на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Внутримашинное информационное обеспечение управления

Внутримашинное информационное обеспечение управления

7

Содержание:

1. Состав и способы создания информационного обеспечения

2. Основы организации внутримашинного информационного обеспечения

3. Организация данных во внутримашинной сфере

Список используемой литературы

1. Состав и способы создания информационного обеспечения

Информационное обеспечение АСУ - это совокупность единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, унифицированных систем документации и массивов информации, используемых в автоматизированных системах управления. Сущность информационного обеспечения АСУ состоит в информационном отображении условий, состояния и результатов производственного процесса и обмене информацией между органом и объектом управления для регулирования его деятельности.

Основная цель подсистемы информационного обеспечения заключается в том, чтобы представить для решения задач управления необходимые и достоверные сведения в достаточно полном объеме, своевременно и в удобной для использования форме, требующей минимальных затрат машинного времени и труда. Поздно полученная информация часто становится бесполезной, так как решение уже принято.

Информационное обеспечение подразделяют на внемашинное и внутримашинное (рис. 1). К внемашинному информационному обеспечению относят: оперативную документацию, содержащую сведения о состоянии управляемого объекта и среды, нормативно-справочные документы, включающие систематизированную проектно-сметную, техническую, технологическую, организационную и производственную документацию, а также архивную информацию; систему классификации и кодирования информации; инструкции по организации ввода, хранения, внесения изменений в нормативно-справочную документацию, в том числе и в массивы данных о среде.

Внутримашинное информационное обеспечение включает в себя информационную базу на машинных носителях и систему программ ее организации, накопления, ввода и доступа к данным. Источником формирования внутримашинного информационного обеспечения служит внемашинная информационная база.

Основные требования к информационному обеспечению АСУ формулируются на основе данных предпроектного обследования строительной организации. В них обязательно должна быть отмечена необходимость обеспечения адекватности информационной базы предметной области и однозначного трактования модели. Информационная база также должна содержать данные о предметной области, достаточные для программной реализации информационного обеспечения.

Рис. 1. Структура информационного обеспечения АСУ

В процессе разработки задач АСУ проектирование информационного обеспечения обычно рассматривается как относительно самостоятельная часть общей разработки автоматизированной системы управления. Однако существует и другая методология проектирования с использованием CASE-технологий и CASE-средств, в рамках которой конструирование информационного обеспечения и программных средств решения задач АСУ рассматривается как единый технологический процесс. Ввиду сложности и большой стоимости CASE-технологий и CASE-средств их применяют в настоящее время, как правило только для создания АСУ крупных организаций.

В практике проектирования АСУ чаще всего реализуются следующих два основных подхода к созданию информационного обеспечения: “от предметной области”, “от запроса”. Выбор того или иного способа зависит от содержания исходной информации. Подход “от предметной области”, означает описание объектов управления и связей между ними безотносительно к потребностям пользователей. Иногда этот подход называют объектным или непроцессным. В подходе “от запроса” основным источником информации о предметной области являются запросы пользователей (задачи). Этот подход называется процессным или функциональным.

Преимуществом подхода “от предметной области” является его объективность, системное отображение предметной области и, как следствие, устойчивость информационной модели, возможность реализации большого числа программных приложений по решению задач АСУ, в том числе и заранее незапланированных на созданной информационной базе. Недостатком данного подхода является трудность отбора информации при подготовке информационного обеспечения.

Функциональный подход в большей степени ориентирован на реализацию текущих запросов управленческого персонала строительной организации и не всегда учитывает перспектив развития автоматизи-рованной системы управления. При его использовании могут возникнуть трудности при объединении взглядов различных пользователей. Однако учет запросов руководителей производства позволяет улучшить характеристики функционирования информацион-ного обеспечения. Следует отметить, что подход “от запроса” позволяет руководителям строительных предприятий в наибольшей мере реализовать один из основополагающих принципов создания АСУ - “принцип новых задач”.

Отдельно взятый ни один из указанных подходов не дает достаточной информации для проектирования рационального информационного обеспечения АСУ. Целесообразно совместное применение обоих подходов с ведущим положением объектного подхода. Рекомендуется в качестве первоочередного шага в подготовке информационного обеспечения сделать акцент на подходе “от предметной области”. Однако подготовленную при этом информационную базу следует проанализировать с точки зрения возможности и эффективности выполнения заданных функций.

2. Основы организации внутримашинного информационного обеспечения

Внутримашинное информационное обеспечение включает информационную базу на машинных носителях и средства ее ведения. Структура внутримашинной базы определяется моделью логически взаимосвязанных данных конкретной предметной области. В базу данных также входят отдельные невзаимосвязанные массивы входных, выходных и промежуточных данных, хранимых на машинных носителях.

Основными компонентам базы данных являются: нормативно-справочная, плановая, оперативная, учетная информация (рис. 2.). К плановой информации относится та часть нормативных данных, которые непосредственно связаны с организационно-технологическими моделями строительных объектов и плановыми ресурсами по строительным работам. Данные этой группы можно считать условно-постоянными.

Большое внимание в процессе проектирования внутримашинной информационной базы уделяется эффективной организация данных, хранимых на машинных носителях. Выбор тех или иных способов организации данных В ЭВМ во многом определяет в дальнейшем затраты на разработку программных средств обработки информации, на возможность развития базы данных, ее надежность.

Часть сведений в базу данных поступает из внемашинной сферы (документы нормативно-справочной информации, плановые, оперативные документов и др). Некоторые данные информационной базы могут формироваться в процессе решения задач АСУ или поступать по телекоммуникационным каналам связи из других автоматизированных систем управления.

