Рынки информационных и интеллектуальных услуг в России
Реферат Рынки информационных и интеллектуальных услуг в России Содержание - ВВЕДЕНИЕ
- 1. Информационный рынок
- 1.1 Понятие информационного рынка
- 1.2 Структура рынка информационных продуктов и услуг
- 2. Развитие информационного (интеллектуального) рынка в России на пример ИТ-услуг
- 2.1 Немного статистики
- 2.2 Приобретение ИТ-услуг: от дискретного к аутсорсингу
- 3. Значение рынка информационных услуг для внешнеэкономической деятельности России
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВведениеВо многих странах мира сегодня значительная часть информационной деятельности вовлечена в рыночные отношения. С одной стороны, она выступает в качестве одного из важнейших элементов рыночной инфраструктуры по обслуживанию, реализации и развитию подобных отношений, а с другой стороны, как самостоятельный специализированный сектор рынка, на котором предлагаются особые продукты и услуги.Информация оказывает существенное влияние на все отрасли производства и инфраструктуры. В действии рыночного механизма преходящего информационного общества также появляются новые черты, отличающие его от рынка индустриальной эпохи. Признаки нового, постиндустриального этапа уже достаточно четко прослеживаются в развитых странах. Однако в соответствующей литературе и разработках эти новые тенденции пока еще не получают достойного отражения.Во многих из них традиционно выделяются лишь такие виды ресурсов, как земля, труд, капитал, предпринимательские способности, хотя постиндустриальная цивилизация ставит в один ряд с ними информацию. Сегодня знаменитое выражение Фрэнсиса Бэкона «знание - сила», как никогда прежде, приобретает конкретный смысл. Информация становится в современном обществе важнейшим фактором экономического роста, о чем также упоминается лишь вскользь.В связи с этим и представляется целесообразным исследование проблемы информационного рынка как авангардного элемента приходящей информационной цивилизации.1. Информационный рынок1.1 Понятие информационного рынкаРынок информационных продуктов и услуг (или, как его еще называют, интеллектуальный рынок) - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:* центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;* центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;* службы телекоммуникации и передачи данных;* специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;* коммерческие фирмы;* информационные брокеры.Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.1.2 Структура рынка информационных продуктов и услугСовокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:1. Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.2. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.3. Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.4. Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, организационный фактор государственной политики становится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя.В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Возможно следующее толкование этого понятия.Инфраструктура информационного рынка - совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.В соответствии с данным определением попытаемся обобщить известные мнения относительно инфраструктуры информационного рынка. Так, например, предложено инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами: Рынок информационных продуктов и услуг [Электронный ресурс]: http://synopsis.kubsu.ru/informatic/master/lecture/themes1_5.htm* научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;* объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудио-продукции;* услуги образования - все виды обучения;* управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений;* бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.В этой инфраструктуре, однако, отсутствуют три основных аспекта, характерных для информационного общества:* технический - вся аппаратно-техническая база информатики;* программный - все программные продукты информатики;* коммуникационный - все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче информации, все виды телефонной и факсимильной связи.Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора рынка дистанционных информационных услуг:· высокомонополизированный профессиональный рынок, предоставляющий пользователю информацию по его сфере деятельности;· услуги для обеспечения управленческих решений, которые позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем;· домашний рынок, предоставляющий услуги бытового характера, например для электронных платежных операций и покупок.Представляется наиболее правомерным подход к инфраструктуре рынка, который считаю возможным взять за основу, внеся некоторые изменения и добавления. Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг. 1-й сектор - деловая информация, состоит из следующих частей: * биржевая и финансовая информация - котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки; * статистическая информация - ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы; * коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы. 2-й сектор - информация для специалистов, содержит следующие части: * профессиональная информация - специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.; * научно-техническая информация - документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности; * доступ к первоисточникам - организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах. 3-й сектор - потребительская информация, состоит из следующих частей: * новости и литература - информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии; * потребительская информация - расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.; * развлекательная информация - игры, телетекст, видеотекст. 4-й сектор - услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практику мы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр. 5-й сектор - обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей: * программные продукты - программные комплексы с разной ориентацией - от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.; * технические средства - компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие; * разработка и сопровождение информационных систем и технологий - обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных; * консультирование по различным аспектам информационной индустрии - какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.; * подготовка источников информации - создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п. Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство. Могут быть выделены функции информационного бизнеса: · управление финансами и ведение учета; · управление кадрами; · материально-техническое снабжение; · организация производства; · маркетинговые исследования; · лизинговые операции; · консультационное обслуживание; · страхование имущества и информации; · организация службы информационной безопасности; · сервисное обслуживание. 2. Развитие информационного (интеллектуального) рынка в России на пример ИТ-услугВ настоящее время рынок ИТ-услуг (мы имеем в виду ИТ-услуги, оказываемые внешними поставщиками) - наиболее динамично развивающийся сегмент отечественного ИТ-рынка. Однако информация об этом рынке (его объемах, структуре, динамике) носит неполный и противоречивый характер. Действительно, маркетинговых агентств, специализирующихся на изучении российского ИТ-рынка, немного, а компаний, регулярно проводящих исследования его ключевых сегментов, вообще единицы. Разные подходы к сегментации рынка ИТ вообще и ИТ-услуг в частности приводят к разному пониманию результатов маркетинговых исследований. Кроме того, сами ИТ-компании зачастую используют собственную сегментацию ИТ-рынка. Являясь эксклюзивным поставщиком информационных продуктов и услуг компании Gartner в России, мы имеем возможность использовать наработанный опыт и методологию исследований и анализа мировых рынков. Одинаковые подходы к изучению рынков позволяют нам сравнивать структуры и динамику рынков разных стран и прогнозировать дальнейшее развитие российского ИТ-рынка.
Страницы: 1, 2
|