История спортивного туризма
Содержание Введение Глава 1 Общая характеристика спортивного туризма 1.1 Виды спортивного туризма 1.2 Классификация маршрутов 1.3 Разряды по спортивному туризму Глава 2 Становление спортивного туризма в России 2.1 История развития спортивного туризма в Росси 2.2 Проблемы и особенности развития спортивного туризма в России на современном этапе Глава 3 Развитие спортивного туризма в странах Европы и Америке Заключение Список использованных источников Введение Тема курсовой работы - История спортивного туризма. Прежде чем начать раскрывать ее, нам следует узнать, что же представляет из себя спортивный туризм. Туризм - это временные выезды (путешествия) граждан РФ , иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных , профессионально-деловых , спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания . Во-первых, спортивный туризм -- вид спорта по преодолению протяжённого отрезка земной поверхности, называемого маршрутом. При этом под «земной поверхностью» подразумевается не только каменная поверхность Земли, но также и водная, и расположенная под дневной поверхностью (пещеры). Во время прохождения маршрута преодолеваются разные специфические естественные препятствия. Например, горные вершины и перевалы (в горном туризме) или речные пороги (в водном туризме). Спортивный туризм имеет целевую функцию - спортивное совершенствование в преодолении в преодолении естественных препятствий. Это означает совершенствование навыков, необходимых для безопасного передвижения человека по пересеченной местности, и совершенствование физической подготовки для преодоления сложного природного рельефа. Актуальность данной работы определена тем , что спортивный туризм являлся и продолжает являться неотъемлемой частью жизни большей части населения всего мира , оказывая положительное влияние на организм человека , поддерживая здоровье и хорошую физическую форму . Спортивный туризм в России является национальным видом спорта, имеющим многовековые исторические традиции. Он включает в себя не только спортивную составляющую, но и особую духовную сферу, и образ жизни самих любителей странствий. Целью работы является узнать и проанализировать историю спортивного туризма . Задачи работы : · Изучить специфику и организацию спортивного туризма в Европе · Изучить развитие спортивного туризма в России · Узнать о становлении одного из его видов, на примере велотуризма Среди исследованной мной литературы особый интерес у меня вызвала книга Пивоварова В.И. «Основы туристской деятельности». Данный учебник дает целостное представление о спортивном туризме как общественном явлении и рассматривает в комплексе все его составляющие туристской системы в их взаимосвязях. В нем обобщены теоретические знания о спортивном туризме, которые подкреплены статистической информацией, примерами из международной и российской туристской практики, а также отмечены основные проблемы развития спортивного туризма на современном этапе . Глава 1Общее представление о спортивном туризме 1.1 Виды спортивного туризма По видам передвижения выделяются: автомототуризм; велосипедный туризм; водный туризм - сплав по рекам в зависимости от категории река может быть горной ; парусный туризм ;конный туризм; лыжный туризм; мотоциклетный туризм; пешеходный туризм -- передвижение на маршруте производится в основном пешком;горный туризм -- пешие походы в условиях высокогорья; спелеотуризм; комбинированный туризм. По возрастно-социальному признаку спортивный туризм разделяется на: детский туризм; юношеский туризм; взрослый туризм; семейный туризм; туризм для людей с ограниченными возможностями. В последние годы активное развитие получили следующие направления спортивного туризма: путешествия (в том числе -- одиночные путешествия); экстремальный туризм; туристское многоборье; туристское многоборье в закрытых помещениях на искусственном рельефе; короткие маршруты в классе спортивных походов. 