на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Физическая культура общества и человека

Физическая культура общества и человека

Оглавление

Введение

Физическая культура общества и человека понятие Физической культуры личности

Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности, всесторонность развития личности, укрепление здоровья и содействие творческому долголетию

Физическое совершенство и формирование здорового образа жизни, физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества

Современное олимпийское и физкультурно-массовые движения, их социальная направленность и формы организации

Заключение

Литература

Введение

Физическая культура и спорт - понятия, давно ставшие для нас привычными. Расшифровка их для употребления в обиходе не требуется.

Научный же анализ физической культуры как социального явления показывает, что понятие это, как и родственное ему понятие «культура», характеризует столь сложное по своей природе социальное явление, чтобы раскрыть его содержание - задача непростая.

Термин «физическая культура» впервые появился в употреблении в Англии в конце прошлого века. Однако в западной литературе он не привился и со временем практически исчез из обихода. В социалистических странах и ряде стран «третьего мира» термин этот, наоборот, получил широкое распространение, хотя вопрос об определении самого понятия «физическая культура» и по сей день предметом оживленных дискуссий.

Проблем и вопросов при толковании понятия «физическая культура » возникает много. Не случайно и определения данного понятия носят, как правило, весьма пространный характер. К примеру, В. И. Столяров (Философско-культурологический анализ физической культуры,1988 г.) определяет физическую культуру как самостоятельную область культуры, в «основе которой лежит деятельность, направленная на социальное преобразование тела человека, его физического состояния, и которая включает социально сформированные средства, механизмы и результаты этой деятельности, связанные с ней нормы и правила поведения, эмоциональные реакции, знания, интересы, потребности, ценностные ориентации и т.п., социальные институты и отношения»

Следует объяснить, почему вместо привычного выражения «физическая культуры и спорт» понятия «физическая культура» и «спорт» мы, как правило, употребляем раздельно.

Главным отличительным признаком спорта многочисленные исследователи этой проблемы считают присущий ему соревновательный характер.

Например, один из основоположников современной теории и практики физической культуры Ж.Эбер под спортом понимал всякий род физического упражнения или действия, заключающего в себе идею борьбы с каким бы то ни было элементом: с расстоянием, временем, препятствием, материальным затруднением, опасностью, животным, противником и со своим собственным «я». Таким образом, именно идея борьбы, соперничества представляла, по мнению Ж.Эбера, суть спорта как социального явления.

Таким образом. Если к числу спортивных соревнований относить только состязания в физических упражнениях в обычном смысле то категория «спорт» полностью вписывается в понятие «физическая культура»

Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности

Физическая культура и спорт как общественные явления носят объективный характер и не зависят от воли отдельных людей, государственных и политических деятелей. Они имеют свою историю. Традиции, свою внутреннюю логику и свои законы развития.

Физическая культура многофункциональна. Это означает, что в ее сфере решается большое количество различных социальных задач. Особенно велика ее роль в обществе, где она является одним из важнейших средств формирования личности. Развитие физической культуры в обществе - это научно-организованный и управляемый процесс, который требует фундаментальных знаний.

Физическая культура возникает и развивается вместе с зарождением и развитием человеческого общества.

История физической культуры и спорта изучает возникновение и развитие средств, форм, методов, теорий и систем физического воспитания на разных этапах существования общества. Являясь важным разделом науки о физической культуре и спорта, история рассматривает их, как часть всей человеческой культуры.

При первобытнообщинном строе физическая культура имела свои особенности, исчезнувшие с появлением классов. В свою очередь, в классовом обществе возникли такие формы физической культуры, которые были типичны лишь для данной общественно-экономической формации (рабовладельческий строй, феодализм, капитализм).

Возникновение физической культуры как части общечеловеческой культуры обусловлено материальной жизнью первобытного общества.

Человек на протяжении многих тысячелетий находился в условиях «состязания» в силе, быстроте, ловкости и выносливости со многими видами животных. Охота, собирательство, рыболовство вырабатывали физическую стойкость, пониженную чувствительность к травмам, развивали наблюдательность, пополняли практические знания.

Изготовление и применение охотничьих орудий также требовали должного физического развития человека, определенных навыков. Первобытная техника постепенно изменялась - увеличивалась скорость движений в связи с употреблением метательного оружия. Археология свидетельствует, что слабая техническая вооруженность заставляла человека в период палеолита действовать коллективно.

Однако лишь одна потребность в хорошем физическом развитии не могла привести к появлению физических упражнений. У древнего человека в отличие от животных существовал социальный способ передачи опыта (люди сохраняли орудия и передавали из поколения в поколение навыки их изготовления и использования). Именно это привело древнего человека к тому, что он обратил внимание на явление упражняемости в процессе труда.

Физическое упражнения являлись не только средством подготовки к предстоящей деятельности, но и служили для передачи опыта, были направлены на согласование двигательных актов, сотрудничество, выработку плана совместных действий. Опыт применения физических упражнений фиксировался и закреплялся в наглядных образах первобытного искусства.

Способность к мышлению позволила человеку установить, в частности, связь между предварительной подготовкой и результатами охоты. С этого момента начинается постепенное отделение ряда двигательных актов от производственной основы и превращение их в первоначальные физические упражнения.

