

Еще один пример косвенности встречается в системах передачи сообщений, указывающих в качестве адресата не процесс, а почтовый ящик. Таким образом достигается существенная гибкость (например, секретарша может принимать почту своего шефа).

В определенном смысле использование макросов, как, например, также представляет собой одну из форм косвенности, так как программист может написать программу, не зная фактической величины таблицы. Считается хорошей практикой давать символьные имена всем константам (иногда кроме -1, 0 и 1) и помещать их в заголовки с соответствующими комментариями.

Повторное использование

Часто возникает возможность использовать повторно ту же самую программу в несколько отличном контексте. Это позволяет уменьшить размер двоичных файлов, а кроме того означает, что такую программу потребуется отлаживать всего один раз. Например, предположим, что для учета свободных блоков на диске используются битовые массивы. Дисковыми блоками можно управлять при помощи процедур alloc и free.

Как минимум эти процедуры должны работать с любым диском. Но мы можем пойти дальше в этих рассуждениях. Те же самые процедуры могут применяться для управления блоками памяти, блоками кэша файловой системы и i-узлами. В самом деле, они могут использоваться для распределения и освобождения ресурсов, которые могут быть линейно пронумерованы.

Реентерабельность

Реентерабельность означает свойство программы, позволяющее одновременно выполнять эту программу нескольким процессами. На мультипроцессорах всегда имеется опасность, что один из процессоров начнет выполнение процедуры, уже выполняющейся другим процессором В этом случае два (или более) потока на различных центральных процессорах будут одновременно выполнять одну и ту же программу. Если в этой программе существуют области, для которых такая ситуация нежелательна, доступ к этим (критическим) областям должен защищаться при помощи мьютексов.

Однако в однопроцессорных системах эта проблема также существует. В частности, большая часть операционных систем работает с разрешенными прерываниями. Если прерывания запрещать, то многие сигналы, подаваемые устройствами ввода-вывода, будут потеряны и система станет ненадежной. В то время когда операционная система выполняет некоторую процедуру, может произойти прерывание, и вполне возможно, что обработчик прерываний также начнет выполнение этой же процедуры. Если на момент прерывания структуры данных в прерванной процедуре находились в противоречивом состоянии (то есть прерванная процедура начала изменять эти данные, но не успела закончить), обработчик прерываний либо будет работать некорректно, либо не сможет работать вообще.

Такая ситуация может, например, произойти в том случае, если прерываемой процедурой является сам планировщик. Предположим, что некий процесс использовал свой квант, и операционная система переместила его в конец очереди. Во время работы со списком происходит прерывание, в результате которого другой процесс переходит в состояние готовности и запускает планировщик. Если в этот момент очередь будет находиться в противоречивом состоянии, операционная система, скорее всего, не сможет продолжать работу. Поэтому даже в однопроцессорной системе лучше всего большую часть системы делать реентерабельной, критические структуры данных защищать мьютексами, а прерывания в некоторых случаях вообще запрещать.

Метод грубой силы

Применение простых решений под названием метода грубой силы с годами приобрело негативный оттенок, однако простота решения часто оказывается преимуществом. В каждой операционной системе есть множество процедур, которые редко вызываются или которые оперируют таким небольшим количеством данных, что оптимизировать их нет смысла. Например, в системе часто приходится искать какой-либо элемент в таблице или массиве. Метод грубой силы в данном случае заключается в том, чтобы оставить таблицу в том виде, в каком она есть, никак не упорядочивая элементы, и производить поиск в ней линейно от начала к концу. Если число элементов в таблице невелико (например, не более 100), выигрыш от сортировки таблицы или применения кэширования будет невелик, но программа станет гораздо сложнее и, следовательно, вероятность содержания в ней ошибок резко возрастет. Разумеется, для функций, находящихся в критических участках системы, например в процедуре, занимающейся переключением контекста, следует предпринять все меры для их ускорения, возможно даже писать их (Боже упаси!) на ассемблере. Но большая часть системы не находится в критическом участке. Так, ко многим системным вызовам редко обращаются. Если системный вызов fork выполняется раз в 10 с, а его выполнение занимает 10 мс, тогда, даже если удастся невозможное - оптимизация, после которой выполнение системного вызова fork будет занимать 0 мс, - общий выигрыш составит всего 0,1 %. Если после оптимизации код станет больше и будет содержать больше ошибок, то в данном случае лучше оптимизацией не заниматься.

