на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Физическая культура в начальной школе
е менее важны для детей младшего школьного возраста сложные двигательные реакции. Основные из них -- реакция на объект, что двигается и реакция выбора [8, 119]. Чтобы усовершенствовать у детей способность быстро улавливать глазами предмет, что двигается, учитель использует подвижные игры с большим и малым мячами. Упражнения можно усложнять, увеличивая скорость полета, неожиданными бросками или сокращая дистанцию между игроками. Постепенно у детей производится умение предусматривать направление и скорость движения предмета, одновременно развиваются скорость и точность соответствующего движения.

Реакция выбора -- это нахождение наилучшего (из нескольких возможных вариантов) ответа на действии «противника». Большинство движений с целью тренировки реакции выбора целесообразно включать в подвижные игры [8, 120].

Частоту движений во время ходьбы, бега, плавания, передвижение на лыжах производят двумя способами: выполняя с максимальной скоростью движение в целом и совершенствуя скорость отдельных его элементов (отталкивание, мах ногой и тому подобное). С этой целью учитель широко использует игры, упражнения с внезапными остановками, с преодолением небольших расстояний за кратчайшее время. Для правильной организации учебного процесса по физической культуры необходимо знать состояние развития физических качеств каждого школьника. Оценить их можно с помощью экспресс-тестов, которые даются в программе: прыжки в длину с места, бег на 30 м, метание набивного мяча (масса -- 1 кг), сжимание кисти.

Прыжок в длину с места отображает развитие силы ног и скорости движений. Для его выполнения ученик становится на исходную линию (носки за черточкой), ноги на ширине плеч, делает взмах руками назад и, отталкиваясь обеими ногами, прыгает вперед, приземляясь на обе ноги. Во время взмаха руками пятки от пола не отрывать. Из трех попыток оценивают лучшую.

С помощью бега на 30 м, который проводят из высокого старта на площадке или в помещении (в резиновых тапочках), оценивают скоростно-силовые качества ребенка. Школьник пробегает дистанцию дважды с перерывом 10--15 мин. Во внимание принимают лучший результат. В каждом забеге принимают участие два школьника [10, 26].

Для оценки скоростно-силовых качеств мышц рук и туловища используют метание набивного мяча обеими руками из-за головы, сидя на полу. Из трех бросков фиксируется лучший результат, что измеряется от стартовой линии (за спиной) к месту падения мяча. Для измерения используют размеченную резиновую дорожку. На расстоянии до 1,5 м перед учеником натягивают шнур или ставят какое-нибудь препятствие такой же высоты, которая будет предопределять траекторию вылета мяча под углом 40--45°, потому что от этого зависит результат броска.

Силу сжимания кисти измеряют ручным детским динамометром дважды каждой рукой по очереди. Его держат в вытянутой в сторону руке. Из двух попыток во внимание принимают лучшую.

Уроки по приему экспресс-тестов следует организовать так, чтобы экзамены можно было провести на одном-двух занятиях. В начале урока с учениками всего класса проводится бег на 30 м, потом класс делят на 3 группы, что соответствует количеству экспресс-тестов [15, 124].

Результаты испытаний заносятся к соответствующим графам классного журнала. Экспресс-тесты следует проводить дважды за учебный год: с 15 по 25 сентября и с 15 по 25 апреля. Результаты учеников сопоставляются с нормами оценки физической подготовленности детей соответствующего возраста и пола.

Это дает возможность оценить физическую подготовленность ученика пятью уровнями -- низким, ниже среднего, средним, выше среднего и высоким.

Уровни физической подготовленности учеников целесообразно записывать в классный журнал в виде баллов: высокий уровень -- 5, выше среднего -- 4, средний -- 3, ниже среднего -- 2 и низкий-- 1. Дальше добавлением баллов и делением их на количество экспресс-тестов выводят средний балл, который свидетельствует об уровне физической подготовленности школьника [15, 125].

После определения конкретных задач урока учитель подбирает средства, с помощью которых он будет решать поставленные задачи. Поскольку основные задачи урока выполняются в основной части урока, то и отбор содержания и средств следует начинать с нее, а уже дальше определять содержание, средства и методы подготовительной и заключительной частей.

Потом учитель определяет место проведения урока, необходимое оборудование и инвентарь, дозирование упражнений, делая соответствующие методические замечания относительно выполнения их.

С этой целью он предусматривает разнообразные методы и приемы, устанавливает определенный порядок изучения упражнений и перехода от одной к другой, а также способы передвижения учеников на уроке.

