на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Ильменно-Бугровой заповедник
ти и другие особенности экологического туризма не следует рассматривать в отрыве от других составляющих туризма - рекреационной, культурно-познавательной, эстетически- художественной, развлекательной и др. Поэтому обычно под экологическим турами подразумеваются пешие, водные или конные маршруты по экологическим тропам в сопровождении гидов, которые, как правило, являются сотрудниками природных резерватов (Ледовских Е.Ю., Моралева Н.В., Дроздова А.В., 2002).

Россия обладает огромным экотуристским потенциалом, но в силу различных обстоятельств поток туристов на территорию ОПТ не так уж и высок. Для привлечения туристов на территории национальных парков и заповедников необходима не только работа внутри этих территорий (о которой говорилось в предыдущей части), но и интенсивная работа с внешней средой, которая бы воздействовала на экотуристов и мотивировала интерес к природоохранным территориям. К видам такой работы относится реклама, программы экологического образования и просвещения, участие в выставках, семинарах, выступления и публикации в СМИ.

Собственно экологическая или прямая экологическая информация, которую следует включать в определенных (но не чрезмерных) количествах в рекламные материалы, должна быть конкретной, регионально специфичной и опирающейся, насколько это возможно, на официальные источники.

Наряду с прямой экологической информацией для привлечения клиентов и их воспитания необходимо использовать косвенные способы представления экологических сведений. Эффективным инструментом такого рода являются экологические торговые марки и знаки, а также сертификаты, которые могут присуждаться отелям, фирмам, товарам и даже местностям.

Листовки, буклеты, каталоги, путеводители и иная печатная продукция - самый распространенный и привычный тип рекламы. Он может использоваться как на различных выставках, ярмарках, так и непосредственно на территории ОПТ и распространяться при посещении ОПТ (Гуляев В.Г., 2002).

Вместе с тем во всем мире и в определенной степени в России все более заметную роль начинает играть компьютерно-сетевая реклама. В частности ряд эколого-туристских фирм, а также некоторые заповедники и национальные парки уже имеют свои страницы в сети Интернет.

Несколько слов следует сказать о наружной рекламе, применяемой в национальных парках. На территории парков находятся торговые учреждения, турбазы и кемпинги, нередко музеи. Вот их и следует рекламировать средствами наружной рекламы, особенно если они принадлежат парку или сотрудничают с ним (Годфри Х., Кеннет М., 2000).

Многие заповедники и национальные парки уже активно используют вышеперечисленные способы мотивации интереса туристов к данным территориям.

Итак, проблема экологического туризма состоит в том, что на пути использования огромного экотуристского потенциала природных территорий сегодня стоит немало трудностей различного характера. Они сдерживают развитие экологического туризма на ОПТ не только по причине неотрегулированности их нормативно-правовой базы, но и по причине отсутствия достоверных представлений об их пропускном туристском потенциале. Поэтому для того, чтобы успешно развивать экологический туризм, нужно наиболее эффективно использовать для этого существующий экотуристский потенциал природных территорий на основе знания их возможностей (Яковлев Г.А., 2003).

Для обеспечения развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях необходимо проводить следующие мероприятия:

- создавать инфраструктуру для обеспечения сервисного обслуживания посетителей, в том числе путем привлечения сторонних инвесторов;

- создать систему материальных стимулов для руководителей и специалистов, эффективно работающих в области развития экотуризма;

- разработать комплекс экскурсионных программ для различных категорий посетителей;

- обеспечить обустройство экологических троп и маршрутов, разработать и внедрить систему их сертификации;

- создавать новые и модернизировать существующие музеи природы и информационные центры на особо охраняемых природных территориях;

- разрабатывать и реализовывать, с учетом международного опыта, программы и проекты, направленные на обеспечение демонстрации посетителям диких животных в природных условиях, в том числе увеличивая их численность до естественной емкости угодий;

- содействовать развитию сопутствующего туризму малого бизнеса;

- развивать рекламно-информационное обеспечение, маркетинг и продвижение туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках;

- создать справочно-информационную систему по природным и историко-культурным достопримечательностям, маршрутам и турам, сервисному обеспечению туризма, а также единый базовый пакет соответствующих информационно- рекламных материалов;

- содействовать налаживанию партнерских связей заповедников, национальных и природных парков с российскими и зарубежными экотуристическими компаниями и другими организациями, заинтересованными в развитии познавательного туризма (Ледовских Е.Ю., Моралева Н.В., Дроздова А.В., 2002).

