на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Системы управления обучения (LMS)
1.3 Основные типы программного обеспечения для создания e-learning решений. Система управления обучением

Чтобы дистанционное обучение (ДО) было эффективным, используемая в нем технология должно обладать такими характеристиками, чтобы оно доставляло удовольствие и обучаемому и преподавателю. Ничто так не гасит энтузиазм новоявленных учеников, как технические проблемы, создаваемые сложным в использовании программным обеспечением.

Рассмотрим основные технологические решения, используемые для электронного обучения (e-learning solutions). Спектр программного обеспечения для ДО очень широк. На одном краю этого спектра - простые программы, выполненные в HTML, на другом - сложные системы управления обучением и учебным контентом (Learning Content Management Systems), использующиеся в корпоративных компьютерных сетях.

Одним из секретов успешного внедрения дистанционного обучения является правильный выбор программного обеспечения, соответствующего конкретным требованиям. Эти требования определяются потребностями обучаемого, потребностями преподавателя и, во многих случаях, администратора, который должен контролировать ход и результаты обучения.

Среди основных типов программного обеспечения для создания e-Learning решений можно выделить:

авторские программные продукты (Authoring Packages), -системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS), -системы управления контентом (Content Management Systems - CMS), -системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems - LCMS).

Авторские продукты специально разработаны для преодоления тех затруднений, с которыми сталкиваются преподаватели при использовании языков программирования. Эти программы обычно позволяют преподавателю самостоятельно разрабатывать учебный контент на основе визуального программирования. Недостатком таких продуктов является невозможность отслеживать и контролировать во времени процесс обучения и успеваемость большого количества обучаемых. Как правило, они разработаны для создания уроков с немедленной обратной связью с обучаемым, а не для хранения информации об учебном процессе за длительное время.

Системы управления обучением LMS (в русскоязычной терминологии используется аббревиатура СДО - "система дистанционного обучения") представляют собой платформу для развертывания e-Learning, но в ряде случаев могут использоваться и для администрирования традиционного учебного процесса.

Система LMS, в идеале, должна предоставлять каждому студенту персональные возможности для наиболее эффективного изучения материала, а менеджеру учебного процесса - необходимые инструменты для формирования учебных программ, контроля их прохождения, составления отчетов о результативности обучения, организации коммуникаций между студентами и преподавателями. Студент получает от LMS возможности доступа к учебному порталу, который является отправной точкой для доставки всего учебного контента, выбора подходящих учебных треков на основе предварительного и промежуточных тестирований, использования дополнительных материалов с помощью специальных ссылок.

Административные функции LMS охватывают несколько базовых областей. Управление студентами включает в себя задачи регистрации и контроля доступа пользователей к системе и к учебному контенту, организацию слушателей в группы для предоставления им общих курсов и составления отчетности, управление аудиторными и преподавательскими ресурсами. LMS отвечает также за интеграцию дополнительных элементов учебного процесса (практические занятия, лабораторные работы, тесты, средства совместной работы).

Кроме того, LMS отвечает за распределение и использование учебного контента. В числе таких задач - организация удобных для поиска каталогов курсов, выделение групп курсов для обязательного изучения и изучения "по желанию", разработка индивидуальных учебных треков (например, на базе заданных функциональных ролей слушателей), другие механизмы целевого предоставления учебного контента, поддержка синхронных и асинхронных режимов взаимодействия с преподавателем. Важнейшим элементом LMS является отчетность по учебному процессу, которая позволяет, в частности, делать выводы об эффективности вложений в электронное обучение. В LMS должны быть механизмы контроля и составления отчетов о том, насколько успешно продвигается слушатель (или группа) в изучении определенных тем, соответствует ли повышение уровня профессиональной квалификации в результате обучения заданным в начале обучения целям, насколько полученные знания находят применение в практической работе и влияют на ее результативность.

LMS обеспечивает и механизмы защиты, необходимые для сетевой среды e-Learning, а также, в случае масштабных учебных проектов, поддерживает интеграцию с системами планирования ресурсов предприятия и LMS, являясь решением для управления учебным процессом, поддерживает, как управления персоналом, минимум, использование электронных курсов из различных источников; наиболее развитые системы предлагают специальные модули для разработки собственного учебного контента. Для того чтобы LMS-платформы имели возможность "проигрывать" разные готовые курсы, созданы стандарты интероперабельности. Так, Airline Industry CBT Committee описывает взаимодействие компьютерных тренингов с системами управления и служит основой для развития аналогичных стандартов интероперабельности для Web-курсов.

