на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
История развития спортивной гимнастики
p align="left">Физическая культура феодалов не ограничивалась одними рыцарскими турнирами. Возвращавшиеся из крестовых походов рыцари распространили по всей Европе конное поло. Наряду с многодневной охотой при дворах сюзеренов и в окрестностях замков часто организовывали состязания по прыжкам, бегу, борьбе и метанию.

Во время второго расцвета рыцарства в XV веке, наряду с чинными хороводами, все большую популярность завоевывал заимствованный у народа парный танец с притопами и прыжками, который получил окончательное закрепление в практике трубадуров. Противоположные пары двух форм движений, медленное-быстрое, парное-раздельное, шагом с прыжками, послужили также образцом для основ европейского парного танца.

Во второй половине средних веков были созданы также условия для возрождения школьного физического воспитания.

Большой и разнообразный опыт был накоплен относительно использования системы движений в области физической культуры. Большинство гимнастических упражнений освободилось от той первичной роли, которую они играли в военной подготовке.

Например, фехтование существовало не только как средство обезвреживания противника, но и как зрелище, во время которого демонстрировались приемы, олицетворявшие победу над противником. Не случайно из учебников фехтования постепенно исчезало изображение пронзенного тела и стекающей крови.

Города все более приспосабливали состязания по борьбе, метанию, соревнования наездников и игры в мяч к своему облику и подчиняли их правилам. Они открывали простор для развития личности и тем самым для зарождения в спорте нового течения, базирующегося на достижении высоких результатов.

Однако физическая культура в своем развитии должна была пройти очень длинный, полный неожиданных спадов и трудностей путь от развлекательного времяпрепровождения в эпоху Ренессанса до организованного и сознательного участия в соревнованиях, от простейших подвижных игр до целенаправленных командных состязаний и институированного физического воспитания.

Таким образом, главные течения эпохи Реформации отчасти способствовали дальнейшей гуманизации физической культуры, однако они не были созвучны генеральному направлению ее развития. Наиболее видные представители реформизма признавали роль физической культуры, которую она играла в борьбе против «инертности», в области военной подготовки, ее оздоровительную роль.

Однако у большинства из них физкультура ассоциировалась с лишенной всякого смысла, сопровождавшейся распутством охотой, бассейнами, часто выполнявшими роль публичных домов, маниакальным стремлением к дуэлям, с толпой, гоняющейся за мячом и вытаптывающей посевы, и потому они выступали против нее.

Как занятия, побуждающие к разврату, были запрещены футбол, плавание и даже ванные, располагавшие к истоме. С развитием физической культуры в более длительной перспективе они были связаны постольку, поскольку в значительной мере способствовали ликвидации монашеских заведений, исповедовавших идею об истязании тела, а с другой стороны, способствовали созданию системы физического воспитания в школах и обоснованию теории физического воспитания в буржуазном понимании этого слова.

3.2 Развитие гимнастики в средневековой Азии

У наиболее развитых народов средневековой Азии - Индия, Китай, элементы феодального общества возникли раньше, чем в Европе, и отличались от европейских, но развивались медленнее и с гораздо меньшими потрясенями. Здесь не отбросили, а преобразовали институты, систему движений и идеалы физической культуры древности.

Сила традиций обеспечила постепенный и плавный характер изменений. В отличие от христианства религии, завоевавшие здесь господство, не стали противниками физической культуры. Они активно влияли на ее практические системы.

По иному шло развитие физической культуры этого периода в странах Азии. Историографы спорта или преуменьшают, или мистифицируют физическую культуру азиатских народов. Они не признают того, что среди различных форм развития физической культуры, отличающихся от европейской, ее рациональная сущность выполняла роль общественного саморегулирования.

В Азии эпохи средних веков действительно не существовало культа достижений в нынешнем понимании этого слова. То, что в современном спорте происходит в рамках одного чемпионата, в ту пору выливалось в продолжительные ритуальные торжества.

Если оставить в стороне мистифицированные течения, господствовавшие в Индии, рациональная сущность азиатской физической культуры легко поддается конкретному анализу. Державшаяся в секрете система физической подготовки, обеспечивавшая власть самураев, имела точно такую же общественную ценность, как и упражнения, применявшиеся в персидских «цитаделях», или же игры с преследованием у степных народов, имитировавшие похищения женщины или животного.

