на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Системы проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами

Системы проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами

6

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новомосковский институт РХТУ им. Д.И. Менделеева

РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Учебное пособие «системы проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами и методика применения мультимедийных средств в профессиональной деятельности»

Новомосковск

1. Назначение, краткая характеристика и требования к системам проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами

В российском обществе происходят кардинальные изменения, которые неизбежно влекут за собой перемены в системе профессионального обучения.

Обучение (преподавание+учение) - целенаправленный, организованный процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, в результате которого обучающийся овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает личные качества.

Качество профессиональной подготовки зависит от обоснованности и глубины связи трех основных составляющих:

ю Цели обучения (для чего учить).

ю Содержания обучения (чему учить).

ю Принципов организации учебного процесса (как учить).

Качество профессиональной подготовки зависит и от выбора технологии обучения. Наиболее перспективны компьютерные технологии, которые предусматривают:

ю Обучение с использованием авторских курсов преподавателей на «твердых» и электронных носителях.

ю Обучение через сеть Интернет, включая видеоконференции.

Эти технологии можно с успехом применять в сфере очного, заочного и дополнительного образования; в сфере переподготовки и аттестации кадров работников образования; создания компьютерных обучающих комплексов для учащихся школ и ВУЗов; подготовки систем дистанционного обучения.

Задача дистанционного обучения - учить, не имея прямого постоянного контакта с обучаемым пользователем.

Можно сформулировать базовые принципы, на основе которых создаются системы дистанционного обучения.

ю Во-первых, доступность обучения. Процесс обучения может начинаться когда угодно (когда есть время); длиться сколько угодно (сколько есть времени и сил); он может быть внезапно прекращен или прерван, например срочный телефонный звонок, и может быть продолжен с любого места. При этом могут учитываться субъективные особенности обучаемых пользователей: начальные знания, специфика освоения материала и т. д.

ю Во-вторых, радикально новые формы представления и организации информации, обеспечивающие максимальную степень ее восприятия.

Среди форм представления и организации информации в соответствии с требованиями современных технологий интенсификации обучения можно выделить:

ю Использование различных способов представления информации: текста, графики, видео, звукового сопровождения, анимации: - мультимедиа. Мультимедиа включает в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию, допускающую различные способы структурирования, интегрирования и представления».

ю Нелинейную форму организации материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними, дающая возможность адекватного представления всей взаимосвязи ее различных аспектов. Такой подход позволяет в максимальной степени приблизить процесс передачи знаний к естественному общению и обеспечить адаптивность траектории обучения.

ю Присутствие большого количества справочной информации, причем именно в дополнительной, сопровождающей форме, когда обучаемый видит основной предмет изучения в окружении каких-либо других узлов, т. е. любой вопрос (тема, проблема, аспект, идея, документ) всегда оказывается связанным с другими вопросами. Пользователь может не учитывать эту информацию, но она ему предоставляется, причем именно как смежная, находящаяся в определенных связях с вопросом, непосредственно его интересующим. В целом такая система заставляет пользователя учитывать, что интересующая его тема может иметь еще какие-то аспекты.

В мировой практике наиболее перспективным способом организации разнородной информации признана гипермедийная технология. Главными ее достоинствами являются, с одной стороны, ориентация на создание информационной среды, объективно отражающей практически любую предметную область, с другой - возможность адекватного представления всей взаимосвязи различных аспектов. Характерным примером ее использования является популярная World Wide Web - гигантская гипермедиа-паутина, которую можно (в контексте задач обучения) рассматривать как интеллектуальную надстройку над информационным банком глобальной сети Интернет.

ю В-третьих, достоверность сертификации знаний. Если раньше это вверялось в руки преподавателей, которые в ходе личной встречи добивались того, чтобы студент привел багаж своих знаний в соответствие с выставляемой оценкой, то в системах дистанционного обучения при сертификации знаний очного контакта, как правило, нет. Поэтому методики сертификации знаний существенно отличаются от методик, используемых при очном обучении. Наиболее распространенными здесь являются методики, основанные на тестировании, которые используются в практике очного образования скорее как дополнительные. Здесь они - основные.

Любые компьютерные технологии обучения предусматривают наличие учебного мультимедийного учебно-методического курса. Наиболее жесткие требования предъявляются к курсу, предназначенному для дистанционного обучения. Он, как правило, состоит из:

ю Информационных ресурсов.

ю Средств общения.

ю Систем тестирования.

ю Системы администрирования.

