на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Гимнастика
p align="left">Разбег

Действия гимнастов в вольных упражнениях ограничены площадкой размером 12х12 м. Поэтому разбег, даже перед особенно сложными акробатическими элементами и соединениями, не должен превышать нескольких метров. Кроме того, неоправданно большой разбег не соответствующий трудности последующего элемента, карается прави-лами соревнований определенной сбавкой баллов. В связи с этим реко-мендуется следующее: 1) собственно разбег должен быть особенно энергичным; 2) функцию разбега («разгона») принимают на себя элементы, имеющие и самостоятельное спортивное значение (перево-роты вперед, назад, в сторону, темповые сальто); 3) ограничение разбе-га требует особенно техничных действий спортсмена в последующих фазах упражнений.

Действия при разбеге подчинены одной из основных фаз Прыжка -- толчку (руками -- при переворотах, ногами -- при сальто). Поступа-тельное движение тела при разбеге за счет остановки ног на опоре преобразуется во вращательное движение туловищем к опоре.

Переход от разбега к основному толчку ногами или руками осуществ-ляется благодаря наскокам. Роль наскоков выполняют такие служеб-ные элементы, как вальсет, рондат, переворот в сторону, переворот вперед, фляк. При опоре на ноги маховыми звеньями совершающими движения типа вращений, следует считать руки, голову, туловище, а при толчках руками -- ноги и туловище.

Таким образом, с целью разгона (основная функция разбега) необхо-димо стремиться создать наилучшие условия для переключения от поступательного движения тела к вращательному с минимальной потерей энергии, что достигается мягкой постановкой ног и рук в про-межуточных опорных положениях и сокращением длительности безо-порных фаз при выполнении служебных элементов.

Толчок

От действий гимнастов на опоре при отталкивании во многом зави-сит продолжительность, высота и дальность полета, что непосредст-венно связано с качеством прыжка в целом. Большая часть сложных акробатических прыжков выполняется толчком ног. При характеристике особенностей толчка ногами следует иметь в виду, что общие положе-ния его техники можно отнести и к толчку руками.

В зависимости от вида прыжка толчок может быть «ударным» -- одномоментным, с жестким закреплением звеньев ног и всего тела при постановке ног на опору с носка, а также «смягченным» -- более растянутым во времени, с предварительным полуприседанием и дальней-шим переходом со всей стопы на носок или перекатом с пятки на носок.

Толчок «ударного» типа позволяет развить большие усилия в малый интервал времени. К примеру, при отталкивании на двойной и тройной пируэты за 0,09--0,11 сек. сила толчка достигает 700--750 кг, а при выполнении двойных сальто она доходит до 800 кг.

Именно это позволяет, используя силы реакции опоры, сделать мощный отскок требуемой высоты и продолжительности для исполне-ния сложных действий в безопорной фазе.

«Смягченный» толчок целесообразен при выполнении сальто назад с места, сальто вперед с разбега махом рук назад и при выполнении разгонных элементов.

Руки или ноги на опоре могут быть в трех положениях: а) «верти-кально»; б) «наклонно перед вертикалью»; в) «наклонно за верти-калью» (рис. 106).

При движениях с вращением вперед Толчок «ударного» типа должен развиваться в период нахождения рук или ног на опоре в положении от «наклонно за вертикалью» до «вертикально». При движениях с вра-щением назад -- от положения «наклонно перед вертикалью» до положе-ния «вертикально». Подобное отталкивание называется стопорящим. Растянутый, смягченный толчок осуществляется, как правило, от верти-кали до положений «наклонно перед вертикалью» при вращениях вперед и «наклонно за вертикалью» при вращениях назад.

Стопорящий толчок характерен для одиночных или завершающих серию прыжков с высоким вылетом, а смягченный толчок применяется в прыжках в переход и серийных, где необходимо поддерживать или наращивать горизонтальную скорость перемещения.

