на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Технология создания электронного учебного пособия
p align="left">читаемость, логическая структура и другие языковые качества электронного текста;

особенности реакции пользователя на электронный материал (на то, как материал классифицирован, связь осознания материала пользователем сего представлением и пр.).

Хотя печатные гарнитуры несколько отличаются от экранных компьютерных шрифтов, последние в настоящее время получили достаточное распространение и характеризуются широким разнообразием рисунка. Как правило, читатель предпочитает работать с простыми по начертанию гарнитурами (Times, Courier, Arial, Sans Serif). Вероятнее всего, это связано с тем, что экранное разрешение в несколько раз меньше, чем у печатного текста.

Во многих работах отмечено также, что большинству пользователей предпочтительнее работать с более плотными экранными текстами (т.е. с малыми размерами кеглей), которые расположены на экране компактно, легче воспринимаются взглядом как нечто единое, цельное. Аналогичные данные получены при исследовании работы пользователей с телетекстом на экране телевизора: большинство (56%) работающих с ним предпочитают иметь на экране предельно большое количество информации, что может быть достигнуто как за счет уменьшения кегля, так и более компактного размещения блоков текста на экране.

Размещение блоков информации на поверхности экрана и их взаимодействие с осветленным пространством экрана относится уже ко второй позиции. Именно количество и размещение осветленного пространства на экране играет самую важную роль как в нахождении нужного фрагмента материала из общего их экранного множества, так и в восприятии информационного содержания фрагментов текста. Здесь важно не только расстояние между отдельными разделами текста, но и размещение заголовков и соотношение кеглей и начертаний заголовков и фрагментов рядового текста. Интересно отметить, что упомянутые выше элементы, как показали многие исследования, играют важную роль не только в осознании и понимании содержания материала пользователем, но и в его последующем кодировании и переводе в долговременную память для последующего длительного хранения и дальнейшего использования (запоминания).

Исключительно негативную роль, как с точки зрения производительности, так и осознания и запоминания информации играет мигание и дрожание строк текста.

Важнейшим положительным фактором является использование при отображении признака цветности. В печатном материале применение цвета существенно увеличивает информационную избыточность материала, и, что еще важнее, резко увеличивает затраты на подготовку печатного материала. Поэтому в печатном материале цвет используется осторожно и только в случае крайней необходимости. В то же время при работе с электронным материалом ничто не препятствует широкому использованию признака цветности, так как в компьютере, в большинстве случаев, используется цветной монитор. Цветом могут выделяться следующие фрагменты:

текстовые заголовки;

блоки определенного текста;

графика и иллюстрации;

осветленные пространства, которые обычно выделяются светлыми тонами (например, желтым, светло-зеленым, бледно-розовым и пр.);

цветом может выделятся и фактура (подложка, т. е. нечто, подобное тонированию бумаги) трех первых позиций;

цветом же рекомендуется выделять все гипертекстовые ссылки, не зависимо оттого, относятся ли они к текстовому или графическому фрагменту учебника.

Виды используемой графики и иллюстраций - еще один из аспектов оформления пользовательского интерфейса поверхности экрана. Иллюстрации и графика сложны для разработки, но являются, в большинстве случаев, предпочтительными для пользователей, так как графическая форма представления материала характеризуется многократно большим информационным объемом и скоростью восприятия информации. Здесь также нет соответствия между печатным и электронным материалами. Если читатель печатного текста в большинстве случаев не ждет графику (или ожидает ее достаточно редко), то компьютерный пользователь автоматически предполагает высокий процент графики и иллюстраций.

В обучающем и познавательном материале эти ожидания проявляются особенно остро. Ведь графика и иллюстрация - нормальная часть рабочего материала, а в печатных изданиях их число обычно искусственно занижено, что связано с дополнительными расходами на их подготовку и включение в учебник. В электронных изданиях, в отличие от печатных, графика может не только находится внутри текста, но и выводится в отдельном окне, которое открывается (активизируется) и закрывается пожеланию пользователя.

