на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дополнительные туристские продукты как конкурентное преимущество туристского предприятия

Дополнительные туристские продукты как конкурентное преимущество туристского предприятия

23

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: «Дополнительные туристские продукты как конкурентное преимущество туристского предприятия»

Содержание

Введение

1. Туристское предприятие и его конкурентоспособность

2. Дополнительный туристский продукт: понятие и особенности

3. Анализ рынка дополнительных туристских продуктов

Заключение

Список литературы

Введение

В современном мире туризм выступает как сложное многогранное социальное явление. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий социально-культурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности.

Одними из важнейших действующих лиц в сфере туризма являются туристские предприятия. Туристское предприятие - это хозяйственно обособленная производственная единица в системе туристского хозяйства, выполняющая одну или более функций в производстве и сбыте туристского продукта, создания объектов туризма. А целью деятельности любого туристского предприятия является реализация потребителю качественного туристского продукта и получения коммерческой выгоды.

Туристский продукт - одно из важнейших звеньев в деятельности любого туристского предприятия. Он представляет собой предварительно организованную туроператором комплексную туристскую услугу, включающий, как минимум, услугу по перевозке туриста в страну (место) временного пребывания и услугу по размещению туриста; продаваемую или предлагаемая к продаже по единой паушальной цене. Выделяют основной и дополнительный туристский продукт. К первому относятся услуги, включенные в комплексное обслуживание (как правило, транспорт, размещение, питание) и оплачиваемые туристом заранее, второй приобретается туристом до или во время путешествия сверх ранее оплаченного комплексного обслуживания.

Дополнительный туристский продукт разрабатывается туристскими предприятиями (туроператорами, турагентствами, транспортными и т.п.) и является одним из эффективных средств повышения конкурентоспособности фирмы на рынке туристских услуг. Поэтому цель данной работы - рассмотреть дополнительный туристский продукт как средство повышения конкурентоспособности туристского предприятия.

Данная цель достигается решением следующих задач:

1. Дать определение и охарактеризовать туристское предприятие как необходимый элемент рынка туристских услуг.

2. Рассмотреть дополнительный туристский продукт, определить его роль как средства повышения конкурентоспособности туристского предприятия.

3. Проанализировать рынок дополнительных туристских продуктов, определить основные тенденции рынка данного виды услуг.

1. Туристское предприятие и его конкурентоспособность

Туристское предприятие - хозяйственно обособленная производственная единица в системе туристского хозяйства, выполняющая одну или более функций в производстве и сбыте туристского продукта, создания объектов туризма. В системе организованного туризма туристское предприятие предназначено для оказания услуг, производства товаров, выполнения работ, необходимых для рекреационного, транспортного, коммунально-бытового, культурно-зрелищного и др. видов обслуживания туристов и экскурсантов.

К туристским предприятиям относят как учреждения непосредственного обслуживания туристов и экскурсантов (туристско-экскурсионные предприятия) - гостиницы, турбазы, пансионаты, кемпинги, бюро путешествии и экскурсии и т.д., так и автотранспортные, строительные, подсобные, промышленные, сельскохозяйственные и другие предприятия, действующие в составе туристско-экскурсионных организаций. Одни из них предоставляют клиентам исключительно туристские услуги, а для других туризм -- это одно из нескольких второстепенных направлений их коммерческой деятельности.

Предприятия, существующие только за счет туризма, называются туристскими предприятиями сферы первичных услуг, а предприятия, получающие доходы не только от туристской деятельности, -- туристскими предприятиями сферы вторичных услуг. Таким образом, услуги первых предприятий служат исключительно туризму и составляют основу его существования, а услуги второй группы предприятий удовлетворяют лишь некоторую часть туристского спроса, так как туризм для них -- лишь один из многих источников существования и их услугами пользуются не только туристы. Следует, однако, иметь в виду, что некоторые туристские предприятия в зависимости от выполняемых ими функций одновременно принадлежат и к одной, и к другой категории. Например, туристские гостиницы и туристские агентства всегда оказывают только первичные туристские услуги, а ресторан или кафе в санатории или в доме отдыха -- это предприятия первичных услуг, но такие же рестораны и кафе в городе уже не являются непосредственно туристскими предприятиями, поскольку выполняют вторичную туристскую функцию.

Рассмотрим типы туристских предприятий.

Туроператор -- туристическая организация, имеющая собственные или арендованные средства туристского обслуживания и предлагающая своим клиентам комплекс услуг. Туроператор комбинирует свои собственные и чужие услуги в новый самостоятельный туристский продукт. Этот новый продукт называется паушальным (комплексным) туром. Туроператор предлагает клиенту комплексный тур от своего имени, на свой риск и за свой счет.

Турпосредник -- предприятия и учреждения, которые в своей основной и дополнительной деятельности выступают как посредники. В роли турпосредников чаще всего выступают туристские агентства, бюро путешествий и экскурсий, экскурсионные бюро и т.п. организации. Пожалуй, ни в одной другой отрасли посреднической деятельности не придается такое большое значение, как в туризме. Это объясняется большой территориальной удаленностью между производителями и пользователями услуг (например, между гостиницей и отдыхающим), отсутствием представлений о рынке (потребитель редко знаком с предложениями страны, в которой он ни разу не бывал), необходимостью предварительного бронирования при ограниченных мощностях производителя услуг.

Третья группа туристских предприятий первичных услуг -- гостиницы. Гостиничные комплексы существуют исключительно за счет прибыли, полученной от размещения туристов. К группе гостиничных предприятий относятся крупные гостиничные комплексы (гостиницы, пансионаты, дома отдыха) и мелкие хозяйства гостиничного типа (кемпинги, молодежные турбазы, квартиры).

