на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Создание программного обеспечения электронного учебника
p align="left">- Использование гипертекстовых ссылок, позволяющее мгновенно отыскать нужное понятие, в считанные доли секунды «перелистать» многие страницы изучаемого текста.

- Пожалуй, одно из самых главных достоинств - возможность организовывать виртуальную лабораторную работу, которую по тем или иным причинам невозможно провести в реальной обстановке.

Электронный учебник аккумулирует в себе все основные дидактические, методические, научные и информационно-справочные материалы, необходимые преподавателям для подготовки и проведения всех видов и форм занятий, а так же слушателям для самостоятельного изучения учебных тем или подготовки к занятиям, проводимым под руководством преподавателя, и получения дополнительных информационно-справочных сведений по учебной дисциплине. Кроме того, он предоставляет возможность слушателям качественно решать задачи самоконтроля усвоения материалов по учебной дисциплине, а преподавателям - объективно осуществлять текущий и итоговый контроль за успеваемостью студентов.

Таким образом, существует большое количество преимуществ электронного учебника над печатным, поэтому проблема создания качественного электронного учебника является актуальной в настоящее время проблемой. На сегодняшний день создано достаточно большое количество электронных обучающих пособий, лидерами в этой области являются производители “Физикон”, КиМ, 1С, “Кирилл и Мефодий”, TeachPro. Если говорить о конкретных учебниках, то стоит отметить книгу Платонова Ю.М., Уткина Ю.Г., Иванова М.И. “электронный экзаменатор у вас дома. Информатика”[10]. Авторы учебника в своей книге попытались создать пособие, которое даст читателю общее представление об устройстве персонального компьютера, о работе с ним и некоторыми программами, а, кроме того, создать систему, позволяющую осуществлять самоконтроль знаний по пройденным темам. К сожалению их работу никак нельзя назвать идеалом электронного интерактивного пособия - в книге присутствует большое количество фактических ошибок, да и сам электронный экзаменатор имеет ряд недостатков.

Так же следует сказать об On-line пособии Батищева П.С. - электронный учебник по курсу “информатика” и тесты по курсу “информатика”[1]. Учебник предназначен для обучения в сети Internet. Учебник входит в состав учебно-методического комплекса по предмету “Информатика”, тесты предназначены для проведения аудиторных занятий и самостоятельного обучения. Они дополняют электронный учебник, обеспечивая наилучшее усвоение материала.

Информатика для вас. Электронный учебник[4] - содержание учебника соответствует всем разделам рекомендованной министерством образования РФ примерной программы дисциплины информатика. В учебнике рассматриваются вопросы аппаратного и прикладного программного обеспечения компьютера, применения информационных и телекоммуникационных технологий, приводится изложение учебного и практического материала по алгоритмизации и программированию на языке Турбо Паскаль. Этому учебнику не хватает части, которая осуществляла бы контроль знаний обучаемого, да и вообще это электронное пособие не сильно отличается от обычного печатного учебника, который просто перевели в электронную форму.

Два CD «Уроки на дом» для 11-го класса включают в себя алгебру, геометрию, физику, химию, русский язык, английский, немецкий.

Курсы «Открытая Физика 2.5», «Открытая Химия 2.5», «Открытая астрономия 2.5» могут быть использованы при самостоятельной подготовке, в том числе и к поступлению в вуз. Эти электронные учебники содержат много интересной и полезной информации, справочные таблицы, приводится подробный разбор типовых задач, представлена обширная база для самостоятельного решения и контрольных вопросов.

Электронные развивающие и обучающие игры: «Башня знаний», «В поисках Немо» и другие. В общем, как утверждают производители электронных пособий, эксперименты показали, что системное использование компьютерных обучающих программ гарантированно повышает оценки в школе. Пока же вопрос: «Заменит ли в ближайшем будущем электронный учебник бумажный?» - остается открытым. Хотя сейчас аргументов «за» гораздо, больше нежели «против» электронных учебников. Они дольше хранятся, компактны, система настраивается на конкретного ученика, у них более наглядная визуальная и аудиоинформация. С другой стороны, долго работать с компьютером не так безопасно, как с книгой.