2 Формы организации физического воспитания учеников начальных классов

Формы организации учеников начальных классов составляют определенную систему, которая охватывает:

уроки физической культуры;

физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика перед началом занятий, физкультурные минуты во время уроков, игры и физические упражнения на перерывах и в режиме продленного дня);

внеклассная физкультурно-массовая работа (занятие в кружках физической культуры и спортивных секциях, спортивные соревнования);

внешкольная спортивно-массовая работа (по месту жительства учеников, занятия в детско-юношеских спортивных школах, Дворцах пионеров, спортивных обществах, самодеятельные занятия школьников физическими упражнениями в семье, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах, в парках) [11, 203].

Основной формой работы по физическому воспитанию учеников начальных классов являются уроки физической культуры, но успехов в физическом воспитании школьников можно достичь лишь при рациональном сочетании всех форм работы, которое составляет четкую согласованную систему.

В организации физкультурно-массовой работы в школе важную роль играет школьный коллектив физкультуры, заданием которого является развитие физической культуры, спорта, туризма среди школьников. В коллектив физкультуры принимают учеников 1--10(11) классов по устному заявлению.

3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОрганизациЮ физического воспитания В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Согласно с «Положением о физическом воспитании учеников общеобразовательной школы» за организацию физического воспитания в школе отвечает директор.

На директора школы возлагаются такие задания:

создание необходимых условий для проведения уроков по физической культуре и организации внеклассной спортивно-массовой и оздоровительной работы, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы, ежедневных физкультурных занятий в группах продленного дня, проведение занятий с учениками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, а также для осуществления массовых внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятий;

осуществление ежедневного контроля за физическим воспитанием учеников -- посещение уроков, наблюдение за проведением занятий в режиме учебного дня, подготовкой к сдаче норм комплекса ГТО;

организация проведения регулярных медицинских осмотров учеников.

В физическом воспитании учеников принимают участие весь педагогический коллектив школы [14, 131].

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе отвечает:

за выполнение учебных программ и качество преподавания на уроках физической культуры;

обеспечивает систематический контроль за проведением уроков и факультативных занятий из физической культуры и спорта, а также занятий с школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми принимает участие в организации и работе коллектива физической культуры, привлекая для этого педагогический коллектив, родителей и старшеклассников.

В «Положении» определены также обязанности учителя физкультуры.

Согласно с «Положением» учитель физкультуры должен:

нести ответственность за выполнение учебной программы, за овладение учениками необходимыми знаниями, умениями и навыками на уроках физической культуры;

обеспечивать на уроках и внеклассных занятиях соблюдение санитарно-гигиенических требований и принимать меры относительно предотвращения спортивных травм и несчастных случаев;

вести систематический учет физической подготовленности учеников;

вовлекать как можно больше школьников в физкультурные кружки, спортивные секции, а также к разным физкультурно-массовым мероприятиям;

организовывать внеклассную физкультурно-массовую и спортивную работу в школе;

обеспечивать подготовку к сдаче норм комплекса ГТО и юношеских спортивных разрядов;

направлять работу школьного коллектива физической культуры, а также готовить общественных инструкторов и судей из числа учеников и максимально привлекать их в доступных формах к проведению разных физкультурно-оздоровительных занятий и мероприятий;

организовывать подготовку школьников к районным, городским спортивным соревнованиям;

организовывать внутришкольные соревнования и физкультурные праздники.

Учителя начальных классов должны следить за соблюдением школьниками режима дня, выполнением ими утренней гимнастики, способствовать привлечению учеников в секции и кружки коллектива физической культуры, следить за правильной осанкой учеников, воспитывать у учеников интерес и привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Врачебный контроль за физическим воспитанием является необходимым условием успешного осуществления заданий физического воспитания детей и подростков. Согласно с «Временным положением о врачебном контроле за физической культурой и спортом», врачебный контроль в школе предусматривает:

систематическое наблюдение за здоровьем и физическим развитием детей и подростков;

санитарно-гигиенические и врачебно-педагогические наблюдения за местами, условиями и методикой проведения занятий по физической культуре;

санитарно-образовательную работу по вопросам физического воспитания;

профилактику травматических повреждений во время занятий физическими упражнениями.

Согласно с этим «Положением», все ученики проходят обязательный ежегодный медицинский осмотр, в результате которого их распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную, специальную.

