на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Гидрореабилитация ребенка с последствиями детского церебрального паралича
p align="left">Наибольший подъем ЧСС - 108 - 120 уд/мин отмечался в первом цикле эксперимента с температурой воды в ванне 24 градуса. Наименьшее значение ЧСС - 55 - 63 уд/мин отмечено в предпоследнем цикле испытаний при температуре воды в ванне 27 градусов.

Реакция организма на изменение температурного режима в ванне по характеру последовательных циклов частоты сердечных сокращений остается в принципе одинаковой и характеризуется двумя основными пиками подъема ЧСС и двумя падениями.

Первый пик от начала цикла отражает подъем испытуемого из положения «лежа на спине, на суше» в положение «основная стойка», затем следует первое снижение ЧСС, которое регистрируется у тела, погруженного в водную среду ванны.

Второй характерный пик подъема частоты сердечных сокращений отражает подъем испытуемого из положения «лежа на спине, в воде» в положение «основная стойка, ноги в воде», затем следует продолжительное западение ЧСС, которое отражает последовательный выход из ванны и принятие положения «лежа на спине, на гимнастическом коврике».

Отмечается одна особенность изменения частоты сердечных сокращений, заключающаяся в том, что первый характерный общий подъем кривой ЧСС имеет два выраженных пика. Причем второй пик выше первого и формируется после незначительного западения. Эта особенность проявляется от начала эксперимента с температурой воды 24 градуса, включая температуру воды в 41 градус, до второй температуры ванны в 39 градусов.

В заключение эксперимента и в результате анализа записи частоты сердечных сокращений в последовательных циклах выполненных орто проб «на суше» и «на воде» можно сделать вывод о том, что данные изменения параметров показывают характерные особенности, выраженные в двух снижениях и подъемах кривой изменения величин ЧСС. Эти изменения носят четко выраженный характер, фиксируются и могут быть использованы в дальнейших научных работах.

Выявленные общие тенденции изменения ЧСС у испытуемого при выполнении тест программы «орто-гидро-орто проба» в условиях водной среды с различной температурой отражаются в характерных:

пиках подъема ЧСС при активизации деятельности симпатического отдела вегетативной нервной системы, а также снижении ЧСС при выполнении гидропробы; при активизации деятельности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы;

фазах медленного (до 125 секунд) снижения ускорения ЧСС (а3= -15,362 уд/мин') при существенном усилении деятельности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы;

наступлениях фаз устойчивого состояния ЧСС (а4= 0), начиная от подъема головы из позиции «уши под водой, рот над поверхностью» до принятия положения «стоя в воде», в результате установившегося режима взаимоотношений симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы в конце пребывания в состоянии относительного покоя в условиях частичной опоры о дно ванны.

Выявленные отличительные особенности изменения ЧСС у испытуемого при выполнении тест программы «орто-гидро-орто проба» в условиях водной среды с различной температурой отражаются в характерных, в том числе показанных на рисунке:

качественных и количественных значениях фазного характера ЧСС: с одной стороны, резкие, от 10 до 20 секунд, увеличения ее непостоянства (а^ 65,999 уд/мин2 и а6 = 63,636 уд/мин2), отражающие существенное усиление действия симпатического отдела вегетативной нервной системы; с другой стороны, напротив, плавное, более 25 секунд, на 40% меньшее увеличение непостоянства ЧСС (а2 = 21,634 уд/мин2, а5= 18,077 уд/мин2):

ощущениях испытуемого, касающихся температурного режима водной среды: от «жарко» - в воде 42°, до «сильный озноб» - в воде 24° (табл. 1).

ощущениях испытуемого, касающихся температурного режима воздушной среды: от «холодно» на 5-й минуте эксперимента - после пребывания в воде при температуре 24°, «холодно» - после пребывания в воде при температуре 39 - 42°, напротив, «тепло» на 56_й минуте эксперимента - после пребывания в воде при температуре 24° (табл. 1).

«На суше» отмечается резкое увеличение непостоянного характера ЧСС. В первом случае ускорение ^ составило 65 уд/мин2, во втором случае а6= бЗ'уд/мин.

