на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Защита удаленных банковских транзакций

Защита удаленных банковских транзакций

ВВЕДЕНИЕ

В наши дни в связи со всеобщей информатизацией и компьютеризацией банковской деятельности значение информационной безопасности удаленных транзакций многократно возросло. В результате повсеместного распространения электронных платежей, пластиковых карт, компьютерных сетей объектом информационных атак стали непосредственно денежные средства как банков, так и их клиентов. Совершить попытку хищения может любой -- необходимо лишь наличие компьютера, подключенного к сети Интернет.

Удаленная банковская транзакция - это совокупность операций, которые сопровождают удаленное взаимодействие покупателя и платежной системы. В качестве примеров удаленных транзакций можно привести оплату товаров через Интернет, использование банкоматов, расчеты в точках продаж. Обычно транзакция включает в себя запрос, выполнение задания и ответ. Однако в случает банковских транзакций эти три составляющие представляют собой денежные средства передаваемые по линиям связи. Поэтому вопрос защиты удаленных банковских транзакций является актуальным и существует большое количество механизмов и средств их защиты. В этом направлении прилагаются серьезные усилия, как в практическом, так и в теоретическом плане, используются самые последние достижения науки, привлекаются передовые технологии.

Целью дипломного проекта является разработка учебного электронного пособия, в котором по средствам интерактивного участия пользователь сможет освоить механизмы осуществления удаленных банковских транзакциях и методы их защиты.

1. УДАЛЕННЫЕ БАНКОВСКИЕ ТРАНЗАКЦИИ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

1.1 Традиционная и электронная коммерция

В наиболее общем виде любая экономика состоит из процесса производства товаров и коммерческой деятельности, основной целью которой является получение прибыли посредством реализации произведенного товара. Коммерческая деятельность, или просто коммерция - это широкое понятие, которое не сводится лишь к продаже какого-либо товара и получению оплаты за него.

Традиционная коммерция - это типичный бизнес-процесс, который можно представить в виде коммерческой транзакции, включающей в себя несколько этапов. Сначала компания производит новую продукцию, затем выходит с ней на рынок, распространяет и обеспечивает послепродажную поддержку. Потребители определяют свою потребность в какой-либо продукции, знакомятся с информацией о ней, ищут места покупки, сравнивают возможные варианты с учетом цены, уровня обслуживания, репутации производителя и лишь после этого что-либо приобретают. Коммерческая транзакция включает также переговоры о цене, форме оплаты и сроках доставки товара, заключение сделки, оплату и выполнение заказа, фиксацию в виде документа факта совершения сделки. Кроме потребителей и поставщиков участниками транзакции являются также платежные системы, банки и другие финансовые учреждения, обеспечивающие перемещение финансовых средств, а также агенты доставки, выполняющие физическую доставку товара потребителям.

В качестве потребителей и поставщиков могут выступать [1]:

- отдельные граждане (физические лица);

- организации и предприятия (юридические лица).

После этапа рекламы и маркетинга поставщик предъявляет потребителю каталог товаров или услуг. Потребитель производит заказ, в котором указывает наименование и тип товара. На основании заказа поставщик направляет ему предложение заключить сделку (оферту).

Оферта может выполняться в виде договора либо, в упрощенном варианте, в виде счета. В случае согласия потребитель возвращает поставщику акцепт. Акцепт может быть реализован в виде подписанного договора либо каким-то другим способом. Оплата товара, в зависимости от возможностей потребителя и поставщика, может быть осуществлена наличным либо безналичным способом. Оплата товара должна быть взаимосвязана с этапом физической поставки товара или услуги потребителю. Коммерческая транзакция завершается этапом фиксации факта окончания сделки, в процессе этого этапа оформляются итоговые документы (счет-фактура, акт, накладные). В простейшем случае, например при розничной продаже товаров относительно невысокой стоимости, оферта представляет собой счет, который передается потребителю по почте, по факсу или при личной встрече. Акцепт в этом случае реализуется в виде оплаты выставленного счета.

