Государственное регулирование развития туризма в Республике Казахстан
3 Костанайский государственный педагогический институт Факультет физической культуры, спорта и туризма Кафедра менеджмента туризма и спорта КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Туризм» Тема: «Государственное регулирование развития туризма в Республике Казахстан» Выполнила: Студентка 3-го курса, заочная форма обучения Кинжигужина Надежда Викторовна Преподаватель: Сальменова С.К. г. Костанай, 2010г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Принципы государственного регулирования туристской деятельности 2. Государственные органы по регулированию туризма 3. Нормативно-правовая база по регулированию туризма Заключение Список использованных источников Приложение 1. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Историческая практика показывает, что развитие услуг в любой стране всегда, так или иначе, регулировалось государственно-правовыми институтами. В этом случае государство выступало особым аппаратом, который, опираясь на механизм закона и органы принуждения, регулировал отношения между производителями и потребителями услуг, задавал правила конкурентной борьбы между субъектами сервисной активности, ограничивал возможности предпринимателей монополизировать тот или иной вид услуг. Благодаря этому государственно-правовая система была способна поддерживать в обществе стабильность, регулировать кризисные процессы в экономике и общественной практике, переводя их в нормальное русло [1]. В последние годы сфера туристского бизнеса выходит на качественно новый уровень. В Концепции развития туризма в Республике Казахстан (Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 марта 2001 года N 333) говорится: «Данная Концепция предполагает формирование целостной государственной политики в сфере туризма, создание правовых, организационных и экономических основ формирования в Казахстане современной конкурентоспособной индустрии туризма» [2]. Следует признать, что в современной литературе, нормативных источниках, посвященных рассматриваемой теме, роль государства определяется по-разному. Например, если в одном случае речь может идти о «государственной поддержке» то в другом - о государственном управлении туризмом. Анализ понятий «регулирование» и «управление» показывает, что для отождествления их нет достаточных оснований, но и противопоставлять их не стоит, т.к. одно из них является одновременно стороной другого. Говоря об управлении, в целом представляется целесообразным взять за основу наиболее общее понятие. Управление - это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности [3]. Государственное регулирование развития туризма - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Это сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования развития туризма, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения [4]. Одним из приоритетных путей осуществления функции регулирования является разработка и принятие государством необходимых нормативных правовых актов, стимулирующих или ограничивающих деятельность различных субъектов сферы туризма и сервиса. Важной вехой на этом пути стало вступление в силу Закона Республики Казахстан от 13 июня 2001 г. № 211-II "О туристской деятельности в Республике Казахстан". Данный нормативный акт раскрывает принципы и сущность государственного регулирования туристской деятельности в РК. Прежде чем перейти к описанию основных принципов госрегулирования туристской деятельности, дадим определение самого понятия «принцип». Согласно словарю С.И. Ожегова «ПРИНЦИП, -а, м. 1. Основное, исходное положение какой-н. теории, учения, мировоззрения, теоретической программы. Принципы науки. Эстетические принципы. 2. Убеждение, взгляд на вещи. Держаться твердых принципов. Отказаться от чего-н. из принципа. 3. Основная особенность в устройстве чего-н. Механизм действует по принципу насоса. * В принципе - в основном, в общем, в целом. В принципе я согласен» [5]. Таким образом, принцип - (от лат. Principium) начало, основа. В Законе Республики Казахстан от 13 июня 2001 г. № 211-II "О туристской деятельности в Республике Казахстан" чётко указаны принципы (основы) государственного регулирования турдеятельности. 2. Государственное регулирование туристской деятельности Статья 8. Принципы государственного регулирования туристской деятельности Основными принципами государственного регулирования туристской деятельности в Республике Казахстан являются: 1) содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития; 2) определение и поддержка приоритетных направлений туристской деятельности; 3) формирование представления о Республике Казахстан как о стране, благоприятной для туризма; 4) обеспечение безопасности, защиты прав туристов и туристских организаций Республики Казахстан и их объединений, а также защита их интересов и имущества. Статья 9. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности 1. Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются: 1) обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения в области туристской деятельности; 2) охрана окружающей среды; 3) создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов; 4) развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий; 5) создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Республики Казахстан за счет развития туристской индустрии; 6) развитие международных туристских контактов. 2. Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются: 1) становление туризма как высокорентабельной отрасли экономики Республики Казахстан; 2) учет государственных интересов, защита природного и культурного наследия Республики Казахстан при использовании туристских ресурсов; 3) введение льготных условий для организации туристской и экскурсионной работы среди детей, подростков, молодежи, инвалидов и малообеспеченных слоев населения; 4) создание благоприятных условий для инвестирования туристской индустрии; 5) поддержка и развитие туристских организаций, занимающихся въездным и внутренним туризмом на территории Республики Казахстан; 6) создание эффективной системы туристской деятельности для обеспечения потребностей внутреннего и международного туризма. 3. Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется посредством: 1) определения политики по развитию индустрии туризма, инвестиций в туризм; 2) принятия нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в области туристской деятельности; 3) лицензирования туристской деятельности, стандартизации в области туристской деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании; 4) выделения бюджетных ассигнований на разработку и реализацию государственных программ развития туризма в соответствии с бюджетным законодательством; 5) содействия кадровому обеспечению туристской деятельности; 6) содействия участию отечественных туристов, туроператоров и турагентов и их объединений в международных туристских программах; 7) содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках; 8) обеспечения рационального и эффективного использования, учета и защиты туристских ресурсов страны [6]. 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ТУРИЗМА Регулирование развития туризма представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя: - координацию и содействие развитию туризма в глобальном масштабе, которое осуществляется посредством Всемирной туристской организации при участии международных финансовых организаций; - согласованность туристской политики на межгосударственном уровне, которая достигается через региональные туристские организации и специальные органы межгосударственных объединений (например, Европейское Сообщество); - согласованность политики в области туризма на национальном и региональном уровнях, которое осуществляется через специально созданные государственные органы и общественные ассоциации туристских организаций. Систему государственного регулирования развития туризма можно представить следующими компонентами: · Субъекты регулирования; · Государственные органы и общественные организации; · Формирование единой государственной политики регулирования развития туризма; · Методы государственного регулирования; · Инструменты государственного регулирования [4]. В 1989 г. был ликвидирован Госкомтурист СССР, на протяжении многих лет координировавший сферу туризма в нашей стране, и в течение трех лет не было ведомства, ответственного за развитие этой отрасли. В марте 1992 г. было образовано Министерство культуры и туризма РК, которое менее чем через год было разделено на два самостоятельных ведомства: Министерство культуры и Комитет по туризму. Дальнейшая реорганизация аппарата правительства РК привела к тому, что было образовано совмещенное ведомство - Комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму, затем - Комитет физкультуры и туризма. С 9 августа 1994 г стал функционировать Государственный комитет РК по физической культуре и туризму [7]. Деятельность государственных органов, регулирующих туризм в Казахстане, регламентируется Законом Республики Казахстан "О туристской деятельности в Республике Казахстан": Статья 10. Компетенция Правительства Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан: 1) принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области туристской деятельности; 2) утверждает правила лицензирования туристской деятельности и квалификационные требования к туристской деятельности; 3) определяет объекты и территории, запрещенные для посещения туристами; 4) определяет государственную инвестиционную политику в области туристской деятельности; 5) создает государственную систему научного обеспечения в области туристской деятельности. Статья 11. Компетенция уполномоченного органа Уполномоченный орган: 1) осуществляет функции государственного управления в области туристской деятельности; 2) разрабатывает программы развития туристской отрасли в Республике Казахстан; 3) принимает участие в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам туристской деятельности; 4) в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, обобщает практику применения законодательства и вносит предложения по его совершенствованию; 5) проводит исследования туристского рынка, готовит и распространяет информацию о Казахстане и его туристских возможностях на международном туристском рынке и внутри государства; 6) в пределах своей компетенции разрабатывает, заключает и исполняет международные договоры в области туристской деятельности, представляет Казахстан в международных туристских организациях и на международных мероприятиях по туризму; 7) координирует деятельность исполнительных органов, туристских и других организаций независимо от форм собственности в области туристской деятельности; 8) содействует развитию конкуренции на рынке туристских услуг, создает равные условия на нем для всех субъектов туристской деятельности независимо от форм собственности;
Страницы: 1, 2, 3
|