Эффективность взаимодействия спортсмена с опорой во многом зависит от своевременного использования им в толчке потенциальной энергии деформированной опорной поверхности. По своему характеру отталкивание на эластичной дорожке наиболее приближается к толчку на настиле для вольных упражнений. Различия временник характеристик в механизме отталкивания на батуте или на трамплине по сравнению с моделью толчка на дорожке и настиле дают основание рекомендовать эти вспомогательные снаряды не как средство для овладения техникой отталкивания, а с целью формирования навыков безопорных действий.

Полет

В зависимости от двигательной задачи траектория полета может быть пологой и длинной (сальто в переход) или высокой, но более ко-роткой (сальто в «доскок»). Характер траектории зависит от силы толчка и его направления. Каждой разновидности сальто соответствуют определен-ные углы вылета, начальные скорости полета и позы. К при-меру, чем сложнее сальто (тройное сальто назад или тройной пируэт по сравнению с двойными или двойные в сравнении с одинарными), тем с большим отклонением тела от вертикали в сторону начала движения происходит отталкивание. Чем сложнее сальто, тем большее время в полете должен находиться спортсмен.

После отталкивания спортсмен вращается вокруг поперечной оси, проходящей через о. ц. т. В полете момент внешних сил относительно поперечной оси равен нулю. Скорость же вращения «по сальто», полу-ченная при отталкивании, может быть изменена за счет изменения позы. Так, группировка в полете, уменьшающая момент инерции тела относи-тельно поперечной оси, увеличивает скорость вращения, а выпрямление тела из группированного положения, наоборот, уменьшает скорость вращения.

Вращение вокруг продольной оси тела можно создать в опорное положении за счет движений в сторону поворота туловищем, руками и головой (поворот «скручиванием»). Поворот «по пируэту» возможен и без начального импульса на вращение -- в безопорном положении, что осуществимо благодаря конусообразным движениям туловища и ног относительно друг друга, напоминающим по форме движения телом при вращении обруча на талии. При выполнении тазом движений по ча-совой стрелке все тело будет поворачиваться в обратном направлении. Скорость поворота зависит в данном случае от быстроты конусообраз-ных движений. В практике эта техника используется в сложных комби-нированных прыжках (двойное сальто назад с пируэтом во 2-м сальто). При выполнении «гладких» пируэтов применяется смешанная техника с созданием вращательного импульса на опоре и с поддержанием враще-ния в полете за счет конусообразных движений.

Приземление

Техника приземлений бывает различной и зависит от того, выпол-няется ли прыжок в остановку или соединяется с последующими. При-земление в остановку (в «доскок») требует действий, обеспечивающих прекращение вращения тела в полете (конечно, при условии правильно выполненных действий во всех предыдущих фазах). К ним относятся выпрямление тела после сальто в группировке и прекращение конусо-образных движений в пируэтах. Для смягчения ударных нагрузок гимнаст должен приземляться на носки с переходом на всю стопу и упругим сгибанием ног и туловища в положение круглого полуприседа. Для устойчивости стопы ставятся параллельно, на расстоянии 10--15 см одна от другой.

Приземление в переход связано с сохранением вращательного дви-жения тела в момент опоры на ноги, что предопределяется действиями гимнаста в предыдущих фазах (более пологой траекторией полета; «перекрутом» по сальто за счет более плотной и быстрой группировки и более позднего выпрямления тела, а также постановкой ног на опору ближе расчетной точки пересечения параболы движения о. ц. т. в полете с опорной поверхностью). Приземление в переход характерно для прыж-ковых комбинаций.

Вольные упражнения

Множество элементов, используемых в вольных упражнениях, трудно уложить в стройную научную классификацию, подобную естественной классификации маховых элементов на снарядах. Тем не менее с целью облегчения процесса обучения на основании закономерностей техники определена классификация элементов вольных упражнений. Охарактеризуем особенности отдельных групп элементов, боль часть которых носит динамический характер, а меньшая статический.

Прыжки. Это типичная для вольных упражнений обширная группа элементов с ярко выраженной полетной фазой после толчка ног или руками. В нее входят все акробатические прыжки и прыжки гимнастического и хореографического характера.