При выполнении гидропробы испытуемый вставал в ванне, принимая положение «основная стойка, ноги в воде». При этом ускорение непостоянства ЧСС снижалось на 40%. В данном случае оно было равно 18 уд/мин2.

В процессе исследования выявлены две характерных фазы:

фаза медленного снижения частоты сердечных сокращений (ускорение замедления ЧСС составило минус 15 уд/мин2);

фаза наступления устойчивого состояния ЧСС (а4 = 0) в период подъема из положения лежа в воде в положение стоя в воде.

Отмеченные выше свойства организма проявляются в период нагрузки в форме пребывания испытуемого в положении «лежа на спине» в воде и объясняются результатом активизации деятельности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и последующего (а4) установившегося режима взаимоотношений симпатического и парасимпатического отделов.

Подобное обстоятельство указывает направление разработки новой методики тренировки с учетом усиления деятельности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и в этой связи играет особо важную роль в формировании здоровья детей-инвалидов, поскольку отставание в темпах развития этого отдела нервной системы приводит, по мнению медицинских специалистов, к задержке функционального роста детского организма.

3. Двигательные действия в водной среде ребенка с тяжелой формой церебрального паралича

3.1 Особенности двигательных действий детей с тяжелыми последствиями церебрального паралича в плавательном бассейне

Основные проблемы двигательных действий детей с тяжелыми последствиями церебрального паралича в плавательном бассейне и их решение тренером в процессе начального обучения плаванию ребенка были в общих чертах представлены в моделях предполагаемого поведения ребенка в главе 1.

Поскольку в доступной нам специальной литературе по плаванию не удалось обнаружить фактического материала, касающегося двигательной деятельности подобных детей в воде, то в процессе педагогического обучения плаванию разработанные модели впервые проверялись на их соответствие основным формам заболеваний и в этой связи возможностям разработок средств и методик индивидуального подхода.

Фактически подтверждено и зафиксировано видеоматериалом, что на первом занятии ни один из 194 учеников не умел самостоятельно держаться на воде. Данное обстоятельство существенно облегчало нашу задачу по доказательству достижения положительного результата - умения плавать в случае разрешения проблем начального обучения больного ребенка. Для их эффективного разрешения нами использовался проблемный метод обучения, но в большей степени - научно-исследовательский метод по Ю.К. Бабанскому (1982).

Педагогические эксперименты позволили обнаружить, что ученики с задержкой речевого развития с диагнозом двойная гемиплегия (75% из 15) и отставанием в психическом состоянии с гемипаратической формой (95% из 25) отличались отсутствием понимания и контакта с тренером. Фактическое состояние и реакция ребенка, зафиксированные видеосъемкой, характеризуются безразличным выражением лица, отсутствием какой-либо реакции (положительной или отрицательной, в 65% случаев наблюдений) ученика на обращение тренера. Порой, ребенок разглядывал тренера либо касался его рукой (15%) или, напротив, сразу проявлял агрессивное поведение, издавал воинственные возгласы (7%), выполнял удары тренера рукой и / или ногой (5%) как «на суше», так и «на воде».

В процессе авторского эксперимента у 23 учеников отмечалась критическая ситуация «захлеб» в результате выполнения учеником вдоха под водой. У двух учеников с задержкой речи и затруднением выполнения акта дыхания «захлеб» отмечался на продолжении 15 занятий в процессе разучивания положений «лежа на груди в воде» или при выполнении упражнения на «погружение» стоя на мелком месте дна бассейна.

Большинство учеников (85% из 62 наблюдений), у которых «на суше» отмечалось неумение выполнить задержку дыхания на вдохе, не могли выполнить это упражнение «на воде». Эти дети долго осваивали умение ритмично дышать, выполняя вдох, наклоняясь к воде, делать выдох. При этом главной помехой являлись трудности выполнения движения головой вперед-вверх либо в сторону - вверх, в том числе при удержании тренером ребенка на руках.

Обращает на себя особое внимание как фактор развития особо опасных критических ситуаций, процесс перемещения с ребенком, имеющим большой вес или рост, по лестничным клеткам бассейна и помещениям - раздевалка, туалет, душ. Скользкий и мокрый пол делал это взаимное перемещение опасным.

