на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Философия йоги. Путь к познанию

Философия йоги. Путь к познанию

44

ГОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ» (МЭСИ)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Физическая культура»

на тему:

«Философия йоги. Путь к познанию»

Студент: Мяделец С. Г.

Научный руководитель:

Дата сдачи ______________

Дата защиты______________

Оценка ______________

Подпись

руководителя _____________

КАЛИНИНГРАД2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Восемь ступеней йоги

1.1. Ямы

1.2. Ниямы

1.3. Асаны

1.4. Пранаяма

1.5. Пратьяхара

1.6. Дхарана

1.7. Дхьяна

1.8. Самадхи, саньяма, кайвалья

2. Пять свойств ума

3. Девять препятствий на пути йоги

3.1. Препятствия

3.2. Преодоление препятствий

3.3. Ишвара и звук ОМ

4. Многообразие путей йоги

Вывод

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Слово «йога» буквально означает воссоединение с самим собой, всем сущим.

Через практику йоги мы учимся лучше понимать себя, концентрировать внимание на том, что делаем сию минуту, сохранять присутствие духа в повседневной жизни, обретаем ясность сознания. Мы также постигаем умение делать выбор, чтобы реализовать свой потенциал. Занятия йогой способствуют развитию наших ментальных способностей, эмоциональному и духовному совершенствованию. Независимо от того, когда впервые приходит осознание этого, будь то выполнение асан, философские размышления или практика медитации, мы обогащаем свой внутренний мир, делаем удивительные открытия.

Йога гармонизирует все аспекты вашего бытия: физический, ментальный, эмоциональный и духовный, помогая полнее реализовать лучшее, что заложено в нас от рождения. Она предлагает нам здоровый образ жизни, который способствует уважительным отношениям со всеми и всем, что нас окружает. Дисциплины, которые мы познаем, по сути, являются инструментами, помогающими нам преодолевать дисбаланс, возникающий на разных уровнях, дурные привычки.

Йога - это также духовная практика. Благодаря ей мы можем совершать необычное путешествие в глубь себя, находить согласие со своим вторым «я», своей душой, той частицей Бога, божественным, которое сокрыто в нас.

О взаимосвязи духовного и физического здоровья было известно с древности, тем не менее, в реальной жизни людьми эта связь практически не учитывается, да и рядовые практикующие врачи своим больным об этом не напоминают.

Йога существует тысячи лет. Известно, что она появилась в Индии, упоминания о ней, ее философии, асанах, есть в самых древних манускриптах.

Их писали на санскрите, священном языке, который могли понимать только люди высокообразованные, в основном это были те, кто относился к привилегированной касте жрецов. Из-за языкового барьера йога на протяжении долгого времени оставалась недоступной для большинства людей. Ныне интерес к ней постоянно растет, ее мудрость становится все более популярной повсюду в мире.

Многое из того, что сейчас известно о йоге, мы знаем благодаря трудам Патанджали, индийского мудреца и пророка, йога, который жил около 300 года до рождества Христова. Он прославился тем, что написал бессмертные «Йога-сутры», краткие наставления, отражающие суть этой культуры, ее удивительных знаний. На протяжении многих столетий сутры изучали последователи мастеров йоги и передавали изустно своим ученикам. Это было связано в основном с тем, что многие из них не умели читать и писать.

Йога - одно из шести основных направлений индийской философии.

Среди таких частных направлений йоги можно отметить следующие:

-- хатха-йога, направленная в основном на развитие физических и физиологических функций организма, ее связывают обычно с четырьмя первыми ступенями Патанджали;

-- раджа-йога, рассматривающая развитие высших психических функций человека и охватывающая четыре последующие ступени восьмеричного пути;

-- карма-йога, связанная с гармоническим развитием социальных, общественных отношений личности;

-- бхакти-йога, связанная с совершенствованием человека в эмоциональной сфере, в любви к ближнему, к природе, к Богу;

-- джнани-йога, связанная с развитием мышления человека, расширяющая границы и возможности его познания.

Менее известны такие пути, как лапа-йога, мантра-йога, тантра-йога, а также тибетская йога (йоги респы, йоги лун-гом-па).

