на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Физиологическая характеристика развития физических качеств у подростков при тренировках разной направленности
p align="left">Выносливость к статическим усилиям различных групп мышц также претерпевает возрастные изменения. Большинство исследователей наивысший прирост времени поддержания статического усилия сгибателями кисти наблюдали в младшем школьном возрасте. Так, статическая выносливость кисти у мальчиков 8--11 лет увеличивается на 75,5%, 11 --14 лет--на 11,4%, а в 14--17 лет--на 10,4%. Более того, в младшем возрасте достоверные различия наблюдаются внутри возрастных групп. В остальных возрастах достоверные различия в подавляющем большинстве случаев наступают через 2--3 года.

Выраженное увеличение статической выносливости мышц кисти у девочек 8--15 лет также имеет место только с 8 до 10 лет. Затем выносливость к 15 годам снижается до уровня девочек 8 лет.

Выносливость к статическим усилиям мышц предплечья и туловища у мальчиков заметно растет от 8 до 17 лет. Наиболее значительное повышение показателя выносливости этих мышечных групп отмечается у детей младшего школьного возраста.

В характере возрастного изменения статической выносливости разгибателей туловища есть определенные особенности. Так, в возрасте 14 лет наблюдается уменьшение статической выносливости по сравнению с соответствующим показателем в 13-летнем возрасте. Достоверные различия выявлены внутри групп младшего (8--9, 9--10, 10--11 лет) и среднего возрастов (11 --12, 12--13 лет). В старшем возрасте достоверных различий между соседними возрастами не обнаружено. Они наблюдаются через 2--3 года. Последнее свидетельствует о том, что выносливость разгибателей туловища у мальчиков больше подвержена изменению в младшем возрасте, чем в старшем.

Из трех возрастов наименьший прирост выносливости приходится на средний школьный возраст: от 8 до 11 лет выносливость увеличивается на 76,5%, от 11 до 14 лет -- на 32,9%, от 14 до 17 лет --на 63,1%.

Своеобразный ход естественного развития статической выносливости разгибателей туловища и ног зафиксирован у девочек 8-- 15 лет. Выносливость мышц ног мало изменяется с 8 до 14 лет и значительно возрастает к 15 годам.

Выносливость мышц к статическим усилиям может быть также определена путем изменения времени, в течение которого дети различного возраста могут удерживать основные гимнастические позы -- «вис» и «упор». Выносливость мышц при выполнении этих поз с возрастом увеличивается. С 7 до 17 лет выносливость девочек значительно меньше, чем выносливость мальчиков. Максимальное время при удержании позы «вис» у мальчиков отмечено в 14-летнем возрасте (4 мин 30 с), а у девочек в 11 лет (4 мин 35 с).

Время удержания позы «упор» увеличивается у мальчиков до 16 лет, а у девочек до 14 лет, после этого возраста прирост замедляется.

Возрастные изменения развития выносливости к скоростно-силовым усилиям у детей младшего и среднего школьного возраста свидетельствуют, что с возрастом наиболее быстрый темп прироста наблюдается с 9 до 10 лет. У мальчиков наблюдается прирост показателей с 8 до 10 лет и с 10 до 11 лет.

Развитие гибкости у школьников

Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Различают активную и пассивную гибкость.

Анализ данных свидетельствует, что увеличение показателей суммарной подвижности позвоночного столба при сгибательных движениях у мальчиков и девочек 7--17 лет происходит неравномерно. У мальчиков оно довольно значительно в возрасте с 7 до 10 лет, в 11 --13 лет прирост подвижности позвоночного столба замедляется, с 14 лет вновь начинается более активный прирост, достигающий больших величин в 15 лет. В 16--17 лет подвижность позвоночника уменьшается, опускаясь до уровня, который наблюдался в 9 лет.

У девочек в период от 7 до 14 лет показатели подвижности позвоночного столба при активных движениях увеличиваются, однако рост происходит неравномерно. В возрасте от 10 до 14 лет отмечено наибольшее увеличение подвижности позвоночного столба (34°). Самые высокие показатели подвижности позвоночного столба у 14-летних девочек. Однако в дальнейшем, к 17 годам, показатели уменьшаются, становясь даже ниже, чем у 11 -летних. Сравнение данных показало, что у девочек 7--17 лет подвижность позвоночного столба при активных и пассивных движениях значительно выше, чем у мальчиков этого же возраста.