Электронная коммерция - это разновидность коммерческой деятельности, в которой взаимодействие между ее участниками на всех или некоторых ее этапах осуществляется электронным способом. Иначе говоря, электронная коммерция предполагает взаимодействие между партнерами с использованием информационных технологий, что существенно повышает гибкость, эффективность и масштабность бизнес-процессов. Электронная коммерция включает в себя не только операции, связанные с куплей-продажей товаров и услуг, но и операции, направленные на поддержку извлечения прибыли, создание спроса на товары и услуги, послепродажную поддержку клиентов и т.п.

На рисунке 1.1 показано взаимодействие участников коммерческой деятельности [1].

Рисунок 1.1 - Взаимодействие участников коммерческой деятельности

Электронная коммерция, т.е. технология поддержания внешних бизнес-контактов - это одна из двух базовых составляющих электронного бизнеса. Вторая составляющая - это комплексная автоматизация внутренней деятельности компании.

1.2 Виды электронной коммерции

Электронная коммерция - это использование компьютеров, работающих в Интернет, для того, чтобы трансформировать старые и создать новые бизнес отношения с партнерами и клиентами.

Существуют различные приложения, которые обеспечивают новые бизнес решения, которые позволяют улучшить качество товаров и предоставляемых услуг, повышают скорость обслуживания, снижают операционные издержки.

Новая методология ведения бизнеса имеет несколько сфер приложения[2]:

- между различными видами бизнеса - сфера В2В (business-to-business);

- между бизнесом и потребителем - В2С (business-to-consumer);

- между потребителями - С2С (consumer-to-consumer);

- между бизнесом и государственными органами - B2A/B2G (business-to-administration/government);

- между государством и потребителями -- А2C, или G2C (administration/government-to-consumer);

- в рамках отдельного бизнеса , или Intra-business.

В2С или "бизнес - потребитель" -- категория электронной коммерции, которая является эквивалентом розничной торговли и представлена различными видами электронных магазинов с полным предложением любых потребительских товаров. Этот вид электронной коммерции наиболее интересный и рискованный, при котором поставщик и потребитель, как правило, никогда ранее не имели взаимных деловых контактов. Интернет-магазины, виртуальные банки - классические примеры систем В2С.

В2В или "бизнес - бизнес" -- категория электронной коммерции, когда компании осуществляют свою деятельность, начиная от выбора поставщика, или продукта , процесса заказа товаров у поставщиков, получения счетов-фактур, до проведения платежей и других операций на основе использования электронной сети. Этот вид электронной коммерции характеризует взаимодействие между относительно постоянными партнерами, связанными единой цепочкой бизнес-процесса и интенсивным двухсторонним информационным обменом. Как правило, это долгосрочные отношения между крупными компаниями, а также между отдельными подразделениями компании. При этом вопрос взаимного недоверия стоит менее остро и может быть отрегулирован на начальном этапе взаимодействия обменом юридически значимыми подписанными документами. Примерами систем В2В являются международная система передачи банковской и финансовой информации (SWIT).

В2А или "бизнес - администрация" -- категория электронной коммерции, которая охватывает все виды трансакций между компаниями и государственными организациями. Пока этот вид электронной коммерции находится в стадии зарождения, но имеет перспективы быстрого развития по таким направлениям, как возмещение налога на добавленную стоимость и уплата корпоративных налоговых платежей.

С2А или "потребители - администрация". Такая категория существует пока только теоретически, ее рост связывают с различного рода выплатами социального назначения.

В основном, электронная коммерция ассоциируется с покупкой и продажей информации, продуктов и услуг через Интернет, но также используется для передачи информации внутри организации через интранет, чтобы улучшить процесс принятия решений и устранить дублирование на различных этапах его выработки.

Новая концепция электронной коммерции строится не только на улучшении проведения транзакций, но и на строительстве устойчиво улучшающихся взаимоотношений с партнерами, клиентами, как существующими, так и потенциальными.

1.3 Мобильная коммерция

Термин мобильная коммерция - одно из словосочетаний, которые начинают все чаще попадаться на страницах газет и журналов, но при этом широкого распространения еще не получили. Мобильная коммерция - это продолжение электронной коммерции, ее перевод в мобильные формы. С появлением электронной коммерции стало возможным совершить покупку, провести платеж, принять участие в аукционе, не отходя от компьютера, если только он подключен к Интернету. Мобильная же коммерция делает пользователя еще более независимым, не привязанным к стационарным устройствам, предоставляя все вышеперечисленные возможности при наличии одного только мобильного телефона или карманного компьютера. Это очень важно для делового человека: часто многое зависит от мгновенно принятого решения, и этому не должны препятствовать такие факторы, как невозможность быстрого оформления сделки или отсутствие доступа к информационным каналам.