Внутримашинная информационная база характеризуется составом и структурой массивов, способами организации и доступа к данным на машинных носителях. В зависимости от используемых программных средств организация массивов может иметь свои особенности. Существует два основных способа организации информационных массивов: а) в виде отдельных независимых файлов (файловая организация); б) быть в составе базы данных, являющейся интегрированной совокупностью взаимосвязанных массивов.

Рис. 2. Состав внутримашинной информационной базы

В качестве независимых массивов с файловой организацией чаще всего выступают первичные массивы, формируемые непосредственно с документов на этапе предбазовой подготовки и файлы, создаваемые в прикладных программах, написанных на алгоритмическом языке (исходные, промежуточные и выходные). Логическая структура файловых массивов и параметры их размещения на машинных носителях содержатся в каждой прикладной программе обработки этих массивов. В этих же программах предусмотрены процедуры их создания и корректировки. Следует отметить, что файловая организация информации не является наглядной и создает предпосылки к дублированию данных. Кроме того, хранение данных в файлах затрудняет актуализацию данных, и не всегда обеспечивает ее достоверность и непротиворечивость.

Более эффективна другая организация технико-экономической информации, заключающаяся в проектировании логически взаимосвязанных массивов в базах данных (рис. 3). Управление такими массивами, включая создание и ведение, выполняется с помощью специализированных программных средств - систем управления базами данных (СУБД).

База данных, по существу, является интегрированной совокупностью недублируемой информации, на основе которой решаются большинство задач АСУ. Логические взаимосвязи в базе данных организуются в соответствии с тем, к какому типу она относится - иерархической, сетевой, реляционной. Существенным преимуществом базы данных является возможность многоаспектного доступа и использования одних и тех же данных различными задачами АСУ.

Рис. 3. Схема обработки массивов базы данных в задачах АСУ

Нормативно-справочные данные, как наиболее стабильные, обычно размещают в отдельных массивах базы данных. Технологии формирования и ведения этих массивов имеют свои особенности. Массивы нормативно-справочной информации создаются, как правило, на этапе первоначальной загрузки базы данных. В процессе эксплуатации в эти массивы по мере необходимости дополняются или изменяются, что позволяет поддерживать базу данных в актуальном состоянии.

Плановые данные, характеризующие принятые организационно-технологические решения и включающие сведения о потребности в стоимостных ресурсах, ресурсах типа “мощности”, материалах и изделиях по строительным работам, хранятся в базе данных до окончания строительства соответствующего объекта. Затем они переносятся в архив.

Данные оперативного учета вносятся в базу данных в соответствии с регламентом решения задач, по мере поступления на ввод и обработку документов с оперативной, учетной информацией. Эти данные подлежат накоплению за определенный период (неделя, месяц, квартал), по истечении которого производится их обобщение и обработка. После выполнения очередного расчета (например, формирования календарного графика выполнения строительно-монтажных работ) накопленные данные оперативного учета подлежат удалению или архивированию.

В базе данных также имеются промежуточные (рабочие) и выходные массивы. Их создают (подобно прикладным программам) в процессе решения задач непосредственно сами системы управления базами данных.

Существует два основных режима функционирования базы данных - монопольный и коллективного пользования. В первом случае база данных хранится только на машинных носителях данной ЭВМ и не разрешается одновременный доступ нескольких пользователей.

При наличии средств коммуникации открывается возможность хранить и использовать централизованные базы данных, размещаемые на машине-сервере, в многопользовательском режиме. В этом случае руководители работ со своих рабочих станций, (автоматизированных рабочих мест) получают доступ к общей для всех участников АСУ централизованной информационной базе. Сетевые компьютерные технологии позволяют каждому руководителю работ создавать на своей персональной ЭВМ дополнительную (локальную) базу данных, которая содержит информацию, необходимую только на этом автоматизированном рабочем месте.

В зависимости от конфигурации используемых технических и программных средств при сетевой обработке данных информационной базы может быть осуществлена различная технология работы. Существуют два основных режима сетевой обработки данных - “файл-сервер” и “клиент-сервер”. Технология “файл-сервер” предполагает наличие ЭВМ, выделенной под файловый сервер, на которой находятся ядро сетевой операционной системы и централизованно хранимые файлы. При этой архитектуре обеспечивается коллективный доступ к общей базе данных на файловом сервере. Причем, когда происходит обновление файла одним из пользователей, этот файл блокируется для доступа другим пользователям. Данный режим характерен тем, что запрошенные данные транспортируются с файлового сервера на рабочие станции, где и происходит их обработка средствами системы управления базой данных.

Сетевая компьютерная система “клиент-сервер” предполагает разделение функций обработки данных между клиентом (рабочей станцией) и машиной-сервером баз данных, где обработку осуществляет установленная там система управления базой данных. Запрос на обработку данных выдается клиентом и передается по сети на сервер баз данных, где осуществляется поиск и обработка информации.

Обработанные данные транспортируются по локальной или глобальной сети от сервера к клиенту. Для реализации технологий типа “клиент-сервер” разработан язык структурированных запросов SQL (Structured Queries Language), с помощью которого осуществляются запросы к базе данных АСУ и обеспечивается работа с электронными хранилищами данных других автоматизированных систем управления. Сетевые технологии “файл-сервер”, “клиент-сервер” ориентированны на пользователя-непрограммиста, других диалоговых средств работы пользователей с данными. Следует отметить, что средства управления СУБД позволяют выполнять и ряд других технологий обработки внутримашинной базы данных.

В организации и ведении внутримашинной информационной базы участвуют ряд специальных программных средства ввода и контроля. Эти программы обычно используются для больших информационных баз на этапе предбазовой обработки данных и создания первичных массивов. Средства предбазовой обработки обеспечивают контроль достоверности вводимой в компьютер информации и автоматизацию подготовки больших массивов данных к загрузке и корректировке базы данных.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.