В стрельбе из лука на полном скаку они состязались для того, чтобы в аналогичной боевой обстановке - спереди, сбоку и развернувшись назад, уметь точно поразить цель. А в ходе состязаний с арканом или поясной борьбы учились тому, чтобы не только уметь заарканить животное, но и в случае необходимости твердой рукой стащить с седла спасающегося бегством противника.

Неизменной принадлежностью празднеств народов Центральной Азии по случаю победы, торжества или сезонных праздников считались конные игры. Предания и путевые записки повествуют о народных героях, одержавших победу на боевых жеребцах в турнирах по преследованию и вооруженных поединках.

Игры конного поло «цхен-бурти» и «човган», устраиваемые при дворах владык, были отображены в эпосах таких известных поэтов, как грузинский Шота Руставели, вторая половина XII века, и узбекский Алишер Навои 1441-1501.

Многочисленные эпиграфические памятники XI-XIV веков в Узбекистане и Таджикистане упоминают конные салки «киз-куу» - «догони девушку», которые происходят из племенных традиций похищения невесты. Наиболее выразительную форму соревнований, символизирующих похищение животных, сохранила игра афганских пастухов «вуз-кешхи» - перетягивание козы или теленка. Общераспространенная охота с облавой считалась испытанием на ловкость и выдержку при военной подготовке. В кругах знати большой популярностью пользовалась также соколиная охота.

Тот факт, что в развитии гимнастики средневековой Азии не могли сформироваться основы современного с точки зрения европейского понимания этого слова спорта, связанного со стремлением к достижениям и рекордам, это объяснялось не «особенностями психического склада» арабов, индийцев и китайцев, как это утверждают спортивные историографы, а социально-экономическими условиями, которые уже упоминались ранее. Потребовался чрезвычайно длительный период времени для того, чтобы простое натуральное крестьянское хозяйство стало производить товарную продукцию.

В результате подавляющее большинство населения здесь в период между XVI и XIX столетиями и вследствие усиливающейся эксплуатации и ростовщичества обнищало значительно скорее, чем на западе в эпоху первоначального накопления капитала. Все новые и новые набеги кочевников, роскошь господствующих классов, а в более поздний период грабительская политика колонизаторов отбросили назад не только развитие экономической жизни, но и нормальный процесс развития физической культуры, который соответствовал бы более высокой ступени цивилизации.

Развитие гимнастики не остановилось вместе с уходом с исторической арены античности, с ее культом красоты и гармонично развитого физического тела. И хотя последующие столетья Средневековья были пропитаны христианскими ценностями, малопитательными для физического тела, тем не менее, развитие физической культуры не остановилось. Оно приобрело новые акценты и было вызвано новыми условиями, прежде всего - изменившимися условиями ведения войны.

Именно ратный труд и принял на себя эстафету поддержания и развития физической культуры. Тяжелые доспехи, усложнившееся вооружение - все это требовало силы мышц и крепости костей. Физическая культура на время потеряла компонент красоты, ловкости и гармоничности, но приобрела больше силы и мощи.

Развитие физической культуры в странах Азии не поверглось такому резкому изменению, как в Европе. В Азии эпохи средних веков не существовало культа достижений в нынешнем понимании этого слова, но то, что в современном спорте происходит в рамках одного чемпионата, в ту пору выливалось в продолжительные ритуальные торжества.

Рациональная сущность азиатской физической культуры легко поддается конкретному анализу. Она была вызвана практическими условиями жизни; ритуальные игры с элементами физической культуры и спорта, были призваны развивать вполне определенные движения и навыки - конской ли езды, стрельбы ли из лука или боевого единоборства.

4. Гимнастика в Эпоху Возрождения

Возрождение - это целая эпоха в идейном и культурном развитии ряда стран Западной и Центральной, а также Восточной Европы. Приняты следующие хронологические рамки эпохи: Италия - XIV-XVI вв., в других странах - XV-XVII вв.

С точки зрения истории физической культуры и спорта эпоха Возрождения замечательна тем, что в ее условиях оформился интерес к организованной системе физической подготовки в педагогике. Наиболее известными пионерами физического воспитания в Италии стали Пьетро Паоло Верджерио, Гварино де Верона, Витторино да Фельтре. Мысли о физическом воспитании излагали итальянцы Энеа Сильвио Пикколомини, Мефео Верджио, Джакопо Садолетти, Иероним Меркуриалис, Томмазо Кампанелла.

Созвучные идеи об элементах физической культуры высказывали представители западноевропейского Возрождения Эразм Роттердамский, Хуан Луис Вивес, Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Иохим Камерариус.

