на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Экскурсионный менеджмент
p align="left">Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать (например, с панорамной площадки Воробьевых гор в Москве) вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Для активизации восприятия экскурсантами широкой картины, открывающейся перед ними, необходимо в наблюдаемой панораме выявить композиционный центр и обратить на него внимание группы. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.

Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Как уже говорилось ранее, термин «реконструкция» означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или письменным источникам. Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов. Этот прием широко используют при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Сюда же относят места, связанные с жизнью и деятельностью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников.

Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников, а также их отдельных частей. Составные части могут быть «заимствованы» из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения экскурсантов. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.

Прием локализации событий. Важную роль в конкретизации событий играет методический прием локализации, т. е. связь событий с конкретным местом. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие.

Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения. Этот методический прием позволяет экскурсантам рассмотреть те признаки предмета. Абстрагирование позволяет экскурсантам «не видеть» того, что не имеет отношения к данной экскурсии.

Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты.

Прием интеграции (восстановление, восполнение) построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Использование приема интеграции не вызывает трудностей, ведь для каждого человека познание окружающего мира начинается с изучения единичных предметов и фактов. Показывая здание, сооружение, памятное место, экскурсовод идет путем интеграции, т. е. объединения различных сторон, деталей свойств в единое целое.

Действие методического приема интеграции в экскурсии связано с методом синтеза - соединения отдельных частей, деталей, обобщения разорванных фактов в единое целое.

Прием зрительной аналогии основан на действии одного из общих методов научного познания - метода аналогии. Прием аналогии построен на сравнении:

а) данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта;

б) наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее.

Механизм действия этого приема состоит в том, что экскурсовод «ставит» перед экскурсантами два объекта, причем только один из них физически находится перед их глазами.

Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное или переход наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы). Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

Методический прием движения. Следует различать два понятия: «движение» как признак экскурсии и «движение» как методический прием. Это разные вещи.

Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения.

Профессионально подготовленные экскурсоводы умело используют формы и варианты движения в экскурсии, добиваясь тем самым более эффективного усвоения наглядного материала.

Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена. Если мемориальная доска хорошо видна экскурсантам и они уже прочли надпись на ней, экскурсоводу не следует прочитывать ее вслух.

Освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски в том случае, если она установлена на здании (сооружении, мемориале), воздвигнутом на месте, где произошло историческое событие, т. е. объект, о котором идет речь, не сохранился.

Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача - преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом.

Приемы рассказа можно разделить на две большие группы.

Первая группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа (справка, описание, репортаж, цитирование). Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов.

Вторая группа объединяет приемы характеристики, объяснения, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий, словесного монтажа, соучастия, индукции и дедукции. Приемы этой группы рисуют внешнюю картину событий, действия конкретных персонажей.

В экскурсии используется прием демонстрации наглядных пособий.

Наиболее широкое распространение получил иллюстрационный прием. Например, рассказ экскурсовода о флоре и фауне данного края сопровождается показом фотографий растений и животных.

Эффективен и комментирующий прием. В этом случае показ экспоната предшествует рассказу. Рассказ является лишь пояснением к экспонату из «портфеля». Например, показ изображения корабля в разрезе сопровождает рассказ об его устройстве; при показе здания демонстрируется фотография его внутреннего убранства с последующими комментариями экскурсовода и др.

Применяется прием контраста, когда фотография (или рисунок) показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменилось историческое место (площадь, улица, здание), которое они в данный момент осматривают. Фотография и рисунок контрастируют с наблюдаемым объектом. Прием построен на сравнении зрительно воспринимаемой информации.

Важным резервом повышения действенности экскурсии является использование технических средств пропаганды - эпидиаскопа, фильмоскопа, магнитофона, киноаппаратуры и др. С их помощью глубже раскрывается тема, усиливается зрительный ряд экскурсий. Для показа несохранившихся зданий, сооружений, памятников используются диапозитивы и диафильмы. Эпидиаскоп также позволяет проецировать на небольшой экран, установленный в передней части салона автобуса (на кабине водителя), карты-схемы, копии документов, рукописей, фотографий, художественные открытки. В экскурсионных учреждениях разработана определенная методика технических помощников.

