p align="left">Настольные издательские системы представляют собой комплекс аппаратных и программных средств, предназначенных для компьютерного набора, верст-ки и издания текстовых и иллюстративных материа-лов. Отметим, что с аппаратной точки зрения про-фессиональная работа с издательской системой тре-бует прежде всего монитора с достаточно большой диагональю (19--25"), производительного видеоадап-тера с достаточным объемом видеопамяти (порядка 256 Мб -- 1 Гб), производительного процессора и объемного жесткого диска. Это связано с тем, что макет чаще всего содержит немало иллюстраций вы-сокого качества, что и требует использования приве-денных выше ресурсов. Назовем некоторые издательские системы: Express Publisher, Illustrator for Windows, Ventura Publisher, PageMaker, TeX (LaTeX) и др. Первые системы обще-го назначения, последняя предназначена прежде всего для верстки текста с преобладанием математических формул и используется многими научными физико-математическими журналами. Для обработки изображений с целью внедрения их в текст, сверстанный в издательской системе, приме-няют такие графические пакеты, как CorelDraw, Adobe PhotoShop, и др. Издательские системы реализованы практически для всех платформ и самых разнообразных операционных систем. Желательно изложить Правила компьютерного набора и оформления текстов. Отличительные черты текстовых процессоров в раз-ных операционных системах. Дополнительные возможности текстовых процессо-ров как настольных издательских систем. Кодирование текстовой информации. Кодировочные таблицы. Кодировки кириллицы. Сканирование и распознавание текстовой инфор-мации. Ссылка на материалы вопроса "Информатика" № 14, 2003, с. 3 -- 8. 2. Алгоритмическая структура "выбор" Базовые понятия Оператор выбора (оператор множественного ветв-ления). Обязательно изложить Кроме условного оператора, в качестве управляю-щей структуры довольно часто используется опера-тор выбора. Эта алгоритмическая структура позво-ляет переходить на одну из ветвей в зависимости от значения заданного выражения (селектора выбора). Ее особенность состоит в том, что выбор выполняе-мых операторов здесь осуществляется не в зависимо-сти от истинности или ложности логического выра-жения, а является вычислимым. Оператор выбора позволяет заменить несколько условных операторов (в силу этого его еще называют оператором, множе-ственного ветвления). В алгоритмической структуре "выбор" вычисля-ется выражение /с и выбирается ветвь, значение метки которой совпадает со значением k. После выполне-ния выбранной ветви происходит выход из конст-рукции выбрра (в СН--К в отличие от Turbo Pascal, такой выход не осуществляется, а продолжают вы-полняться последующие операторы, поэтому для при-нудительного завершения оператора выбора приме-нятся оператор break). Если в последовательности нет метки со значением, равным значению выраже-ния /с, то управление передается внешнему операто-ру, следующему за конструкцией выбора (это про-исходит в случае отсутствия альтернативы выбора; если она есть, то выполняется следующий за ней оператор, а уже затем управление передается внеш-нему оператору). Запись оператора выбора: Turbo Pascal case k of Al : серия 1; A2 : серия 2; AN : серия N; else серия N + 1 end; C++ switch (k) {case Al : case A2 : серия 1; break; серия 2; break; case AN : серия N; break; default: серия N + 1;} Любая из указанных серий операторов может со-стоять как из единственного оператора, так и не-скольких (в этом случае, как обычно, операторы, от-носящиеся к одной метке, должны быть заключены в операторные скобки begin, .end -- в Turbo Pascal и {..} -в C++). Выражение /с здесь может быть любого порядково-го типа (напомним, что к таким типам в языке Pascal относятся все целые типы, boolean, char, перечисля-емый тип, диапазонный тип, базирующийся на любом из указанных выше типов). Привести примеры задач с использованием опера-тора выбора. Желательно изложить Сравнительная характеристика условного операто-ра и оператора выбора. Примечание для учителей При изучении темы необходимо показать, какие преимущества имеет данный оператор перед услов-ным, выявить ситуации, когда его целесообразно ис-пользовать. Ссылка на материалы вопроса 1. "Информатика" № 14, 2003, с. 3 -- 8. 2. http://comp-science.narod.ru/Progr/UsljCase.htm. 3. Перевод десятичных чисел в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления. Теоретический материал к этой задаче содержится в билете № 13, вопрос 2. Примеры перевода с под-робными пояснениями и варианты заданий можно найти на сайте http:\comp-science.narod.ru\ Progr\Syst_Sch.html и в газете "Информатика" № 19, 2002, с. 5--7. БИЛЕТ № 19 Программные средства и технологии обработки | | числовой информации (электронные калькуляторы I | и электронные таблицы). Назначение и принципы i I работы 2. Событийное объектно-ориентированное про- , граммирование. Событийные и общие процедуры. 3. Компьютерные вирусы. Практическое зада- ' I ние. Исследование дискет на наличие вируса с по- I I мощью антивирусной программы. 1. Программные средства и технологии обработки числовой информации (электронные калькуляторы и электронные таблицы). Назначение и принцип работы Примечания для учителей Сегодня хочется начать именно с примечаний, по-скольку у автора текста этого ответа есть серьезные сомнения по поводу того, что именно надо рассказы-вать по данному вопросу. Следовательно, и содержи-мое остальных разделов будет существенным образом зависеть от того, что написано в примечании. Согласно тексту вопроса, от нас требуется расска-зать о двух технологиях обработки числовой информа-ции на компьютере -- на калькуляторе и с помощью электронной таблицы (обращаю ваше внимание на тот факт, что в тексте не содержится ни малейшего намека на существование других технологий даже с помощью традиционного "и т.