Прыжки с ног на ноги без переворачивания через голову" выполняются на месте и с продвижея в различных направлениях, с поворотами и без них, с двух ног и с од ноги на две ноги и одну ногу (прыжки прогнувшись, согнувшись, ноги врозь, махом ноги вперед и назад, с поворотом на 360° и т. п.).

Прыжки с ног на ноги с переворачивай и I через голову (различные сальто) могут выполняться с вращением тела вперед, назад или в сторону, на месте и с продвижением, с поворотом и без поворота, с отталкиванием двумя ногами или одной, с приземлением на обе ноги или на одну. В зависимости от вида и сложно! сальто тело при вращении может быть в различных положе (основных позах безопорной фазы): в группировке, согнуышись, прогнувшись, полугруппировке, выпрямившись.

Прыжки с ног на руки без переворачивания рез голову связаны с относительно несложными движениями после толчка ногами до момента касания руками опоры (прыжок в стойку на руках, то же с перекатом через грудь, с последующим кувырке вперед и т. п.).

Прыжки с ног на руки с переворачивание через голову более сложны и выполняются с вращениями вперед (полтора сальто вперед в кувырок, полтора твиста в кувырок или назад (фляки в упор лежа, в упор на лопатках) до момента касания руками опоры.

Комбинированные прыжки с ног на руки и с рук на ноги-- это группа элементов, сочетающих технику двух видов прыжков. К примеру, фляк можно представить как соединение прыжка назад с ног на руки с переворачиванием через голову е после-дующим прыжком с рук на ноги. Аналогичен и переворот вперед толч-ком двумя. К комбинированным прыжкам можно отнести также эле-менты, первая часть которых по характеру не является прыжковой (рондат, переворот вперед, переворот с опорой головой и руками).

Перевороты не прыжкового характера в отличие от акробатических выполняются без фазы полета. К данным переворотам отнесены элемен-ты с быстрыми или медленными переходами с ног на руки или с рук на ноги. Перевороты можно делать вперед, назад и в сторону (например, наклоном вперед стойка на руках, наклоном назад переворот в стойку на руках, переворот в сторону в стойку на руках). Техника переворотов требует хорошего развития силы (медленные выходы в стойку на руках

гибкости (перевороты назад через стойку на руках, перевороты с выкрутом -- «Меникелли»), чувства равновесия (перевороты в стойку на руках).

Перекаты -- это элементы, выполняемые с последовательным каса-нием опоры частями тела. Различают перекаты без переворачивания через голову (перекат через грудь со стойки на руках в упор лежа; со стойки на лопатках в стойку ноги врозь) и с переворачиванием через голову (кувырки вперед, назад и в сторону). Общее в технике перека-тов -- округление туловища для смягчения движения на опоре, группи-ровка при кувырках и изменение степени прогибания или сгибания тела при перекатах через грудь или спину.

Перемахи ногами являются группой типично гимнастических эле-ментов вольных упражнений. Они подразделяются на прямые, выпол-няемые в переднезаднем направлении, и круговые, выполняемые в сторону, с движением стоп в горизонтальной плоскости.

Повороты -- важнейшая составная часть техники прыжков, перево-ротов, перемахов ногами. В данную же группу объединены повороты, выполняемые на ногах, на руках, в смешанных упорах (поворот на 180 или 360° на одной ноге, поворот кругом прыжком, поворот кругом в стойке на руках, поворот на 180 или 360° в упоре лежа и т. п.).

Повороты данной группы выполняются на опоре и способом «от опоры» и подразделяются на повороты с сохранением равновесия (на одной ноге, в стойке на руках) и без сохранения равновесия (в сочетании с падениями, выпадами и т. п.). Наиболее характерны механизмы пово-ротов на опоре и «от опоры» переступанием, отталкиванием и скручи-ванием.

Хореографические элементы заимствованы из классического, народ-ного, характерного и современного танцев. Исходя из классификации, технику каждого хореографического элемента можно рассматривать как технику прыжков, поворотов, равновесий, элементарных движений и поз. В то же время ярко выраженный стилизованный характер, соот-ветствующий канонам танца, придает им особую выразительность, что отличает их от гимнастических и акробатических движений.

