на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Использование тренажеров в технической и физической подготовке начинающих волейболистов
редставляет интерес использование светолидирующего устройства, которое состоит из пульта управления и собственно лидера в виде движущегося светового пятна. Устройство позволяет управлять темпом бега, создаёт оптимальные условия для адаптации организма к тренировочным нагрузкам, обеспечивает высокую точность в работе. Изменение скорости движения лидера осуществляется с пульта управления в диапазоне от 2 до 13,3 м/с., что даёт возможность для его применения в тренировке бегунов, велосипедистов, лыжников, конькобежцев (Д.С.Глейберман, С.Н.Фокин, Э.М.Логинов, 1973).

В последние годы среди технических средств, применяемых в обучении и тренировке спортсменов, появились приборы, основанные на способах стимуляционного воздействия на мышцы. Так, например, электростимуляция может применяться как для развития физических качеств, так и для коррекции техники движений. Интерес к электростимуляции мышц здоровых людей возник сравнительно недавно в связи с повышением требований к подготовленности спортсменов, поиском нетрадиционных средств оптимизации и интенсификации тренировочного процесса.

Профессор Я.М.Коц отмечает следующие преимущества электростимуляции:

Ф возможность избирательной тренировки наиболее важных мышц и мышечных групп;

Ф способность к активации всего сократительного аппарата мышц. Вызванное максимальное сокращение может быть более сильным, удерживаться дольше и повторяться большее количество раз, чем при произвольном максимальном усилии;

Ф возможность вовлекать в работу в первую очередь большие группы двигательных мышц, с трудом тренирующиеся обычными средствами

Ф большой диапазон частот, позволяющий избежать замедления скорости и сокращения мышц.

Исследования, проводимые в Белорусском государственном институте физической культуры под руководством В.Т.Назарова, показывают высокую эффективность внедрения в тренировочный процесс технических средств, основанных на механическом стимулировании мышц. Этот метод основан на теоретических и экспериментальных исследованиях в области статистической и волновой биомеханики. В данном случае используется явление биомеханического резонанса, при котором происходит возрастание амплитуды в двигательных звеньях при внешних периодических механических воздействиях с определённой частотой. Положительной особенностью метода механического стимулирования мышц является то, что стимуляция может производиться в условиях соревновательных упражнений.

Результаты исследований, проведённых профессором И.П.Ратовым с сотрудниками, продемонстрировали высокую эффективность применения комплексных тренажёрных стендов в процессе подготовки спортсменов различных специализаций. Они показали, что только в условиях тренажёрного стенда можно уверенно и без ошибок воспроизвести соревновательный режим и в ходе его выполнения добиться практически полной реализации двигательных возможностей спортсмена, т.е. искусственно создать уникальную ситуацию рекордного выполнения задания. Именно в связи с уникальностью подобной ситуации всего нескольких воспроизведений рекордного режима (не более десяти попыток) достаточно для того, чтобы спортсмен закрепил в своём сознании и в самой системе движений ритмико-скоростную структуру отрабатываемого соревновательного режима. Однако эта структура нуждается в подкреплении как самим воспроизведением режима, так и процедурами психической настройки на его мысленное выполнение.

Многие исследователи подчёркивают, что одним из самых эффективных средств специальной физической подготовки спортсменов, развивающим и совершенствующим наиболее необходимые качества и навыки, является само соревновательное упражнение. Вместе с тем, как показывает спортивная практика, удельный вес выполнения основного спортивного упражнения в полную силу в тренировочном процессе спортсменов относительно небольшой. И это вполне закономерно, так как выполнение с максимальной интенсивностью соревновательного упражнения связано с большими затратами физической и нервной энергии.

Одним из средств решения данной проблемы может быть применение в тренировке спортсменов специальных тренажёрных устройств, позволяющих моделировать различные режимы работы мышц в условиях, близких к специфической структуре основного спортивного упражнения.

Характерной чертой современной методики спортивной тренировки является единство аналитического и синтетического подхода. Это значит, что необходимо не только совокупно совершенствовать все те качества, от которых зависит результат спортсмена, но и воздействовать на них избирательно.