1.2. Состояние туризма в Астраханской области

Астраханская область занимает северо-западную часть Прикаспийской низменности, Волго-Ахтубинскую пойму и дельту реки Волги. Граничит на западе с республикой Калмыкия - Хальмг - Тангч, на севере - с Волгоградской областью, на востоке - с республикой Казахстан, с юга омывается водами Каспийского моря. Область расположена между 45 и 49 градусами северной широты в поясе резко континентального засушливого климата. Преобладающий тип рельефа - равнинный, характерны соляно - купольные поднятия Прикаспийской низменности, почвы светло-каштановые, бурые с разной степенью засолённости (Басанец Л.П., 2002).

Астраханская область расположена в двух природных зонах - полупустыне и пустыне. Лесов в Астраханской области мало. Они расположены главным образом в пойме и дельте реки Волги.

Животный мир области довольно разнообразен. Из парнокопытных обитают степная антилопа или сайгак и кабан. Много наземных хищников: волк, лисица, корсак, речная выдра, хорёк и енотовидная собака. В северной части Каспийского моря обитают тюлени. Дельта Волги является богатейшим гнездовьем птиц в нашей стране: гуси и утки, чайки и крачки, колпицы и каравайка, цапли и пеликаны, болотные луни, совы, орланы, кукушки и сороки, фазаны и кваква, выпь.

Территория области - 49024 кв. км (0,3% территории Российской Федерации). В области 6 городов. Наиболее крупные города: областной центр г.Астрахань и г.Ахтубинск.

В Астрахани, городе разных народов, сплелось множество культур и архитектурных стилей. История города и его облик составляют неразрывное целое, и в современной Астрахани легко угадываются очертания прошлых времён.

Сегодня Астрахань, став южным форпостом России, входит в состав Международной Ассамблеи Столиц и крупных городов стран Содружества Независимых Государств (Зелетдинова Э.А., 2005).

Астраханская область является стратегически важным транспортным узлом, где пересекаются Каспийские морские и Волжские речные пути с железнодорожными магистралями и автомобильными трассами России. Астраханский транспортный узел расположен на кратчайшем пути, связывающим Европу через Россию со странами Западной и Средней Азии, Индией и Пакистаном, странами Индийского океана. Астраханская часть Приволжской железной дороги связывает Астрахань с другими областными центрами России и Северным Кавказом. Большое значение в транспортной инфраструктуре при этом имеют автомобильные трассы - Астрахань-Москва, Астрахань-Элиста, Астрахань-Махачкала и Астрахань-Красный Яр - Атырау.

Туризм в современном мире рассматривается как социально-экономическое явление, оказывающее прямое и опосредованное влияние на развитие всей связанной с ним инфраструктуры. В то же время туризм на международном уровне признан в качестве наиболее перспективной сферы деятельности, имеющей большое значение не только в плане экономического роста, валютных поступлений и увеличения занятости, но также для укрепления мира и развития международного сотрудничества.

По данным Ростуризма, Россия заключила межправительственные соглашения о сотрудничестве в области туризма более чем с 50 странами мира (по данным Роснедвижимости на 1.01.2007 г.).

Активное развитие туризма сегодня - это не только общемировая, но и российская тенденция. С недавнего времени и в Астраханской области туризм рассматривается как один из ведущих и наиболее перспективных секторов региональной экономики. Признаётся его особая роль в социально-экономическом развитии территорий, вклад в создание новых рабочих мест в секторе услуг и благоприятное воздействие на социальную сферу области.

В 2006 году по всем каналам реализации оказано населению области туристских и санаторно-оздоровительных услуг на сумму 450356,6 тыс. рублей, что составило 3,4% в общем объёме платных услуг, в 2005 году на 406800,3 тыс. рублей и 3,7%.

Санаторно-оздоровительных услуг оказано за 2006 год на 311513,1 тыс. рублей (78,5% к 2005 году), в 2005 году на 327365,8 тыс. рублей (94,0% к 2004 году).