1.2 Классификация маршрутов В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на: походы выходного дня; походы 1 -- 3 степени сложности -- в детско-юношеском туризме; категорийные походы. В разных видах туризма число категорий сложности различна: в пешеходном, горном, водном, лыжном, велосипедном и спелео- туризме -- шесть категорий сложности (к. с.); в автомотоЇ и парусном туризме -- пять; в конном -- три. Более подробно это деление приведено в «Единой Всероссийской спортивной классификации туристских маршрутов»(ЕВСКТМ). 1.3 Разряды по спортивному туризму Разряд туриста-спортсмена позволяет судить об его готовности к прохождению более сложных маршрутов. Для получения спортивного разряда по туризму перед прохождением маршрута группе требуется зарегистрировать его и получить разрешение в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК). После завершения похода в МКК сдаётся отчёт, на основании которого и присваиваются разряды всем его участникам. Согласно «Разрядным требованиям по спортивному туризму на 2001--2004 г.»[2] могут быть присвоены разряды (по возрастанию спортивного мастерства): значок «Турист России» -- награждаются туристы, достигшие 12-летнего возраста; 3-й юношеский разряд; 2-й юношеский разряд; 1-й юношеский разряд; 3-й разряд; 2-й разряд; 1-й разряд; кандидат в мастера спорта (КМС); мастер спорта России (МС); мастер спорта международного класса (МСМК). Туристско-спортивное соревнование -- это передвижением человека в одиночку или в составе группы в природной среде на любых технических средствах и без таковых. Проводится на следующих классах дистанций: I -- Класс длинных дистанций -- «спортивные походы и туры». II -- Класс коротких дистанций -- «укороченные спортивные походы и туры». III -- Класс нестандартных дистанций -- «путешествия и туры». IV -- «Аварийно-спасательные и экстремальные дистанции и туры». V -- Класс технических дистанций -- «туристское многоборье». VI -- Класс технических дистанций на искусственном рельефе (препятствиях). Все классы дистанций разделяются по видам туризма, категориям сложности маршрутов и категориям трудности локальных (протяжённых) препятствий. По социально-возрастным факторам соревнования делятся на: семейные; детские; юношеские; студенческие, молодёжные; взрослые; среди пожилых; среди ветеранов; разновозрастные; среди юношей и/или девушек; среди мужчин и/или женщин; среди людей с ограниченными физическими возможностями. Голавным органом управления является Туристско-спортивный союз России, расположенный в Москве. Ему подчиняются региональные туристско-спортивные союзы и федерации спортивного туризма, а им -- отдельные туристические клубы Карпова Г.А., Быков А.Т. «Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление» - М.: НОТА-МК, 2007. - с.234. Глава 2 Становление спортивного туризма в России 2.1 История развития спортивного туризма в России К середине 19в. в России создаются общественные туристические организации, которые занимаются краеведеньем, географией , а также организации любителей природы , спорта, науки. Эти общества анализируют путешествие, как форму организационного досуга , занимаются пропагандой здорового образа жизни, активного отдыха и стремлению к познанию природы. Создавались организации как на общероссийском , так и на местном уровне. Их спонсировало и продвигало государство. В начале 80 годов 19в. в России было создано общество туристов- циклистов . Это было первое спортивное общество, которое объединяло любителей велосипедного туризма. Члены клуба совершали первые велопутешествия по России , а затем и за рубежом. Также в это время появляются и другие организации по спортивному туризму : "Альпийский клуб" в Тбилиси (1877), "Предприятие для общественных путешествий во все страны света" в Петербурге (1885), "Крымский горный клуб" в Одессе (1890) с филиалами в Ялте и Севастополе (позднее - "Крымско-Кавказский горный клуб"), "Русский тюринг-клуб" (общество велосипедистов) в Петербурге (1895) с отделениями в Москве, Киеве, Риге и др. В 1901 г. "тюринг-клуб" был преобразован в Российское общество туристов (РОТ), ставшее крупнейшим туристским объединением в стране - к 1914 г. в его рядах насчитывалось около 5 тыс. членов. Летопись туризма оставила нам имена энтузиастов, совершивших поистине марафонские переходы по неизведанным маршрутам, имена первопроходцев и отважных спортсменов, участвовавших в пеше-лыжных, велосипедных, конных путешествиях, кругосветных странствиях, в байдарочных, шлюпочных и парусных походах. Верхом энергии, отваги и мужества можно считать беспримерное первое велосипедное кругосветное путешествие Онисима Петровича Панкратова, жителя русской колонии в Харбине. "Я поехал в кругосветное путешествие как русский спортсмен, с национальным флагом нашей Родины", - записал в своем дневнике О.