На вопрос насколько применение электронных учебников перспективно, ответил начальник управления образования г. Волжского Александра Резникова:

- Учащемуся, безусловно, необходимо осваивать компьютерные технологии, он обязан уметь работать с различными источниками информации, в том числе, с Интернетом. У нас все школьные компьютеры рассчитаны на подключение к глобальной электронной сети. В 2004 году наши школы получили большой комплект медиатеки вместе с компьютерным оборудованием. И они продолжают приобретать новые лицензионные учебные программы. Единственная трудность в том, что эти программы предполагают наличие компьютеров в учебном классе. Скажем, учитель химии, имея компьютер, может показать программу в ходе урока. У нас в школах, к сожалению, есть только компьютерные классы, в учебных классах компьютеров практически нет. Поэтому обучающую электронную программу можно использовать в двух ракурсах: самоподготовка ученика, когда он берет ее в библиотеке и работает, и интегрированные уроки - информатика-физика, информатика-химия. И мы компьютеризируем школьные библиотеки, а электронные обучающие программы применяют в школах №№ 30, 32, гимназии.

Вместе с тем, убежден, должна быть обоюдная компьютерная культура ученика, педагога и библиотекаря. Учителя и библиотекари школ в прошлом году проходили интенсивные курсы компьютерной грамотности. Два года назад полная компьютеризация волжских школ считалась несбыточной мечтой. Теперь это реальность. И все же пока электронные учебники - это вспомогательные инструменты, которые могут быть, а могут и не быть.

Актуальность исследования вопросов, связанных с использованием в образовательном процессе программных средств обучения, обусловлена процессами компьютеризации и информатизации, которые сейчас происходят в нашей стране. Динамичное развитие коммуникационных связей, современные методы передачи, обработки и хранения информации не могли остаться в стороне от образовательного процесса. Поэтому в настоящее время все более широкое распространение получают новые методы получения и передачи знаний, в частности использование электронных учебников, научно-методических пособий, систем автоматизированного контроля и т.д.

В настоящее время можно видеть большое количество различной программной продукции, претендующей называться электронными учебниками. Чаще всего это различные программы, призванные помочь учителю при подготовке к предмету (Живая Геометрия (Geometer's SketchPad)), ученику - решать задачи определенного типа или подготовиться к экзамену (TeachPro Решебник по Математике, UMS 1.2 Универсальный математический решатель (UMS)). Были проведены анализ и систематизация электронных учебников и пособий некоторых фирм, получивших наибольшее распространение на рынке программного обеспечения, с учетом ряда характеристик. Среди основных были выделены следующие характеристики: удобная навигация, система помощи, объем текстового и графического материала, использование аудио- и видеофрагментов, личные настройки пользователя, интерактивность, использование компьютерного моделирования, организация контроля знаний, выбор уровня сложности материала, глоссарий, система поиска, возможность модификации учителем теоретического блока и блока контроля и другие.

Выявлен обобщенный показатель, характеризующий качество разработанного программного средства, что позволило предложить подход к анализу и выбору электронных научно-методических материалов для организации учебного процесса. Проведенный анализ показал, что наиболее удовлетворяют выбранному ряду характеристик электронные учебники компаний "Физикон" и "1С".

Для проведения экспериментального занятия был выбран учебник фирмы "Физикон" и система автоматизированного тестирования АИССТ, разработанная в ОГУ (авторы В.А. Красильникова, И. Р. Мубассаров). Как показал эксперимент, использование электронных учебников и пособий в условиях комплексного применения традиционных и инновационных форм организации учебного процесса повышает мотивацию учащихся, вызывает интерес к предмету. Кроме того, в процессе компьютеризации образования происходит переструктурирование программ учебных предметов (курсов), интеграция некоторых тем или самих учебных предметов, что приводит к изменению структуры и содержания учебного материала.