Проверка на ошибки прежде всего

Многие системные вызовы могут завершиться безуспешно по многим причинам: файл, который нужно открыть, может принадлежать кому-либо другому создание процесса может не удаться, так как таблица процессов переполнена; сигнал не может быть послан, потому что процесса-получателя не существует. Операционная система должна скрупулезно проверить возможность наличия самых разных ошибок, прежде чем выполнять системный вызов.

Для выполнения многих системных вызовов требуется получение ресурсов, например элементов таблицы процессов, элементов таблицы i-узлов или дескрипторов файлов. Прежде чем захватывать ресурсы, полезно проверить, можно ли выполнить этот системный вызов. Это означает, что всю проверку следует поместить в начало процедуры, выполняющей системный вызов. Каждая проверка должна иметь следующий вид:

Если системному вызову удается пробраться сквозь все тесты, тогда становится ясно, что он завершится успешно. В этот момент ему можно выделять ресурсы.

Если проверки будут перемежаться обращением к ресурсам, то при неудачном результате очередного теста системному вызову придется возвращать все полученные ресурсы. Если программа написана не совсем корректно и какой-либо ресурс не будет возвращен, операционная система сразу не зависнет. Например, один из элементов таблицы процессов может оказаться навечно (до перезагрузки) недоступным. Однако со временем эта ситуация может повториться несколько раз, при этом количество недоступных ресурсов будет накапливаться. Наконец, большая часть элементов таблицы процессов может стать недоступной, что приведет к зависанию системы, причем исправление этой ошибки, скорее всего, окажется крайне сложным, так как воспроизвести эту ситуацию будет непросто.

Многие системы страдают подобными «заболеваниями» в форме утечки памяти. Довольно часто программы обращаются к процедуре malloc, чтобы получить память, но забывают позднее обратиться к функции free, чтобы освободить ее. Вся память системы постепенно исчезает, пока система не зависает.

Энглер и его коллеги предложили интересный метод проверки на наличие подобных ошибок во время компиляции. Авторы этой книги выяснили, что программистам известно множество условий, за соблюдением которых им приходится следить при написании программы и которые не проверяются компилятором. Так, например, если вы заблокировали мьютекс, то все пути выполнения этой программы, начиная с этого места, должны содержать разблокировку мьютекса и не должны содержать повторной блокировки того же мьютекса. Авторы книги разработали метод, позволяющий программисту поручить компилятору автоматически следить за соблюдением подобных правил. Программист также может указать в программе, что выделенная процессу память должна быть освобождена независимо от того, по какой ветви будет продолжаться выполнение программы, а также поручить компилятору следить за выполнением множества других условий.

Производительность

При прочих равных условиях быстрая операционная система лучше медленной. Однако быстрая, но ненадежная операционная система хуже надежной, но медленной. Поскольку сложные оптимизирующие методы часто приводят к появлению в системе новых ошибок, не следует злоупотреблять оптимизацией. И все же существуют области, в которых производительность является критичной и оптимизация стоит затрачиваемых усилий. В следующих разделах мы рассмотрим несколько общих методов, которые могут применяться для повышения производительности там, где это нужно.

Кэширование

Хорошо известным методом повышения производительности является кэширование. Оно может применяться каждый раз, когда с большой вероятностью можно предсказать, что много раз потребуется один и тот же результат. Общий метод заключается в том, чтобы выполнить всю работу в первый раз, а затем сохранить результат в кэше. При последующих попытках в первую очередь будет проверяться кэш. Если результат находится в кэше, то нужно всего лишь достать его оттуда. В противном случае необходимо проделать всю работу сначала.

Мы уже наблюдали использование кэша в файловой системе, где он хранит некоторое количество недавно использовавшихся блоков диска, что позволяет избежать обращения к диску при чтении блока. Однако кэширование может также применяться и для других целей. Например, обработка путей к файлам отнимает удивительно много процессорного времени. Рассмотрим снова пример из системы UNIX.Чтобы найти файл /usr/ast/mbox, потребуется выполнить следующие обращения к диску:

1. Прочитать i-узел корневого каталога (i-узел 1).

2. Прочитать корневой каталог (блок 1).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.