Web 2.0 в российских социальных сетях
Пермский региональный институт педагогических информационных технологий Кафедра информатики Курсовая работа Тема: «Технологии Web 2.0 Интернета в российских социальных сетях» Пермь, 2008 Содержание - Введение 3
- 1. Технологии Web 2.0 5
- 1.1 Технология AJAX 6
- 1.2 Технология PSS 6
- 1.3 Открытые общественные веб-сервисы 7
- 2. Социальные сетевые сервисы 9
- 2.1 Средства для хранения закладок 9
- 2.2 Социальные сетевые сервисы для хранения мультимедийных ресурсов 11
- 2.3 Сетевые дневники 12
- 2.4 ВикиВики 13
- 2.5 Социальные сервисы, позволяющие организовывать совместную работу с различными типами документов 16
- 3. Социальные сети 18
- 3.1 Термин «Социальная сеть» 18
- 3.2 Особенности социальной сети 19
- 3.3 Социальные сети как площадка для общения 20
- Заключение 27
- Список литературы и других источников 28
- Введение
«Сетевое сообщество - группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств» [1] Компьютерная сеть (Интернет), сеть документов (Всемирная Паутина) и программное обеспечение (социальные сервисы) связывают между собой не только компьютеры и документы, но и людей, которые пользуются этими компьютерами, документами и сервисами. Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Мы можем только создать условия, которые бы облегчали формирование таких сообществ. Благодаря сетевой поддержке перед сообществами обмена знаниями открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов. С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества. «Можно вывести формулу сетевого сообщества: Сетевое сообщество = простые действия участников + обмен сообщениями + социальные сервисы.» [5] Пользователи страдают от избытка информации: по любому вопросу сейчас доступно гораздо больше сведений, чем человек способен воспринять. Как результат, люди опираются на знания других людей. Среди типичных вопросов «как?», «что?» и «почему?» ключевым является вопрос «кто» (и, соответственно, ответ на него). Это влечет за собой необходимость знакомства и поддержания контакта с людьми, которые могут помочь в каждом конкретном случае. Компьютерные коммуникации сегодня формируют новое поле информационной культуры, в котором реализуется деятельность современного общества. Именно сети составляют новую социальную морфологию наших обществ, а распространение «сетевой» логики в значительной мере сказывается на ходе и результатах процессов, связанных с производством, повседневной жизнью, культурой и властью. В связи с этим данная тема является актуальной. Объект: изучение функций и возможностей российской части Интернета. Предмет: анализ сервисов Web 2.0 в российских социальных сетях. Цель работы: обзор и сравнительный анализ целей, функций и возможностей различных социальных сетей. Задачи: · Поиск в российской части Интернета сведений по теме. · Обзор и сравнительный анализ целей, функций и возможностей для пользователя в различных социальных сетях. · Обзор используемых социальных сервисов Web 2.0 в различных социальных сетях. 1. Технологии Web 2.0 Web 2.0 - термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов, которые позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа информацию. [9] Чтение новостей в сети, использование электронной почты и других интернет-сервисов стало для нас делом совершенно обыденным и привычным. Но технологии не стоят на месте, и спустя два десятилетия после появления первого веб-браузера - средства просмотра веб-страниц - в 2005 году Тим О'Рейли описал концепцию «эволюционировавшей всемирной паутины», которую он обозначил термином Web 2.0, подчеркнув тем самым ее значимость как следующего поколения интернет-систем. Под этим понятием он объединил уже сформировавшиеся к тому времени признаки веб-сайтов «новой волны», основным из которых стало усиление веб-технологий за счет «коллективного разума», то есть ориентированность на пользователей и максимальное повышение интерактивности веб-страниц. [1] Web 2.0 с технологической точки зрения характеризуется следующими чертами: [7] 1. AJAX AJAX - Asynchronous JavaScript and XML - асинхронный JavaScript и XML [8] - это подход к построению интерактивных пользовательских интерфейсов веб-приложений. При использовании AJAX, веб-страница не перезагружается полностью в ответ на каждое действие пользователя. Такой подход позволяет создавать намного более удобные веб-интерфейсы. 2. Открытые общественные веб-сервисы (API API - Application Programming Interface - Приложение, программирующее Интерфейс [9]) - набор методов (функций), который программист может использовать для доступа к функциональности другой программы, модуля, библиотеки). Открытость API позволяет создавать смешанные (mash-up) гибридные сервисы, которые предоставляют пользователям дополнительные возможности. 3. Веб-синдикация RSS RSS - 1)Really Simple Syndication - простое получение информации [2]; 2) Rich Site Summary - обзор богатых сайтов[9] - одновременная публикация одного и того же материала на различных страницах или веб-сайтах. Для этого используются веб-потоки, также называемые RSS_потоками, содержащие заголовки материалов и ссылки на них. 1.1 Технология AJAX AJAX - это подход к построению интерактивных пользовательских интерфейсов веб-приложений. При использовании AJAX веб-страница не перезагружается полностью в ответ на каждое действие пользователя. Вместо этого с веб-сервера догружаются только нужные пользователю данные. Технология AJAX базируется на двух основных принципах: [7] · использование DHTML для динамического изменения содержания страницы; · использование технологии динамического обращения к серверу «на лету», без перезагрузки всей страницы полностью, например: o с использованием XMLHttpRequest; o через динамическое создание дочерних фреймов; o через динамическое создание тега <script> Использование этих двух принципов позволяет создавать намного более удобные веб-интерфейсы пользователя на тех страницах сайтов, где необходимо активное взаимодействие с пользователем. 