на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Древние Олимпийские игры
ак бы ни решать вопрос об исторической достоверности этого списка, в особенности в той его части, которая относится к древнейшему времени (VII -- началу VI в. до н. э.), все же в целом сведения, сохранившиеся в нем, несомненно, дают живое представление о составе победителей на состязаниях, хотя во многих случаях и возникают сомнения относительно имени олимпионика, вида состязаний и (особенно часто) даты победы. Даже такой скептически настроенный исследователь, как Белох, считает, что приблизительно с 50-й олимпиады (580 г. до н. э.) ведет свое начало запись имен победителей. Что касается V в., то список победителей этого времени, согласно Белоху, «совершенно достоверен».

В общем мы имеем основание рассматривать список олимпиоников, по крайней мере с начала VI в., как исторически ценный материал, даже если и допустить, что в него были позднее внесены более или менее произвольные данные (например, имена, заимствованные, из мифологии, или датировки более ранним временем (Килон, Мирон), как думает Белох (ук. соч., стр. 154). мнение которого, впрочем, не разделяет в настоящее время большинство исследователей).

Известия об олимпиониках могут получить различное истолкование в зависимости от взглядов на характер и значение Олимпийских состязаний, начало которых восходит к глубокой старине. В VI в. до н. э. они давно уже стали одним из существенных моментов в религиозной, культурной и политической жизни Эллады, и то или иное понимание их значения не может не бросить свет и на особенности политической борьбы в греческих государствах этого времени.

Каково бы ни было происхождение Олимпийских состязаний -- связаны ли они с погребальными обрядами, или с периодической борьбой царей-магов за власть, или, наконец, с культом Зевса как бога войны -- в VI в. победа на этих играх имела сильный политический резонанс. Гардинер, являющийся горячим противником религиозной теории происхождения Олимпийских состязаний, прав в известной мере в своей критике попыток истолковывать многие обычаи или обряды позднейшего времени, притом существовавшие не только в Олимпии, как доказательство в пользу этой теории. Но то, что он отрицает религиозный характер состязаний и утверждает, что их происхождение не связано с религией, представляется малоубедительным, -- особенно в свете того огромного сравнительно-исторического материала, который был собран Фрэзером по вопросу о различных способах передачи царской власти. Но нас в связи с дальнейшим изложением интересует не столько вопрос о происхождении и первоначальном характере Олимпийских игр, сколько о том, чем они были в VI в. до н. э.

Этот век был периодом быстрого роста их известности и значения по сравнению с предшествующим временем. Свидетельством этого служат прежде всего произведения искусства. Бизли считает, что возрастающий интерес к Олимпийским состязаниям -- одна из характерных черт аттической вазовой живописи второй четверти VI в.: об этом говорят, например, изображения на чаше богини победы, юношей с поднятыми руками, приветствующих победителя, и проч. Схолии к первой Олимпийской оде Пиндара поясняют слова поэта (01., 1,151 а) -- to de kleoV thloqen dedorken -- таким образом: «повсюду устремляют взоры к Олимпийским состязаниям и прославляют (их)».

Поэтому заслуживают внимания известия древних авторов относительно той угрозы, которую представлял победитель в состязаниях для местного правителя. Гардинер (ук. соч., стр. 97 ел.) лишь упоминает о Каллии, старшем Мильтиаде и Кимоне, сыне Стесагора, -- победителях на Олимпийских состязаниях -- в связи с выяснением вопроса о том, в каких состязаниях могли принимать участие только представители знати и как тесна была связь между Афинами и Олимпией при Писистрате. Однако тот факт, что победитель на состязаниях являлся как бы соперником местного правителя, претендентом на власть в родном полисе, заслуживает пристального изучения.

В Олимпийских состязаниях теоретически мог принимать участие каждый желающий из эллинов, но фактически они были доступны для людей зажиточных, а состязания в беге на колесницах -- только для богачей-аристократов или тиранов: слишком велики были расходы на содержание лошадей, на подготовку к бегу и проч. Таким образом, в период господства аристократии Олимпийские игры делались как бы ареной, на которой проявлялось соперничество не только знати разных полисов, но и знатных родов внутри полиса. Можно выразиться точнее: победитель в беге на колесницах в Олимпии был потенциальным претендентом на власть в родном городе, возможным тираном. И, наоборот, тираны, уже захватившие власть, стремились одержать верх в состязаниях в Олимпии или на Пифийских празднествах (имеем в виду в особенности бег колесниц) и нередко, располагая огромными средствами, оказывались победителями. Геродот рассказывает, что еще аргосский тиран Фейдон, которому он дал такую нелестную характеристику (Фейдон, по его словам, «наглостью превосходил всех эллинов»), был заинтересован в руководстве Олимпийскими состязаниями. Действовал этот тиран весьма активно: он выгнал элейских устроителей состязаний и присвоил себе право судить состязающихся.