Именно в этом отношении интересны и перспективны упражнения локального характера на специальных тренажёрах для повышения функциональных возможностей относительно слабых мышечных групп, не получающих достаточной нагрузки в процессе обычной тренировки, но необходимых для сохранения межмышечных соотношений при повышении спортивного мастерства спринтеров [15, с.4]

Следует также отметить и то обстоятельство, что, согласно исследованиям А.И.Кузнецова (1967), при направленных мышечных нагрузках локального характера частота сердечных сокращений меньше, а время расслабления сердечной мышцы больше, чем при той же нагрузке общего характера. При локальной мышечной нагрузке были отмечены более высокие показатели уровня насыщения крови кислородом и электроактивности мышц. Это свидетельствует о возможности повысить интенсивность тренировочного процесса путём целенаправленного применения большого количества упражнений локального и регионального характера на различных тренажёрах.

Многочисленные исследования, проведённые под руководством проф. И.П.Ратова в лаборатории биомеханики ВНИИФКа, результаты исследований в лёгкой атлетике, а также опыт применения различных тренажёрных устройств в других видах спорта свидетельствуют о том, что это направление является одним из прогрессивных в совершенствовании методики развития специальных физических качеств спортсменов и их технического мастерства. Причём значение тренажёрных устройств и других технических средств с ростом спортивного мастерства должно повышаться. Это связано с большей специализацией тренировочного процесса.

Роль применения тренажёров в спорте не ограничивается тем, что они повышают эффективность учебно-тренировочного процесса благодаря направленным и управляемым физическим нагрузкам. Так, например, технические средства обучения в спортивных играх обеспечивают ускоренное совершенствование двигательного навыка, способствуют снижению травматизма и психического напряжения, повышают активность спортсменов. Размещение тренажёров в помещении позволяет уменьшить переохлаждение организма, которому систематически подвергаются конькобежцы, пловцы, фигуристы, лыжники, хоккеисты и др. Кроме того, после простудных заболеваний появляется возможность возобновлять тренировки при комнатной температуре, упражняясь на тренажёрах.

В некоторых видах спорта отрицательное влияние на здоровье оказывают различные химические вещества, имеющиеся в стрелковых тирах, плавательных бассейнах, на автодорогах и др., а также травмирующее влияние шума от выстрелов, работы моторов, падающих спортивных снарядов и т.д. Уменьшить это влияние позволяет осуществление части учебно-тренировочного процесса на тренажёрах и тренировочных устройствах.

Необходимость в некоторых видах спорта надевать плотно облегающую одежду из синтетической ткани приводит к перегреву организма. Тренажёры дают возможность обходиться без такой одежды, что даёт чувство свободы и достаточной аэрации тела

Для эффективного построения учебно-тренировочного процесса в системе многолетней подготовки волейболистов необходимо определенное материально-техническое оснащение процесса подготовки.

Материально-технические средства по целевому назначению можно разделить на три группы:

-демонстрационная аппаратура;

-регистрационная аппаратура;

-оборудование, инвентарь, тренажеры.

Демонстрационная аппаратура - это кинопроектор, макеты, видеомагнитофон, плакаты (для изучения рациональной техники, для зрительного анализа и восприятия собственных действий).

Регистрационная аппаратура - это секундомеры, прыгомеры, радил-телеметрические приборы, фотофинишная установка для измерения сдвигов в развитии навыков, качеств, функционального состояния и др. Использование технических средств срочной информации дает весьма ощутимый эффект в ускорении процесса обучения и совершенствования.

Применение тренажеров позволяет значительно расширить круг средств специальной физической, технической и тактической подготовки спортсменов.

Практика применения тренажерных устройств говорит о том, что к числу наиболее эффективных обучающих устройств относятся те, которые создают и моделируют условия, близкие к соревновательной деятельности спортсмена, обладают высокой надежностью и безотказностью в работе, обеспечивают получение информации о результатах своих действий, позволяют широко использовать индивидуальную, поточную, круговую форму организации занятий и дают возможность комплексного развития отдельных видов подготовки. Так, тренажерные устройства помогают овладеть отдельными фазами ударного движения (при нападающем ударе, подаче), другие способствуют объединению отдельных частей приема в целостный двигательный акт.