1.2 Технология PSS RSS - это стандарт публикации на веб-сайтах обновляемой информации. RSS представляет собой одно из первых XML_приложений, быстро завоевавших широкую популярность. RSS позволяет не просто ссылаться на страницу, но подписываться на нее, получая оповещение каждый раз, когда страница изменяется. Динамическими стали не страницы, а ссылки на них. Ссылаясь на веб-блог, вы ссылаетесь на страницу с постоянно меняющимся контентом, которая содержит постоянные ссылки для каждой индивидуальной записи и напоминает о каждом изменении. Благодаря данной технологии, становиться возможным читать интересующие новости или блог, даже не заходя на его страничку. То есть при работе с лентой RSS можно просматривать только заголовки новостей и краткий анонс. Бегло просмотрев ленту, щелкнув по заинтересовавшему заголовку можно получить полный текст статьи. Еще одна интересная черта RSS - подписка на новости. «Хотя подписка существовала и ранее, например, в виде почтовых рассылок, но они имеют ряд своих недочетом. Например, при почтовой рассылки приходится «засвечивать» свой электронный адрес, который вполне может попасть в руки спамеров… [2] В случае с RSS все происходит значительно проще - никаких личных данных, просто необходимо просто добавить нужный канал в личную библиотеку. Главное достоинство RSS - его универсальность. Так как в основу PSS_канала «может лечь практически любой сетевой ресурс: сайт, блог, форум, прайс-лист сетевого магазина и т.д.» [2] 1.3 Открытые общественные веб-сервисыОткрытые общественные веб-сервисы - современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Эти групповые действия включают:- персональные действия участников: записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов, размещение мультимедийных файлов;- коммуникации участников между собой (мессенджеры, почта, чат, форум).В связи с быстрым развитием социальных сервисов Интернета, появлением разнородных сайтов, предоставляющих разные услуги и возможности для бесплатного коллективного творчества и взаимодействия. У активных пользователей появилась проблема с запоминанием имен пользователя, паролей доступа к этим сайтам. Кроме этого различная система навигации и интерфейс сервисов также не способствует облегчению деятельности человека в сети. В силу этих причин крупные компании, предоставляющие услуги Интернет-сервисов, стали интегрировать «под одной крышей», у себя на сайтах (порталах) различные по типам социальные предложения. При этом компании стремятся обеспечить максимально дружественный и удобный для пользователя интерфейс, единый вход и доступ ко всем сервисам под одним логином и паролем (единый аккаунт). Среди наиболее преуспевающих в этом направлении служб можно отметить российскую Mail.ru (услуги электронной почты, фото-, видеосервиса, поисковая система, блоги, новостная лента и др.), международную Google. Вывод. Суть идеи Web 2.0 - это стирание границ между автором и читателем, между общением и творчеством, между наблюдением и участием. Web 2.0 - это сообщество равноправных, каждый из которых может внести свой вклад в строительство единого здания. 2. Социальные сетевые сервисы Бум Web 2.0 - проектов в России начался, несколько позже, чем на Западе, где такие веб-сайты, как онлайн-энциклопедия Wikipedia, социальные сети Facebook и MySpace, давно заняли свое место в верхних строчках рейтингов посещаемости. У нас же о подобных проектах заговорили только в 2006-м году, и лишь в прошлом году они расцвели в полной мере. Вряд ли сейчас в российском интернет-сообществе найдутся те, кто не слышал о социальных сетях «Одноклассники.ру» и «Вконтакте.ру», число зарегистрированных пользователей которых продолжает возрастать. 2.1 Средства для хранения закладок
Средства для хранения закладок позволяют пользователям хранить коллекцию своих закладок-ссылок на веб-страницы. Любой пользователь сети Интернет может находить на интересующие его темы, используя для поиска ключевые слова. Зарегистрировавшийся пользователь, путешествуя по сети Интернет, может оставлять в системе ссылки на заинтересовавшие его веб-страницы почти так же, как он это делает с обычными закладками на своем персональном компьютере. Отличия состоят в следующем: 1. Ссылки можно добавлять с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. 2. Ссылки будут доступны с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. 3. Каждая закладка должна быть помечена одним или несколькими тэгами или метками-категориями. 4. Частная сетевая коллекция ссылок на веб-страницы является часть групповой коллекции, которую собирают все участники сети пользователей сервиса. Средства для хранения закладок относятся к так называемым народным классификаторам. Термин «народная классификация», или «фолксономия» используется как противоположность таксономии - научной классификации. Народная классификация создается людьми - всеми нами. Народные классификаторы - социальные сервисы, которые позволяют пользователям классифицировать различные записи: тексты, фотографии, закладки, используя для этого ключевые слова - теги. Ключевые слова придумывают или выбирают сами пользователи системы. Примеры: БобрДобр Социальный сервис БобрДобр (http://www.bobrdobr.ru) - российский аналог сервиса Делишес. Позволяет пользователям хранить коллекцию своих закладок-ссылок на веб-страницы. Название сервиса происходит от скороговорки «Бобр добр для бобрят». Любой пользователь сети Интернет может находить на сервисе ссылки на интересующие его темы, используя для поиска ключевые слова. В связи с появлением сервиса предлагается использовать в русском языке термин «забобрить» - т.е. добавить в список социальную закладку (тег). Хранение закладок на BobrDobr.ru дает возможность удобного доступа к ним с любого компьютера из любой точки мира. Как самому пользователю, так и (по его желанию) другим людям. При этом у пользователя всегда есть возможность решить, кому, и в каком объеме предоставить доступ к своим закладкам. [5]
Страницы: 1, 2, 3
|