на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Анализ документальных статистических материалов
ыбор того или иного типа документов для получения необходимых сведений зависит от задач исследования, его характера. При отборе и анализе документов необходимо помнить, что каждый из них имеет только ему свойственное соотношение объективных и субъективных факторов.

Отбор документов для последующего их анализа может осуществляться двумя методами: фронтальным и выборочным. Применение их обусловлено задачами исследования и характером документов.

Фронтальный метод предусматривает отбор многих документов, характеризующих деятельность всех взаимосвязанных организаций, учреждений за сравнительно короткий период времени. Например, при изучении особенностей учебной, внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию в общеобразовательных школах в период тестирования и определения уровня физической подготовленности населения, необходимо будет проанализировать разнообразные документы школ, ДЮСШ, роно, гороно, облоно, Министерства образования, комитетов по физической культуре и спорту, за прошедший год.

Выборочный метод предусматривает отбор лишь тех документов, которые характеризуют развитие того или иного педагогического явления на протяжении длительного периода времени. Например, анализ развития форм планирования учебной работы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе потребует изучения только программ, учебных планов (годовых, четвертных) и конспектов уроков, но за длительный период времени.

Исследование может иметь такие задачи, которые потребуют сочетания фронтального и выборочного методов отбора материала.

По одному и тому же вопросу в архиве можно обнаружить разные документы (предположим, протокол, стенограмму и резолюцию какой-либо конференции). В этом случае следует прежде всего путем предварительного ознакомления с документами установить, нет ли в них противоречивых данных. Затем уже отобрать документы, в большей мере соответствующие теме работы. Например, если исследователя интересует борьба мнений вокруг обсуждаемых вопросов, а не только конечное решение, то необходимо отобрать для анализа стенограмму конференции.

Но при всем разнообразии форм и содержания документов существуют общие способы их анализа, которые делятся на две группы: традиционные и формализованные.

Традиционные способы сравнительно многообразны. К ним относят общие способы (понимание, интуиция, осмысление) и специальные (историковедческие, психологические, юридические). Применение всех традиционных способов основано на механизме процесса понимания текста, для чего психологами (Н.Д. Левитов, 1969) разработаны специальные рекомендации. В исторических и юридических науках созданы определенные нормы источниковедения. При всем этом доля субъективизма в оценке содержания документа достаточно велика.

Формализованные способы призваны повысить объективность изучения содержания документа. Наиболее широкое распространение получил способ контент-анализа (анализа содержания). Сущность его "заключается в выделении в тексте документа некоторых ключевых понятий (или иных смысловых единиц) с последующим подсчетом частоты употребления этих единиц, соотношения различных элементов текста друг с другом, а также с общим объемом информации" (Г.М. Андреева, 1972), Контент-анализ предусматривает использование математических средств исследования, а потому иногда называется способом "количественного анализа содержания".

Данный способ не только уменьшает долю субъективизма в оценке документа, но и позволяет представить содержание документа в удобном для обработки виде (как выражаются социологи, "перевести с языка документа на язык гипотезы").

Контент-анализ может быть применен для исследования документов массовой коммуникации (тексты газетных статей, радио - и телепередач), например для того, чтобы установить, как часто выступают олимпийские чемпионы на страницах газет, определить долю критического материала и т.д. Этот же способ может быть использован и при анализе документов учебного планирования. Пользуясь им, можно проанализировать конспекты уроков за учебный год и установить степень разнообразия общеразвивающих упражнений.

Контент-анализ применим и для изучения отдельного документа (газетной статьи, документа планирования и т.п.). В этом случае акцент делается на глубине, детальности разработки каждого из них (например, определить, насколько часто и верно автором используется специальная терминология в годовом отчете, или установить, каких суждений у автора газетной статьи больше: негативных или позитивных). Именно поэтому контент-анализ в подобном применении называют лингвосоциологическим способом.

Главная сложность применения контент-анализа состоит в методике перевода какого-либо смыслового содержания в количественное выражение (цифровой показатель, подвластный статистической обработке).

Методика подобного перевода складывается из трех последовательных этапов.

I этап - выделение единиц анализа. От того, насколько успешно оно будет проведено, зависит вся судьба анализа. Существует два приема выделения единиц анализа (деление, разумеется, условное).