Мобильная коммерция способна привнести немало удобств, которые будут по достоинству оценены всеми владельцами мобильных устройств. Так, телефон, сохраняя все свои прежние функции, становится еще и средством идентификации его владельца, выполняет функции кредитной карты и т.д.

Итак, мобильная коммерция - это использование мобильных портативных устройств для общения, развлечения, получения и передачи информации, совершения транзакций через общественные и частные сети.

Наиболее распространенные устройства используемые для мобильной коммерции [2]:

- PDA (Personal Digital Assistant) - портативный карманный компьютер. В это семейство входят устройства, подчас довольно-таки сильно различающиеся между собой. Это могут быть и умещающиеся в ладони бесклавиатурные устройства типа Palm, и более дорогие устройства со встроенной клавиатурой, имеющие размеры среднего органайзера, и, наконец, аппараты, являющиеся уже скорее миниатюрными ноутбуками. Основные операционные системы - Palm OS, Windows CE или EPOC. Связь с Интернетом осуществляется через беспроводной модем или посредством синхронизации с персональным компьютером, подключенным к Сети;

- мобильный телефон с функцией WAP или некоторым собственным микробраузером;

- смартфон - гибрид мобильного телефона и PDA, совмещающий голосовые возможности телефона с функциями обработки и передачи данных, таких как почта, выход в Интернет, работа с файлами и т.д.

Мобильный доступ в Интернет может осуществляться с помощью беспроводного модема, встроенного WAP-браузера или путем синхронизации устройства с другим, уже подключенным к Интернету.

Протокол WAP - результат совместной работы ассоциации WAP Forum, объединяющей производителей устройств и технологий мобильной связи, среди которых можно назвать Nokia, Ericsson, Motorola; телекоммуникационных операторов - Deutche Telecom, France Telecom, AT&T; компании-производителей программного обеспечения и провайдеров услуг - Microsoft, IBM, RSA, Unwired Planet, Symbian. Ассоциация объединяет более 500 членов, охватывает около 90 % рынка беспроводных устройств. Цель ассоциации - разработка единого открытого стандарта для обмена контентом между беспроводными устройствами и Web-сервером.

Повышенное внимание к WAP обусловлено несколькими причинами. Одна из них: Интернет и мобильные устройства являются двумя очень перспективными и быстроразвивающимися отраслями, следовательно, разработка стандарта связи между ними - одно из самых востребованных на сегодняшний день решений. Присутствие же среди разработчиков крупнейших производителей беспроводных устройств, таких как Nokia, Ericsson, Motorola, придает дополнительный вес этому начинанию, да и количество членов ассоциации впечатляет. Однако если раньше о WAP говорили одно только хорошее, то теперь внимание акцентируется в основном на его недостатках, которых оказалось немало.

WAP состоит из следующего набора протоколов [2]:

- WSP (Wireless Session Protocol) - протокол обеспечения обмена данными между клиентом и сервером;

- WTP (Wireless Transaction Protocol) - протокол обеспечения проведения транзакций на основе транспортного механизма запросов и ответов (request and reply);

- WTLS (Wireless Transport Layer Security) - протокол для обеспечения безопасности;

- WDP (Wireless Datagram Protocol) - протокол беспроводной передачи датаграмм.

На рисунке 1.2 показано, каким образом происходит обмен данными с помощью WAP.

Рисунок 1.2 - Архитектура сети WAP

Информация передается между WAP-клиентом и WAP-сервером. В качестве WAP-клиента может выступать обычный мобильный WAP-телефон. С помощью программы-микробраузера направляется запрос по сети беспроводного доступа, который принимается WAP-шлюзом. WAP-шлюз, в свою очередь, направляет URL-запрос, используя протокол HTTP, к запрашиваемому Web-узлу, правда запрашиваемые Web-страницы должны быть написаны на языке WML (Wireless Markup Language). Web-узел формирует ответ в формате WML, передает его на WAP-шлюз, и уже оттуда, в двоичном формате, запрошенная информация передается на мобильный телефон клиента.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.