Важнейшим компонентом дистанционного курса являются информационные ресурсы, т. к. в них сосредоточена содержательная часть - контент (content). Контент включает:

ю Учебный материал (конспекты лекций, демонстрационные материалы и т. п.).

ю Дополнительные информационные материалы (комментарии преподавателя, ответы на часто задаваемые вопросы и т. п.).

ю Библиотеку ресурсов (рекомендованная литература, списки Web_ресурсов по теме курса и т. п.).

ю Предметный и / или тематический словарь (глоссарий).

ю Программу обучения (академический календарь) и т. д.

Средства общения обеспечивают процесс взаимодействия обучаемого с учебным центром, с преподавателем и с другими обучающимися. Организация эффективных средств общения позволяет не только компенсировать отсутствие непосредственного контакта преподавателей и студентов между собой, но и, по возможности, придает новые качества их общению. Наиболее часто здесь применяют электронную почту e-mail (особенно рассылки), доски объявлений, виртуальные конференции, видео - и аудиотрансляции, виртуальные семинары и обсуждения. Базовые механизмы, за счет которых можно организовать эффективные средства общения, условно разделяют на асинхронные и синхронные, которые получили название offline и online соответственно.

Асинхронные средства не требуют у обменивающихся сторон постоянного соединения. К таким средствам можно отнести: e-mail и построенные на основе e-mail автоматические рассылки (так называемые mail-lists), доски объявлений типа Bulletin Board System (BBS), offline_конференции типа «эхо» FidoNet и т. п. С развитием телекоммуникаций роль таких средств снижается. Однако при низком качестве телекоммуникаций их использование - единственное, что позволяет сделать систему дистанционного обучения эффективнее.

Синхронные средства предполагают одновременные согласованные действия сторон - один говорит, другой слушает в то же самое время. Все online_средства предполагают наличие прямого выхода в Интернет и базируются на сервисах, существующих в сети Интернет.

Система тестирования должна обеспечивать текущий контроль знаний, а на завершающей стадии дать объективную оценку обучаемого, на основании которой происходит выдача дипломов или сертификатов. Здесь очень важен вопрос о защите данных. Необходимо применять средства идентификации и аутентификации обучаемого. Они затрудняют подмену и искажение результатов тестирования. Система тестирования включает:

ю Средства обработки результатов тестирования.

ю Интерактивные тесты.

ю График прохождения тестов.

Система администрирования обеспечивает доступ к личному делу, доске объявлений администрации, интерактивным анкетам и пр.

На мировом рынке имеется большой выбор программных продуктов, позволяющих обеспечивать весь цикл разработки учебных материалов для мультимедийных учебно-методических курсов и управления процессом дистанционного обучения.

Можно сформулировать требования к инструментальным средствам разработки мультимедийных дистанционных курсов, учитывающие особенности российской специфики:

ю Инструментальное средство должно быть ориентировано на специалистов-предметников, преподавателей (в компьютерной среде получивших название «пользователи»).

ю Инструментальное средство должно обеспечить разработку мультимедийных курсов, использующих технологию Web-CD, т. е. технологию, объединяющую преимущества распространения информации через Интернет и на компакт-дисках. По этой технологии основной информационный объем мультимедийного учебно-методического курса поставляется на компакт-дисках. Это обеспечивает надежность и дешевизну распространения учебного материала. При этом оперативное обновление информации осуществляется по каналам Интернета.

ю Если рассматривать создание инструментального средства для российского рынка, то необходимо учитывать, что уровень оснащенности телекоммуникациями и их качество по регионам весьма разнородны. Поэтому как разрабатываемые дистанционные курсы, так и средства, обеспечивающие технологическую поддержку, должны гибко настраиваться на уровень телекоммуникаций в любом регионе. Отсутствие или низкое качество online_доступа не должно служить причиной невозможности использования дистанционного мультимедийного курса.

ю Разрабатываемое инструментальное средство должно обеспечивать технологическую поддержку всего жизненного цикла (фазы проектирования, разработки, сопровождения, возможности модернизации) всех компонентов дистанционного мультимедийного курса (представление учебного материала, средства общения, система тестирования и др.).

ю Обучаемому и преподавателю должны быть предоставлены средства визуализации, планирования и выбора образовательной траектории, поскольку это обеспечит гибкость не только в рамках отдельного курса, но и в рамках системы образовательных мультимедийных курсов в целом.

2. Мультимедийные ресурсы Интернет по теме «Системы проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами»

Мультимедийные ресурсы Интернет можно классифицировать по признакам: «линейность», «нелинейность», «интерактивность».