К подгруппе мимических элементов относятся выражение лица, взгляд, сопутствующие элементам упражнений и придающие им опреде-ленный смысл.

В подгруппе движений телом и его частями можно выделить движе-ния руками, ногами, головой, туловищем, комбинированные движения. Подгруппа передвижений включает в себя перемещения гимнаста ша-гом, бегом, прыжками (приставной шаг, вальс, галоп, различные прыж-ки с ног на ноги).

Элементарные движения в вольных упражнениях используются для соединения более сложных элементов и частей. Это многочисленная группа технически несложных движений, выполняемых как отдельными частями тела, так и всем телом в соответствии с требованиями гим-настического стиля. В упражнениях гимнастов младших разрядов их доля более значительна.

Как и в хореографических упражнениях, точность исходных и конеч-ных положений, пластичность, ритмичность самих движений служат критериями оценки качества их выполнения.

Равновесия -- это группа статических элементов, трудность ко-торых состоит в неподвижном удержании точного положения тела (позы) на уменьшенной площади опоры. Трудность равновесий зависит также от самого положения тела, а также от способа «входа» и «выхода» из равновесия, которые могут быть весьма сложными. Равновесия выполняются на двух и одной ноге, на двух руках и одной руке, с верти-кальным и горизонтальным положением тела, лицом, боком или спи-ной к опоре.

В технике сохранения равновесия существенную роль играет балан-сирование, т. е. удержание тела в положении, при котором проекция о. ц. т. не выходит за границы площади опоры. Балансирование осу-ществляется благодаря тонкой координации движений, в которой нема-ловажная роль принадлежит и силовому компоненту.

Позы делятся на элементарные и комбинированные положения, а также силовые элементы. Основная трудность поз заключается в уме-нии сохранить точное положение тела в течение 1--2 сек. К элементарным и комбинированным положениям предъявляются те же требования, что и к элементарным движениям, особенно в отношении 'исходных и конечных положений, связующих одни движения с другими.

Статические силовые элементы (горизонтальный упор, высокий угол и др.) выполняются в вертикальных и горизонтальных упорах на руках. Их трудность во многом зависит от того, каким способом гимнаст принимает положение: движением вниз или вверх, с быстрой остановкой или медленной.

Список использованной литературы:

1. Богатырев В.С. Методика развития физических качеств юношей: Учебное пособие. - Киров, 1995 г.

2. Вострокнутов В.С. Формирование основ здорового образа жизни учащихся общеобразовательных школ (методическая разработка). - Москва.,Изд. Регион, 2000.

3. Вострокнутов В.С. Формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой // Методические рекомендации. - Москва: Изд. Регион, 1999.

4. Воробьева С.П. Показатели физического здоровья как фактор формирования интереса учащихся к занятиям физической культурой // Олимпийское образование и олимпийский спорт: история, состояние и перспективы развития в Челябинской области (тезисы II обл. науч. конф. молодых ученых и студентов). -- Челябинск, УралГАФК, 2000.

5. Корсаков В.П. Физическая подготовленность школьников общеобразовательных школ московского региона // Проблемы совершенствования учебного и тренировочного процесса в школах спортивного профиля: Материалы докл. III межвуз. науч.-практ. конф. -Чайковский: ЧГИФК, 1999. -Ч. 2. --С. 17-21.

6. Матухин. А.К. Интегральная оценка физической подготовленности как Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л. Б. Кофмана. М., «Физкультура и спорт», 1998.

7. Основа формирования двигательных потребностей школьников // Проблемы совершенствования учебного и тренировочного процесса в школах спортивного профиля: Материалы докл. IV межвуз. науч.-практ. конф. -Чайковский: ЧГИФК, 2000.-С. 103-104.

8. Шмаков П.А. Методологические предпосылки формирования интереса к занятиям физической культурой учащихся общеобразовательных школ. Учебно-методическое пособие. -Москва. 1999.

9. Чурков. С.Я. К вопросу об оптимизации процесса физического воспитания в общеобразовательных школах/Проблемы диагностики, коррекции, валеологии в специальном (коррекционном) образовании. Сборник статей. -Красноярск, 1997.