Л. Кун отмечает следующие общие черты их идей:

а) они отвергали отношение к телу как к тюрьме души;

б) в их теории и практике воспитания наряду с бегом, фехтованием, верховой ездой, борьбой, метанием копья, плаванием и пешими походами отводилось место различным играм (лапта, кегли и др.) и танцам;

в) они воскресили и распространяли опыт методик физического воспитания древности;

г) под влиянием их деятельности в педагогике оформились эстетический идеал гармонично развитого человека и роль физического воспитания как средства охраны здоровья;

д) они пришли к пониманию необходимости использования в физической

подготовке силы и средств природы и удовольствия, которое доставляют эти занятия благодаря эстетическим впечатлениям;

е) они признали взаимосвязь между физическими и духовными усилиями человека;

ж) …они впервые обратили внимание на особенности различных возрастов в жизни человека, а также … на необходимость компенсировать вредное влияние на здоровье некоторых профессий».

Также Л. Кун определяет общие недостатки их идей:

- они подразделяли игры на достойные и недостойные свободных граждан,

исходя не из действия этих игр, а из традиций;

- они пренебрежительно относились к физической культуре женщин;

- большинство из них считали грехом состязания между детьми.

В целом пионеры физического воспитания эпохи Возрождения своей деятельностью создали предпосылки для того, чтобы элементы физической культуры вошли в содержание педагогики.

5. Гимнастика в Новое время

Новое время (XVIII - начало XIX в.) характеризуется быстрым развитием наук, культуры, промышленного производства, борьбой буржуазии за власть. В этих условиях идеологи буржуазии выступали против всех феодальных устоев. «Религия, понимание природы, общество, государственный строй - все было подвергнуто самой беспощадной критике…», - писал К. Маркс.

Гуманисты предлагали установить новую систему всестороннего воспитания юношества, чтобы освободить его от старых феодальных традиций и догм. Большое внимание уделялось физическому воспитанию путем использования гимнастических упражнений. Развивались идеи Я.А. Коменского и Д. Локка о соотношении чувственного и умственного познания окружающего мира, необходимости развития функций органов чувств, закаливания, физической подготовки детей и юношества. В этот период наиболее сильное влияние на развитие гимнастики оказали Руссо и Песталоцци.

Жан Жак Руссо (1712-1778), идеолог революционной мелкобуржуазной демократии, считал, что при подготовке ребенка к жизни надо приучать его к испытаниям, закаливать тело, чтобы оно могло противостоять непогоде, голоду, жажде, усталости. Руссо, как и Локк, особое внимание обращал на необходимость развития функций органов чувств, приобретение ребенком, юношей Двигательного, эмоционально-волевого и нравственного опыта. Руссо писал: «Итак, если вы хотите воспитать ум вашего ученика,

воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным, чтобы сделать умным и рассудительным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму… Крайне плачевное заблуждение воображать, что телесные упражнения вредят работе ума: как будто эти две деятельности не должны идти рука об руку и как будто одна не должна направлять другую»1.

Физическое воспитание, по убеждению Руссо, является основой умственного, трудового и нравственного воспитания. Средством решения воспитательных задач Руссо считал гимнастические упражнения, бег, метания, прыжки, игры, прогулки и др. Для повышения заинтересованности и активности детей в развитии их двигательных способностей он предлагал использовать соревновательный метод.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) всю свою жизнь посвятил обучению и воспитанию детей простого народа. Он рекомендовал развивать у них двигательные, умственные, нравственные (человеческое достоинство, трудолюбие, добросовестность, волю и др.) способности; формировать умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, сельском хозяйстве, ремесленном и промышленном производстве. Ведущая роль отводилась физическому воспитанию. Оно начиналось с «естественной домашней гимнастики», когда мать помогает ребенку в его самых первых самостоятельных движениях, продолжается в подвижных и народных играх, забавах, в занятиях элементарной (суставной) гимнастикой и завершается овладением трудовыми процессами.

Чтобы обучение детей сделать доступным и понятным, Песталоцци предлагал все отрасли знания свести к основным, простым и ясным элементам. Важным элементом человеческого тела он считал сустав. Поэтому, рассуждал Песталоцци, детей надо начинать учить движениям, развивающим пластичность и гибкость каждого отдельного сустава, далее постепенно усложнять упражнения движениями, при которых задействованы одновременно два-три сустава и более, и завершать обучение, предлагая ребенку выполнить сложный комплекс упражнений. Фактически это была система развития координации движений. Гимнастические упражнения должны были выполняться сознательно, а не подражательно. На базе элементарной гимнастики рекомендовалось проводить особую «индустриальную гимнастику».