Языковые качества электронного текста также значительно отличаются от соответствующих характеристик печатного текста. В электронных изданиях следует использовать преимущественно короткие четкие предложения и сжатые параграфы, позволяя пользователя предельно быстро просмотреть экран, отыскивая нужную информацию. Множество исследователей интересовалось реакцией пользователя на использование аббревиатур и сокращений с тем, чтобы лучше использовать ограниченную поверхность экрана, но пока рекомендуется ограничиваться только общеупотребительными элементами этого типа.

Последний фактор состоит в субъективной реакции пользователя на оформление текста. Если пользователю неприятен стиль оформления текста, то его производительность при работе с ним конечно снизится. Большинство специалистов считают, что познавательная ценность электронного текста измеряется тремя характеристиками: первоначальная реакция пользователя на текст; привлекательность текста; его ясность.

Из этих характеристик привлекательность наиболее субъективна, поэтому привлекательность текста для пользователя может быть достигнута предоставлением ему возможности (в определенных пределах) самостоятельно установить формат представления материала на экране, а может быть, даже управлять системой в целом, включая расположения фрагментов текста, иллюстраций и осветленного пространства, т. е. полностью конфигурировать экранный интерфейс.

Проблема ориентации и перемещения пользователя внутри электронного издания

Ориентация учащегося в учебнике достигается несколькими путями. Прежде всего, как и в печатном изданий, с помощью заголовков. Рубрикация электронного учебника должна характеризоваться большей глубиной (большим числом уровней), чем у печатного. Разделы электронного учебника должны быть достаточно короткими, каждый раздел должен содержать исчерпывающую информацию по одному конкретному вопросу.

Другой вариант ориентации связан с использованием в электронном учебнике колонтитулов (как и в печатном пособии). Колонтитул может быть предусмотрен на каждой экранной странице и позволяет контролировать название изучаемой главы и параграфа, т. е. пользователь не теряет ориентации в учебнике.

Перечисленные средства ориентации наиболее распространены, хотя можно использовать и некоторые другие, например, в форме всплывающей подсказки, содержащей название раздела или даже в виде представления на экране фрагмента графа рубрикаций, в котором указано (например, выделено цветом) название изучаемого раздела.

Перемещение внутри электронного учебника, в подавляющем большинстве случаев, производится с помощью гипертекстовых ссылок. Известно, что в печатном пособии для перемещения также используются ссылки типа: (см. параграф ...) или (см. стр. ...), или же оглавление, где указаны номера страниц соответствующих разделов.

Гипертекст - это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук.

1.3 Подготовка и реализация в электронном виде материала для пособия

Так как перед нами стоит задача не создания электронного учебного пособия полностью, а подготовка текстового и наглядного материала для фрагмента учебника (в частности, двух глав), мы пользовались средствами программ Microsoft Word и Microsoft PowerPoint основного пакета MS Office.

Основной текст глав представлен в редакторе Microsoft Word и содержит гиперссылки как на фрагменты текста самой главы, так и на внешние файлы: презентации, практические и теоретические задания, тезаурус.

Приступая к созданию пособия, основанного на принципах гиперактивности и мультимедийности, следует учитывать, что вся учебная информация, благодаря гипертекстам, распределяется на нескольких содержательных уровнях.

Смысловые отношения между уровнями могут быть выстроены различными способами.

Наиболее распространенный способ структурирования линейного учебного текста при переводе его на гипертекстовую основу предполагает размещение на 1-ом уровне - основной информации, на 2-ом уровне - дополнительной информации, содержащей разъяснения и дополнения, на 3-ем уровне - иллюстративного материала, на 4-ом уровне - справочного материала (при этом 4-ый уровень может отсутствовать, а справочный материал - быть переведен в структуру мультимедиа курса отдельным элементом).

В нашем случае текст представлен тремя уровнями: основной уровень включает краткое содержание рассматриваемой темы, раскрытие основных понятий - другими словами, обязательную для изучения информацию. Второй уровень предоставляет обучаемому дополнительные сведения и предназначен для более глубокого изучения темы или повторения уже пройденного материала (например, расшифровка каких-либо ранее изученных терминов), сюда же включается и справочная информация.

Третий уровень (в нашем случае правильнее назвать его дополнительным) включает наглядный материал и представлен презентацией Microsoft PowerPoint. Она содержит предельно краткое изложение темы, т.н. мультимедийную лекцию.

