на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Детско-юношеский туризм
p align="left">Р.Р.Лейцингер также обращается в Министерство Народного Просвещения с просьбой разрешить Кавказскому Горному Обществу пользоваться бесплатными приютами в казенных учебных заведениях Кавказа. Попечитель Кавказского Учебного Округа (КУО) А. Завадский, в ведении которого в то время входил весь Северный Кавказ и Закавказье, удовлетворил означенное ходатайство. Более того, новый Попечитель КУО господин Рудольф в ноябре 1907 года издал расположение «Об ученических экскурсиях». Этот чрезвычайно интересный документ, представляющий огромную историческую ценность недавно был обнаружен в архиве. Меры по развитию детского туризма, указанные в этом документе остались актуальными до настоящего времени.

Министерство Народного Просвещения также поддерживало предложения и начинания Р.Р.Лейцингера по развитию ученического туризма, принимались и вводились общероссийские программы, например, к моменту окончания гимназии все гимназисты должны были посетить три великих российских города: Киев, Санкт-Петербург и Москву - т.е. шло создание общенациональной, культурно-патриотической краеведческой программы.

В мае 1909 г. начал реализоваться самый грандиозный проект Р.Р. Лейцингера - прокладка пешеходной тропы от поляны Азау к восточной и западной вершинам Эльбруса. С этой целью Р.Р.Лейцингер организовал экспедицию на Эльбрус, на юго-восточном склоне которого, на так называемом «Кругозоре», был сооружен каменный приют, который получил название «Лейцингеровского». Летом того же года 11 человек из 18 участвовавших в экспедиции добрались до площадки на высоте 4134 метров.

Крупные камни защищали ее с востока и с севера, словно естественные стены, участники экспедиции соорудили еще одну защитную стенку, с западной стороны. Память об участниках экспедиции 1909 года, подобравших и обустроивших эту площадку, сохранилась: самый высокогорный приют Европы до сих пор носит имя, рекомендованное Лейценгиром, - «Приют одиннадцати».

После смерти Р.Р.Лейцингера деятельность по развитию детского туризма не прекратилась, продолжал работать и ученический приют, так, только в 1910 г. в нем приняли 782 учащихся.

Одновременно, в эти годы развивается и общественный туристский сектор. Туринг-клуб в 1901 году был преобразован в Российское Общество Туристов (РОТ). Правление общества до 1911 года располагалось в Петербурге и имело представительства в 135 русских городах и 8 странах Европы. Общество ставило своей целью организацию путешествий как внутри страны, так и за ее пределами. К 1914 году Российское Общество Туристов превратилось в одно из самых массовых обществ того времени и насчитывало уже примерно 5000 человек.

Таким образом, на рубеже веков туризм и экскурсии превращаются в один из методов образования. Обогащается тематика экскурсий, прослеживается связь со школьными предметами. Путешествия уже различаются по продолжительности (местные одно-двухдневные и дальние продолжительные), выделяется летний период как фактор сезонности, расширяется география поездок - от северных регионов до Крыма и Кавказа и от Урала до стран Европы.

2.2. Развитие туризма в первые десятилетия Советской власти

(1917-1941 г.г.)

В первые десятилетия Советской власти многие дореволюционные идеи и замыслы получают теоретическое и организационное развитие. После революции 1917 года экскурсионный метод, как более образный, понятный и доступный, вводят в практику учебных занятий школ. Экскурсии приобретают политическую и агитационную направленность.

По распоряжению Народного Комиссариата Просвещения РСФСР с целью развития туризма и краеведения в 1918 году в Москве было создано Центральное Бюро школьных экскурсий, которое в 1921 году преобразуется в Детскую экскурсионно-туристскую станцию Народного Образования ( ДЭТС ОНО ).

Первые организационно-методические рекомендации Наркомпроса о развитии детского туризма появляются в 1919 году. Внимание уделяется экскурсионным поездкам и массовой работе с детьми летом. В целях оздоровительной работы со школьниками начинается организация летних лагерей на природе.

В 1919 году в Петрограде в Анничкином дворце открывается Центральная станция гуманитарных экскурсий, которая за 1920 год провела экскурсии для 138 тысяч рабочих и школьников. Постепенно начинают работать шесть филиалов станции.