Могут быть прослушаны выступления участников событий в магнитофонной записи. При следовании группы по местам, где жили и творили выдающиеся писатели, поэты, композиторы, в экскурсию включают исполнение их произведений в звукозаписи. Такие музыкальные и литературные записи не должны быть длительными. Они являются частью экскурсии, подчинены ее теме и не представляют собой самостоятельного мероприятия.

3. ПРИМЕР РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИИ ПО ГОРОДУ ТАГАНРОГУ

3.1 Необходимые сведения и документация для создания экскурсии

Процесс подготовки новой экскурсии довольно сложен. По этому для успешного выполнения всех связанных с этим работ подготавливается довольно обширный пакет документов, помогающих структурировать все данные, используемые в процессе работы творческой группой. Весь необходимый перечень документации представлен в следующей таблице:

(Таблица 3.1)

Документация, необходимая для разработки экскурсии

№ п

Название документа

Содержание документа

1

Список литературы по теме (см. Список литературы)

Перечисляются все книги, брошюры, статьи, которые были использованы при подготовке данной экскурсии

2

Общие сведения об экскурсии и экскурсионных объектах

Сведения, характеризующие экскурсионный объект. Вид памятника, его наименование, событие с которым он связан, место нахождения, краткое описание

3

Контрольный текст экскурсии

(Приложение 1)

Подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий тему. Содержание текста раскрывает подтемы и основные вопросы, служит основой вступления, заключения, логических переходов

5

Схема (карта) маршрута

(Приложение 2)

На отдельном листе показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты показа, места для их наблюдения, остановки для выхода группы к объектам

6

«Портфель экскурсовода»

Папка с фотографиями, схемами, картами, чертежами, рисунками, репродукциями, копиями документов, образцы продукции предприятий, другие наглядные пособия

7

Методическая разработка на тему

(Приложение 3

Таблица 3.2)

Рекомендация по проведению экскурсии. Называются методические приемы показа и рассказа, определяется последовательность демонстрации объектов, наглядных пособий, техника ведения экскурсии с учетом дифференцированного подхода к экскурсантам

Общие сведения об экскурсии и экскурсионных объектах

Тема экскурсии: История города Таганрога в лицах и судьбах знаменитых людей.

Цель экскурсии: познакомить экскурсантов с примечательными памятниками культуры и искусства, а также с историей города через рассказ исторических фактов, связанных с знаменитыми людьми, посещавшими город или жившими в нем.

Задачи экскурсии:

1. Заинтересовать экскурсантов историей и культурой города, через интересные исторические факты.

2. Приобщить экскурсантов к эстетическим и культурным аспектам экскурсионной деятельности.

3. Организовать познавательный и развлекательный досуг экскурсантов.

Вид экскурсии: городская, обзорная, комбинированная экскурсия

Маршрут экскурсии: по городу Таганрогу: ул. Петровская - ул. Греческая - ул. Александровская - ул. Чехова - ул. Фрунзе - пер. Смирновский - пер. Лагерный - пер. Смирновский - пер. Гоголевский - ул. Петровская

Достопримечательности по маршруту:

· Парк культуры им. Горького (ул. Петровская)

· Каменная лестница, ведущая на Пушкинскую Набережную (ул. Портовская)

· Памятник А.С. Пушкину

· Памятник основателю города Петру I и смотровая площадка акватории Таганрогского залива (ул. Шмидта)

· Памятник Александру I (Банковская площадь)

· Домик Чехова (Ул. Чехова 69)

· Памятник Ф. Г. Раневской (ул. Фрунзе 10)

· Церковь всех Святых и часовня св. блаженного старца Павла Таганрогского (пер. Лагерный 2)

Продолжительность экскурсии: 2,5 - 3 часа

Расстояние по маршруту: 15-20 км

3.2 Функция контроля на всех этапах разработки экскурсии

Контроль - одна из основных функций менеджмента. Непрерывность хозяйственной деятельности фирмы требует, чтобы контроль, как и планирование, был не единичным актом, а непрерывным процессом.