Связь между тиранами и олимпиониками легко может быть установлена, если проследить список олимпиоников конца VII--VI в. до н. э. Уже Мирон Сикионский, дед Клисфена, одержал в конце VII в. победу в состязаниях на колесницах. Его внук Клисфен, породнившийся с Алкмеонидами (он отдал свою дочь замуж за Мегакла, сына Алкмеона), по-видимому, придавал большое значение участию в общегреческих состязаниях. Он оказался победителем в 576 или 572 г.

К концу VII или началу VI в. относится единоборство (из-за обладания Сигеем) Питтака, тирана Митилены, и афинянина Фринона, победителя в панкратии. Помимо Клисфена Сикионского, и другие тираны принимали участие в состязаниях -- Писистрат, сицилийские тираны Гиерон, Гелон, Ферон, тиран Акраганта, царь Кирены Аркесилай IV. Интересна в этой связи п история спартанского царя Демарата, вынужденного впоследствии бежать из Спарты. Правда, причина бегства Демарата, согласно Геродоту, была совершенно иная: оскорбление со стороны другого царя, Леотихида. Но здесь могло быть и затемнение традиции. .Во всяком случае Демарат-олимпионик -- личность необыкновенная: в разговоре с матерью он, призывая Зевса Геркея, хранителя его дома, просит открыть ему тайну его рождения, и далее выясняется, что его отцом был бог. Олимпиоником, может быть, был и тесть царя Леотихида, врага Демарата, Диакторид.

Олимпионик -- частное лицо -- возбуждал опасения тирана настолько серьезные, что иногда для устранения победителя -- и, очевидно, соперника -- прибегали даже к убийству. Подобный случай можно встретить в истории Афин VI в. Соответствующие известия -- лишняя черточка в быту того времени, характеризующая острое соперничество знатных родов.

Чем же можно объяснить связь между победой в Олимпии и стремлением или возможностью захвата власти в родном городе?

Олимпионик, с точки зрения истории древнейших культов, представляет собою нечто подобное Rex Nemorensis: он царь-маг, обеспечивающий плодородие почвы, обусловленное таинственным взаимодействием неба и земли. Бег на колесницах носил первоначально ритуальный характер и, как это отразилось в мифах и сообщениях позднейших писателей, решал вопрос о том, кто будет басилевсом нового года.

Олимпионики представляли некоторую угрозу для правящего в городе тирана. Выход из положения был различный: олимпионик мог передать свою победу правителю полиса, из которого он был родом, или даже тирану другого полиса; мог покинуть родину с тем, чтобы основать другой город и сделаться там тираном, или, наконец, тиран мог прибегнуть к насильственному устранению возможного претендента. Во всяком случае отрицать известное политическое значение победы на колесницах в Олимпии для VI--V вв. до н. э. едва ли возможно.

7. Изучение Древней Олимпии.

Изменения в религиозных и культурных воззрениях людей, политические перемены, природные катаклизмы -- все это привело к тому, что Олимпия -- самое великолепное и популярное святилище Эллады -- погибло.

Дошедшие до нас античные письменные источники и образцы искусства красочно рассказывали о знаменитом всегреческом святилище. Знали о нем и в Средневековье, и в эпоху Возрождения. Однако точное местонахождение Олимпии определено не было. Высказывалось даже мнение, что располагалась она не около холма Кронос, а близ горы Олимп.

В XVIII веке европейские ученые и общественные деятели заговорили о необходимости разыскать Олимпию и начать изучение столь ценного античного памятника.

В 1766 году английский путешественник Ричард Чандлер посетил Грецию. На Пелопоннесе у горы Кронос он обнаружил руины каких-то античных сооружений, дальнейшему разрушению которых активно содействовали местные жители, используя камень для своих строительных целей. Находка части стен огромного храма и обломков капителей колонн вызвала у ученых живейший интерес. Французский ученый и путешественник Фавель в 1787 году посетил Олимпию и описал руины храма Зевса еще до раскопок.