Во взглядах Песталоцци на нравственное и физическое воспитание заложены основы системы физической подготовки с профессиональной направленностью. В то же время его взгляды следует считать ограниченными в силу того, что человека, его организм, окружающую действительность он представлял как сумму независимых друг от друга явлений, не видя между ними тесной диалектической связи.

Таким образом, в Новое время гимнастика получает дальнейший толчок к развитию под влиянием более прогрессивного капиталистического способа производства, развития наук (в том числе и наук о человеке), культуры, повышения боеспособности армий в связи с необходимостью ведения войн.

6. История спортивной гимнастики на Беларуси

На Беларуси спортивная гимнастика развивается с 1920. Занятия гимнастикой с 1889 включались в учебные программы учительских семинарий (г. Молодечно, Несвиж, Полоцк, Свислочь); как элемент общефизической подготовки - в школьные программы. В 1909 в г. Гродно образовано гимнастическое общество «Сокол». В 1910-14 в г. Вильня, Гродно, Могилев, Слуцк и др. проходили гимнастические праздники учащейся молодежи. На начало 1914 насчитывалось 50 спортивных организаций. В 1920-21 в отделах Всеобуча проходили занятия по гимнастике на отдельных снарядах. Первенство Беларуси по спортивной гимнастике впервые проведено в 1927 (среди мужчин). I Всебелорусский зимний гимнастический праздник состоялся в 1933. Наиболее интенсивно спортивная гимнастика развивается с начала 1950-х. В 1960-х сформировалась белорусская женская гимнастическая школа (тренеры В.Д. Дмитриев, Р.И. Кныш и др.) которая повлияла на развитие спортивной гимнастики в СССР и других странах. Затем сформировалась и мужская сборная гимнастическая школа (тренеры Р.С, Ваткин, В.В. Дойлидов и др.). На Беларуси проводились крупнейшие международные турниры по спортивной гимнастике, в том числе и чемпионат Европы (1971). С 1995 проводится международный турнир памяти Т. Лазакович (г. Витебск). С 1999 в Минске проводился открытый Кубок Беларуси памяти Р. Ваткина. С 2000 проводится международный турнир на призы С. Баитовой (г. Могилев). Мужская сборная команда Беларуси - чемпион мира (2001, Бельгия), серебряный призер чемпионата мира (1997, Швейцария), бронзовый призер (1999, Китай); чемпион Европы (1994), бронзовый призер (1996, Дания).

Среди белорусских гимнасток наиболее известны Т. Аржанникова, С. Баитова, С. Богинская, Е. Волчецкая, Н. Ким, В. Корбут, А. Кошель, Т. Лазакович, Л. Петрик, Е. Пискун, Е. Полевая; среди мужчин - Ю. Балабанов, В. Волынчук, И. Иванков, А. Кан, Д. Касперович, А. Кружилов, А. Малеев, Н. Милигуло, И. Павловский, В. Рудницкий, Д. Савенков, А. Синкевич, А. Тумилович, А. Шостак, В. Щербо, В. Щукин и др.

Соревнования по спортивной гимнастике

Статистика выступлений сборной по спортивной гимнастике на летних Олимпийский играх: 2008 в Пекине, 2004 в Афинах, 2000 в Сиднее, 1996 в Атланте, 1992 в Барселоне, 1988 в Сеуле, 1980 в Москве, 1976 в Монреале, 1972 в Мюнхене, 1968 в Мехико, 1964 в Токио, 1960 в Риме.

Женская национальная сборной команды Беларуси не примет участия в Олимпийских играх (2012). В квалификационных соревнованиях на чемпионате мира в голландском Роттердаме сборная сумела занять лишь 25 место, не сумели пробиться в число 24 лучших команд первенства планеты, которые через год на следующем чемпионате мира в Японии должны были соревноваться за 12 командных путевок на Олимпиаду. Лучшие результаты на олимпиаде в составе сборной показала Алина Сотникова.

Список используемых литературных источников

1. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. - М., «Радуга» 1982.

2. Столбов В.В. История физической культуры: Учебник. - М., Просвещение, 1989.

3. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г484 М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич и др.; Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002

4. Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорт. Оренбург, 1997

5. В.В. Гайл «КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Учебное электронное текстовое издание Подготовлено кафедрой «Теория физической культуры» Научный редактор: доц., канд. биол. наук А.В. Чудиновских

6. http://dinamica.by/wiki/Гимнастика_художественная

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.