В возрасте 7--11 лет у мальчиков ежегодный прирост показателей активного сгибания выпрямленной ноги в среднем равняется 2,7°, пассивного --3,5°. В возрасте от 12 до 15 лет прирост в активном сгибании ноги составляет всего 6°, а показатели пассивного сгибания остаются без изменений. В 16--17 лет величина сгибания ноги значительно уменьшается.

У девочек наблюдается равномерное увеличение этих показателей до 12 лет, а в более старшем возрасте величина сгибания ноги уменьшается.

Непрерывный, но неравномерный рост подвижности в суставах плечевого пояса у школьников происходит до 12-- 13-летнего возраста.

За этот возрастной период подвижность при активных сгибательно-разгибательных движениях руки у мальчиков увеличивается на 21°, у девочек -- на 9°, при пассивных сгибательно-разгибательных движениях -- соответственно на 17° и 14°. У девочек во всех возрастах более выражена суммарная подвижность в суставах плечевого пояса.

По особенностям возрастных изменений подвижности суставов Б. В. Сергеев разделяет их на две группы.

В первую группу, характерную увеличением показателей подвижности до 14--15 лет с последующим их уменьшением, были включены позвоночный столб и тазобедренный сустав. Во вторую группу -- плечевой сустав. Его отличительным признаком является увеличение подвижности до 11 --13 лет, после чего показатели держатся на одном уровне и снижаются в 16--17-летнем возрасте.

Несмотря на отличия в показателях прироста подвижности различных суставов, автор отмечает общую закономерность ее развития. Так, в возрасте 7--11 лет происходит интенсивный прирост подвижности во всех суставах. В 12-- 15 лет подвижность достигает постоянной величины, а в 16-- 17 лет подвижность во всех исследованных суставах уменьшается.

Воспитание ловкости

Среди физических способностей ловкость занимает особое положение в связи с многообразными взаимосвязями с остальными физическими способностями. Общепринятая формулировка говорит о том, что ловкость может определяться: во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой.

Одним из проявлений ловкости является точность пространственной ориентировки у школьников при стоянии и ходьбе с закрытыми глазами, прыжках в длину с места, метании в цель.

Амплитуда колебаний тела при естественном удобном стоянии на горизонтальной поверхности уменьшается у детей до 12 лет; с 8 до 10 и с 11 до 12 лет это уменьшение является достоверным, и только с 12 лет изменения в величине смещения общего центра тяжести (ОЦТ) статистически не достоверны.

Несмотря на то, что ребенок начинает ходить в конце первого или начале второго года жизни, совершенствование способности правильно ориентироваться в пространстве продолжается еще многие годы и лишь в 12-летнем возрасте достигает показателей, близких к показателям взрослых. С 7 до 12 лет это улучшение является статистически достоверным. Ходьба достигает наибольшей прямолинейности у 13-летних школьников.

Наибольшее интенсивное развитие функции динамического равновесия происходит у детей 7--10 лет. Так, до 10 лет в среднем за год величина отклонений от прямой уменьшается на 10,2 см, а после 10 лет -- на 3,7 см.

Точность метания в вертикальную цель также значительно повышается с возрастом. У мальчиков она достигает наибольшей величины в 14--15 лет, у девочек -- в 13 лет.

Помимо исследований пространственной точности при выполнении некоторых основных движений (в ходьбе, прыжках, метании), в литературе имеются данные, характеризующие точность двигательной ориентировки у школьников при элементарных движениях рук. Точность воспроизведения заданного мышечного напряжения у детей от 5 до 10 лет невелика. Она повышается лишь с 11 до 16 лет. В младшем школьном возрасте ошибка в воспроизведении напряжения в среднем составляет 23--30%, а в старшем -- 15--21% исходной величины.

Подведём итог:

Изучению возрастного развития физических способностей школьников посвящены многие исследования зарубежных авторов. Отмечаются некоторые закономерности развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости у детей и подростков.

Результаты теоретического анализа позволяют сделать вывод о том, что в среднем и старшем школьном возрасте (с 13--14 до 16--17 лет), в период наиболее интенсивного прироста максимальной силы, должен увеличиваться также объем средств тренировочного воздействия, что в значительной степени способствует повышению уровня данной физической способности.

В воспитании быстроты необходимо увеличить количество средств, направленных на совершенствование латентного периода в среднем школьном возрасте 10--12 лет. В возрасте 10--13 лет эффективно воспитывается еще одна из форм быстроты -- скорость движения. Под влиянием тренировочных средств частота движений изменяется в сторону увеличения в возрасте 9--12 лет.