Приложение

Комплекс утренней гимнастики.

Утренняя гигиеническая гимнастика - физические упражнения, выполняемые утром после сна и способствующие ускоренному переходу организма к бодрому работоспособному состоянию. Во время сна центральная нервная система человека находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. После побуждения возбудимость центральной нервной системы и функциональная активность различных органов постепенно повышается, но процесс этот может быть довольно длительным, что сказывается на работоспособности, которая остаётся сниженной по сравнению с обычной и на самочувствии: человек ощущает сонливость, вялость, порой проявляет беспричинную раздражительность.

Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется и работа внутренних органов, обеспечивая человеку высокую работоспособность, давая ему ощутимый прилив бодрости.

Не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой - получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку физических качеств.

Для занятий утренней зарядкой удобно пользоваться комплексами упражнений передаваемых по радио и телевидению.

Некоторые упражнения способствуют профилактике и лечению хронических расстройств внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. При занятиях физической культурой необходимо учитывать отклонения в физическом развитии человека, так при плоскостопии большое значение умеют регулярные занятия спортом: рекомендуется плавание, а упражнения связанные с усиленной нагрузкой на ноги (например, тяжелая атлетика, бег, конькобежный спорт и др.), исключаются.

N

Счёт

Описание упражнения

Дозировка

Методические указания

1

В среднем темпе

И.П.- О.С.

Ходьба (можно на месте)

1-1.5 мин.

Дыхание ровное, спина прямая, голову не наклонять

2

Медленно

И.П. Ноги на ширене плеч, руки на поясе.

Круговые движения головы влево и вправо

5-влево 5-впаво

Упражнение выполняется плавно без рывков

3

Медленно

1

2

3

4

5

Потягивание.

И.П.- О.С.

Поднять руки в следующей последовательности:

вверх;

за голову;

одну руку вверх, другую в сторону затем наоборот;

вернуться в исходное положение

5-7 раз

Нужно отвести назад плечи и голову и напрячь все мышцы тела; если одна или две руки вверху, посмотреть на их кисти.

4

В среднем темпе

Исходное положение тоже.

Кисти сжаты в кулак, круговые движения предплечьями

5 раз в одну и 5 раз в другую сторону

Следить за осанкой.

Энергичные движения рук.

5

1-2

3-4

Руки согнуты, кисти на уровне груди. Движения согнутыми и прямыми руками:

в стороны - прямыми

назад - согнутыми

5-7 повторов

Руки не опускать, держать на одной линии

Вдох

Выдох

6

В среднем темпе

Круговые движения руками вперёд и назад

По5 раз в каждую сторону

Голову не наклонять, спина прямая.

7

1-2

3-4

Из положения «одна рука вверх» движения руками назад со сменой положения рук:

правая вверх, левая вниз

наоборот

3-4 раза

Энергичные движения рук.

Вдох

Выдох

8

1

2

3

4

Ноги на ширене плеч, руки вперёд. Наклоны туловища:

К левой ноге

Вперёд

К правой ноге

Вернуться в исходное положение

5-7 наклонов

Руками стараться коснуться пола.

9

1

2

Лечь на пол, положить ноги под опору, руки за голову.

Поднять туловище в положение сидя

Вернуться в исходное положение

15-20 раз

Руки держать за головой

Вдох

Выдох

10

1

2

Ноги на ширене ступни, руки на поясе.

Присесть, руки вперёд

В исходное положение

15-20 раз

Пятки не отрывать от пола.

Выдох

Вдох

11*

Аналогичное упражнение на носках

15-20 раз

Пятки не касаются пола.

12

1

2

Ноги как можно шире, руки в замок на уровне груди, присесть на левую ногу. Перемещение центра тяжести с ноги на ногу.

Присесть на правую ногу

На левую

10-20 раз

Упражнение выполняется в положении «в присяде»

В случаях, когда выполнение упражнения не оказывает заметного влияния на грудную клетку, следует дышать так, как удобно, легче.

Время от времени упражнения можно заменять.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.