на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Разработка программы автоматизированного рабочего места диспетчера такси

Разработка программы автоматизированного рабочего места диспетчера такси

30

Министерство образования Омской области

БОУ ОО СПО "Торгово-экономический колледж"

Курсовая работа

по дисциплине "Разработка и эксплуатация

автоматизированных информационных систем"

на тему: "Разработка программы автоматизированного рабочего места диспетчера такси"

Выполнил:

студент группы 31 АС

Шевчук Кирилл Александрович

Руководитель:

Загребнев Виталий Юрьевич

Омск 2009

Оглавление

  • Введение
    • Глава I. Теоретические основы создания системы автоматизации деятельности таксопарка
    • 1.1 Анализ деятельности таксопарка
    • 1.2 Анализ существующих программ автоматизации деятельности диспетчера такси
    • 1.3 Выбор жизненного цикла автоматизированной информационной системы
    • 1.4 Выбор системы управления базами данных
    • 1.5 Выбор языка программирования
    • Глава II. Разработка программы для автоматизации деятельности таксопарка
    • 2.1 Анализ требований заказчика
    • 2.2 Проектирование системы автоматизации деятельности таксопарка
    • 2.3 Создание программы "Автоматизированное рабочее место диспетчера такси"
    • Заключение
    • Список литературы
    • Приложения
Введение

До появления программ такого типа, все сведения о заказах, водителях и других производственных данных записывались на бумагу и как следствие могли содержать ошибки (неправильный номер дома или улицы, цена заказа и т.д.) или просто потеряться. АРМ диспетчера такси вносит сведения и базу данных о заказах и сотрудниках и может брать оттуда данные о районах, улицах и домах расположенных на этих улицах, что исключает такого рода ошибки. Специальных блок (не во всех программах) рассчитывает расстояние от пункта отправки до пункта назначения и умножает его на стоимость за 1 км, что дает однозначную цену заказа. Еще в некоторые АРМ можно вводить схемы маршрутов, по которым должны двигаться водители (чтобы не дать возможность "левого заработка")

Программа может применяться во всех сферах связанных с транспортом, так как наглядно демонстрирует схемы передвижения транспорта и занятость водителей.

Сегодня на рынке существует несколько аналогичных программных продуктов: … Software 123 их программа АРМ диспетчера такси 2.0

F-Groupe Software их программный комплекс "Диспетчер такси"

Fastsoft их программа Диспетчер такси Стандартная версия (1.0.0.0)

Цель курсовой работы: разработка программы автоматизации деятельности диспетчера такси, исходя из этого, появляются задачи:

Исследовать сферу деятельности таксопарка;

Проанализировать существующие аналоги автоматизации деятельности диспетчера такси;

Выбрать СУБД и язык программирования;

Построить структуру СУБД;

Согласовать интерфейс с заказчиком;

Написать программный код;

Глава I. Теоретические основы создания системы автоматизации деятельности таксопарка

1.1 Анализ деятельности таксопарка

Работа таксопарка осуществляется следующим образом: каждый водитель, заступая на смену, связывается с диспетчером, и тот вносит его в карточку работающих в данный момент. Сведения карточки отображаются на экране. Водители держат обратную связь по радио.

Заказы поступают по телефону к диспетчеру, он записывает необходимые данные в базу заказов. Дата и время поступления заказа диспетчер вводит сам или вводиться автоматически.

Клиент может сразу у диспетчера узнать стоимость заказа, и только потом заказывать.

Потом из списка свободных водителей выбирает того, кто будет выполнять заказ (если в машинах встроены маяки выбирает того кто ближе к месту), или водитель сам отвечает по обратной связи, что примет заказ. После подтверждения водителем диспетчер ставит водителю статус "Занят", точнее это происходит автоматически, когда статус заказа "Выполняется", потому что в бланке каждого заказа ставиться исполнитель.

После выполнения заказа водитель по рации отчитывается перед диспетчером, тот ставит заказу статус "Выполнен" и у водителя меняется статус на "Свободен".