В 1920 году в школьные программы включается краеведение. Возрастает особый интерес к двум пролетарским столицам. Стремление детей увидеть Петроград и Москву было исключительно велико. Преодолевая разруху и голод, учителя с детьми ехали на экскурсии. Им выдавались продукты, обеспечивались места на экскурсионных базах. Школьники осматривали достопримечательности, посещали музеи, ездили на заводы.

В этот период в помощь экскурсионным работникам в Петрограде издается журнал "Экскурсионное дело" под редакцией Полянского И.И., выходит сборник статей Райкова Б.Е. "Школьные экскурсии, их значение и организация". Значительный вклад в разработку и совершенствование теории экскурсионного метода познания вносят Герд А.Я., Корф И.М., Гейнике И.А.

В 1922 году в Крыму основывается первый крупный детский оздоровительный лагерь "Артек". А в 1929 году в стране учреждается печатное издание по туризму - журнал "Турист". В 1929-1930 годах ряд постановлений Правительства РСФСР способствовал дальнейшему развитию производственных экскурсий. Посещение фабрик, заводов, крупных строительств, включается в школьные краеведческие программы как обязательное политехническое просвещение.

В 1930 году в Москве была проведена Всесоюзная конференция по вопросам туристско-экскурсионной работы и создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТ и Э), что стало началом массовой туристской работы в стране. Перед ОПТ и Э стояла важная задача -поставить туризм на службу всему населению страны, учитывая его познавательное и воспитательное значение.

Начинается формирование органов управления детским туризмом. В 1932 году ДЭТС ОНО сливается с Центральным Бюро краеведения и при ОПТ и Э создается детский сектор, который через сеть пионерских отрядов по всей стране вовлекает школьников в активную туристскую работу. Для совместной практической деятельности были привлечены общество "Друг детей" и детская комиссия при ВЦИК. Организуются курсы для подготовки руководителей детского туризма.

После принятия в 1927 г Постановления Наркомпроса "Об усилении экскурсионной работы среди детей и подростков", в туризме появляется новое направление работы. Большое значение отводится самодеятельному туризму, как основному и наиболее ценному виду воспитательной работы и детского краеведческого образования. Идет организация детских походов с применением навыков ориентирования и элементов топографии, походного быта, умения оказать доврачебную помощь, воспитывается выносливость.

На этом этапе развития туризма в Советском Союзе в развитии детского туризма преобладали образовательные и воспитательные цели, была заложена основа для летних оздоровительных мероприятий, но приоритетными направлениями оставались отдельные местные самодеятельные походы и экскурсионные поездки. Кроме того, в этот период постепенно происходит слияние туризма и экскурсионного дела с элементами физкультурно-оздоровительной работы.

В середине 30-х годов шло быстрое расширение туристско-экскурсионной базы, и ЦИК СССР принимает решение о нецелесообразности дальнейшего развития туризма в рамках самодеятельных обществ.

В 1936 году вся туристско-экскурсионная работа в СССР переходит в ведение профсоюзов с созданием Центрального туристско-экскурсионного управления (ЦТЭУ). Начинается упорядочение структуры туристских организаций. Руководящим органом становится ЦТЭУ с подразделениями в республиканских, краевых и областных Советах. При Советах организовывались секции и клубы по видам туризма, экскурсионные бюро, детские станции. Была создана система организаций, координирующих и контролирующих туризм в СССР, в том числе детский.

В 1937 году ЦТЭУ признало нецелесообразной работу отдельных местных краеведческих организаций, и уже к середине 1938 года все детские станции краеведения местного уровня в стране были ликвидированы.

В то же время, самодеятельный туризм получает развитие, но уже только как основной вид военно-патриотического воспитания пионеров и школьников. В 1939 году самодеятельные походы были признаны видом туризма. Утверждается значок "Турист СССР". В 1940 году вводятся инструкторские звания по видам самодеятельного туризма - пешеходному, лыжному, водному, велосипедному, авто- и мототуризму.