Первый прием можно назвать формальным. Суть его сводится к тому, что в изучаемом тексте выделяется интересующие исследователя слово, термин. Затем подсчитывается частота его употребления, определяется достоверность и делается заключение. Примером такого анализа может служить исследованием области понятийного аппарата той или иной науки (предположим, установление меры употребления терминов "двигательные качества" и "физические качества").

Однако формальный прием имеет ограниченные возможности, так как позволяет оперировать только с грамматическими формами слова. Часто одна и та же мысль, идея могут быть выражены разными словами.

Второй прием, который можно назвать смысловым, как раз и позволяет учитывать число не только грамматических единиц, но и смысловых. Смысловая единица, следовательно, может выражаться словом (термином), словосочетанием с аналогичной смысловой нагрузкой, какой-либо частью текста (абзацем, параграфом и пр). При таком понимании сущности смысловой единицы за ее основу берется не какая-либо грамматическая форма, а определенный объект, определенное явление. В каких же словах этот объект или это явление будут представлены в тексте, не имеет принципиального значения. Примером исследования, основанного на выделении смысловой единицы, служит анализ удельного веса общей физической подготовки в планах тренировки спортсменов, когда в них иногда не присутствует данное словосочетание, но содержание тренировки отражает отношение спортсмена к общей физической подготовке.

II этап - нахождение в тексте определенных единиц анализа.

Если на I этапе исследователем выбрана формальная единица анализа, то ее отыскание не представляет трудности, необходимо только внимательно читать текст и выделять слова (термины), которые подлежат обработке. Если же выбрана смысловая единица, то следует выделять не только необходимые слова, но и отыскивать их индикаторы, т.е. словосочетания, фразы, абзацы, имеющие ту же смысловую нагрузку, что и слово, которое интересует исследователя.

Решение этой довольно нелегкой задачи осложняется еще тем, что некоторые понятия не имеют устоявшейся терминологии. В результате каждый автор вкладывает свое содержание в тот или иной термин. Иногда же авторы просто пренебрегают нормами употребления терминов.

Наука о понятиях располагает специальными приемами, позволяющими установить, насколько точно автор употребляет термин. Сущность их состоит в том, что вначале составляется перечень всех понятий, которые употребляет автор в изучаемом тексте, затем понятия кодируются. Кодирование позволяет установить идентичность употребления терминов различными авторами и самим исследователем, а это, в свою очередь, - сравнивать различные документы, составленные разными лицами. (Подробно о методе кодирования см.Ю. Соломин, "Понятийный словарь как метод изучения доходчивости словесной пропаганды". "Философские науки", 1972, № 2).

При отыскании единиц анализа исследователь не всегда может быть согласен с употреблением или трактовкой того или иного термина. Однако это ни в коем случае не должно отражаться на объективности выделения единиц. Должен анализироваться тот документ, который реально существует, а не тот, который мог бы быть создан.

III этап - статистическая обработка. Этот этап является завершающим в контент-анализе. Путем вариационно-статистической обработки определяется частота употребления изучаемой единицы. Обработка может завершиться установлением абсолютной величины показателя, или пропорционального соотношения, или достоверности сравнительного различия. Тот или иной результат полностью определяется задачами исследования.

Какой бы способ анализа ни применялся, всегда следует помнить, что каждый документ порожден определенной эпохой. В нем находят отражение свойственные ей политические, экономические, моральные и научные концепции. Поэтому анализ должен быть критическим, чтобы правильно определить ценность документа, уровень достоверности отображаемых в нем событий. Например, документы, которые в свое время отменяли домашние задания и экзамены в школах, сейчас кажутся странными, но тогда в борьбе за новую школу они сыграли свою положительную роль.

Работая с архивными материалами, как правило, прибегают к сравнительно-историческому анализу. Для этого то или иное явление оценивают не по одному документу, не по одной группе однотипных документов, а по многим источникам, имеющим отношение к данному явлению. Например, анализируя учебную работу в школе, следует оценивать не только первичную документацию в виде планов, классных журналов, отчетов учителя, но и приказы, решения отделов народного образования, комитетов по физической культуре и спорту и т.п.

При анализе документов может быть обнаружено противоречие даже в подлинниках. Например, в отчете нижестоящей организации могут быть одни статистические данные, а в сводном отчете вышестоящей организации - другие. В этом случае материал следует перепроверить. Если такой возможности нет, принято считать, что первичные документы (в данном случае отчет нижестоящей организации) обладают большей достоверностью, чем документы, содержащие переработанный материал.

