p align="left">Умение перемещать центр тяжести и сохранять при этом устойчивость дает ребенку возможность освоить новый способ движения -- перешагивание через низкие предметы. Развитие подвижности и равновесия создает основу для совершенствования бега. Ближе к 3 годам ребенку все больше и больше нравятся игры, в которых нужно быстро убегать от преследователя, оглядываться на него и увертываться от его рук. Но малыш еще не может спрыгивать со ступенек, так как у него пока не сформировалась двусторонняя координация движений ног, когда обе ноги должны выполнять одновременно одно и то же движение. Ребенок этого возраста может прыгать, только держась за перила и выбрасывая одну ногу вперед. Одновременно с совершенствованием движений в возрасте 2,5 года--3 лет продолжается развитие начальных представлений о величине, форме и расположении предметов в пространстве. Ребенок начинает подбирать предметы по образцу, составлять пирамидки, строить башни из 6 --7 кубиков, а также располагать кубики в ряд в горизонтальной плоскости -- построение поезда, забора и т. д., пытается сложить бумагу по вертикали, для чего требуются хорошо координированные двусторонние движения. С развитием дифференцируемых и контролируемых движений в лучезапястном суставе ребенок получает возможность одновременно действовать обеими руками, но по-разному. Например, когда малыш рвет бумагу, одна его рука тянет лист по направлению к телу, а другая то же делает в противоположную сторону. Однако процесс одновременного движения рук в разные стороны в этом возрасте еще недостаточно совершенен. Увеличение силы мышц пальцев позволяет ребенку пользоваться в игре прищепками для белья. Малыш уже способен резать бумагу ножницами, если ему помочь надеть ножницы на пальцы. В 2,5 года ребенок в состоянии приспосабливать двигательные навыки к различным условиям. Это можно наблюдать, когда он, играя, ходит на цыпочках, переступает одновременно через 2 предмета на полу, идет по узкой доске, положенной на пол, ставя одну ногу на доску, а другую на пол. При спуске с лестницы он попеременно выносит вперед то одну, то другую ногу и спускается довольно легко, держась за перила. К концу 3-го года жизни координация движений у ребенка уже достаточно развита. Это проявляется как в совершенствовании ходьбы, так и в других видах деятельности. Например, малыш может лазать по шведской лестнице, кататься на маленьком трехколесном велосипеде. Он уже может произвольно начать и прекратить движение, обойти препятствие, резко повернуться, чтобы обежать какой-нибудь предмет. При ходьбе вверх по лестнице он ставит ноги попеременно на каждую ступеньку и сохраняет равновесие, не держась за перила. Однако если он спускается по лестнице без поддержки, то идет приставным шагом. Во время игры 3-летний ребенок все еще пользуется преимущественно одной рукой (ведущей), наиболее часто -- правой. Большинство действий он начинает одной рукой, а другую использует для поддержки предметов, которыми манипулирует. В 3 года малыш осваивает достаточно тонкое манипулирование предметами: он может нанизывать бусы, застегивать "молнию" на одежде, делает попытки расстегивать пуговицы, вынимать шнурки из обуви, завязывать бант. Кроме этих довольно сложных манипулятивных действий малыш начинает овладевать навыками одевания и раздевания. Таким образом, благодаря интенсивному развитию двигательных функций ребенок к 3 годам уже владеет способами употребления многих предметов, а также начальными навыками самообслуживания. Нормальное развитие моторики имеет важное значение для становления психических функций, формирования игровой деятельности и речи. Зрение. За два года у ребенка формируется образ предмета, который обладает набором признаков: форма, цвет, твердый, мягкий,... В начале раннего детства ребенок воспринимает предмет ситуативно. Вот он сидит с мамой и ест ложкой суп. А вот эта же ложка на другом столе совершенно новая для него, и ему интересно ее изучить. К концу третьего года с помощью предметно-манипулятивной деятельности малыш выделяет основные признаки и как следствие отходит от непосредственной ситуации. К этому прибавляется еще и формирование обобщения как мыслительной операции. В 2 года ребенок может узнавать и называть не только цвет, но и форму: квадрат, круг, треугольник; размер предмета. Все это происходит благодаря обучению и многократным действиям. Также очень важно и обучение во время общения, т.