Туристские услуги за год составили 138843,5 тыс. рублей или 150,6% к 2005 году (в 2005 году - 79434,5 тыс. рублей и 132,8%). В общем объёме платных услуг по области на долю туристских услуг приходилось 1,1%.

Туристские фирмы. Одной из составляющих туристской индустрии является деятельность туристских фирм, занимающихся формированием, продвижением, продажей турпродукта - туров. Данные о деятельности туристских фирм характеризуют размеры организованного туризма, то есть путешествия лиц, воспользовавшихся услугами турфирм. В 2006 году в области действовало 46 туристских фирм (в 2005г. - 37), из них 28 находятся в г. Астрахани, 6 - в Камызякском, 4 - в Лиманском, по 3 турфирмы - в Володарском и Харабалинском районах, и по одной - в Енотаевском и Приволжском районах. Все турфирмы, кроме одной, частной формы собственности. Из общего количества обследованных организаций - 29 вели туроператорскую деятельность, т.е. занимались подбором и комбинированием туристских услуг, в совокупности своей образующих тур, 17 фирм действовали как турагенты, т.е. занимались реализацией туров населению. Результаты обследования турфирм показали, что 19 организаций работали круглый год, 27 - функционировали неполный год. В основном туристские фирмы представляют организации малого бизнеса - 36 организаций, и по численности на их долю приходится 86,1% работающих (415 человек). В общем количестве малых предприятий области они составляют всего 0,8%. Кроме малых организаций в сфере туризма работали 9 индивидуальных предпринимателей - туроператоров.

Предлагаемые турфирмами услуги: экскурсия по городу - Кремль, Лебединое озеро, ботанический сад, Краеведческий музей и др.; экскурсия на гору Богдо и солёное озеро Баскунчак, посещение пещер; экскурсии на раскопки Города Сарай - бату; речные прогулки на комфортабельных теплоходах, прогулки на взморье на быстроходном катере; подводное плаванье и подводная охота с предоставлением снаряжения для подводного плаванья; охота и рыбалка. Турфирмы организуют экскурсии на лотосовые поля. Также турфирмами были организованы выезды туристов в другие регионы Российской Федерации и зарубежные страны.

Таблица 1

Динамика основных показателей деятельности турфирм

2000г.

2002г.

2004г.

2005г.

2006г.

Число турфирм (на конец года), единиц

15

21

29

37

46

Средняя численность работников, включая внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, человек

217

256

319

326

482

Выручка от оказания туристских услуг, тыс. рублей

20826,0

20488,9

48429,6

67342,8

121410,6

Из общей численности работников (включая внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) в 2006 году численность основного персонала обследованных турфирм составила 462 человека, из них 138 человек имеют высшее, среднее или дополнительное туробразование. Кадровая структура обследованных турфирм сложилась следующим образом: из 46 турфирм - 34 с численностью до 10 человек и 12 - свыше 10 человек.

В 2006 году турфирмы отчислили в бюджет и во внебюджетные фонды 10566,0 тыс. рублей обязательных платежей.

По сравнению с 2005 годом выручка от реализации туристских услуг увеличилась на 80,3% и составила 121410,6 тыс. рублей.

Объём посреднических туристских услуг, измеренный суммой комиссионных вознаграждений турагентам, сложился в сумме 27580,8 тыс. рублей.

У турфирм, занимающихся формированием, продвижением и продажей туров (туроператоров), расходы по приобретению прав на услуги сторонних организаций составляют около 14% или 12683,6 тыс. рублей.

В 2006 году из общего числа обслуженных турфирмами туристов 20033 составили однодневные посетители - экскурсанты (без ночёвки в месте посещения), из них 1475 человек - иностранные граждане. Услугами турфирм для более продолжительной поездки воспользовалось 16309 туристов, из них 2,1% составили иностранные граждане.

За 2006 год турфирмами было продано 11108 путёвок, из них 11077 непосредственно населению (в 2005г. - 8315), на общую сумму 154244,4 тыс. рублей (на 84,3% больше, чем в 2005 году). В области основная часть путёвок (97,3%) приобретена гражданами России, из них 82,9% для путешествий по территории России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.