Достоверность анализируемого материала повышается при перекрестном изучении нескольких документов, содержащих однотипный материал.

Во всех случаях полученный в личное пользование материал должен иметь ссылку на фонд, опись, дело, лист.

Анализ документальных материалов должен завершаться их фиксированием. Особенно тщательно следует фиксировать статистический материал, фамилии, имена и отчества лиц, упоминаемых в документах. Фиксация осуществляется или переписыванием документа (если он важен для исследователя и сравнительно краток), или частичным выписыванием тех мест, которые соответствуют теме работы, или заказом микропленки с нужного документа.

В связи с тем что анализ документальных материалов, как правило, связан с обобщением многочисленных данных (например, дневников многих спортсменов или одного спортсмена, но в динамике), выраженных в каких-то величинах, разрабатываются различные таблицы, которые облегчают последующую обработку материала. Форма таблиц определяется задачами работы. Например, для исследования объема и интенсивности тренировочной нагрузки при анализе учебной документации исследователями разработано несколько вариантов схем.

В приведенную схему внесены показатели, полученные в результате обработки дневников, по следующим правилам:

Графа 1. В числителе указывается число тренировочных занятий (например, 18), а в знаменателе - число дней соревнований (например,

2).

Графа 2. В числителе указывается число стартов в тренировочных занятиях и соревнованиях на любые дистанции (например, 49) и в скобках - их общий метраж (например, 2550), в знаменателе - число стартов только и соревнованиях (например,

8) и их общий метраж (например, 800).

Схема анализа тренировки спортсмена __________________

_______________________________________________________

за 200___ год (схема разработана в ЦНИИФКе)

№ п\п

Содержание

Месяцы

Всего

Январь

Февраль

...

1

Число тренировочных занятий и дней соревнований

...

2

Общее число стартов и стартов в соревнованиях

...

3

Лучшие спортивные результаты

100 м. - 10,9

200 м. - 22,8

100 м. - 10,8

200 м. - 22,5

...

4

Метраж отрезков, пробегаемых с предельной скоростью и околопредельной (мягкий бег)

8950

13455

...

5

Число стартов и метраж отрезков дистанции 110 м. с/б

12 (525)

16 (630)

...

6

Число стартов и метраж отрезков дистанции 200 м. с/б

-

-

...

7

Число стартов и метраж отрезков дистанции 400 м. с/б

-

-

...

8

Число отрезков, равных и более 150 м., и их общий метраж

...

9

Метраж специальных беговых упражнений

4870

6920

...

10

Общий метраж прыжков и прыжковых упражнений

950

1500

...

11

Объём упражнений с отягощением

5500

7852

...

12

Число кроссов и спортивных игр

...

13

Время, затраченное на общеразвивающие упражнения, мин.

295

315

...

Графа 4. Подсчитывается метраж пробегания отрезков с ускорениями, с ходу, со старта в тренировках, разминках, соревнованиях.

Графа 8. В числителе указывается число отрезков дистанции, равных 150 - 600 м (например, 12), а в знаменателе - их общий метраж (например, 2440).

Графа 11. Указывается объем упражнений с отягощениями (штангой, гирями, мешком с песком, ядром, камнем, гантелями и т.п.).

Графа 13. Указывается время, затраченное на разминку, упражнения с отягощениями, на гимнастических снарядах, кроссы, спортивные игры,

В заключение следует сказать, что эффективность анализа документов определяется, во-первых, всем комплексом приемов работы с документами при их классификации, отборе и обработке; во-вторых, творческим подходом к самой методике анализа, постоянным поиском новых приемов, соответствующих конкретным задачам исследования, а также конкретным формам и содержанию материала. Именно поэтому методические рекомендации по анализу документов могут носить самый общий характер.

Список литературы

1. Методы педагогических исследований. Лекции для студентов педагогических институтов. Под ред.В.И. Журавлева.М., "Просвещение", 1972.

2. Масальгин Н.А. Математико-статистические методы в спорте.М., ФиС, 1974.

3. Методика исследования в физической культуре. Под общей ред, Д.Д. Донского.М., ФиС, 1961.

4. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.

5. Ковальчук В.В., Моїсєєв Л.М. Основи наукових досліджень: Навчальний посібник. К.: ВД „Професіонал”, 2004.

6. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: Учебн. пособие.К., О-во "Знання", КОО, 2001.

7. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: ФиС, 1980.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.