В это время Народный Комиссариат Просвещения рассматривал туризм как один из видов учебно-воспитательной работы. "Туризм и экскурсии, преследуя прежде всего общеобразовательные задачи, несут в самой своей организации элементы физической закалки и подготовки будущего бойца". Поэтому перед началом Великой Отечественной войны продолжали организовываться походы, полевые, военно-спортивные игры.

Таким образом, первые десятилетия советской власти для туризма и экскурсий были годами накопления опыта, поиска организационных форм функционирования туристских сообществ и оптимальных методов управления процессами развития детско-юношеского туризма в стране.

·

2.3. Развитие детско-юношеского туризма в послевоенный период.

Центральная туристско-экскурсионная станция на время войны прекратила свою деятельность. Дальнейшее развитие детский туризм получает только в послевоенные годы.

В 1945 году руководством Советского Союза принимается решение о восстановлении деятельности туристско-экскурсионных управлений. С 1946 года ЦТЭУ приступает к строительству новых туристских объектов, созданию экскурсионных учреждений, организации путешествий. В экскурсионной программе основное место занимали военно-историческая тематика и экскурсии по ленинским местам, вводились новые объекты показа.

В 1949 году учреждаются спортивные нормативы, которые были включены в Единую Всесоюзную классификацию. Самодеятельный туризм был признан как вид спорта. Для стимулирования развития детского туризма в 1954 году учреждается значок "Юный турист" для пионеров 5-7 классов.

1954 год становится знаменательным для спортивного туризма. На Южном Урале на озере Тургояк состоялся Первый слет туристов-школьников. Именно этот слет объединил разобщенные самодеятельные походы в постоянные всесоюзные экспедиции школьников, ставшие традиционными.

В 1955 году в Москве проходит конференция по детскому туризму, которая принимает решение о возрождении краеведческого движения и регулярном проведении экспедиций пионеров и школьников при содействии Центральной ДЭТС РСФСР и редакции газеты "Пионерская правда".

В 1965 году был объявлен Всесоюзный поход пионеров и школьников страны по местам революционной, боевой и трудовой славы. Ежегодно в походах принимали участие около 3 миллионов школьников. Этапы походов 1965-1970г.г. были посвящены крупным историческим датам: 20-летию победы в Великой Отечественной войне, 50-летию образования ВЛКСМ, 100-летию со дня рождения В.И. Ленина и др.

Одновременно с массовым патриотическим движением в стране продолжалась работа по организации летнего оздоровительного отдыха детей, строились новые пионерские лагеря и туристские базы.

В 1958 году ЦК ВЛКСМ принимает постановление "Об организации туристского обмена с зарубежными молодежными организациями", и создается Бюро Международного Молодежного Туризма "Спутник" (БММТ "Спутник"). В 1959 году в Ленинграде и других городах страны открываются его первые местные отделения.

В основу работы "Спутника" было положено расширение международных связей, создание внутрисоюзных международных лагерей отдыха, приемы в СССР. Важная роль отводилась организации безвалютных обменов между студентами и школьниками с их сверстниками из других стран. В первый же год работы БММТ "Спутник" установил контакты с 16 организациями из 8 стран Европы. За рубеж по обмену выехало 1364 комсомольца.

В 60-е годы организационная структура туризма в СССР снова претерпевает изменения. В 1962 году Центральное туристско-экскурсионное управление (ЦТЭУ) преобразуется в Центральный Совет по туризму (ЦСТ), а в 1969 году окончательно реорганизуется в Центральный Совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ). Таким образом, в эти годы движение самодеятельного туризма было подчинено Всесоюзному добровольному спортивному обществу профсоюзов и Центральному турклубу.

К концу 60-х годов в детском и юношеском туризме выделились следующие основные направления работы: молодежные и детские лагеря отдыха, внутрисоюзные походы и краеведческие экспедиции. Именно в этот период расширяется география детского туризма. Одновременно была заложена основа для развития международного молодежного туризма.

В 1969 году было принято постановление ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране". КПСС видела в туризме важное средство "повышения культурного уровня и идейно-политического воспитания населения". Постановление определило задачу превратить туризм в крупную отрасль обслуживания населения с дальнейшим развитием и расширением материальной базы.

В то же время, основной задачей детского туризма определялось патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основой идеологии стали: воспитание патриотизма, знание своей Родины и дружба народов СССР.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.