Кроме вышеуказанных туристских предприятий существует еще целый ряд, которые также относятся к туристским. Важнейшими из них являются кредитные учреждения, страховые компании, станции проката спортинвентаря и лодок, спортивные школы, производители товаров для туризма и отдыха, рекламные агентства и др.

Типичными предприятиями вторичных услуг являются предприятия общественного питания, некоторые транспортные предприятия, а также производственные, торговые предприятия и предприятия сферы бытовых услуг. Общим признаком всех предприятий вторичных туристских услуг является невозможность точного определения объема товаров и услуг, которыми пользуются туристы. Распределение спроса между туристами и местными жителями может сильно колебаться в зависимости от сезона. Кроме того, в определении степени причастности предприятия к туризму важную роль играет место расположения предприятия.

У любого предприятия существуют цели деятельности. Цели туристского предприятия можно условно разделить на две группы -- экономические и социальные.

Экономические цели -- основа всей системы целей, поскольку они направлены на обеспечение работоспособности предприятия в рыночной экономике (см.табл.1).

Социальные цели многообразны, но все они связаны с интересами людей, работающих на предприятии, ориентированы на создание атмосферы, благоприятствующей добрым человеческим отношениям и одновременно -- увеличению его прибыльности и конкурентоспособности.

Таблица 1.

Экономические цели туристского предприятия

Экономические цели

Предметные

Результативные

Финансовые

Вид и структура производства и реализации

Объем и структура оборота

Платежеспособность

Количество производимого и реализуемого товара

Прибыль и рентабельность

Объем и структура ликвидных ресурсов

Производственные мощности

Величина и структура издержек производства

Оставляемая прибыль

Качество

Размер вновь созданной стоимости

Структура капитала (собственный - заемный)

Местоположение и каналы реализации

Распределение прибыли.

Структура и объем инвестиций и финансирования

В конечном и экономические и социальные цели сводятся к увеличению потока туристов и, соответственно, к росту прибыльности, способствующей укреплению финансового состояния и конкурентоспособности.

В условиях современного экономического кризиса туристские предприятия столкнулись с рядом проблем, основными из которых являются следующие:

ужесточение условий получения кредитов на развитие бизнеса;

уменьшение платежеспособного спроса населения на туристские услуги;

ужесточение контроля со стороны государственных учреждений;

слабо развитая система информационного обеспечения продаж турпродукта;

уменьшение объёма продаж в связи с повышением цен на турпродукт;

задержки оказания услуг от поставщиков, банкротство ряда авиаперевозчиков туррынка;

сокращение ассортимента турпродуктов по отдельным географическим направлениям и ряд других проблем.

Для решения подобных проблем на туристском предприятии широко используются меры повышения эффективности деятельности предприятия. Данные меры можно подразделить на организационные, экономические и финансовые.

Организационные включают: реструктуризацию предприятия; переориентацию производства и сбыта на потребителя; контроль за расходами (затратами); оптимизацию производственного процесса; сокращение нерентабельных производств; повышение квалификации менеджеров.

Экономические - экономию ресурсов; переход к рыночным условиям хозяйствования; переход на новую ценовую политику; повышение материальных стимулов труда; переход на экономические методы управления.

Финансовые подразумевают увеличение капитала; преобразование заемного капитала в собственный (путем участия кредиторов в предприятии); взыскание требований с дебиторов; переход на взаимозачеты; реструктуризацию долгов путем преобразования краткосрочных задолженностей в долгосрочные ссуды.

Разработка мероприятий по обеспечению реализации резервов развития и роста туристских предприятий организуется по основным направлениям ее деятельности. Эти направления можно подразделить на следующие группы.

Организационные.

К ним относятся мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления предприятием; совершенствованию форм специализации отдельных структурных единиц и подразделений; внедрению прогрессивных форм организации труда; совершенствованию режимов работы предприятия и т. п.

Технические.

Это мероприятия по повышению уровня автоматизации и механизации труда работников; внедрению более производительных машин и оборудования; повышению коэффициентов их использования.

Технологические.

Мероприятия по внедрению прогрессивной технологии продвижения турпродуктов, внедрению прогрессивных методов продажи туров и новых видов туристских услуг покупателям; совершенствованию технологии приема и обслуживания туристов и т. п.

Экономические.

Мероприятия по формированию центров ответственности на базе отдельных структурных единиц и подразделений с правом самостоятельного распоряжения частью суммы полученной прибыли; совершенствованию системы участия наемных работников в прибылях и т. п.

Социальные.

Мероприятия по укреплению трудовой дисциплины на предприятии; совершенствованию условий труда и быта персонала; созданию благоприятного психологического климата и т. п.

Одной из мер повышения эффективности работы туристского предприятии, его конкурентноспособности и формирования собственного имиджа, является комплекс мер по работе с дополнительным туристским продуктом.

2. Дополнительный туристский продукт: понятие и особенности

Дополнительный туристский продукт представляет собой дополнительные услуги, не предусмотренные ваучером или путевкой, доводимые до потребителя в режиме его свободного выбора.

Как известно, все туристские услуги подразделяются на основные и дополнительные. К первым относятся услуги, включенные в комплексное обслуживание (как правило, транспорт, размещение, питание) и оплачиваемые туристом заранее, ко вторым - приобретаемые туристом во время путешествия сверх ранее оплаченного комплексного обслуживания. С точки зрения потребительских свойств никакой принципиальной разницы между основными и дополнительными услугами нет. Так, экскурсии, если они включены в комплексное обслуживание, считаются основными услугами. Если же турист приобретает какую-либо экскурсию дополнительно к оплаченному туру, эта услуга становится дополнительной. Следовательно, разница между основными и дополнительными услугами состоит в их отношении к первоначально приобретенному туристом комплексу туристских услуг.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.