В Китае и Японии практика йоги смешалась с буддистской философией и распространялась в форме дзен-буддизма.

За века возникло много различных интерпретаций слова «йога». Одно из толкований этого термина «достижение того, что было прежде недостижимо». Данная идея основывается на том, что существует нечто, в настоящее время лежащее за пределами наших возможностей.

Когда мы предпринимаем действия, позволяющие выйти за эти пределы, это и есть йога.

Фактически йога - это любое изменение.

Йога стремится к достижению такого состояния, когда вы присутствуете в каждом своем действии, в каждый момент, и присутствуете по-настоящему.

Концентрированное внимание позволяет вам выполнить любую работу лучше, чем прежде, и при этом осознавать все, что делаем. Чем внимательней мы становимся, тем меньше вероятность ошибок.

Добиваясь осознанности во всех своих действиях, мы перестаем быть рабами привычек, нам уже не нужно делать что-то сегодня только потому, что мы делали это вчера. Напротив, у нас появляется возможность посмотреть на свои поступки свежим взглядом и избежать бессмысленных повторений.

Следующее классическое понятие йоги «единение с божественным началом». Не имеет значения, как называть это божественное начало: Бог, Аллах, Ишвара… Йога это все, что приближает нас к осознанию существования некой силы, которая выше и могущественнее нас. И иногда мы чувствуем, что находимся в гармонии с этой высшей силой, это тоже йога. Для того чтобы двигаться по пути йоги, не обязательно исследовать определенные религиозные идеи.

Отправная точка зависит от наших личных интересов. Существует много методов, и интерес к одному из них постепенно переходит в интерес к другому. Так что мы можем начать с изучения «Йога-сутр» или с медитации, а можем начать с асан и прийти к пониманию йоги через телесный опыт.

Патанджали в «Йога-сутрах» уделяет большое внимание всем аспектам человеческого существования, включая отношения с окружающими, поведение, здоровье, дыхание и путь медитации.

Нет строгих предписаний, с чего и как следует начать практику.

1. ВОСЕМЬ СТУПЕНЕЙ ЙОГИ

Йога - искусство учиться плавать с радостью во встречных течениях жизни.

Патанджали.

В сутрах Патанджали впервые упоминается о восьми ступенях постижения мудрости йоги, что призвано укреплять тело, ум и душу. Эти ступени - науки, предполагающие развитие физическое и ментальное.

Впрочем, каждая из них связана с семью другими. Патанджали отмечал, что, изучая йогу на протяжении всей жизни, человек на каждом ее этапе преодолевает новые высоты, учится чему-то неизведанному. Из этого следует вывод, что познание идет постоянно, открываются иные тонкости той или другой дисциплины. Изучение всех ступеней призвано помочь человеку подняться до вершины озарения и духовного просветления.

Восемь ступеней йоги отражают основные идеи ее философии, осваивая их, каждый из нас становится искателем высшей истины, пути к дальнейшему самосовершенствованию, духовному и физическому.

Причем следует учесть, что “восьмеричный путь” йоги делится на низшую ступень - хатха-йога, и высшую - раджа-йога (неограниченная власть над своими мыслями и поступками), ставящую цель - овладеть психическими процессами. В хатха-йогу входят четыре ступени: Яма, Нияма, Асаны и Пранаяма. Раджа-йога включает также четыре ступени - Пратьяхару, Дхарану, Дхьяну и Самадхи.

1.1. ЯМЫ

Это этические нормы, определяющие, как следует жить, чтобы интегрироваться в окружающий мир, пребывать в состоянии покоя и гармонии с ним.

Согласно индийской мифологии Яма - бог смерти, отсюда и позаимствовано название, что символически означает “смерть плохим привычкам”. На первой ступени йоги ученик должен нанести смертельный удар своим порокам, неправильному поведению и мышлению. Эта ступень включает пять основных разделов:

Ахимса - предполагает отказ от насилия, убийств (сродни библейскому «не убий»). Ахимса больше, чем просто отсутствие насилия. Она означает доброту, дружелюбие, разумное и внимательное отношение к людям и вещам.

