на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Центральные храмы города Екатеринбурга

Центральные храмы города Екатеринбурга

- 38 -

Федеральное агентство по образованию РФ

Уральский государственный лесотехнический университет

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

ЗАЧЁТНАЯ ЭКСКУРСИОННАЯ РАЗРАБОТКА

«Центральные храмы города Екатеринбурга»

Екатеринбург,

2006 г.

1 Обоснование маршрута

Для своей экзаменационной разработки мы выбрали следующие объекты: Вознесенская церковь, Храм "На крови", Екатерининская часовня, Свято-Троицкий Кафедральный Собор, Ново-Тихвинский женский монастырь. Потому что мы считаем, что это наиболее значимые храмы нашего города, т.к. Вознесенская церковь является самой старой церковью; Храм "На крови" считается самым важным туристическим объектом, потому что это место, где расположен храм известно, прежде всего, как место убийства царской семьи; Екатерининская часовня - это своеобразная визитная карточка города Екатеринбурга; Свято-Троицкий Кафедральный Собор мы выбрали, потому что он является одним из немногих Кафедральных Соборов Свердловской области; Ново-Тихвинский женский монастырь привлекает своим своеобразием, потому что это единственный крупнейший женский монастырь на Урале.

Данная экскурсия предназначена для туристов от 16 лет. Эти туристы наиболее заинтересованы в информации о посещаемых храмах нашего города.

2 Организационные аспекты экскурсии

автобус

Продолжительность экскурсии: 3-4 часа

10-00 исходная точка гостиница «Свердловск» (ул. Челюскинцев,106)

10-15 остановка около Вознесенской церкви (Клары Цеткин,11)

10-45 переход к Храму "На крови" (ул. Толмачёва,34)

11-30 посадка в автобус

11-35 отъезд к Екатерининской часовне через центр города

11-45 остановка около Екатерининской часовни (Площадь труда)

12-15 отъезд к Свято-Троицкому Кафедральному Собору

12-25 остановка около Свято-Троицкого Кафедрального Собора ( ул. Розы Люксембург,57)

13-00 посадка в автобус. Переезд к Ново-Тихвинскому женскому монастырю

13-10 остановка у Ново-Тихвинского женского монастыря (Зелёная роща,1), храм Александра Невского

14-00 отъезд от монастыря.

14-30 приезд на исходную точку в гостиницу «Свердловск»

3 Краткое описание экскурсионных объектов

1) Храм Вознесения Господня (Вознесенское Архиерейское подворье)

а) Расположение храма: ул. Клары Цеткин, 11 (Вознесенская горка)

б) Статус объекта: основной

в) Режим доступа для посещаемых объектов: действующий храм

г) Сохранность объекта: заложена в 1792 году. Это единственный сохранившийся памятник культовой архитектуры в городе.

д) Фотография храма: (см. на диске)

2) Храм - памятник «На крови» во имя всех святых в земле

Российской просиявших

а) Расположение храма: ул. Толмачёва,34

б) Статус объекта: основной

в) Режим доступа для посещаемых объектов: действующий храм

г) Сохранность объекта: заложен в 1992 году, освящён в 2003 году. Стал на Урале одним из наиболее значительных архитектурных проектов последнего десятилетия.

д) Фотография храма: (см. на диске)

3) Екатерининская часовня

а) Расположение часовни: Площадь труда

б) Статус объекта: дополнительный

в) Режим доступа для посещаемых объектов: действующая часовня

г) Сохранность объекта: возведена в 1998 году

д) Фотография часовни: (см. на диске)

4) Свято-Троицкий Кафедральный Собор (Рязановская церковь)

а) Расположение храма: ул. Розы Люксембург,57

б) Статус объекта: основной

в) Режим доступа для посещаемых объектах: действующий храм

г) Сохранность объекта: возведен в 1818 году. В данный момент идёт частичная реконструкция храма

д) Фотография храма: (см. на диске)

5) Ново-Тихвинский женский монастырь (Храм Александра Невского)

а) Расположение объекта: Зелёная роща,1

б) Статус объекта: основной

в) Режим доступа для посещаемых объектов: действующий монастырь

г) Сохранность объекта: ведёт свою историю с 18 века

д) Фотографии: (см. на диске)

4 Описание этапов экскурсии

1) Отправление группы от гостиницы «Свердловск» (ул. Челюскинцев,106) в 10-00 - начальная точка экскурсии. Конечная точка - Ново-Тихвинский женский монастырь 14-00. Общее время экскурсии - 4 часа. Примерное время передвижения между объектами 10-15 минут. Продолжительность пребывания на каждом из объектов примерно 30-40 минут.