В случае, когда заказ отменяется, клиент попадает в "Чёрный список", то есть он не имеет право пользоваться услугами данного таксопарка. Диспетчер вносит имя того водителя, который должен был выполнять отмененный заказ в специальный список, который регламентирует по чьей вине заказ сорвался. Например: водитель опоздал на время назначенное клиентом, и вследствие услуги такси стали неактуальными, в таком случае водитель пишет объяснительную записку, но это не спасает его от взысканий. Может быть так, что клиент просто передумал, но не предупредил диспетчера, в таком случае водитель всё равно пишет объяснительную записку, но никаких взысканий к нему не применяется. В этих случаях водитель сам оповещает диспетчера о том, что заказ аннулирован. Еще может быть случай, когда клиент передумал, но предупредил диспетчера, тот связывается с водителем и перенаправляет его на другой заказ. Во всех случаях статус заказа ставиться "Отменен".

После каждой смены диспетчер формирует отчет, который показывает, сколько заказов поступило, сколько выполнилось, сколько было отменено, и их общую стоимость.

Эти отчеты поступают к администратору, на основании этого всего администратор формирует общий отчет (сводный отчет) за определенную дату.

В конце месяца администратор, пользуясь своими отчетами, формирует отчет по итогам месяца и отправляет его высшему руководству таксопарка.

Еще администратор занимается кадрами. Он формирует дела новых сотрудников, и вносит необходимые поправки в дела уже работающих на этом предприятии. На администраторе лежит ответственность за правильное формирование дел и их сохранность.

Проблемы, которые могут возникнуть при осуществлении данной деятельности такие:

Потеря данных диспетчером, или неправильная их трактовка.

Выбор не оптимального маршрута следования таксистов

Не корректная форма представления отчетов и т.д.

Пути решения этих проблем могут быть следующие:

Использование стандартных форм для заполнения данных и ввода/вывода отчетов

Использование систем ГИС и математических формул для определения оптимальных маршрутов из пункта в пункт и их стоимости

Создание при помощи картографических средств перечня районов и улиц, с целью исключения ошибок диспетчера.

1.2 Анализ существующих программ автоматизации деятельности диспетчера такси

Название: АРМ диспетчера такси 2.0.

Год выпуска: 2006.

Разработчик: Software 123.

Назначение: Для принятия заказов и их обработки с последующим оформлением отчетов.

Достоинства: Простота работы, низкие системные требования, простой интерфейс, не требующий специальной подготовки

Недостатки: сочетает в себе функции диспетчера и часть функций администратора, нет защиты данных (не поддерживает паролей), нет возможности сводных отчетов.

Цена: 1100 руб.

Название: Диспетчер такси Стандартная версия (1.0.0.0)

Год выпуска: 2007

Разработчик: Баранов Андрей Fast soft

Назначение: Для принятия заказов и их обработки с последующим оформлением отчетов, а так же более удобного ведения кадровых дел.

Достоинства: Удобный интерфейс, отображающий все нюансы заказов, поддержка паролей, возможность самому формировать отчеты, поддержка тарифов и автоматическое определение стоимости, возможность работы с разными базами данных

Недостатки: Функции диспетчера и администратора сочетаются в одном лице.

Цена: 2500 руб.

Название: программный комплекс "Диспетчер такси"

Год выпуска: 2005

Разработчик: F-Group Software

Назначение: Для автоматизации процессов приема, оформления заказов такси, управления водителями и формирования отчетности в таксопарках и диспетчерских службах такси

Достоинства: Многопользовательский режим, возможность работы по сети, возможность работать под разными профилями (администратор, диспетчер, руководитель, оператора), поддержка паролей, повышение эффективности работы за счет использования четких алгоритмов действий, четкое распределение функции между профилями, есть связь с готовыми картами.

Недостатки: Сложность работы, функциональная избыточность, сложный интерфейс.

Цена: 1лицензия - 5500 руб.; 2лицензии-1100 руб.

1.3 Выбор жизненного цикла автоматизированной информационной системы

Жизненный цикл АИС - это непрерывный процесс, начинающийся, с момента принятия решения о создании АИС и заканчивается, в момент его полного изъятия из эксплуатации.

Существует две модели жизненного цикла Автоматизированных систем: каскадная и спиральная модель.

Каскадная модель состоит из следующих этапов: анализ, проектирование, конструирование, тестирование сдача. На каждом этапе оформляется пакет документов и ошибки предыдущего этапа видны только на следующем. Достоинства в том, что надежность таких систем очень высокая, а недостаток то, что очень сложно вносить изменения в функциональность продукта.