На стадии совершенствования технических приемов обучающие устройства (тренажеры) применяют для индивидуализированной тренировки с учетом индивидуальных особенностей и избранной игровой функции.

Тренажерные устройства и тренировочные приспособления незаменимы при развитии физических качеств в единстве с совершенствованием техники.

Большие перспективы открываются для применения обучающих устройств в процессе тактической подготовки.

По своей целевой направленности тренажеры и различные устройства можно разделить на следующие виды:

1. Тренажеры для обучения технике игры и е совершенствования.

2. Тренажеры для тактической подготовки.

3. Тренажеры для развития специальных физических качеств (в дальнейшем в единстве с совершенствованием техники игры).

4. Тренажеры для оценки уровня подготовленности [1, с.78].

1.5 Тренажёры и тренировочные устройства

в технической и физической подготовке волейболистов

Физическая подготовка спортсмена составляет основу спортивной тренировки. В её процессе осуществляется развитие основных двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка направлена на гармоническое развитие спортсмена: повышение функциональных возможностей органов и систем организма, улучшение координационных способностей, совершенствование физических качеств, двигательных навыков и умений. Чтобы достигнуть этого, необходимо систематическое воздействие на организм с помощью общеразвивающих упражнений и специальных упражнений из различных видов спорта.

Специальная физическая подготовка направлена на развитие тех функциональных возможностей организма, от развития которых зависят достижения в данном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки спортсмена служат соревновательные для данного вида спорта упражнения и специально-подготовительные упражнения, которые разрабатываются на их основе.

В настоящее время тренировочные устройства и тренажёры успешно применяются как в общей, так и в специальной физической подготовке спортсменов.

Значительное увеличение объёмов и интенсивности тренировочных нагрузок отрицательно воздействует на организм спортсменов. Влияние отрицательных факторов можно снизить, осуществляя значительную часть учебно-тренировочного процесса при помощи тренажёрных устройств, которые разнообразят занятия, повышают их эмоциональность.

Выполнение упражнений на тренировочных устройствах и тренажёрах позволяет, с одной стороны, сохранить высокую степень сопряжённости с основным соревновательным движением, а с другой - избирательно воздействовать на развитие необходимых физических качеств.

В настоящее время чаще используются специальные тренажёры, реже - серии тренировочных устройств. При этом серии обычно используются в качестве подсобных снарядов, применение их является эпизодическим и не оказывает существенного влияния на организацию и проведение учебно-тренировочного процесса.

Вместе с тем специальные исследования (В.Г.Герасименко с соавт., 1975-1980) показали, что комплекс тренажёров, состоящий из 40 устройств разнообразных конструкций, объединённых в единую взаимосвязанную систему, позволяет достигать эффекта, который невозможно получить от отдельно взятых устройств. На том комплексе возможна как индивидуальная, так и групповая тренировка в течение длительного времени (в зависимости от поставленных задач).

Для развития физических качеств спортсмены проводят большую по объёму и интенсивности тренировочную работу. Нагрузка на организм при такой работе очень велика, но её результаты не всегда бывают пропорциональны затраченным усилиям. Эффект тренировочных занятий во многом определяется видом и характером выполняемых упражнений.

Физические упражнения как средство тренировки делается на три группы: общеподготовительные (неспецифические), специально-подготовительные (специфические) и основные соревновательные (специальные)

Круг общеподготовительных упражнений практически не ограничен, однако при их подборе нужно, чтобы комплекс отражал особенности спортивной специализации [8, с.89].

Специально-подготовительные упражнения применяются для направленного и диффиренцированного воздействия на развитие двигательных качеств и навыков необходимых спортсмену для достижения успеха в своём виде спорта. В зависимости от преимущественной направленности специально-подготовительные упражнения подразделяются на развивающие (направленные в основном на развитие физических ачеств) и на подводящие (способствующие главным образом освоению формы, техники движений).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.