p align="left">Самым благоприятным периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а девушек - от 11-12 до 15-16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной к общей массе тела (к 10-11 годам она составляет примерно 23% , а к 17-18 годам- 45%). Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдается в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9-11 лет. Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма. (Матвеев Л.П., Новиков А.Д.,2002). Задачи развития силовых способностей: 1. Общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. Она решается путем использования избирательных силовых упражнений. Здесь важное значение имеет их объем и содержание, они должны обеспечить пропорциональное развитие всех мышечных групп. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня важных функций организма и осуществления двигательной активности. Скелетные мышци являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими, активно помогающими кровообращению, особенно венозному (Матвеев Л.П., Новиков А.Д., 2002) . 2. разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов. 3. Создание условий и возможности(базы) для дальнейшего совершенствования силовых возможностей в занятиях спортом. Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учетом двигательной одаренности. Средства воспитания силы. Средствами воспитания силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которое напрвленно стимулирует увеличение степени напряжения мышц. Такие средства называют силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные (Лях В.И., 2001). Основные средства: 1. Упражнения с весом внешних предмнтов ( штанги с набором дисков разного веса, гири, вес партнера и др.). 2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела( подтягивания в висе, отжимание в упоре и др.) 3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (силовая скамья, силовая станция, комплекс «Универсал» и др.) 4. Рывково-тормозные упражнения (быстрота смена напряжений при работе мышц- синергистов и мышц антогонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них). 5. Статистические упражнения в изометрическом режиме (изометрические упражнения). Методы воспитания силы. В практике физического воспитания используется большое количество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей. Рассмотрим наиболее распространение из них: Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления, этот метом, обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий. В работе сначинающими детьми его применять не рекомендуется, но если возникла необходимость в его применении, то следует обеспечить строгий контроль за выполнением упражнений (Максименко А.М., 2002) . Метод непредельных усилий предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа) количество повторений 5-6 до 100. Серийное повторение такой работы с непредельным отягощением содействуют сильной активизации обменно-трофических процессов в мышечной и других системах организма, способствуют повышению уровня функциональных возможностей ( Матвеев Л.П.,Новикова А.Д., 2002). Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредствам работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнения при этом выполняются с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявлению большей силы, т.е. способности к проявлению большей силы в условиях быстрых движений. «Ударный» метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц. ( Лях В. И., 2001). Метод статистических (изометрических) усилий, в зависимости от задач, решаемых при воспитании способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений, в том случае когда стоит задача развить максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80-90% от максимума продолжительностью 4-6 с и в 100% - 1-2с. Если же задача стоит в развитии общей силы , то используют изометрическое напряжение в 60-80% от максимума продолжительностью 10-12 с. В каждом направлении. Изометрические упражнения следует включать в занятия как дополнительное средство для развития силы. (Зациорский В.М. 2000). Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетании в упражнении двух режимов работы мышц - изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют 2-6 секундные изометрические упражнения с усилием 80-90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижения отягощения. Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности именно при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях. (Филин В.П.,2002). Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Комплекс упражнений с использованием отягощений повторяют 1-3 раза по кругу. Отдых между повторением комплекса должен составлять не менее 2-3 минуты, во время у которого выполняются упражнения на расслабление. ( Лях В.И., 2001). Игровой метод предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма (эстафета с переноской грузов различного веса, перетягивание каната и др.). Педагог по физической культуре и спорту всегда должен творчески всегда должен творчески подходить к выбору методов воспитания силовых способностей занимающихся, учитывая природный индивидуальный уровень и требования, предусмотренные программами по физическому воспитанию характером соревновательной. (Зациорский В.М.,2002). Скоростные способности - возможности человека, обеспечивающее ему выполнение двигательных в минимальных для данных условий промежуток времени, различают следующие виды силовых способностей: быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Их принято считать елементарными видами (формами) проявления скоростных способностей. К скоростным способностям относят так же быстроту выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее. Это комплексные виды скоростных способностей. проявления скоростных способностей. К ним относятся - быстрота реакции выполнения движения, частота ( темп) движений.( Евсеев Ю.И., 2004). Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: 1) состояния ЦНС и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологической особенности мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон); 3) силы мышц; 4) способности мышц переходить из напряженного состояния в расслабленное; 5) энергетических запасов в мышце (АТФ и КТФ) ; 6) амплитуды движения, т.е. от степени подвижности суставов; 7) способности к координации движений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизнедеятельности организма; возраста и пола; 10) скоростных природных способностей человека (Матвеев В.П., 2002). Наиболее благоприятным периодом для развития скоростных способностей, как мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7-11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты реакции и максимальной частоты движений. Половое развитие в уровне развития скоростных способностей невелика до 12-13 летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.). Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течении которого осуществляется мышечная работа определенного характера и интенсивности. Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость- это способность по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется по: признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача, по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача; по признакам взаимодействия с другими физическими качествами , необходимыми для успешного решения двигательной задачи. (Лях В.И., 2001). Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и выше.) наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет. Задачи по развитию выносливости. Главная задача по развитию выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания. Также есть потребность достижения максимального высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации. ( Лях В.И., 2001) Средства воспитания выносливости. Средствами развития общей выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечнососудистой и дыхательной систем. мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких, до десятков минут. Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития аэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнить работу с предельной или около предельной скоростью. (Филин В.П., Фомин Н.А.,2002). Эффективным средством развития специальной выносливости являются специально подготовленные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные средства. Методы воспитания выносливости. Основными методами развития общей выносливости являются: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный. Гибкость - это способность выполнять с большой амплитудой. По форме проявления различают гибкость активную и пассивную. (Матвеев М.П.,2002). Различают гибкость динамическую, статистическую, активную и пассивную, она зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок, психического состояния, разминки, массажа, ритма движения предварительного напряжения мышц, возраста, уровня силы спортивной специализации и др. При активной гибкости движение с большей амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Упражнение на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с увеличенной амплитудой движения (простые маховые движения, с внешней помощью, с отягощениями и без них). Основное время при совершенствовании гибкости следует выделять на домашние занятия (зарядка, индивидуальная тренировка). ( Евсеев Ю.И.,2004). Проявление гибкости зависит от ряда факторов, главный фактор - это анатомический. Гибкость обусловлена центральной нервной регуляцией тонуса мышц - антагонистов. Это значит, что проявление гибкости зависит от способности произвольно расслаблять растягиваемые и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования межмышечной координации. На гибкость существенно влияют внешние условия (время суток температуравоздуха, проведена ли разминка и т.д.) ( Матвеев М.П., Новиков А.Д., 2002). Для детей и подростков юношей и девушек, занимающихся спортом выдвигается задача совершенствования специальной гибкости, т.е. подвижности в тех суставах, которым предъявляются повышенные требования в избранном виде спорта.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|