Выносливость наиболее целесообразно воспитывать в возрасте от 12--13 до 14--15 лет. Девочки уступают мальчикам в развитии выносливости, причем, чем старше возраст, тем различия больше.

Наиболее достоверному анализу мышечного напряжения поддается юношеская возрастная группа 15--17 лет, что определяет повышенные возможности для совершенствования ловкости.

Что касается воспитания гибкости, то здесь необходимо отметить, что средства воздействия должны распределяться дифференцированно. Так, для воспитания подвижности позвоночника при разгибании у мальчиков наиболее эффективный возраст 7--14 лет, а при сгибании -- 7--10 лет. У девочек чувствительные периоды соответственно распределены в возрастах 7--12 и 14 лет.[6,7,11]

4.Развития физических качеств у подростков при тренировках разной направленности

На здоровье спортсменов и их тренированность оказывает существенное влияние характер тренировочного процесса. Дело в том, что функцию и морфологию организма спортсмена формируют совершенно определенные, конкретные варианты различных физических упражнений, используемых в тренировочном процессе. Характер этих упражнений определяется не столько видом спорта, сколько тем физическим качеством, которое необходимо развивать в данном виде спорта. В сущности, в разных видах спорта вырабатываются в той или иной степени одинаковые качества (выносливость, быстрота, сила, ловкость и их различные сочетания). Поэтому нет смысла давать физиологическую характеристику каждому отдельному упражнению, так как при этом многие из них повторяли бы друг друга. Надо искать критерии, характерные для групп спортивных упражнений, направленных на развитие конкретных качеств, которые позволят изучать общие закономерности. Для этого целесообразно объединить различные виды спорта в группы, в каждой из которых физиологические закономерности физических упражнений, используемых в тренировочном процессе, одинаковы. Очевидно, что у спортсменов различных видов спорта, объединенных в группу с определенной направленностью тренировочного процесса, в организме в большей или меньшей степени возникают сходные изменения и развиваются сходные приспособительные механизмы. Такое распределение видов спорта на определенные группы позволяет изучать закономерности, лежащие в основе того или другого явления, возникающего при занятиях спортом.

Исходя из этого в основу распределения основных видов спорта на группы правильно положить различные сочетания трех критериев, характеризующих физические нагрузки. К ним относятся: 1) преимущественная мощность работы, выполняемая в тренировках (максимальная, субмаксимальная, большая, умеренная, различная по интенсивности); 2) преимущественная цикличность или ацикличность работы; 3) преимущественное развитие тех или иных двигательных качеств.[15,13]

За последние годы как перспективность оценки состояния организма спортсменов с точки зрения направленности тренировочного процесса, так и целесообразность самой группировки в целом подтвердилась. Удалось показать, что в зависимости от направленности тренировочного процесса имеются существенные различия в функции внешнего дыхания, артериального давления в большом и малом круге кровообращения, в ритме сердца , в составе крови, гемодинамике, в объемах сердца, в скорости кровотока и во всех других системах и органах.

Характер воздействия физической тренировки на организм зависит прежде всего от вида упражнений, структуры двигательного акта. В оздоровительной тренировке выделяют три основных типа упражнений, обладающих различной избирательной направленностью:

I тип - циклические упражнения аэробной направленности, способствующие развитию общей выносливости;

II тип - циклические упражнения смешанной аэробно-анаэробной направленности, развивающие общую и специальную (скоростную) выносливость;

III - ациклические упражнения, повышающие силовую выносливость.

В ряде методически рекомендаций по оздоровительной тренировке используют распределение нагрузки по физическим качествам. Распределение нагрузки различной направленности в течение года приведено в табл. 1

Распределение нагрузки различной направленности в течение года

(по Белову В.И.)

Направленность физической нагрузки

Кол-во часов

% общего времени занятий

1.

Развитие выносливости:

Аэробные упражнения

Бег

Лыжный спорт

Плавание

180

130

40

10

50-60

2.

Развитие скоростной выносливости и быстроты (аэробный и смешанный характер нагрузки)

20

до 5

3.

Развитие силы и силовой выносливости

70

15-20

4.

Ловкость

70

15-20

5.

Гибкость

20

10-15

Авторы обращают внимание на то, что основу оздоровительной тренировки должны составлять циклические упражнения аэробной направленности (К. Купер, 1970; Ф. Хедман, 1980; А. Виру, 1988 и др.)

Рациональное сочетание тренировочных средств различной направленности и ритмичности нагрузки.