е. словесное называние предмета и его характеристик во время игры с предметом взрослого и ребенка. Физкультура для детей до года жизни. Физкультура для детей до года жизни невероятно благоприятным образом влияет на физическое и психическое развитие. Физкультура для детей способствует своевременному возникновению двигательных и речевых навыков, их правильному развитию и совершенствованию. Особенно необходима физкультура для детей с плохим аппетитом, малоподвижных, недоношенных, находящихся на искусственном вскармливании, нервно возбудимых, перенесших болезни. А также физкультура для детей особенно необходима тем, кто имеет какие-либо отклонения в физическом или психическом развитии. Физкультура для детей до года жизни включает рефлекторные, пассивные и активные упражнения. Рефлекторные упражнения - это неосознанные движения, которые совершает ребенок в ответ на какое-либо раздражение. Пассивные упражнения - это когда занимающийся с ребенком сам делает упражнения за него. А активных упражнения - это те, которые ребенок выполняет самостоятельно. А также физкультура для детей сопровождается массажем. Физкультура для детей от 1,5 до 3-х месяцев. В этом возрасте у детей повышен тонус мышц, выявляются некоторые врожденные рефлексы. В это время используют только рефлекторные упражнения. Физкультура для детей рекомендует следующие упражнения: · разгибание позвоночника - рефлекс вызывают, проводя двумя пальцами по обеим сторонам позвоночника от ягодиц до плечевого пояса, при этом ребенок лежит на боку (выполнять по 2-3 раза на каждом боку); · поднимание головы - рефлекс вызывают, поднимая ребенка, лежащего на животе на одной ладони, придерживая за стопы и голени другой (1-2 раза); · сгибание и разгибание пальцев стопы - рефлекс вызывают, захватив ноги ребенка одной рукой, а другой сначала надавливая на подошву у корней пальцев, а потом проводя пальцем по наружному краю стопы (3-4 раза); · «пританцовывание» - рефлекс вызывают, поддерживая ребенка под мышки и ставя на стол (4-6 раз) Физкультура для детей от 3-х до 4-х месяцев. В этом возрасте устанавливается равновесие тонуса сгибательных и разгибательных мышц рук. Вводят пассивные упражнения. Физкультура для детей рекомендует: · скрещивание рук на груди - пассивное упражнение, совершаемое в положении ребенка на спине (4-6 раз); · поворот со спины на живот вправо и в влево - пассивное упражнение, для которого удерживают ребенка одной рукой за стопы, а другой за согнутую в локте сначала одну, затем другую руку (1-2 раза); · разгибание позвоночника и ног - рефлекторное упражнение, для которого нужно, удерживая ребенка одной рукой под живот, а другой за ноги, поднимать его над столом (2-3 раза); · отведение и приведение стоп - рефлекторное упражнение, для которого нужно положить ребенка на спину и пальцем проводить с легким нажимом по краю и вокруг стопы (2-3 раза); · «пританцовывание» (6-8 раз). Физкультура для детей от 4-х до 5 месяцев. В этом возрасте устанавливается тонус мышц ног и шеи. Физкультура для детей этого возраста рекомендует следующие упражнения: · скрещивание рук на груди со сгибанием и рзгибанием - пассивное упражнение дополняют сгибанием и разгибанием рук (6-8 раз); · сгибание головы, позвоночника и ног в положении ребенка на спине - рефлекторное упражнение, при котором нужно взять ребенка под спину и ягодицы и удерживать над столом (1-2 раза); · «топание» - пассивное упражнение, для которого нужно обхватить голени ребенка руками, сгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах, опускать стопы на стол попеременно и обе сразу (8-12 раз); · поворот со спины на живот вправо и влево - рефлекторное упражнение (1-2 раза); · разгибание позвоночника и ног - рефлекторное упражнение, при котором ребенка приподнимают, держа под живот (1-2 раза); · «присаживание» - пассивное упражнение, для которого берут руки лежащего на спине ребенка выше кисти, отводят в стороны и слегка тянут (2-3 раза); · приподнимание ребенка на ноги - пассивное упражнение, для которого ребенка кладут на живот, а затем отводят руки, согнутые