на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
История спортивного туризма

История спортивного туризма

Содержание

Введение

Глава 1 Общая характеристика спортивного туризма

1.1 Виды спортивного туризма

1.2 Классификация маршрутов

1.3 Разряды по спортивному туризму

Глава 2 Становление спортивного туризма в России

2.1 История развития спортивного туризма в Росси

2.2 Проблемы и особенности развития спортивного туризма в России на современном этапе

Глава 3 Развитие спортивного туризма в странах Европы и Америке

Заключение

Список использованных источников

Введение

Тема курсовой работы - История спортивного туризма.

Прежде чем начать раскрывать ее, нам следует узнать, что же представляет из себя спортивный туризм. Туризм - это временные выезды (путешествия) граждан РФ , иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных , профессионально-деловых , спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания . Во-первых, спортивный туризм -- вид спорта по преодолению протяжённого отрезка земной поверхности, называемого маршрутом. При этом под «земной поверхностью» подразумевается не только каменная поверхность Земли, но также и водная, и расположенная под дневной поверхностью (пещеры). Во время прохождения маршрута преодолеваются разные специфические естественные препятствия. Например, горные вершины и перевалы (в горном туризме) или речные пороги (в водном туризме). Спортивный туризм имеет целевую функцию - спортивное совершенствование в преодолении в преодолении естественных препятствий. Это означает совершенствование навыков, необходимых для безопасного передвижения человека по пересеченной местности, и совершенствование физической подготовки для преодоления сложного природного рельефа.

Актуальность данной работы определена тем , что спортивный туризм являлся и продолжает являться неотъемлемой частью жизни большей части населения всего мира , оказывая положительное влияние на организм человека , поддерживая здоровье и хорошую физическую форму . Спортивный туризм в России является национальным видом спорта, имеющим многовековые исторические традиции. Он включает в себя не только спортивную составляющую, но и особую духовную сферу, и образ жизни самих любителей странствий.

Целью работы является узнать и проанализировать историю спортивного туризма .

Задачи работы :

· Изучить специфику и организацию спортивного туризма в Европе

· Изучить развитие спортивного туризма в России

· Узнать о становлении одного из его видов, на примере велотуризма

Среди исследованной мной литературы особый интерес у меня вызвала книга

Пивоварова В.И. «Основы туристской деятельности». Данный учебник дает целостное представление о спортивном туризме как общественном явлении и рассматривает в комплексе все его составляющие туристской системы в их взаимосвязях. В нем обобщены теоретические знания о спортивном туризме, которые подкреплены статистической информацией, примерами из международной и российской туристской практики, а также отмечены основные проблемы развития спортивного туризма на современном этапе .

Глава 1Общее представление о спортивном туризме

1.1 Виды спортивного туризма

По видам передвижения выделяются: автомототуризм; велосипедный туризм; водный туризм - сплав по рекам в зависимости от категории река может быть горной ; парусный туризм ;конный туризм; лыжный туризм; мотоциклетный туризм; пешеходный туризм -- передвижение на маршруте производится в основном пешком;горный туризм -- пешие походы в условиях высокогорья; спелеотуризм; комбинированный туризм.

По возрастно-социальному признаку спортивный туризм разделяется на: детский туризм; юношеский туризм; взрослый туризм; семейный туризм; туризм для людей с ограниченными возможностями.

В последние годы активное развитие получили следующие направления спортивного туризма: путешествия (в том числе -- одиночные путешествия); экстремальный туризм; туристское многоборье; туристское многоборье в закрытых помещениях на искусственном рельефе; короткие маршруты в классе спортивных походов.

1.2 Классификация маршрутов

В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на: походы выходного дня; походы 1 -- 3 степени сложности -- в детско-юношеском туризме; категорийные походы. В разных видах туризма число категорий сложности различна: в пешеходном, горном, водном, лыжном, велосипедном и спелео- туризме -- шесть категорий сложности (к. с.); в автомотоЇ и парусном туризме -- пять; в конном -- три.