Для достижения максимального оздоровительного эффекта необходимо обеспечить рациональное сочетание средств различной направленности. Ученые рекомендуют придерживаться следующего соотношения:

-аэробная работа - 50-60 % времени;

-анаэробная работа (скорость, скоростная выносливость) 5-10 %;

-сила (силовая выносливость) - 15-20 %;

-ловкость - 15-20 %;

-гибкость - 5-10%.

Если одно из физических качеств развито недостаточно и мешает достижению максимального показателя здоровья, то рекомендуется до 70 % тренировочного времени посвятить его развитию.

Из спортивной тренировки известно, что при построении микро- , мезо- и макро- циклов целесообразно строго определенным образом планировать направленность нагрузки.

Так на одном занятии можно объединить такие качества как:

? гибкость и силу;

? гибкость и выносливость;

? быстроты и силу;

? быстроту и выносливость.

Включение других качеств допустимо в виде фоновой нагрузки, иначе возможет отрицательный перенос качеств и снижение показателя здоровья с признаками перетренировки.

Выводы и практические рекомендации

Воздействуя, в процессе воспитания на одно из физических качеств, мы влияем на остальные. Характер и величина этого влияния зависит от двух причин: особенностей применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности. У людей с низким уровнем физической подготовленности при преимущественном проявлении одного физического качества значительные требования предъявляются и к другим. Например, для новичков бег на 100м является испытанием не только их быстроты, но в значительной мере и силы, и выносливости, и ловкости.

Развитие одного из физических качеств на начальных этапах тренировок приводит к совершенствованию и других. Однако в дальнейшем развитие качества прекращается. При этом упражнения, которые раньше оказывали влияние на развитие всех физических качеств, теперь будут оказывать тренирующее воздействие лишь на некоторые из них. В последующем могут даже проявиться отрицательные взаимоотношения между отдельными качествами. Так, оказываются несовместимыми задачи одновременно достижения максимальных показателей силы (поднимание большого веса) и максимальных показателей - выносливости (бег, марафон). Однако следует учитывать, что наивысшая степень проявления одного из физических качеств может быть достигнута лишь при определённой степени развития остальных.[2,22]

В заключении подвеем итоги:

1. Физическое развитие в подростковом возрасте протекает гетеродинамно и гетерохронно. Периоды наибольшего увеличения антропометрических характеристик выявлены в возрасте от 12 до 13 и от 14 до 15 лет. Для периода 12 - 13 лет характерно значительное увеличение росто-весовых показателей и окружности грудной клетки, а для периода 14 - 15 лет - рост мышечной массы и жизненной емкости легких.

2. В 12 - 13-летнем возрасте у подростков выявлено достоверное увеличение (р<0,05) показателей общей выносливости, гибкости и силовых показателей. В 13 - 14 лет повышаются (р<0,05) быстрота, координационные и силовые способности. В 14 - 15 - летнем возрасте отмечено повышение (р<0,05) скоростно-силовых и координационных способностей.

3. При использовании методики, учитывающей индивидуальную структуру моторики, развитию ведущих двигательных качеств предлагается уделять от 65 до 80% от общего объема упражнений в занятии. В возрасте 12 - 13 лет скоростно-силовым качествам (если они не ведущие) отводится от 5 до 10% объема нагрузок, выносливости (не ведущей) - от 15 до 20%, силовым качествам (не ведущим) - от 5 до 10%. В возрасте 13 - 14 лет скоростно -силовым качествам и выносливости (если они не ведущие) - по 5 - 10%, силовым способностям (не ведущим) - от 15 до 20%.

При равномерно-пропорциональном (комплексном) развитии двигательных качеств соотношение объемов рекомендуется следующее: по 35 % - на развитие скоростно - силовых качеств и выносливости, 30% - на развитие силы.

4. Наиболее эффективным для повышения уровня физического состояния подростков 12 - 14 лет является тренировочный режим, направленный на совершенствование ведущих сторон моторики. При этом у подростков выявлено наибольшее количество позитивных изменений в физической подготовленности, работоспособности и отдельных показателях вегетативной регуляции за период эксперимента. Это сопровождалось также меньшим приростом показателей острой заболеваемости в условиях эпидемии гриппа. Менее эффективен тренировочный режим, направленный на комплексное развитие двигательных качеств. В наименьшей степени продуктивным с точки зрения оздоровительного эффекта следует считать двигательный режим, направленный на развитие отстающих физических качеств.[11,12]

Практические рекомендации:

Исходя из анализа литературы и практических работ разных авторов можно предложить следующие практические рекомендации по организации процесса физического воспитания подростков 12 - 14 лет:

1. На учебных занятиях по физической культуре, проводимых с мальчиками 12 - 14 лет, рекомендуется формировать группы по признаку преобладающего развития того или иного двигательного качества. Для этого в стандартную батарею контрольных тестов следует включить упражнения: бег 30 м, прыжок в длину с места, подтягивания, наклон вперед из положения седа, челночный бег 3 х10 м, бег 1000 м, прыжок в длину с места назад. В процессе медицинского осмотра целесообразно проводить измерение кистевой и становой силы.