д."). Подобная поста-новка вопроса мне кажется неудачной как минимум по следующим причинам. Существуют другие программные средства и тех-нологии, причем не менее эффективные, чем элект-ронные таблицы, позволяющие обрабатывать число-вую информацию на современном компьютере. Тезис об электронной таблице Excel как о вершине обработ-ки числовых данных по крайней мере неубедителен. Стандартные учебники не обсуждают сформули-рованный вопрос в явном виде. Включать подобного типа вопросы в билеты некорректно как по отноше-нию к ученикам, так и к учителям (откуда им взять информацию для объяснения?!). Ответ на данный вопрос без литературы с помо-щью самостоятельных рассуждений затруднителен. Например, я честно скажу, что не готов описать прин-цип работы программы-калькулятора в Windows, если только под принципом не понимается описание спо-соба набора чисел и порядка манипуляций при выпол-нении на нем арифметических действий1. 1 Словами "принцип работы программы" обычно принято обо-значать описание внутренней логики устройства программы и методы, которыми она обрабатывает информацию; хотя, конечно, практические приемы использования можно назвать ' принципа-ми работы с программой (знать бы, что именно авторы вопроса имели в виду...). Итак, как можно поступить в данной ситуации? Возможно несколько путей. 1. Принять максимально простое толкование сфор-мулированного вопроса: есть примитивный калькуля-тор, позволяющий выполнить небольшой объем вы-числений, и есть электронные таблицы, которые дают возможность обработки большого количества чисел по одинаковым формулам. 2. Воспользоваться допустимым правом учителя в разумных пределах варьировать формулировку вопро-са и, убрав упоминание о калькуляторах, оставить тра-диционный и понятный вопрос об электронных таб-лицах как технологии обработки числовой информа-ции, их назначении и принципах работы. 3. Рассмотреть вопрос "в полной постановке", т.е. обсудить основные технологии обработки числовой информации и место электронных таблиц среди них. Материалы можно взять из предыдущей публикации (см. ссылку в конце вопроса). Примечание. Как довольно отчетливо показала дискуссия о новом стандарте школьного, курса информатики, опубликован-ная недавно в газете, те, кто формулирует стратегические доку-менты по содержанию курса, не особенно стремятся учитывать возможности и мнения учителей, которые эти документы воп-лощают в жизнь. По-моему, данный вопрос билета является одним из примеров такою сорта (будет и еще один подобный вопрос в билете 25). К счастью, в случае, когда формулировка отдельного вопроса билета из-за некоторой двусмысленности или непродуманности недостаточно ясна, учителя имеют возмож-ность внести некоторые уточнения, которые сделают вопрос более понятным и подходящим для реальных учеников. Базовые понятия Технологии обработки числовой информации на современном компьютере. Электронные таблицы. Обязательно изложить ЭВМ была создана для обработки числовой информа-ции. Более чем полувековое совершенствование вычисли-тельной техники многократно увеличило ее возможности. Бытующее мнение о том, что "умная" машина спо-собна правильно выполнить любые вычисления и сде-лать это с абсолютной точностью, не всегда оказывает-ся верным. Нежелание (а порой и неумение) учиты-вать применимость тех или иных методов к решаемой задаче и тем более их оптимальность, оценить досто-верность полученных результатов на практике может приводить к конфузам. Например, о том, сколько зна-ков в выданном компьютером ответе являются досто-верными, задумываются немногие: "машина не может ошибаться!" -- единодушно (и в чем-то даже правиль-но) в один голос заявляют и школьник, и бухгалтер, и экономист, добросовестно используя все выведенные на экран цифры числа. Тем не менее установить количе-ство отображаемых знаков после запятой в современ-ной электронной таблице несоизмеримо проще, чем понять, сколько именно нужно их оставить. Вывод очевиден: гигантский рост возможностей компьютеров в обработке числовой информации ни в коем случае не отменяет, а в некоторых случаях даже усиливает важность осознанного выбора подходящих методов и технологий решения тех или иных возникаю-щих на практике вычислительных задач. Современное программное обеспечение, имеющее своей целью реализацию на компьютере всевозможных расчетов, необычайно разнообразно. Для организации вычислений с помощью ЭВМ существует большое коли-чество программ, которые различаются идеологией по-строения, набором возможностей, степенью автомати-зации расчетов, трудозатратами на организацию вычис-лительного процесса, а также возможностями представ-ления результатов (например, в графическом виде). Ко-нечно, круг программных средств и технологий обработ-ки, числовой информации не ограничивается калькулято-рами и электронными таблицами. Любой школьник знает, что вычислительные задачи можно эффективно решать с помощью языков программирования. Некоторые даже имели опыт работы с системами аналитических преоб-разований математических выражений (Maple, Mathematica или им подобными), которые могут, преж-де чем подставлять конкретные числовые значения, ре-шить задачу в общем виде; часто полученных формул уже без всяких дополнительных расчетов бывает доста-точно, чтобы понять результаты задачи. Выбираемое для вычислений программное обеспе-чение должно соответствовать уровню их сложности (вспомните, например, пословицу о стрельбе из пуш-ки по воробьям). Однократные вычисления по 1--2 небольшим фор-мулам быстрее и проще всего выполнить, запустив программу-калькулятор. Отметим, что данный подход эффективен именно при небольших объемах вычисле-ний и когда не требуется их многократное повторе-ние; в противном случае возрастает вероятность оши-бок и становится оправданным применение более слож-ного программного обеспечения.
Страницы: 1, 2, 3
|