Возникновение физических упражнений следует отнести к самому раннему, дорелигиозному периоду в истории человеческого общества, когда его рациональные, «содержательные» действия еще не были отягощены магическими актами. Практические знания человека возникли значительно раньше религии, они передавались из поколения в поколение (орудия труда, добыча огня и пр.).

Способность к абстрактно-теоретическому мышлению, при котором человек мог обгонять ход событий и тем самым предвидеть результаты своих собственных действий, помогала создать условия, при которых человек воздействовал не на объект природы (зверь во время охоты, препятствие и пр.), а на ее модель (изображение). Будущий процесс труда, изменение внешней природы как бы отходят на второй план, выдвигая на первое место совершенствование собственной природы человека. Таким образом, действия человека были направлены уже внутрь себя. Люди учились определенной деятельности в процессе совершенствования своих движений, а также при вступлении в определенные отношения с окружающим миром в ходе общения друг с другом. Передача опыта и его использование в процессе общения и есть воспитание, а в данном конкретном случае - физическое воспитание.

Одной из форм передачи опыта древнего человека было подражание, которое представляло собой осознанную, направленную человеческую деятельность, регулируемую всеми членами племени. По мере развития общества главное значение приобрела передача опыта с помощью воспитания, в процессе которого обучаемые подвергались специальным, заранее запланированным воздействием.

Физические упражнения выражают отношения людей к внешней и собственной природе и, прежде всего - отношения друг к другу. Таким образом, причиной возникновения физического воспитания является потребность в передаче и закреплении трудовых навыков, биологической предпосылкой.

Природной основой появления физических упражнений считается естественная потребность в упражнении органов, необходимом для их полноценной жизнедеятельности. Человек - это существо не только социальное, но и природно-биологическое. Он не наследует виды деятельности, но биологические возможности ее усвоения могут передаваться по наследству.

Человек с рождения наделен в виде задатков естественными жизненными силами, которые могут быть развиты с помощью физических упражнений. Трудовая деятельность человека есть соединение социального и биологического, но ведущей стороной в их взаимодействии выступает социальное начало. Процесс передачи общественно-исторического опыта, в том числе и опыта физического воспитания, происходит в процессе общения между людьми.

Чтобы правильно понять место и значение физической культуры в обществе, необходимо иметь представление об общей культуре человечества.

В общеупотребительном понимании культура - это определенные черты личности (аккуратность, образованность и т.п.), формы поведения человека (вежливость, самообладание и пр.), формы общественной, профессиональной и производственной деятельности (культура исполнения, торговли, производства).

В научном смысле понятие «культура» включает все формы общественной жизни, способы деятельности людей; это, с одной стороны, процесс материальной и духовной деятельности, с другой - результаты, продукты этой деятельности.

В содержание культуры в широком смысле слова входят, например: философия, наука, идеология, мораль, искусство, спорт, право.

В развитии культуры отражаются сложнейшие процессы материальной и духовной жизни общества. Культура не дана людям от природы. Она - результат общественного и индивидуального творчества людей. Именно поэтому в классовом обществе культура носит классовый характер.

Основу и содержание культурно-исторического процесса составляют развивающие физические и интеллектуальные способности человека. Его нравственные и эстетические качества. Поэтому непременной частью культуры является физическая культура, которая возникает и развивается одновременно и наряду с материальной и духовной культурой общества.

Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности, всесторонность развития личности, укрепление здоровья и содействие творческому долголетию

Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью.

Неправомерно относить физическую культуру только к материальной или только к духовной культуре или выводить ее вообще за рамки культуры.

Деятельность в области физической культуры имеет и материальные и духовные формы выражения. Конечно, в основном физическая культура направлена на развитие биологической базы и физических потенций человека. Однако, воздействуя на биологическую сферу комплексов средств и методов, физическая культура неизбежно оказывает влияние на интеллектуальную, эмоциональную, духовную сферы личности, так как материальные и духовные начала в человеке едины и взаимно обусловлены.

В материальную культуру физическая культура входит самим процессом двигательной деятельности, т.е. главным ее содержанием, которое проявляется в физических качествах человека.

В духовную культуры физическая культура ходит накопленными знаниями. Духовными ценностями, наукой, теорией, воспитанием в широком смысле слова, спортивной этикой и эстетикой.

Физические качества и способности человека (сила и выносливость и др.) носят не только материальный, но и социально обусловленный характер. То же можно сказать о функциях органов и систем и о таком интегральном показателе, как здоровье. Все это определяется не только биологическими функциями, но и социальными условиями. Потребности в физическом развитии также носят не столько биологический, сколько социальный характер.

Кроме того, физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, в игре и развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность.

Физической культуре свойственны познание, создание и закрепление ценностей в присущей ей форме, ценностные ориентации и некоторые другие социальные процессы. Она способствует воспитанию молодого поколения нашей страны.

Необходимо иметь в виду, что культура направлена на преобразование не только внешней социальной и природной среды, но и на самого человека.

В процессе физкультурной деятельности человек преобразует свою собственную природу. Выступая при этом не только как субъект, но и как объект деятельности.

Поэтому физическую культуру следует рассматривать и как деятельность, и как результаты по созданию физической готовности людей к жизни, труду, творчеству.

Физическая культура имеет две стороны: деятельную и результативную, а главный ее результат выражен в физической подготовке людей к жизни.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.