Спиральная модель или итерационная состоит из этапов: определение требований и анализ, проектирование, реализация и внедрение. Спиральная модель на каждом своём витке предоставляет новую версию продукта с доработками и возможными функциональными изменениями, то есть добавление новых функций. Достоинства легко вносить изменения, нет избыточной документаций. Схема этапов спиральной модели изображена на рис.1.

Рис. 1 Спиральная модель

Для программы "Автоматизированное рабочее место диспетчера такси" была использована спиральная модель жизненного цикла, потому что

в программе есть только базовый набор функций, который можно будет расширить в следующей версии программы

Процессы проектирования и разработки проходят быстрее, чем при использовании каскадной модели

Использования предыдущих итераций для создания новой версии, существенно облегчают созданий

1.4 Выбор системы управления базами данных

База данных - это средство накопления и организации больших массивов информации об объектах некоторой предметной области. БД должна отображать текущие данные о предметной области, накапливать, хранить информацию и предоставлять различным категориям пользователей быстрый доступ к данным. Для этого данные в базе должны быть структурированы в соответствии с некоторой моделью, отражающей основные объекты ПО, их свойства и связи между ними.

Все данные в базах находятся в таблицах и разделены по смысловой нагрузке. Каждая таблица для описания содержимого атрибутов использует типы данных (домены), домены Access подходят для описания данных любой предметной области. Недостаток в том, что в Access нельзя создавать собственные домены необходимые для описания нестандартных данных, таких как возраст работоспособного сотрудника, его можно было описать доменом (все данные принадлежат к целым числам в интервале от 18 до 60).

MS Access это входящая в стандартный набор Microsoft Office настольная, реляционная система управления базами данных. Благадоря тому, что она входит в состав Microsoft Officeона может легко создавать связь с другими приложениями Microsoft Office. Ее средствами можно создавать различные запросы, отчеты и формы для заполнения. Благодаря технологии ADO MS Access легко подключается к Delphi. Объект ADO Connection подключается к базе данных созданной в Access, в ADO Table выбирается конкретная таблица, с которой будет взаимодействовать, ADO Query позволяет создавать SQL запросы средствами Delphi. Технология ADO хорошо подходит под Access.

Но Access обладает недостатками: Это не сетевая база данных, поэтому продукты, созданные с использованием Access, не могут быть использованы при сетевой работе. В режиме конструктора создания таблиц не возможно задать два ключевых поля, или задать двум различным атрибутам тип данных счетчик. В связи с этим могут возникнуть сложности при экспорте и импорте данных из программ визуализации баз данных и других систем управления базами данных.

1.5 Выбор языка программирования

Для создания программы "Автоматизированное рабочее место диспетчера такси" был использован язык программирования Delphi 7, потому что:

Delphi 7, объектно-ориентированный язык программирования, то есть состоит из набора объектов, каждый из которых обладает определенными параметрами и может выполнять ряд конкретных функции.

Продукты, выполненные в Delphi 7, внешне выглядят как стандартные Windows приложения, такие как Paint, Калькулятор и т.д. То есть просты в пользование и понятны, любому пользователю. Название объектов (Таких как Button) указывают на действие, которое выполняет этот объект, а возможность создания меню и справки на русском языке, помогает пользователю быстрее освоить продукт.

Выбор компонентов Delphi можно расширять, а также самому описывать процедуры, типы данных, объекты и действия производимые в них.

Главный плюс высокоуровневых языков программирования это визуализация объёктов, но при этом ход действия производимых этими объектами скрыты. Еще одна особенность: один объект может использоваться помимо своего основного назначения в других функциях, а также на один и тот же объект можно поставить несколько событий.

Средствами Delphi 7 легко создать связь с СУБД Access через технологию ADO, что имеет ряд своих преимуществ, таких как:

Возможность вручную создавать запросы средствами Delphi

Отображать необходимые атрибуты базы данных в интерфейсе программного продукта и создание удобных карточек заполнения атрибутов БД: простота создания связей и их модернизация.

Глава II. Разработка программы для автоматизации деятельности таксопарка

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.