Думая об ахимсе, нам необходимо тренировать способность оценивать ситуацию. Здесь не подразумевается, что нам обязательно нужно бросить есть мясо и рыбу или что мы не должны защищать себя. Ахимса просто означает, что нам надо всегда быть внимательными к другим. Ахимса также предполагает доброту по отношению к самому себе. В любой ситуации надо действовать разумно. Таков смысл ахимсы.

Сатья - призывает жить и судить по справедливости. Тем не менее это не означает, что правду следует говорить всегда, невзирая ни на какие обстоятельства, это может кому-то напрасно повредить.

Мы должны учитывать, что мы говорим, как мы говорим и как это повлияет на окружающих. Если высказать правду - значит повредить другому человеку, то лучше промолчать.

Астея - подобно библейскому «не укради». Слово «стея» означает «воровство». Астея, как его противоположность, состоит в том, чтобы не брать ничего, что нам не принадлежит. Астея также означает, что, если кто-то доверяет нам что-то или полагается на нас, мы не должны извлекать из этого выгоду.

Брахмачарья - буквально означает «непорочность». Учит разумно относиться к своей сексуальной энергии, не расходовать ее бездумно и направлять на другие аспекты жизни. Это не означает целибатства! (полного отказа от сексуальных отношений). В Индии семейная жизнь пользуется величайшим уважением. Согласно индийской традиции, все в мире имеет свое место и время. Мы разделяем жизненный цикл на четыре стадии: первая стадия детство, вторая ученичество, когда человек стремится к более глубокому познанию и ищет истину.

На третьем этапе в центре внимания находится создание и поддержание семьи, а на четвертом индивидуум, выполнивший свои семейные обязанности, может посвятить себя освобождению от всех пут и познанию высшей истины.

Основной смысл понятия «брахмачарья»: ответственное поведение с учетом нашей цели движения к истине.

Апариграха - дословно - «ненакопление». Париграха переводится как «брать», «хватать». Апариграха подразумевает, что мы берем только необходимое и не используем ситуацию для извлечения собственной выгоды.

В индийской традиции ученик, закончивший обучение у гуру, обязан поднести дакшину (подарок): «Знающий дхарму пусть ничего не дает гуру заранее; но, готовясь к последнему омовению, с дозволения ГУРУ надо преподнести, что он может, в качестве платы гуру за обучение. Следует преподнести угодное гуру: поле, золото, корову, лошадь, зонтик, в крайнем случае - обувь, зерно, одежды или зелень» (Ману-смрити 2.245-246).

1.2. НИЯМЫ

Эти этические нормы касаются каждого человека лично, определяют его индивидуальность, побуждают вести здоровый образ жизни, совершенствуя ум, дух и тело. Известны пять ниям.

Шауча - в переводе - поддержание чистоты тела и окружающей среды.

Это касается диеты, привычек, подразумевает праведность помыслов, самодисциплину. Шауча имеет как внутренний, так и внешний аспекты. Внешняя чистота означает обычную чистоплотность. Внутренняя чистота связана как со здоровым, естественным функционированием органов тела, так и с чистотой ума. В поддержании внутренней чистоты первостепенную роль играют занятия асанами и пранаямой.

Сантоша - внутренняя удовлетворенность, скромность и умение довольствоваться тем, что есть. Обычно мы ожидаем, что наши поступки приведут к определенным результатам, и нас часто постигает разочарование. Но нам незачем отчаиваться, лучше просто принять то, что случилось.

Истинный смысл принципа «сантоша» принимать все как есть. В комментарии к «Йога-сутрам» сказано: «Удовлетворенность лучше, чем все шестнадцать небес вместе взятых».

Вместо того чтобы жаловаться, что что-то не так, мы должны принять то, что произошло, и извлечь из этого урок. Сантоша относится и к нашей умственной деятельности (например, к учебе), и к физической работе, и даже к тому, как мы зарабатываем себе на жизнь. Сантоша относится к нам самим: что мы имеем и как мы относимся к тому, что дал нам Бог.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.