Понятия «линейность», «нелинейность», «интерактивность» являются достаточно условными. Как впрочем, и любые понятия, которые принимаются за классификационные признаки. Наличие интерактивных мультимедийных компонентов (например, использование гипермедийной технологии) само по себе ещё не может служить признаком того, что рассматриваемый ресурс является интерактивным с точки зрения пользователя, и наоборот. Веб-ресурсы, отнесенные к «линейным» с точки зрения их использования в учебном процессе, могут представлять собой комбинированные базы данных с десятками тысяч записей. Поэтому место того или иного ресурса в любой классификации может определяться, в первую очередь, сценарием его использования.

Возьмем на себя смелость представления обзора мультимедийных ресурсов Интернет по теме «Системы проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами» по признакам, которые несколько отличаются от признаков «линейность», «нелинейность», «интерактивность».

2.1 Терминология

Несмотря на то, что рассматриваемая область деятельности относительно новая и интенсивно развивается, можно отметить, что уже разработана стратегическая концепция создания и развития единой системы дистанционного образования. В нормативной документации зафиксирована сложившаяся терминологическая база. Это отражено в ресурсах Интернет:

 п.п.

Адрес-ссылка

Аннотация

Примечание

1

www.db.informika.ru/do/npb/index.asp

www.ed.gov.ru

Нормативные документы Российской Федерации по дистанционному образованию

Сайт Министерства образования РФ

2

www.fcdo.ido.ru/normativ/normativ.html

Нормативные документы Российской Федерации по дистанционному образованию

Сайт Института дистанционного образования МЭСИ

3

www.mesi.ru/joe/n2 97.html

Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования

Научно-практический журнал «Открытое образование»

4

www.db.informika.ru/do/teleconf

Материалы телеконференции «Российское дистанционное образование»

5

www.db.informika.ni/do/news/doc/up_f.rtf

Документ «Термины и определения дистанционного обучения»

6

www.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

7

www.mon.gov.ru

Министерство образования и науки РФ

8

www.inforeg.ru/deposit/default.html

Научно-технический центр «Информрегистр»

9

http://www.imsglobal.org

Стандарт IMS Global Learning Consortium стартовал в 1997 году и с самого начала был нацелен на разработку стандартов обучения для высших учебных заведений, в отличие от AICC (изначально нацеленного на корпоративное обучение) и SCORM (этот и вовсе для военных). Подход IMS к стандартизации предельно системный: каждая из областей взаимодействия обучаемого, учебного материала и системы управления обучением описывается отделным документом. Как следствие такого подхода, многие стандарты, разработанные в IMS, были успешно адаптированы и AICC, и ADL в SCORM (описание мета-данных и content packaging).

10

http://www.imsglobal.org/question/index.html

QTI - Question and Test Interoperability - один из стандартов IMS (и один из немногих, которые используются самостоятельно, а не «спрятавшись» в SCORM или AICC), описывающий модели данных и способы описания вопросов и тестов, а также соответствующих результатов, полученных после того, как пользователь ответил на тест или вопрос. Создание такого стандарта было вызвано пониманием того, что разработка качественных вопросов и правильная оценка их результатов является отдельной и серьезной работой, отнимающей много времени. Отделение описаний вопросов от средств, которые будут эти вопросы «проигрывать», позволило бы осуществлять свободный обмен тестами и их результатами между средствами создания учебного материала, специализированными проигрывателями тестов, системами тестирования и / или системами управления обучением. Первая спецификация стандарта появилась в 2000 году и базировалась на языке QML, разработанном компанией QuestionMark. С тех давних пор стандарт разделен на две основных части: ASI (Assessment, Section, Item - основные структурные единицы теста), описывающая вопросы и их организацию в тесте, и QTI Results Reporting (или QTI Reports), описывающая, соответственно, формы записи результатов. В течение двух лет стандарт уточнялся и совершенствовался. Наконец, в 2002 году был выпущен документ версии 1.2 - наиболее удачной по сравнению с предыдущими - которая и получила наибольшее распространение. В 2005 году вышел первый документ версии QTI 2.0. Во второй версии стандарта появилось множество новых типов вопросов, язык стал более четким, убраны некоторые неоднозначности. Однако, на сегодняшний день не так уж много можно найти редакторов и проигрывателей тестов, которые бы поддерживали версию 2.0. Версия 1.2 пока остается главенствующей на рынке. Важно заметить, однако, что стандарт QTI не включает в себя собственно способы обмена этой информацией - как именно организовать, скажем, механизм передачи данных от проигрывателя теста в систему управления обучением, из этого документа никак не следует.

11

www.vimi.ru/

Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации

12

www.irpo.ru/

Институт развития профессионального образования

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.