Более подробно это деление приведено в «Единой Всероссийской спортивной классификации туристских маршрутов»(ЕВСКТМ).

1.3 Разряды по спортивному туризму

Разряд туриста-спортсмена позволяет судить об его готовности к прохождению более сложных маршрутов.

Для получения спортивного разряда по туризму перед прохождением маршрута группе требуется зарегистрировать его и получить разрешение в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК). После завершения похода в МКК сдаётся отчёт, на основании которого и присваиваются разряды всем его участникам.

Согласно «Разрядным требованиям по спортивному туризму на 2001--2004 г.»[2] могут быть присвоены разряды (по возрастанию спортивного мастерства):

значок «Турист России» -- награждаются туристы, достигшие 12-летнего возраста;

3-й юношеский разряд;

2-й юношеский разряд;

1-й юношеский разряд;

3-й разряд;

2-й разряд;

1-й разряд;

кандидат в мастера спорта (КМС);

мастер спорта России (МС);

мастер спорта международного класса (МСМК).

Туристско-спортивное соревнование -- это передвижением человека в одиночку или в составе группы в природной среде на любых технических средствах и без таковых. Проводится на следующих классах дистанций:

I -- Класс длинных дистанций -- «спортивные походы и туры».

II -- Класс коротких дистанций -- «укороченные спортивные походы и туры».

III -- Класс нестандартных дистанций -- «путешествия и туры».

IV -- «Аварийно-спасательные и экстремальные дистанции и туры».

V -- Класс технических дистанций -- «туристское многоборье».

VI -- Класс технических дистанций на искусственном рельефе (препятствиях).

Все классы дистанций разделяются по видам туризма, категориям сложности маршрутов и категориям трудности локальных (протяжённых) препятствий.

По социально-возрастным факторам соревнования делятся на:

семейные; детские; юношеские; студенческие, молодёжные; взрослые;

среди пожилых; среди ветеранов; разновозрастные; среди юношей и/или девушек; среди мужчин и/или женщин; среди людей с ограниченными физическими возможностями.

Голавным органом управления является Туристско-спортивный союз России, расположенный в Москве. Ему подчиняются региональные туристско-спортивные союзы и федерации спортивного туризма, а им -- отдельные туристические клубы Карпова Г.А., Быков А.Т. «Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление» - М.: НОТА-МК, 2007. - с.234.

Глава 2 Становление спортивного туризма в России

2.1 История развития спортивного туризма в России

К середине 19в. в России создаются общественные туристические организации, которые занимаются краеведеньем, географией , а также организации любителей природы , спорта, науки. Эти общества анализируют путешествие, как форму организационного досуга , занимаются пропагандой здорового образа жизни, активного отдыха и стремлению к познанию природы. Создавались организации как на общероссийском , так и на местном уровне. Их спонсировало и продвигало государство. В начале 80 годов 19в. в России было создано общество туристов- циклистов . Это было первое спортивное общество, которое объединяло любителей велосипедного туризма. Члены клуба совершали первые велопутешествия по России , а затем и за рубежом. Также в это время появляются и другие организации по спортивному туризму : "Альпийский клуб" в Тбилиси (1877), "Предприятие для общественных путешествий во все страны света" в Петербурге (1885), "Крымский горный клуб" в Одессе (1890) с филиалами в Ялте и Севастополе (позднее - "Крымско-Кавказский горный клуб"), "Русский тюринг-клуб" (общество велосипедистов) в Петербурге (1895) с отделениями в Москве, Киеве, Риге и др. В 1901 г. "тюринг-клуб" был преобразован в Российское общество туристов (РОТ), ставшее крупнейшим туристским объединением в стране - к 1914 г. в его рядах насчитывалось около 5 тыс. членов.