К основной медицинской группе относят детей без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но с достаточной физической подготовкой. Ученики основной группы занимаются по программам по физической культуре в полном объеме, могут быть членами спортивных секций, физкультурных кружков, принимать участие в соревнованиях.

Подготовительную медицинскую группу составляют ученики, которые имеют незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья и недостаточно физически подготовлены. Они учатся вместе с детьми основной группы по общей программе по физкультуре. Для детей подготовительной группы производятся определенные ограничения нагрузок. И более постепенное усвоение новых двигательных умений и навыков, особенно связанных с высокими физическими нагрузками. В связи с этим школьники подготовительной группы нуждаются в дополнительных занятиях для повышения уровня физической подготовленности. С этой целью их следует привлекать в секции общей физической подготовки.

К специальной медицинской группе относят детей со значительными отклонениями в состоянии здоровья, которым противопоказаны значительные физические нагрузки. Эти отклонения могут быть постоянного или временного характера (например, после перенесения заболевания). С учениками специальной группы проводят занятие по специальной программе. Для этих детей необходимы занятия лечебной физкультурой.

Перевод учеников с одной группы в другую доводится до ведома учителя класса и учителя физической культуры, которые в своей практической работе осуществляют индивидуальный подход к детям с учетом их состояния здоровья.

выводы

Итак, можно сделать такие выводы:

Специфика воспитания младших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями. В младшем школьном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, поэтому уроки по физическому воспитанию необходимо планировать с учетом этой очень важной особенности.

Одно из ведущих мест в системе средств физического воспитания и обучения детей младшего школьного возраста принадлежит игре. Именно игры способствуют усвоению самых различных знаний, умений, развитию двигательных способностей. Взаимосвязь игры и учения проявляется во влиянии игры на формирование элементов учебной деятельности [12, 13].

Содержание уроков физической культуры в младших классах должно быть наполнено сказочными и игровыми сюжетами, что дает возможность поддерживать высокий эмоциональный настрой учащихся, повышать интерес к двигательной деятельности на занятиях и во внеурочное время, легко и успешно адаптироваться к школьной жизни.

На уроках физической культуры в младших классах рекомендуется проводить общеразвивающие упражнения различной направленности с использованием музыкального сопровождения. Особое внимание должно уделяться специальным упражнениям для формирования правильной осанки и коррекции плоскостопия.

С учащимися младших классов целесообразно проводить на уроках игры с выполнением разнообразных упражнений. Т.е. игры с бегом, с прыжками, с лазанием, игры с метанием и ловлей и др. Ежедневное проведение таких игр позволяет успешно решать проблемы перегрузки учащихся, рациональной организации физического и трудового воспитания, активного повседневного отдыха, столь необходимого для гармоничного развития детей [13, 3].

Целесообразно с детьми младшего школьного возраста проводить праздники, дни здоровья, спортивные развлечения, походы. Они способствуют повышению функциональных и адаптационных возможностей детского организма, оказывают общеукрепляющее влияние, выступают как мощное средство формирования всесторонне развитой личности.

список использованной литературы

1. Козленко Н.П., Вильчковский Е.С., Цвек С.Ф. Теория и методика физического воспитания. - К., 1984. - 220 с.

2. Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников. - Ростов н/Д, 1993. - 240 с.

3. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. - М., 1980. - 304 с.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М., 1991. - 443с.

5. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. - М., 1990. - 287 с.

6. Шиян Б.М. Методика физичного виховання школярів. - Л., 1993. - 183с.

7. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Вайнбаума. - М., 1979. - 209 с.

8. Волков Л.В. Методика виховання фізичних здібностей учнів. - К., 1980. - 234 с.

9. Борисенко А.Ф., Цвек С.Ф. Руховий режим учнів. - К., 1989. - 320 с.

10. Козленко Н.П., Мацулевич В.П. Физическое воспитание учащихся первых классов. - К., 1988. - 310 с.

11. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. - Ростов н/Д., 2003. - 255 с.

12. Ахмеров Э.К. и др. Спортивные и подвижные игры в школе. - Минск., 1968. - 270 с.

13. Васильева Н., Новотворцева Н. Развивающие игры для школьников. - Ярославль. - 1996.

14. Коджаспиров Ю.Г. Физкульт - ура! Ура! Ура! - М., 2002. - 320 с.

15. Гугин А.А. Уроки физической культуры в І-ІІІ классах. - М., 1977. - 320с.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.