Последние два года развивается новый класс систем, реализующих управление учебным контентом (Learning Content Management System, LCMS). В отличие от LMS, подобные системы концентрируются на задачах управления содержанием учебных программ, а не процессом обучения, и ориентированы не на менеджеров и студентов, а на разработчиков контента, специалистов по методологической компоновке курсов и руководителей проектов обучения. В основе LCMS лежит концепция представления содержания обучения как совокупности многократно используемых учебных объектов со своей целевой аудиторией и определенным контекстом использования. Как отмечают аналитики, границу между двумя классами систем со столь похожими названиями провести все труднее: большинство производителей систем LCMS включают в них функциональность общего управления обучением, а ведущие решения категории LMS теперь реализуют и возможности управления учебным контентом.

Рынок LMS пока еще достаточно фрагментирован, что свидетельствует о его незрелости, однако он быстро развивается; системы этого класса становятся все более востребованными и рассматриваются не просто как необходимая инфраструктура для e-Learning, но - по крайней мере, западными компаниями - и как часть общей корпоративной ИТ-инфраструктуры. Подтверждением тому является интерес, который проявляют к решениям по управлению обучением производители систем общего управления, в том числе, компании SAP (SAP Learning Solution), Oracle (i-Learning), PeopleSoft (Enterprise Learning Management).

Традиционными лидерами западного рынка LMS являются решения компаний Saba Software, Docent, WBT Systems, Click2Learn, IBM. Свои предложения есть и на отечественном рынке, среди них - система дистанционного тренинга Redclass (совместная разработка компании Redlab и учебного центра Redcenter) "Прометей" производства НИЦ АСКБ, e-Learning компании "ГиперМетод", распространяемая в открытых кодах система NauLearning от компании Naumen и др. По оценкам META Group, важнейшей тенденцией для e-Learning в ближайшие годы станет интеграция технологий управления обучением в общую корпоративную ИТ-платформу, объединяющую системы управления контентом, знаниями, персоналом, средства совместной работы, решения для порталов. Логическим следствием этого станет реализация концепции обучения, внедренного в рабочий процесс. Эта концепция подразумевает, в частности, что задачи обучения сотрудника непосредственным образом увязываются с его функциями в компании - материалы учебных курсов предоставляются в нужный момент и наиболее близки к реализации этих идей в IBM. Очередная версия системы Lotus Workplace Collaborative Learning интегрирована со всеми компонентами семейства клиентских приложений Lotus Workplace. Интеграция этих функций со средствами LMS позволяет настроить управление учебным процессом таким образом, чтобы для каждого этапа определенного бизнес-процесса его участники получали необходимые учебные ресурсы на своем рабочем месте.

Глава 2. Основные компоненты LMS на примере IBM Lotus Learning Management System и Moodle

2.1 Компоненты LMS

Рассмотрим основные компоненты Learning Management System и их взаимодействие на примере IBM Lotus Learning Management System и Moodle:

Каталог содержит общую информацию о пользователях, доступ к которой можно получить с помощью различных приложений. Это не должно быть специализировано для LMS. В IBM Lotus Learning Management System это каталог LDAP (Lightweight Directory Access Protocol - упрощенный протокол доступа к каталогам).

Реляционная система управления базами данных оставшиеся данные, используемые системой LMS, хранятся в реляционной системе управления базами данных (РСУБД) сторонних производителей. В СУБД хранятся данные, относящиеся к привилегиям пользователей, курсам и ресурсам, к которым при необходимости предоставляется доступ.

В LMS для хранения данных используются три БД: БД сервера LMS, БД сервера доставки и БД аудита (Audit). БД сервера LMS и сервера доставки хранят информацию, относящуюся к пользователям, курсам и ресурсам, которая используется различными способами. Например, сервер LMS может затребовать пользовательскую информацию для сверки со списком пользователей и для отслеживания полномочий, а сервер доставки использует эту информацию для отслеживания прогресса пользователя в прохождении курса перед отправкой этой информации обратно на сервер LMS. БД аудита хранит системную информацию об использовании системы LMS и используется для системного администрирования.