2) Текст экскурсии

Экскурсанты заранее были предупреждены о внешнем виде при посещении храмов. Желательный внешний вид: для девушек и женщин - не вызывающая неяркая одежда, юбка ниже колена, если есть желание приложиться к иконам не допустим макияж. Для мужчин - при входе в храм снимают головной убор.

10-00 посадка в автобус

Текст в автобусе по пути к Вознесенской горке

Доброе утро, уважаемые экскурсанты! Приветствую Вас в нашем городе Екатеринбург. Позвольте представиться: меня зовут Наталья. Сегодня я познакомлю Вас с религиозными достопримечательностями столицы Урала. Мы посетим 3 центральных храма Екатеринбурга, часовню - визитную карточку нашего города и самый старый на Урале женский Ново-Тихвинский монастырь. Продолжительность нашей экскурсии примерно 4 часа.

А теперь пару слов о правилах поведения в храме. Во-первых, при входе в храм женщины и девушки должны надеть головные уборы, а мужчины должны их снять. Во-вторых, необходимо вести себя тихо в храме, чтобы не мешать молящимся, в-третьих, фото - и видеосъёмка запрещены, в-четвёртых, желающие могут поставить свечки.

Сейчас у нас первая остановка на Вознесенской горке.

Автобус паркуется у ТЮЗа. Время приезда 10-15. Далее экскурсанты поднимаются по лестнице к церкви мимо усадьбы Расторгуевых-Харитоновых. Экскурсантам рассказывается об этом памятнике архитектуры 19 века на смотровой точке у монумента «Уральскому комсомолу».

Сейчас мы находимся на самой высокой точке центра города. Перед нами главный особняк усадьбы Расторгуева - Харитонова вместе с прилегающим к нему огромным садом и многочисленными постройками. «Екатеринбургский акрополь» как его образно величают знатоки, - самый великолепный, масштабный и ранний по времени строительства памятник архитектурного классицизма, сохранившийся до наших дней (ул. К. Либкнехта, 44).

Строительство усадьбы началось в 1794 г. Кто заказал строительство, в точности неизвестно. По одной из версий, это был заводчик Петр Демидов, Подругой версии, подтвержденной документально, Расторгуев купил недостроенный дом у вдовы губернского секретаря С.И. Исакова. Имя архитектора также неизвестно, но, учитывая, что усадьба строилась около 30 лет, можно предположить, что здесь поработал не один архитектор. Известно, что на заключительной стадии в строительстве принимал участие М.П. Малахов. Сам Расторгуев умер, не дождавшись завершения строительства (1824 г.), и дом перешел к его зятю П.Я. Харитонову. В парке устроено искусственное озеро с насыпным островком и круглой беседкой-ротондой на нем, кругом -- аллеи, извилистые тропинки, насыпные горки. Под парком проходят старые подземные ходы, один из них обнаружили после обвала в 1924 г. Согласно легендам, старовер Расторгуев, опасаясь гонений, проложил из дома ходы через парк, под Вознесенской площадью до городского пруда. По другим легендам, эти ходы -- остатки тайных штолен, где Расторгуев добывал золото. Выходы кварцевых золотоносных жил на Вознесенской горке действительно есть, было золото и в виде россыпей в засыпанной сейчас речке Мельковке, протекавшей у северного склона Вознесенской горки. Но настоящую промышленную жилу найти после Расторгуева никто не смог. Легенды об этой таинственной усадьбе до сих пор живы. Усадьба изначально стала местом трагическим и несчастливым.

А прямо перед нами Вознесенская церковь. Давайте подойдём к ней поближе.

Экскурсанты подходят к церкви. Смотровая точка правее храма, потому что необходимо располагать группу подальше от паперти, чтобы нищие не мешали проводить экскурсию.

Начнем с того, что церковь - это место единения человека с Богом. Люди приходят туда помолиться и поставить свечки.

Оттеночный окрас церкви небесно-голубой с белоснежно-белым цветом. Как Вы думаете, почему церковь имеет голубоватый оттенок? Голубой цвет символизирует небо, пребывание Бога на небе, в бесконечности, созерцании, в спасение. Белый же цвет - это символ чистоты, невинности, победы жизни над смертью. Обратите внимание на купола церкви. Церковь трехкупольная - это означает святую троицу: отец, сын, дух святой. Цвет куполов золотой, а золото мы ассоциируем с богатством, светом, сиянием, благородством, блеском.