В 1788 году в «Описании античной Греции» Бартелеми был издан первый план Олимпии. А в 1813 году уже был составлен и первый подробный план святилища до раскопок.

Росту интереса к эллинским древностям способствовала греко-турецкая освободительная война. Начались серьезные планомерные исследования Олимпии. В 1828 году специально созданная экспедиция обследовала Пелопоннес, а уже в мае 1829 французские археологи под руководством Дюбуа приступили к раскопкам на территории святилища. Были обнаружены метопы, располагавшиеся с западной стороны храма Зевса, над входом в опистодом, и изображавшие подвиги Геракла -- победы над критским быком, немейским львом и стимфалийскими птицами. А следом и у восточного фасада храма Зевса археологи нашли мраморные фрагменты метоп, украшавших вход в пронаос, также представлявшие подвиги любимого героя Эллады -- коней Диомеда и быков Гериона. Находки были погружены на корабль и по Алфею отправлены в морской порт, а оттуда -- в Париж, в Лувр, где они экспонируются до сих пор.

Когда греческое правительство было информировано о неразрешенном вывозе артефактов, раскопки были остановлены и возобновлены только спустя 40 с лишним лет немецкими археологами.

В 1875 году к исследованиям в Олимпии приступают ученые из Германии под руководством Э.Курциуса. Среди участников экспедиции был молодой тогда археолог В. Дёрпфельд, издавший в 1935 году книгу «Древняя Олимпия». Отныне все находки должны были оставаться в Греции. Поскольку в Олимпии не было музея, первое время все найденные артефакты отправляли в Афины. А в 1887 году древнее святилище обзавелось собственным музеем, экспозиция которого стала быстро пополняться.

Раскопки затруднялись тем, что в результате неоднократных разливов рек Алфея и Кладея, с юга и с запада окружавших Олимпию, территория комплекса была покрыта шестиметровым слоем песка. Прежде всего археологи начали с расчистки центра святилища. Нанесенные реками песок и земля на лошадях вывозились за пределы Олимпии. К 1881 году общая топография и расположение основных сооружений всегреческой святыни были известны. Кроме того, в период раскопок ежегодно публиковались археологические отчеты. За все шесть лет исследований немецкие археологи издали пять томов текста, четыре тома таблиц, множество планов и карт.

В 1884 году в раскопках приняли участие и сами греки -- Греческое археологическое общество исследовало северо-западный угол палестры.

Олимпийские игры 1896 года подогрели интерес к колыбели олимпийского движения. Работы по раскрытию археологической зоны Олимпии активно велись до 1942 года -- Вторая мировая война прервала раскопки. К этому времени была исследована священная роща -- Альтис, раскрыты здания вокруг нее, частично открыт стадион и др.

Работа в Олимпии вновь была продолжена лишь в 1952 году немецким археологом Е. Кунце. Позднее здесь работал А. Мальвитц. Был доследован стадион, раскопаны портик Эхо, Леонидайон, мастерская Фидия, районы на юге и западе священной рощи, восточные термы.

Несмотря на то, что многолетние археологические исследования Олимпии принесли великолепные плоды, от дальнейших раскопок, продолжающихся и по сей день, следует ожидать много интересного и важного для науки и искусства.

Заключение.

Олимпийские игры в ХХ столетии стали одним из многочисленных денежных шоу, превратившись в средство низкопробной массовой национальной пропаганды, вовремя и без сбоев поставляя необходимую норму адреналина в застоявшуюся кровь уставшего человечества.

Но на заре своего существования Олимпийские игры имели принципиально другое значение. Это был комплекс ритуалов и спортивных состязаний, направленный на религиозное и культурное объединение Эллады.

Подобные игры были распространены в XI-IX веках до н.э. Спорт той эпохи можно назвать аристократическим, потому что в состязаниях участвовали в основном представители знати. Состязания проводились, видимо, от случая к случаю: не существовало специального места проведения соревнований, не было системы правил, института судей. Призы выдавались всем участникам соревнований, даже если они занимали последнее место, причем победа в заезде на колесницах, в кулачном бою или борьбе оценивалась гораздо выше, чем все остальные, так как эти виды спорта считались наиболее благородными.