Сервер LMS является центральным компонентом Learning Management System, объединяющим вместе все прочие компоненты. Каждый установленный экземпляр LMS использует отдельный сервер LMS, который может работать как на отдельном компьютере, так и на серверном кластере.

Пользователи получают доступ к Learning Management System через сервер LMS, который предоставляет интерфейс пользователя. Этот интерфейс предусматривает две основные категории: студенты и администраторы. Студенты используют сервер LMS для пролистывания каталога курсов, для регистрации на участие в курсе и для просмотра прогресса своего обучения. Обычно студенты ограничены двумя модулями интерфейса пользователя.

Сервер доставки является компонентом LMS, который подключает студентов к курсам и выполняет задачи по поддержке последовательности, запуску и отслеживанию содержания курса. Для распространения курсов установленный экземпляр системы LMS может использовать один сервер доставки или более. Сервер доставки поддерживает тот же набор платформ, что и сервер LMS.

Сервер данных.

Каждый курс требует наличия содержащихся в нем данных (текста, изображений и мультимедиа-данных), которые пользователь просматривает при прохождении курса. Файлы с данными курса хранятся на серверах данных, а доступ к ним возможен из краткого содержания курса с помощью ссылок URL. Сервера данных не являются внутренними компонентами LMS, они представляют собой HTTP-сервера сторонних производителей.

Содержание курса нельзя разработать или отредактировать с помощью Web-интерфейса системы LMS. Для этого необходимо использовать специальные средства. Все данные курса, включая систему оценки полученных знаний, необходимо импортировать в систему LMS, и только тогда они станут доступными студентам. Можно импортировать пакеты курсов напрямую в LMS с помощью утилиты импорта, работающей из командной строки, либо импортировать эти пакеты в средство создания учебных программ LMS, а затем уже оттуда "отправить" пакеты в LMS.

SMTP-сервер.

Для направления автоматических уведомлений пользователям и отправки запросов на оказание помощи в службу поддержки пользователей в LMS используется обмен почтовыми сообщениями. Это требует наличия SMTP-сервера, который перенаправляет сообщения в системе нужным образом. SMTP-сервер не обязательно должен быть выделенным для нужд LMS. Можно использовать существующий SMTP-сервер, который уже поддерживает другие приложения.

Web-браузеры.

Пользователи получают доступ к системе LMS со своих клиентских рабочих станций с помощью Web-браузеров.

FTP-cepвep.

Когда курсы загружают в LMS, они хранятся на FTP-сервере. Система LMS копирует пакет с курсом с FTP-сервера и обрабатывает его.

Средство создания учебных программ LMS представляет собой приложение для создания содержимого курсов, которое позволяет создавать базовые структуры курсов и системы оценки полученных знаний, либо форматировать курсы сторонних производителей для использования с системой LMS. С помощью средства создания учебных программ можно редактировать содержимое только курсов для LMS, а те данные, которые изначально были созданы для других систем, отредактировать невозможно (для этого необходимо обратиться к другим соответствующим средствам редактирования). Средство создания учебных программ позволяет добавлять к курсу информацию об установлении последовательности, которая обеспечивает определенный порядок прохождения курса. Также можно указывать для отдельных разделов курса определенное количество очков, которое нужно набрать.

Средство создания учебных программ является отдельным компонентом LMS, который работает только на Windows-платформах. Во время установки LMS пакет с этим компонентом следует располагать на сервере, который доступен для разработчиков курсов, с тем чтобы они могли затем загрузить пакет и установить это средство на своих рабочих станциях.

Клиент автономного обучения пакет, который позволяет студентам проходить курс, не подключаясь к сети.

Этот компонент присутствует в IBM Lotus Learning Management System, и нет его в Open Source LMS Moodle. Студенты загружают этот пакет с сервера LMS и устанавливают его на своих рабочих станциях под управлением Windows. После локальной установки пакета студент может загрузить один или более курсов, помеченных как доступные для автономного использования, а затем отключиться от сети. Во время автономной работы информация по отслеживанию прогресса и оценок для каждого загруженного курса сохраняется на рабочей станции. Когда пользователь вновь подключается к сети, курс можно перевести в статус "он-лайн", а соответствующую сопровождающую прохождение курса информацию загрузить на сервер LMS.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.