П. Панкратов, начиная это путешествие. 28 июня 1913 года Харбин встречал своего героя. Почетный трофей - Бриллиантовая звезда украсила грудь российского спортсмена, проехавшего 50 тысяч километров вокруг света. В 1929 году учреждается "Общество пролетарского туризма и экскурсий", в число членов которого в 1935 году входило до 790 тыс.человек. С 1930 года оно становится всесоюзным (ОПТЭ). Возглавлял его нарком Н.В.Крыленко. Руководили самодеятельным туризмом и поддерживали его в те годы такие известные государственные деятели как зам. пред. Малого Совнаркома СССР (вице-премьер министр) В.П.Антонов-Саратовский, один из лидеров КОМИНТЕРНА А.Курелла, академик Н.П.Горбунов, известный полярный исследователь О.Ю.Шмидт. Всего в то время в дальних и местных походах участвовало более 6 млн.человек. В 1936 г. происходит реорганизация всей системы туризма в стране, внедрение новых организационных форм управления. 17.01.1936 ЦИК принял постановление "О ликвидации ВОПТЭ" и возложил руководство над работой в области туризма и альпинизма на Всесоюзный Совет физической культуры при ЦИК СССР. В 20-30-е годы в СССР альпинизм и горный туризм в современном понимании этих слов считались единым видом ТУРИЗМА, и развивались государством в системе ОПТЭ Исаев А.А. «Спортивная политика России» - М.: Российский спорт, 2006. - с.56. В начале ХХ века во всём мире поклонники горовосхождений назывались горными туристами. Альпинистами назывались только путешествующие в Альпах. Однако постепенно этот термин стал общим для всех любителей гор. В 30-х годах в СССР горный туризм и альпинизм не разделялись. Одни и те же спортсмены ходили как в перевальные походы, так и на вершины. В 40-е годы после разгрома ОПТЭ бывшие члены его горной секции ограничились восхождениями на вершины и стали альпинистами в современном смысле. (С 90-х годов после ликвидации искусственных запретов горные туристы стали включать в свои маршруты восхождения и траверсы вершин. Известны случаи, когда восхождения в рамках туристских походов занимали призовые места в чемпионатах по альпинизму, оставаясь всего лишь одним из нескольких элементов горного похода.) К середине 30-х годов в развитии туризма выделились два самостоятельных направления (туристсо-экскурсионный и самодеятельный). В первое направление перешло в ведение ВЦСПС, где было создано Центральное туристско-экскурсионное направление (ТЭУ), а второе в ведение Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта, где была создана Всесоюзная секция туризма. Начали создаваться секции туризма в ДСО и коллективах физкультуры. Спорткомитетом 26.03.1939г. был введен значок "Турист СССР", в 1940г. учреждено звание инструктора по туризму. Когда в 1936 году для спортсменов были учреждены звания "Мастер спорта" и "Заслуженный мастер спорта", в числе Заслуженных мастеров - появился и турист: Н.М.Губанов. В 1936 году руководство туризмом в стране передано физкультурным организациям и ВЦСПС. В 1940 году действовало несколько тысяч туристских секций на предприятиях, в учебных заведениях, было создано 165 туристских баз и лагерей. С 1 января 1940 года туризм включен в комплекс ГТО. В довоенный период широкий размах получил туризм среди школьников. В 1932 году была создана центральная детская экскурсионно-туристская станция, после чего аналогичные станции стали создаваться во всех республиках и крупных городах. Созданная сеть станций детско - юношеского туризма действует и в настоящее время, число которых составляет более 400, а ежегодное число участников, организуемых этими учреждениями, составляет порядка 1,6 миллионов участников.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|