Использование дидактических возможностей современного компьютера развивает образное и пространственное мышление, дает возможность в динамике рассмотреть процессы, исследование которых требует дорогостоящего оборудования или опасно для жизни. Однако, анализ существующих программных средств на рынке современного ПО показал, что не все производители эффективно используют возможности современных компьютеров. Таким образом, технология разработки электронных учебников, пособий, энциклопедий и т.д. не успевает за развитием современных информационных технологий, что не может не сказываться на качестве электронных программных средств. Кроме того, такой процесс как разработка электронных научно-методических материалов не под силу одному человеку. Необходимо, чтобы в процессе разработки электронных учебно-методических пособий участвовали специалисты разного профиля: педагоги, психологи, программисты, дизайнеры.

Для того, чтобы разработать качественное электронное пособие, необходимо учитывать закономерности процесса обучения и максимально использовать дидактические возможности компьютера и современных информационных технологий, позволяющих эффективно использовать в учебном процессе различную текстовую, аудио- и видео- информацию, а также мультимедиа и сетевые технологии.

"Просвещение-Медиа" - одно из структурных подразделений издательства "Просвещение" - разработала мультимедийную учебную продукцию, электронные учебники, которые с сентября предполагается ввести в 100 начальных школах страны, включая 12 московских школ, по предметам история и естествознание.

Борис Гершуни, директор "Просвещение-Медиа", сказал в интервью: "Это попытка привести обычный учебник в электронный формат".

Программа Минобразования РФ по компьютеризации общеобразовательной школы и покупка учебного продукта на электронных носителях побудили издательство "Просвещение" заняться подготовкой этого продукта.

Борис Гершуни отметил, что между "Просвещение-Медиа" и Минобразованием РФ нет договорных отношений, и компания продает электронные учебники напрямую в школы. Однако Министерство объявило тендер, в котором компания принимает участие как разработчик "электронного учебного продукта".

Б. Гершуни сказал, что в сентябре уже можно будет приобрести электронные учебники по химии, физике, и истории. Что касается учебников по биологии, географии и математике, то они находятся в процессе подготовки. "Просвещение-Медиа" затратило на этот проект сумму 180 000 долларов, а каждый учебник обошелся в 50 000 долларов.

Продукция PSoft “экзаменатор”

"Экзаменатор" - это программа для обучения и проведения экзаменов, контрольных и тестовых работ в любых учебных заведениях. Программа имеет возможность заполнения данными по любым изучаемым предметам. В качестве вопроса может использоваться текст и/или графическое изображение (например, если нужно изобразить сложные формулы или схемы). Количество тестов и вопросов в тесте не ограничено.

Программу можно использовать не только в учебных заведениях, но и для проведения квалификационных испытаний внутри фирм и предприятий, и даже в домашних условиях для проверки знаний собственного ребенка! Программа проста в использовании и имеет дружественный интерфейс. Для самых "дотошных" имеется подсистема помощи с самой подробной информацией.

"Экзаменатор" может использоваться для проведения тестирования в компьютерных классах с использованием локальной сети. При этом преподаватель со своего рабочего места может управлять процессом тестирования и видеть его результаты. В программе ведется база данных учащихся и их результатов, формируются различные отчеты.

"Экзаменатор" состоит из двух частей: программы тестирования и программы преподавателя. Эти программы могут находиться на одном компьютере или на разных компьютерах в локальной сети. Запустить программу преподавателя может только человек, который знает пароль преподавателя.

1.2 Обзор средств создания обучающих программ и формирование требований к учебнику

В настоящее время создано довольно большое количество автоматизированных обучающих систем и средств их создания. По виду представления учебного материала их можно разделить на три основных вида - в виде простого, мультимедийного или гипертекстового документов.

1.2.1 Системы на основе линейного текста

Представление материала в виде обычных документов, то есть линейного текста, подразумевает наличие некоторого текстового материала, разбитого на темы и страницы, может быть, содержащего некоторые рисунки. Ознакомление обучаемого с данным текстом идет в заранее определенной последовательности, которую он не может изменить. В лучшем случае подобная система предлагает вернуться на шаг назад или начать обучение с самого начала.

Системы с подобной организацией данных обычно не предполагают каких-либо тестовых программ, а если таковые имеются, то все на что они способны, это вернуть обучаемого к предыдущей пройденной теме или выставить ему оценку за прочитанный материал. Именно прочитанный, а не изученный.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.