В проведении игр существует некая закономерность: в гомеровский период состязания устраивались по воле какого-либо знатного человека или царя, позже соревнования стали устраиваться как бы по установлению богов, в местах, связанных с чудесами. Например, Пифийские игры, проводившиеся в Дельфах, были посвящены Аполлону, который, по преданию, после своей победы над гигантским драконом Пифоном учредил музыкальные соревнования, а позже к ним добавились поэтические, атлетические и конные.

Каждый год в Греции проводились масштабные культовые мероприятия, большинство из них считалось "государственными" праздниками. Подобные общие собрания в определенных культовых местах, посвященных какому-либо богу, сопровождавшиеся жертвоприношениями, играми и т.п., назывались панегиреями. Олимпийские игры считались главнейшими и важнейшими среди всех панегирей, так как Олимпия была святилищем Зевса, и соответственно все остальные религиозные центры Эллады негласно подчинялись ему.

Система проведения и идейная направленность Олимпийских игр, разработанный кодекс правил, четкая шкала ценностей - все это вместе повлияло на создание образа "kalos kagatos", т.е. в дословном переводе прекрасно-благого человека. Это был идеал всесторонне развитого человека, прекрасного телом и душой. Такой герой мог потягаться с богами, если бы не был взращен на идее почитания богов и обязательной верности заветам предков. Этот образ волновал и скульпторов, и писателей античности в течение столетий. В изобразительном искусстве каноном совершенства считается статуя Поликлета, изображающая юношу-копьеносца. Одним из примеров такого типа в литературе является образ Исхомаха в произведениях Ксенофонта.

Когда в IV веке начались бесконечные внутренние войны, распри и предательства, греки стали использовать религию как сильнейшее средство воздействия на противника. Дельфийский оракул работал почти по заказу, вера утратила чистоту, ясность и смысл, это не могло не сказаться и на проведении игр. Участие в них теперь принимали только профессиональные борцы, которые уже не верили в помощь богов, а рассчитывали только на собственную силу и хитрость. Были введены денежные призы, тогда как в классическую эпоху уже один лавровый венок олимпионика символизировал все почести и преимущества, которые атлет приобретал вместе с победой.

Иссяк поток красочных процессий, люди все больше разубеждались во всесильности богов и все чаще бросали им вызов. К концу тысячелетия случалось, что игры не на что было проводить. Царь Ирод, посетивший Олимпию в 12-8 гг. до н.э., восхитился самой идеей подобных соревнований. Узнав, что святилищу не хватает средств на былой размах, он учредил специальный денежный фонд для проведения игр. Несмотря на частые подачки со стороны взбалмошных вельмож, Олимпия влачила жалкое существование.

Спустя несколько столетий сюда пришли христиане, разграбили сокровищницы и уничтожили все, что не смогли унести (а среди всего прочего и чудо света - знаменитую статую Зевса работы Фидия). Затем по этой земле прошлись варвары, и пара землетрясений довершили дело разрушения.

Список использованной литературы.

1. Колобова К. М., Озерецкая Е. Л. Олимпийские Игры. М., 1958.

2. Шебель Т. Олимпия и ее игры: Пер. с нем. Л., 1971.

3. Соколов Г. И. Олимпия. М., 1980.

4. Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996.

5. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М, 1989г.

6. Поль Гиро. Частная и общественная жизнь греков.,М, 1999г.

7. Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес древнего мира. СПб, 1999г.

8. Зельин К.К. Олимпионики и тираны//ВДИ, 1962 г, №4.

Источники в Internet

1. Независимая Газета «НГ-Религии», №3, 18 февраля 2004г. - http://religion.ng.ru/

2. МГУ, Исторический факультет - "Круглый стол" "Олимпийские празднества (игры) как фактор греческого этнокультурного единства" (Москва, 28 мая 1998 г.) - http://www.hist.msu.ru/Departments/Ancient/Olympic.htm

3. Студенческое Научное Общество - К.К. Зельин «Олимпионики и тираны» - http://www.sno.7hits.net/projects/pisistratides/varia/zelyin.htm

4. Библиотека по культурологии - Праздники в Древней Греции -http://www.countries.ru/library/ant/grhol.htm

5. Древний мир - Античные Олимпийские игры - http://www.ancient.ru/topics/data/greece/games/olimpia/olimpia_games_01.htm

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.