Без надежной системы контроля не может нормально функционировать ни одна организация или проведение какой-либо деятельности. На практике существуют три разновидности контроля: предварительный, текущий и итоговый. Основы менеджмента туризма: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Лопатина. - М.: Юрайт, 2007. - 385 с.

Предварительный контроль предшествует активной деятельности фирмы. Его задача - проверить готовность персонала и управленческой системы к началу производственной деятельности. Организация работы с документами: Учебник / В.А.Кудряев и др. - М.:ИНФРА-М, 2001.- 592 с.

Текущий контроль делится на оперативный и стратегический:

· Оперативный контроль ведется за производственно-хозяйственной деятельностью фирмы, соблюдением технологии, качеством продукции и т. д.

· Стратегический контроль нацелен на показатели работы -эффективность профессионального труда, фондоотдачу, рентабельность и др.

Итоговый контроль связан с оценкой выполнения планов и требует анализа с целью получения необходимой информации для последующего планирования.

Контроль нужен для того, чтобы быть уверенными в эффективности действий группы по подготовке экскурсии. В зависимости от характера деятельности и планов контролю подвергаются выполнение планов, прибыльность и т. д.

Качество экскурсии зависит от ряда факторов, в числе которых - качество методической документации (методическая разработка, контрольный и индивидуальный тексты экскурсии, «портфель экскурсовода» и т. д.); ее постоянное совершенствование; внедрение и правильное использование методических приемов показа и рассказа.

Текущему контролю предшествует предварительный контроль, в процессе которого рецензируется методическая документация новой экскурсионной темы, организуются побочные экскурсии, в ходе которых отрабатываются методические приемы, осуществляется прием (защита) экскурсии на маршруте. В текущий контроль входит проверка работы экскурсовода, так называемое прослушивание, которое имеет плановый характер.

Рецензирование экскурсионных текстов и методических разработок также относится к формам контроля за работой экскурсовода. Заключается оно в знакомстве методистов и руководителей секции с индивидуальными текстами и оценка их содержания, а также проведение пробных экскурсий и оценка их качества. Организация работы с документами: Учебник / В.А.Кудряев и др. - М.:ИНФРА-М, 2001.- 592 с.

В экскурсионных организациях проводится рецензирование методических документов, которые являются основой экскурсии. Рецензирование контрольных и индивидуальных текстов, методических разработок способствует повышению качества методической документации. К рецензированию привлекаются квалифицированные специалисты, методический совет. Организаторами работы по контролю за качеством проведения экскурсий являются менеджеры методических или экскурсионных отделов, а там, где их нет, - руководители методических секций экскурсоводов, старшие методисты и методисты экскурсионных организаций.

Контроль качества предоставления услуг производится на основе Закона РФ «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г., в котором предусмотрена ответственность за качество и количество предоставляемых экскурсанту услуг, за безопасность жизни, здоровья и за сохранность имущества во время туристско-экскурсионного обслуживания. Поэтому определенная степень ответственности должна лежать на экскурсоводе как представителе своей фирмы, занимающейся обслуживанием приезжающих и местных экскурсантов.

Качество экскурсионного тура - это совокупность сводных показателей качества всех услуг, включенных в программу обслуживания с учетом цели этого тура. Основы менеджмента туризма: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Лопатина. - М.: Юрайт, 2007. - 385 с.

В большинстве случаев критерием качества проведения экскурсии экскурсовод считает степень удовлетворенности экскурсантов. Такой подход снижает качество экскурсии, создавая основу для упрощения и ослабления как содержания, так и методической стороны проводимой экскурсии. Экскурсанты оценку проведенной экскурсии ставят в зависимости от того, была ли она интересной, новой.

