p align="left">Исследования М.А. Арвисто позволили выделить три ранга цен-ностных ориентации студентов в физкультурно-спортивной деятель-ности. Ценностные ориентации представлены с точки зрения различных компонентов регуляции деятельности. Эмоциональный компонент основывается на привлекательности, а рациональный на полезности, они дополняют друг друга и деятельность регулируют вместе, хотя между ними существует определенное несоответствие. Данные таблицы показывают, что ценности, связанные с физическим Я (физические качества, здоровье, телосложение), с функциональным содержанием деятельности (высокая подвижность, физические на-грузки, эмоциональные переживания), с актуализацией (успех, само-выражение, самоутверждение), с морально-волевыми качествами (воля, настойчивость), с чувством долга, составляют главный ранг. Поэтому в физкультурно-спортивной деятельности этим ценностям необходимо уделять особое внимание, чтобы не ослабевала ориента-ция на эту деятельность. Основы организации физического воспитания в вузе Физическая культура в вузе выполняет следующие соци-альные функции: ¦ преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготов-ку ее к профессиональной деятельности; ¦ интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организа-ции, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятель-ности; ¦ проективно-творческую, определяющую возможности физкуль-турно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей; ¦ проективно-прогностическую, позволяющую расширить эруди-цию студентов в сфере физической культуры, активно использо-вать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотно-сить эту деятельность с профессиональными намерениями; ¦ ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формиру-ются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование; ¦ коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культур-ного поведения, общения, взаимодействия участников физкуль-турно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоцио-нально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, ток-сикомании; ¦ социализации, в процессе которой происходит включение инди-вида в систему общественных отношений для освоения социо-культурного опыта, формирования социально ценных качеств. Изучение социальных функций физкультуры в вузе позволит глуб-же понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с государственным образовательным стандартом. Примерной она назва-на потому, что отражает только требования «Стандарта», но в каждом вузе может быть расширена и дополнена с учетом регионально-терри-ториальных, социокультурных, климатических факторов, а также осо-бенностей подготовки профессиональных кадров, материально-техни-ческих условий. Чтобы достичь цели физического воспитания -- сформировать фи-зическую культуру личности, важно решить следующие воспитатель-ные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи: ¦ понимать роль физической культуры в развитии личности и под-готовке ее к профессиональной деятельности; ¦ знать научно-практические основы физической культуры и здо-рового образа жизни; ¦ формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; ¦ овладеть системой практических умений и навыков, обеспечива-ющих сохранение и укрепление здоровья, психическое благопо-лучие, развитие и совершенствование психофизических способ-ностей и свойств личности, самоопределение в физической куль-туре; ¦ обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов к будущей профессии; ¦ приобрести опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профес-сиональных целей. Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых пред-усмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала: ¦ физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; ¦ социально-биологические основы физической культуры; ¦ основы здорового образа и стиля жизни; ¦ оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика); ¦ профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Теоретический материал формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и со-циальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессиональ-но-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональ-ной и социокультурной деятельности. Содержание обязательных лек-ций представлено в настоящем учебнике. Практический раздел учебного материала состоит из двух подраз-делов: методико-практического и учебно-тренировочного. Первый подраздел обеспечивает операциональное овладение методами и спо-собами физкультурно-спортивной деятельности для достижения лич-ностью учебных, профессиональных и жизненных целей. Примерная тематика занятий может включать: ¦ методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания; ¦ методические основы занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью; ¦ основы методики самомассажа; ¦ методику корригирующей гимнастики для глаз; ¦ овладение методами оценки и коррекции осанки и телосложения; ¦ методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и другие, соотнесенные с содержанием соответствующей темати-ки лекций. Важное условие закрепления и совершенствования этих методов -- многократное воспроизведение в условиях учебных занятий, во вне-учебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе. Освоение второго учебно-тренировочного подраздела помогает приобрести опыт творческой практической деятельности, развить самодеятельность в физической культуре и спорте. Содержание заня-тий базируется на широком использовании знаний и умений в том, чтобы применять средства физической культуры, использовать спор-тивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультур-но-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в период обучения, приобретают опыт совершенствования к коррекции индивидуального физического развития, учатся использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма, овла-девают средствами профессионально-прикладной физической подго-товки. В процессе занятий создаются условия для активизации позна-вательной деятельности студентов в области физической культуры, для проявления их социально-творческой активности в пропагандист-ской, инструкторской, судейской деятельности. Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовлен-ности студентов. Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий по-зволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформиро-ванное™ физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки. Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо вы-полнить обязательные тесты по общефизической и профессионально- прикладной физической подготовке (не ниже оценки «удовлетвори-тельно»), предусмотренные в течение последнего семестра обучения. Аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому содержанию программы. Студент, завер-шающий обучение по дисциплине «Физическая культура», должен: ¦ понимать роль физической культуры в развитии человека и под-готовке специалиста; ¦ знать основы физической культуры и здорового образа жизни; ¦ иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни. Важны физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается уровень выполнения студентом практического раздела программы. Освоить содержание дисциплины «Физическая культура» необхо-димо за 408 учебных часов, его можно дополнить элективными (по вы-бору) и факультативными курсами различной направленности, учи-тывающими индивидуальность студента, его мотивы, интересы, по-требности. Для практических занятий студентов распределяют по учебным от-делениям: основному, специальному, спортивному. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не до-пускаются. В основное отделение зачисляются те, кто отнесен в основную и подготовительную медицинские группы. В специальное учебное отде-ление зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния, пола. Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от практических заня-тий на длительный срок, зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы. В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют студентов ос-новной медицинской группы, показавших хорошую общую физичес-кую и спортивную подготовленность и проявивших желание углуб-ленно заниматься одним из видов спорта, организованном в вузе. Сту-денты этого отделения, имеющие высокую спортивную квалифика-цию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий, но с обязательным выполнением в установленные сроки зачетных требо-ваний. Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учеб-ного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение на ос-нове медицинского заключения может производиться в любое время учебного года. При проведении зачетов студенты, освобожденные на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематичес-кую контрольную работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет по теоретическому разделу программы. В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия проводятся в форме: ¦ теоретических, практических, контрольных; ¦ элективных методико-практических и учебно-тренировочных за-нятий; ¦индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций; ¦ самостоятельных занятий по заданию и под контролем препода-вателя; Внеучебные занятия организуются в форме; ¦ выполнения физических упражнений и рекреационных меро-приятий в режиме учебного дня; ¦ занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам; ¦ самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом; ¦ массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных меро-приятий.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|