2. С целью благоприятного протекания физиологических процессов в период адаптации к учебной нагрузке и максимального тренирующего воздействия необходимо:

а) использование тренировочного режима, адекватного ведущей стороне моторики занимающихся, преобладающим двигательным качеством которых являются скоростно-силовые качества или выносливость. Соотношение объемов мышечных нагрузок при развитии ведущих двигательных качеств должно быть следующим: ведущему двигательному качеству предлагается уделять от 65 до 80% от общего объема упражнений в занятии; в возрасте 12 - 13 лет скоростно-силовым (если они не ведущие) - от 5 до 10%, выносливости (не ведущей) - от 15 до 20%, силовым качествам (не ведущим) - от 5 до 10 %; в возрасте 13 - 14 лет скоростно-силовым и выносливости (не ведущим) - по 5 - 10%, силовым способностям (не ведущим) - 15 - 20%;

б) применение тренировочного режима, при котором физические качества развиваются комплексно для подростков, имеющих равномерно-пропорциональное развитие двигательных качеств. Соотношение объемов рекомендуется следующее: по 35% - на развитие выносливости и скоростно-силовых качеств и 30% - на развитие силы.

3. Для совершенствования процесса управления физической подготовкой подростков рекомендуется использовать индивидуальную карту регистрации результатов школьников, в которую ежемесячно заносить данные о физическом состоянии школьников.[1,5,8]

Список используемой литературы

1. Селуянов В.Н., Шестаков М.П. Физиология активности Н.А.Бернштейна как основа теории технической подготовки в спорте // ТиПФК. № 11,1996.- С.58-62.

2. Зациорский В.М. Воспитание физических качеств: Учебн. ТиМФВ для ИФК. - М.: ФиС, 1967, с. 168-236

3. Озолин Н.Г. Развитие выносливости спортсмена. - М.: ФиС,1959, 128 с

4. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. -М.: Высш. школа, 1983.

5. Коц Я.М., Спортивная физиология. -М.: Физкультура и спорт, 1986.

6. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. - К.: Здоров`я, 1981. - 120 с.

7. Гужаловский А. Ф. Развитие двигательных качеств у школьников.-- Минск: Нар. освiта, 1978.--88 с.

8. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 512 с.: ил.

9. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970.--148 с.

10. Теория и методика физической культуры / Под ред., Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, - 1999. - 374 с.

11. Фомин Н.А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1972.--256 с.

12. Тиунова О.В., Сонькин В.Д. Модель рациональной классификации физических нагрузок // Моделирование и комплексное тестирование в оздоровительной физической культуре: Сборник научных трудов. М., 1991, с. 45 - 57

13. Лаппо-Дроздова А.И. Динамика физического развития подростков. - М.: Медицина, 1960. - 117 с.

14. Трушкин А.Г. Методические рекомендации по комплексной оценке физического развития детей и подростков г. Ростова-на-Дону (от 5 до 17 лет). - Ростов н/Д: РГПУ, 2000. - 71 с.

15. Антропова М.В., Сальникова Г.П. Влияние занятий физической культурой и спортом на здоровье учащихся //Советская педагогика, 1967

16. Аркин Е.А. Особенности школьного возраста. - М.: Учпедгиз, 1947. - 48 с.

17. Васильев А.П., Оценка физического развития детей 1-11 классов. РАН. 2004

18. Дворкин Л.С., Младинов Н.И. Силовая подготовка юных атлетов. - Екатеринбург: Уральский гос. ун-т, 1992. - 80 с.

19. Евтушенко С.Ф. Силовая подготовка школьников 12-15 лет с учетом соматической зрелости: Автореф. канд. дис. Краснодар. 1999. - 24 с.

20. Лаппо-Дроздова А.И. Динамика физического развития подростков. - М.: Медицина, 1960. - 117 с.

21. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

22. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. - М.: «Физкультура и спорт», 1978.

23. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов/Б.А. Ашмарин, М.Я. Виленский, К.Х. Грантынь и др.; под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1979.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.