в локтях, назад (2-3 раза); · «переступание» - активное упражнение, для которого держат ребенка под мышки и приставляют стопами к столу (1 раз). Физкультура для детей от 6-ти до 9-ти месяцев. В этом возрасте развиваются произвольные движения. В комплекс вводят активные упражнения, побуждающие ребенка ползать, сидеть и стоять. Физкультура для детей рекомендует: · поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах - пассивное упражнение, которое делается из положения на спине (4-6 раз); · поднимание прямых ног - пассивное упражнение, для которого нужно руками зафиксировать колени и поднимать ноги до вертикального положения (4-6 раз); · круговые движения ног в тазобедренных суставах - пассивное упражнение, делается из положения на спине (4-6 раз); · поворот со спины на живот вправо и влево - рефлекторное упражнение (1-2 раза); · отведение плеч назад до сведения лопаток - пассивное упражнение, для которого нужно положить ребенка на живот и отводить его руки назад (1-3 раза); · сгибание и разгибание ног - пассивное упражнение, делается из положения на спине (3-5 раз); · ползание - активное упражнение, для которого перед ребенком нужно положить яркую игрушку, а стопы зафиксировать так, чтобы ноги были согнуты в коленных и тазобедренных суставах (4-6 раз). · ультура для детей от 9-ти до 12-ти месяцев. В этом возрасте развиваются координированные движения, стремление ребенка к ходьбе. Физкультура для детей рекомендует использовать следующие упражнения: · сгибание и разгибание ног - активное упражнение, выполняется из любого положения (5-6 раз); · вставание на ноги - активное упражнение, для него нужно лишь поддерживать и направлять ребенка, (1-2 раза); · наклон и выпрямление туловища в положении стоя - активное упражнение, для которого ребенка прислоняют спиной к взрослому, у ног кладут игрушку, и предлагают ребенку ее поднять (2-3 раза); · доставание игрушки - активное упражнение, аналогичное предыдущему, с той лишь разницей, что игрушку располагают на уровне плеч ребенка (4-6 раз); · сгибание и разгибание рук - активное упражнение, для которого ребенку предлагают обхватить кольца и тянут за них, сгибая и разгибая руки (5-6 раз); · приседание - активное упражнение, при котором предлагают ребенку присесть, придерживая и помогая; · ходьба - активное упражнение (1-2 минуты). Физкультура для детей должна иметь ежедневный характер и доставлять ребенку радость. Попросите педиатра показать вам все эти упражнения, и только затем выполняйте их дома сами. Что касается детей с отклонениями в здоровье, то, чтобы физкультура для детей дала положительные результаты, необходимо проводить их в строгом соответствии с рекомендациями лечащего врача, то есть с учетом особенностей патологии, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. 2 Средства и методы физического воспитания К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. На физическое развитие ребенка оказывают также влияние разнообразные движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, одевание и др.), безусловные рефлексы, массаж. Полноценное решение задач физического воспитания достигается только пр комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм. Гигиенические факторы. (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм. Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у ребенка возникают положительные эмоции, повышается работоспособность, облегчается усвоение этих упражнений и развитие физических качеств. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работоспособности всех органов и систем. Например, доброкачественное и регулярное питание обеспечивает своевременную доставку всем органам необходимых питательных веществ, содействует нормальному росту и развитию ребенка, а также положительно влияет на деятельность пищеварительной системы и предупреждает ее заболевание. Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболеваний глаз (близорукость и т.д.) и создает наиболее благоприятные условия для ориентировки детей в пространстве. Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, а также одежды, обуви, тела детей служит профилактикой заболеваний. Соблюдение режима дня приучает детей к организованности, дисциплинированности.
Страницы: 1, 2, 3
|