Опыт использования мультимедийных лекций позволил установить следующие их преимущества:

§ Более полное раскрытие темы;

§ Предоставление графического материала;

§ Возможность повторить наиболее сложные моменты темы (благодаря анимации);

§ Сопровождение лекции визуальными примерами для более целостного восприятия темы.

Для оформления фона слайда чаще выбираются более холодные тона (синий или бордовый), что обусловлено изменением фона слайда при показе презентации через диапроектор в отличие от презентации на компьютерном мониторе. Для цвета текста используем контрастные цвета (желтый, зеленый, иногда белый). Информация располагается на слайде преимущественно горизонтально, шрифт Arial, для выделения текста используется жирный шрифт, курсив или подчеркивание, рамки, границы, заливки разных цветов, разнообразные стрелки (WordArt). Для интереса презентации широко используются разнообразные анимационные возможности, в частности, анимация на вход, на выход, выделение и перемещение. В меньшей степени привлекаемы звуковые эффекты, по нашему мнению, отвлекающие внимание от содержания информации на слайде.

На слайде размещаются короткие слова, предложения, стилистически простые, лаконичные, высокоинформативные.

ГЛАВА 2. ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ФРАГМЕНТ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

2.1 Библиографические исследования науки

Библиографические исследования науки - это процесс получения нового научного знания с использованием методов библиографии и на основе накопленных библиографических ресурсов. О.М. Зусьманом определяет их как "процессы получения новых научных знаний посредством специально проводимого анализа библиографических ресурсов с использованием методов библиографии и последующим синтезом выявленной информации. В качестве познаваемой действительности выступают социальные, социально-экономические, психологические, культурно-исторические, природные и т.п. явления и объекты, в явном (т.е. описанные в текстах) или неявном виде отраженные в потоке библиографированной литературы"

Благодаря библиографическим исследованиям можно решать следующие задачи факто-концептографической деятельности: восстанавливать историческое прошлое, используя сохранившиеся документальные источники, раскрывать состояние засекреченных объектов (фирменные секреты, государственные тайны), сопоставлять и анализировать аналогичные процессы, протекавшие в разных странах, отраслях, исторических эпохах.

Научно-технический потенциал любой сферы деятельности состоит из нескольких основных компонентов, среди которых наиболее важными для библиографии как сферы профессиональной деятельности, представляются теоретико-методическое обеспечение этой сферы, ее информационные ресурсы (т.е. совокупность доступных библиографических пособий и баз данных), технические средства и уровень подготовки кадров (кадровое обеспечение), обеспечивающих использование этих ресурсов. Анализу подлежат не все, а лишь некоторые аспекты изменений тех элементов библиографии, которые максимально влияют на процесс актуализации БИ.

Согласно основному положению, лежащему в основе идеи БИ, процессы, происходящие в науке (имеется в виду, как развитие научного знания, так и особенности научной деятельности) в явном или неявном виде отражаются в первичном документальном потоке - результате научной деятельности. Сам процесс БИ есть получение оригинальной, достоверной, имеющей реальных потребителей научной и т.п. информации на основе анализа комплекса доступных информационно-библиографических ресурсов (ИБР). Поэтому наличие необходимых ресурсов, их доступность, возможности (в плане применимости для целей БИ) и определяют реальность проведения БИ, опосредуют их результативность. Видимо, именно состояние ИБР обусловливает возможность БИ, а постепенная "подстройка" ИБР под задачи БИ определяет процесс их становления как одного из методов современной науки. Принципиальное положение - признание постепенного онаучивания ИБР. Вплоть до последнего времени, никто не стремился совершенствовать библиографические пособия и БД с учетом задач БИ. Их оптимизация имела только традиционные цели информационно-библиографической работы. Однако, решая традиционные задачи, библиографы создавали библиографические пособия и базы данных, все более ориентированные на задачи БИ. В качестве доказательств, укажем что даже самый используемый сегодня для БИ источник - указатель (БД) Science Citation Index был создан Ю. Гарфилдом в целях поиска литературы по ссылкам и лишь позже стал применяться для БИ.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.