Если Вы приглядитесь, Форма креста тоже имеет своеобразную символику. На подобной форме креста был распят Иисус Христос. Крест немного наклонен, чтобы показать страдания Христа. Верхняя часть - символ самого Иисуса Христа. Длинная перекладина - говорит о том, что все сотворено Богом. Маленькая черта обозначает мир ангелов. Наклонная линия олицетворяет все человечество. Ну а самая длинная линия вертикальная - говорит нам о том, что все соединяется в Боге, все в Боге.

Церковь Вознесения Господня (Вознесенская), появившаяся в Екатеринбурге еще в конце XVIII столетия. Она является сегодня самым старым храмовым зданием города. Первая церковь на Вознесенской горе была поставлена в мае 1770 года, Здание ее располагалось почти точно на месте того крыла Ипатьевского дома, где было совершено 18 июля 1918 года цареубийство. Церковь была освящена 19 сентября 1770 года.

В 1789 году прихожане пожелали соорудить вместо этой церкви каменную двухэтажную церковь.

Здание новой церкви было заложено 16 мая 1792 года протоиереем Карпинским в 300 м. к востоку от прежней церкви в самом высокой части горы на месте прежней усадьбы основателя города В.В. Татищева. Рождествобогородицкая церковь на первом этаже была освящена 2 сентября 1801 года, а Вознесенская церковь на втором этаже была освящена 25 июля 1818 года. Деревянная церковь была разобрана и в 1808 году перенесена в Нижне-Исетский завод, где она сначала была приходской, а после строительства там каменной церкви стала кладбищенской.

В 1834 году была начата капитальная реконструкция церкви по проекту архитектора Н.Шулаева, которая должна была полностью изменить ее облик и переделать из церкви XVIII века в стиле барокко на церковь в византийском стиле, напоминающую церкви архитектора К-Тона. К зданию были пристроены по бокам двухэтажный пристрой с приделами на каждом этаже, что увеличило число приделов с двух до шести.

При этом полностью изменился фасад церкви и немного была надстроена и изменена колокольня, причем первоначальный шпиль был заменен на маковку. 25 июля 1837 года был заложен северный пристрой, а 23 июля 1839 года был заложен южный пристрой. Митрофаниевский придел на первом этаже северного пристроя был освящен 6 июня 1848 года. Благовещенский придел на первом этаже южного пристроя был освящен 23 сентября 1852 года. Приделы на втором этаже были освящены в июле к концу века: Казанский придел в 1889, а Пророко-Ильинский лишь в 1890 году. Проект перестройки восточной части храма с сооружением над ней нового купола с огромной маковкой к счастью не состоялся, благодаря чему эта часть сохранила облик XVIII века.

После установления советской власти в 1920 г. при Вознесенской церкви было образовано религиозное общество, в котором зарегистрировалось 3000 человек. В 1922 г. она, как и все церкви пострадала от кампании по изъятию церковных ценностей. Из нее было изъято 2 пуда (32 кг.) серебра и 30 бриллиантов.

После раскола церкви община Вознесенской церкви не уступила ее обновленцам и осталась "староцерковной", Тихоновской. В связи с этим на общину усилилось давление с целью добиться закрытия церкви. Во время проведённой в апреле 1925 года проверки имущества община была обвинена в пропаже ряда культовых предметов на сумму 1200 руб., а также в факте сокрытия от властей иконы Казанской Божьей Матери в серебряной ризе. Одновременно с этим руководство общины было обвинено в контрреволюции которая состояла в том, что в церкви на службах поминали имя Патриарха Тихона и молились за него в тот период, когда он находился под судом, что рассматривалось, как "вызов советской власти". Хотя большая часть "похищенного" нашлась, на основании предъявленных обвинений президиум горсовета расторг в 1925 году договор с общиной и поставил вопрос о закрытии церкви и передаче ее под музей или школу. В 1926 году церковь была закрыта и в 1927 переоборудована под школу.

Позднее она в течение многих лет использовалась в качестве Краеведческого музея. Однако начале 70-х годов музей "закрылся на ремонт", который длился около 20 лет и так и не был окончен. В 1991 году церковь была возвращена верующим. Однако первоначально возвращён был лишь второй этаж. Начать службы на первом этаже не удалось и через три года. Службы идут в главном Вознесенском и в Ильинском приделах. К 1995 году в основном проведен наружный ремонт здания. Золотом засияла маковка главного купола, покрытая стальным листом с титановым напылении. В 1995 году Казанский придел был временно передан общине старообрядцев Поморского согласия.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.