на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Рынки информационных и интеллектуальных услуг в России

Рынки информационных и интеллектуальных услуг в России

Реферат

Рынки информационных и интеллектуальных услуг в России

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Информационный рынок
    • 1.1 Понятие информационного рынка
    • 1.2 Структура рынка информационных продуктов и услуг
  • 2. Развитие информационного (интеллектуального) рынка в России на пример ИТ-услуг
    • 2.1 Немного статистики
    • 2.2 Приобретение ИТ-услуг: от дискретного к аутсорсингу
  • 3. Значение рынка информационных услуг для внешнеэкономической деятельности России
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение

Во многих странах мира сегодня значительная часть информационной деятельности вовлечена в рыночные отношения. С одной стороны, она выступает в качестве одного из важнейших элементов рыночной инфраструктуры по обслуживанию, реализации и развитию подобных отношений, а с другой стороны, как самостоятельный специализированный сектор рынка, на котором предлагаются особые продукты и услуги.

Информация оказывает существенное влияние на все отрасли производства и инфраструктуры. В действии рыночного механизма преходящего информационного общества также появляются новые черты, отличающие его от рынка индустриальной эпохи. Признаки нового, постиндустриального этапа уже достаточно четко прослеживаются в развитых странах. Однако в соответствующей литературе и разработках эти новые тенденции пока еще не получают достойного отражения.

Во многих из них традиционно выделяются лишь такие виды ресурсов, как земля, труд, капитал, предпринимательские способности, хотя постиндустриальная цивилизация ставит в один ряд с ними информацию. Сегодня знаменитое выражение Фрэнсиса Бэкона «знание - сила», как никогда прежде, приобретает конкретный смысл. Информация становится в современном обществе важнейшим фактором экономического роста, о чем также упоминается лишь вскользь.

В связи с этим и представляется целесообразным исследование проблемы информационного рынка как авангардного элемента приходящей информационной цивилизации.

1. Информационный рынок

1.1 Понятие информационного рынка

Рынок информационных продуктов и услуг (или, как его еще называют, интеллектуальный рынок) - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.

Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:

* центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;

* центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

* службы телекоммуникации и передачи данных;

* специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;

* коммерческие фирмы;

* информационные брокеры.

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.

1.2 Структура рынка информационных продуктов и услуг

Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:

1. Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.

2. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.

3. Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.

4. Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.

В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, организационный фактор государственной политики становится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя.

В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Возможно следующее толкование этого понятия.

Инфраструктура информационного рынка - совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.

В соответствии с данным определением попытаемся обобщить известные мнения относительно инфраструктуры информационного рынка. Так, например, предложено инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами: Рынок информационных продуктов и услуг [Электронный ресурс]: http://synopsis.kubsu.ru/informatic/master/lecture/themes1_5.htm

* научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;

* объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудио-продукции;

* услуги образования - все виды обучения;

* управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений;

* бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.

В этой инфраструктуре, однако, отсутствуют три основных аспекта, характерных для информационного общества:

* технический - вся аппаратно-техническая база информатики;

* программный - все программные продукты информатики;

* коммуникационный - все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче информации, все виды телефонной и факсимильной связи.

Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора рынка дистанционных информационных услуг:

· высокомонополизированный профессиональный рынок, предоставляющий пользователю информацию по его сфере деятельности;

· услуги для обеспечения управленческих решений, которые позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем;

· домашний рынок, предоставляющий услуги бытового характера, например для электронных платежных операций и покупок.

Представляется наиболее правомерным подход к инфраструктуре рынка, который считаю возможным взять за основу, внеся некоторые изменения и добавления.

Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.

1-й сектор - деловая информация, состоит из следующих частей:

* биржевая и финансовая информация - котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;

* статистическая информация - ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;

* коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.

2-й сектор - информация для специалистов, содержит следующие части:

* профессиональная информация - специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;

* научно-техническая информация - документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;

* доступ к первоисточникам - организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.

3-й сектор - потребительская информация, состоит из следующих частей:

* новости и литература - информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;

* потребительская информация - расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;

* развлекательная информация - игры, телетекст, видеотекст.

4-й сектор - услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практику мы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.

5-й сектор - обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:

* программные продукты - программные комплексы с разной ориентацией - от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;

* технические средства - компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;

* разработка и сопровождение информационных систем и технологий - обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;

* консультирование по различным аспектам информационной индустрии - какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;

* подготовка источников информации - создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.

Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.

Могут быть выделены функции информационного бизнеса:

· управление финансами и ведение учета;

· управление кадрами;

· материально-техническое снабжение;

· организация производства;

· маркетинговые исследования;

· лизинговые операции;

· консультационное обслуживание;

· страхование имущества и информации;

· организация службы информационной безопасности;

· сервисное обслуживание.

2. Развитие информационного (интеллектуального) рынка в России на пример ИТ-услуг

В настоящее время рынок ИТ-услуг (мы имеем в виду ИТ-услуги, оказываемые внешними поставщиками) - наиболее динамично развивающийся сегмент отечественного ИТ-рынка. Однако информация об этом рынке (его объемах, структуре, динамике) носит неполный и противоречивый характер. Действительно, маркетинговых агентств, специализирующихся на изучении российского ИТ-рынка, немного, а компаний, регулярно проводящих исследования его ключевых сегментов, вообще единицы.

Разные подходы к сегментации рынка ИТ вообще и ИТ-услуг в частности приводят к разному пониманию результатов маркетинговых исследований. Кроме того, сами ИТ-компании зачастую используют собственную сегментацию ИТ-рынка.

Являясь эксклюзивным поставщиком информационных продуктов и услуг компании Gartner в России, мы имеем возможность использовать наработанный опыт и методологию исследований и анализа мировых рынков. Одинаковые подходы к изучению рынков позволяют нам сравнивать структуры и динамику рынков разных стран и прогнозировать дальнейшее развитие российского ИТ-рынка.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.