Летопись туризма оставила нам имена энтузиастов, совершивших поистине марафонские переходы по неизведанным маршрутам, имена первопроходцев и отважных спортсменов, участвовавших в пеше-лыжных, велосипедных, конных путешествиях, кругосветных странствиях, в байдарочных, шлюпочных и парусных походах. Верхом энергии, отваги и мужества можно считать беспримерное первое велосипедное кругосветное путешествие Онисима Петровича Панкратова, жителя русской колонии в Харбине. "Я поехал в кругосветное путешествие как русский спортсмен, с национальным флагом нашей Родины", - записал в своем дневнике О.П. Панкратов, начиная это путешествие. 28 июня 1913 года Харбин встречал своего героя. Почетный трофей - Бриллиантовая звезда украсила грудь российского спортсмена, проехавшего 50 тысяч километров вокруг света.

В 1929 году учреждается "Общество пролетарского туризма и экскурсий", в число членов которого в 1935 году входило до 790 тыс.человек. С 1930 года оно становится всесоюзным (ОПТЭ). Возглавлял его нарком Н.В.Крыленко.

Руководили самодеятельным туризмом и поддерживали его в те годы такие известные государственные деятели как зам. пред. Малого Совнаркома СССР (вице-премьер министр) В.П.Антонов-Саратовский, один из лидеров КОМИНТЕРНА А.Курелла, академик Н.П.Горбунов, известный полярный исследователь О.Ю.Шмидт.

Всего в то время в дальних и местных походах участвовало более 6 млн.человек. В 1936 г. происходит реорганизация всей системы туризма в стране, внедрение новых организационных форм управления. 17.01.1936 ЦИК принял постановление "О ликвидации ВОПТЭ" и возложил руководство над работой в области туризма и альпинизма на Всесоюзный Совет физической культуры при ЦИК СССР.

В 20-30-е годы в СССР альпинизм и горный туризм в современном понимании этих слов считались единым видом ТУРИЗМА, и развивались государством в системе ОПТЭ Исаев А.А. «Спортивная политика России» - М.: Российский спорт, 2006. - с.56.

В начале ХХ века во всём мире поклонники горовосхождений назывались горными туристами. Альпинистами назывались только путешествующие в Альпах. Однако постепенно этот термин стал общим для всех любителей гор. В 30-х годах в СССР горный туризм и альпинизм не разделялись. Одни и те же спортсмены ходили как в перевальные походы, так и на вершины. В 40-е годы после разгрома ОПТЭ бывшие члены его горной секции ограничились восхождениями на вершины и стали альпинистами в современном смысле. (С 90-х годов после ликвидации искусственных запретов горные туристы стали включать в свои маршруты восхождения и траверсы вершин. Известны случаи, когда восхождения в рамках туристских походов занимали призовые места в чемпионатах по альпинизму, оставаясь всего лишь одним из нескольких элементов горного похода.)

К середине 30-х годов в развитии туризма выделились два самостоятельных направления (туристсо-экскурсионный и самодеятельный). В первое направление перешло в ведение ВЦСПС, где было создано Центральное туристско-экскурсионное направление (ТЭУ), а второе в ведение Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта, где была создана Всесоюзная секция туризма. Начали создаваться секции туризма в ДСО и коллективах физкультуры. Спорткомитетом 26.03.1939г. был введен значок "Турист СССР", в 1940г. учреждено звание инструктора по туризму.

Когда в 1936 году для спортсменов были учреждены звания "Мастер спорта" и "Заслуженный мастер спорта", в числе Заслуженных мастеров - появился и турист: Н.М.Губанов.

В 1936 году руководство туризмом в стране передано физкультурным организациям и ВЦСПС. В 1940 году действовало несколько тысяч туристских секций на предприятиях, в учебных заведениях, было создано 165 туристских баз и лагерей. С 1 января 1940 года туризм включен в комплекс ГТО.

В довоенный период широкий размах получил туризм среди школьников. В 1932 году была создана центральная детская экскурсионно-туристская станция, после чего аналогичные станции стали создаваться во всех республиках и крупных городах. Созданная сеть станций детско - юношеского туризма действует и в настоящее время, число которых составляет более 400, а ежегодное число участников, организуемых этими учреждениями, составляет порядка 1,6 миллионов участников.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.