Так, было отмечено два падения на скользком полу бассейна тренера с ребенком на руках. В последний момент падения на спину тренер «укладывал» ребенка на себя, тем самым, исключая удар самого ребенка о пол. С целью исключения подобных случаев в дальнейшем педагогическом процессе была оборудована специальная коляска, которая использовалась только для перемещения больного ребенка в помещениях плавательного бассейна, душевой установки и для спуска-подъема ребенка вместе с коляской в воду и из воды.

При отсутствии специальной коляски в бассейне в некоторых случаях с целью эффективного обеспечения мытья под душем нами устанавливалась скамейка или пластмассовый стул. Зачастую тренер обращался за помощью к родителям, для того чтобы обеспечить переодевание ребенка, его доставку в чашу бассейна и передачу в руки тренера, находящегося в воде.

Педагогические наблюдения в процессе авторского обучения плаванию, анализ и обобщение результатов видеозаписи занятий специалистов при работе с детьми с тяжелой формой церебрального паралича подтвердили возможность развития следующих опасных и особо опасных ситуаций, связанных с отсутствием способности:

самоудержания головы ребенка в нормальном положении (7,5% и 102 случаев);

самостоятельного удержания вертикальной позы в положении стоя на дне (86,3%);

выполнения стойки на месте и перемещения по мелкому дну бассейна;

самоудержания у борта бассейна;

самоудержания доски для плавания;

самоудержания у поверхности воды в положении на груди и на спине;

продолжительного (более 20 минут) пребывания в воде при температуре 26°;

самоформирования удобного (жизненно необходимого) положения ученика в воде.

Формированию особо опасных и опасных ситуаций при обучении плаванию ребенка с тяжелой формой церебрального паралича способствуют:

неожиданные спонтанные повороты головы ребенка и ее удары о твердую поверхность - стенку бассейна, голову или руку тренера, плавательную доску;

«свисание головы» ребенка и неожиданные «захлебы» от кивка головы вниз в воду;

отсутствие возможности лежания на животе с выпрямленным туловищем и конечностями;

спонтанное погружение под воду;

отказ ребенка от начала или продолжения занятий в воде;

состояние возбуждения или наличие тревоги у тренера;

состояние возбуждения или наличие тревоги у ученика;

влияние на организм ребенка не соответствующей температуры воды;

чрезмерно эмоциональные взаимоотношения тренера и ученика;

быстрые и отрывистые движения при хореическом гиперкинезе;

пальцы рук, сжатые в кулак;

ноги, согнутые в тазобедренных и коленных суставах;

стопы, находящиеся в подошвенном сгибании и повернутые во внутрь;

паркинсоноподобный тремор;

медленные, червеобразные движения, возникающие в сгибателях и разгибателях, в дистальных отделах рук и ног;

размашистые, бросковые движения руками и ногами по траектории с большой амплитудой;

снижение или увеличение мимики;

выраженные вегетативные нарушения, частая необходимость ходить в туалет.

3.2 Характер двигательных действий детей-инвалидов на первых занятиях по начальному обучению плаванию

Невозможно начинать любой процесс обучения без проведения первого занятия. Именно на первом занятии двигательные действия ребенка с тяжелыми последствиями церебрального паралича в плавательном бассейне представляют принципиальные, особо опасные трудности, связанные с угрозой жизни и здоровья ребенка-инвалида (Д.Ф. Мосунов, В.Г. Сазыкин, 1999, В.Г. Сазыкин, 2000). Но именно они до настоящего времени не находят свое отражение в специальной литературе.

В процессе нашего исследования возникла проблема обучения тяжелобольного ребенка двигательным действиям в условиях государственного учреждения плавательного бассейна, бассейна типа «лягушатник» и обычной ванны. Поставленная проблема решалась в условиях глубокого плавательного бассейна СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта (25x15x1,50 - 5,00 м), бассейна ЦМСЧ №122 (15x7,5x1,0 м), бассейна «Атлантида» города Пушкин Ленинградской области (25x12x1,2 м). Общей особенности работы тренерского состава являлось удержание ребенка на руках до начала его самостоятельного плавания. При этом в двух последних бассейнах тренер имел возможность стоять на дне, но при работе в бассейне СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта педагогу можно было стоять лишь на мелкой части, а на большей части -23 метра - тренер поддерживал ребенка, находясь на плаву.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.