Для того чтобы экскурсия была качественной, необходимы итоговый контроль знаний, осуществляемый методистом во время собеседований с экскурсоводом, проведение пробных экскурсий, а затем - прослушивание экскурсии на маршруте. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005.-272 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экскурсия - сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма - культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, образовательного, учебного - экскурсии обязательно включаются в программы поездок.

Экскурсионная деятельность - это деятельность по организации ознакомления туристов и экскурсантов с экскурсионными объектами без предоставления услуг размещения (ночлега). Организованная экскурсионная деятельность должна осуществляться квалифицированными работниками, знающими требования, предъявляемые к технологии создания экскурсионных услуг и обслуживания экскурсантов, и затрагивать самые широкие слои населения. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005.-174 с.

История становления экскурсионной деятельности насчитывает немногим более ста лет. Экскурсия прошла свой путь развития.

Путь развития экскурсии шёл по линии изменения её сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей общеобразовательные, практические и познавательные цели. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. - М.: Турист, 2004. - 95 с.Это связано с зарождением экскурсии как одного из методов обучения в учебных заведениях.

Затем перед ней стали научные задачи, такие как выявление экспонатов для музеев, изучение географических, ботанических, зоологических, этнических особенностей данных местностей.

Постепенно экскурсия превратилась в один из видов культурно-просветительской работы, формируя нравственные качества и культуру человека.

В наши дни экскурии являются неотъемлемым элементом любого качественного туристического продукта, даже не редко сами составляют его. Из чего следует вывод, что только правильно построенная работа, четкий контроль и координация деятельности каждого из сотрудников, а также высокая квалификация лиц, задействованных в данной деятельности способны привести к высокому результату.

В современных условиях туристического рынка грамотный менеджмент в экскурсионной сфере не менее важен, чем в любой другой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Питер, 2007. - 256 с.

2. Биржаков М.Б. Сущность и специфика туризма. - СПб.: Питер, 2006. - 236 с.

3. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма - М. : «Альфа», 2002. - 37-39 с.

4. Горбунов В.С. Туристический рынок и тенденции его развития. - М.: Юнити, 2007. - 257 с.

5. Дмитриевский Ю. Д. Современные туристские тенденции - М.: Приора, 2007. - 365 с.

6. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005.-134 -272 с.

7. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2005. - 23-42 с.

8. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме - М., 2004. - 124 с.

9. Квартальнов В. М. Туризм теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 480-510 с.

10. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. - М.: Турист, 2004. - 96 с.

11. Основы менеджмента туризма: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Лопатина. - М.: Юрайт, 2007. - 385 с.

12. Организация туризма: учеб. пособие / А.П. Дурович, Г.А. Бондаренко, Т.М. Сергеева и др.; под общей ред. А.П. Дуровича -2-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2005. -640 с.

13. Организация работы с документами: Учебник / В.А.Кудряев и др. - М.:ИНФРА-М, 2001.- 592 с.

14. Сакун Л.В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в развитых странах мира. - М.: Турист, 2003. - 45 с.

15. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002.

16. Экономика современного туризма/Под ред. Г.А. Карповой. - СПб.: Питер, 2006. - 354 с.

17. http://mirexcurs.ru/ Электронная версия журнала «Мир экскурсий» № 1, 6, 7-8, 2007-2008.

18. Бялый Г.А., Чехов и русский реализм. М., 1981. - 45 с.

19. Голубков В.В. Мастерство А.П. Чехова. - М., 1958. - 237 с.

20. Чехов в воспоминаниях современников. -- М., 1960. - 367 с.

21. Чехов М. П., Вокруг Чехова. -- М., 1985. - 78 с.

22. Филевский П.П. История города Таганрога 1698-1898 - Таганрог: Сфинкс, 1996 - с.380

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.