на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Изучение экскурсионной деятельности в национальных парках на примере Приэльбрусья
p align="left">В отличие от самодеятельных туристов, «организованные» российские отдыхающие на стационарных базах обычно менее подготовлены к тому, чтобы воспользоваться всеми возможностями активного отдыха и всем набором услуг, имеющихся в парке. Об этих возможностях они, как правило, узнают не заранее, а уже на месте. Их спектр интересов, с другой стороны, может быть достаточно широк, что обусловлено длительным пребыванием на базе, разнообразием возрастных групп отдыхающих, географией мест их постоянного жительства и др. И этот спектр интересов, безусловно, необходимо исследовать, а также целенаправленно формировать, используя все локальные и региональные возможности, в том числе и экскурсионые программы отнюдь не только по территории парка. Необходимо при этом иметь в виду, что во всем мире именно «туристы-стационарщики» все охотнее соглашаются дополнять свой спокойный отдых «на стационаре» двух-трехдневными экскурсиями экологической ориентации, которые предоставляют им возможность, пусть на короткое время, сменить пассивный стиль отдыха на активный, а также получить новые интересные впечатления.

Экскурсанты и туристы из школ, других образовательных, а также научных учреждений. Для парков не слишком удаленных от городских центров и обладающих музеями, визит-центрами и иными подобными компонентами образовательной инфраструктуры, школьники составляют одну из наиболее привычных и массовых групп экскурсантов. Принципы и методы работы с ними хорошо известны и неоднократно излагались в различных изданиях и пособиях, в том числе в материалах эколого-просветительского центра «Заповедники».

В далекие парки школьники приезжают реже, а если появляются, то обычно на срок более одного дня, что достаточно для того, чтобы в соответствии с, казалось бы, формальными критериями ВТО именовать их уже не экскурсантами, а туристами.

Это отличие экскурсантов от туристов, несомненно, необходимо иметь в виду всем отделам эколого-просветительской работы, в той или иной мере проводимой во всех национальных парках по уже довольно традиционным схемам. Вообще говоря, именно эти отделы администраций парков и должны будут взять на себя задачи по развитию природно-ориентированного туризма, понимаемого достаточно широко, полно и современно и не сводящегося к задачам только лишь экологического просвещения. Вот почему продуктивнее программы длительных и протяженных экскурсий называть турами, а не экскурсиями, формируя их по всем правилам туроператорской работы, обращая внимание на специальный транспорт, размещение, питание туристов, на дополнительные услуги, маркетинг и рекламу и т.д. А что касается содержания этих программ и технологий их осуществления, то они без сомнения должны быть экологичны во всех своих компонентах, в том числе и в познавательных.

Однако существуют и другие отличия от туров, как для школьников, так и для студентов и профессиональных экологов или натуралистов. И они не исчерпываются только лишь уровнем и глубиной представления в этих экскурсиях и турах тематики и проблем экологического содержания. Дело в том, что бюджет времени однодневной экскурсии обычно не позволяет включить в нее достаточно содержательные элементы самостоятельной, активной, экологически поучительной работы экскурсантов. Приходится ограничиваться простейшими заданиями, например, просто уборкой территории парка. В программы же туров вполне уместно и необходимо включать не только познавательный материал, знакомство с которым осуществляется «пассивным» путем, но и задания по проведению самостоятельных наблюдений и даже исследований, а также активную работу по обустройству территории парка, подкормке животных, обработке коллекций и другим подобным мероприятиям.

К выполнению таких заданий участников туров, а также и экскурсий целесообразно готовить заранее. Следует иметь в виду, что и школьники, и студенты, и профессиональные исследователи заинтересованы в том, чтобы работники парков и преподаватели школ и институтов, а также исследователи составляли эти задания совместно и чтобы содержание этих заданий в целом соответствовало учебным программам школ и институтов или исследовательским планам и парков, и научно-исследовательских учреждений. Учитывая именно эти, нередко весьма явно обозначенные, но чаще не проявленные, однако потенциально существующие интересы экскурсантов и туристов, приглашаемых в парки в рамках просветительской и образовательной деятельности, можно и нужно формировать более или менее постоянный контингент соответствующих партнеров и обеспечивать тем самым постоянный поток посетителей.

Одна из форм работы с такими посетителями это организация школьных и студенческих полевых практик, экологических лагерей, постоянных семинаров, фестивалей и т.п. важно при этом программы таких мероприятий готовить, по крайней мере, за год-два до их начала, оповещая потенциальных участников, как через обычные средства информации, так и обращаясь непосредственно в школы, институты, общественные экологические организации.

В числе последних следует упомянуть некоторые специальные международные организации, например, общество «Earthwatch» (что можно перевести как «Слежку за Землей» или «Вахта Земли»), направляющее волонтеров на экологические работы или в экспедиции по заявкам от природоохранных учреждений, организаторов экспедиций и т.п. Существенно, что волонтеры «Earthwatch» не только не требуют вознаграждения за свой труд, но и сами оплачивают все свои расходы. Другое известное международное сообщество это непрофессиональные орнитологи - любители наблюдений за птицами, охотно посещающие национальные парки, заповедники и другие охраняемые территории. Для их привлечения нужны не только подготовленные программы, но и специальные пособия типа простых определителей птиц, описаний их повадок и т.д.

Туроператоры и турагенты, биржи (выставки) и масс-медиа. Взаимодействие с представителями этой обширной и специфической целевой группы требует от работников национальных парков некоторых специальных профессиональных навыков. И это взаимодействие может быть наиболее продуктивным в том случае, если туристские ресурсы парка выявлены и охарактеризованы, если услуги и продукт, которые могут быть предложены туристам, уже в той или иной мере подготовлены.

Безусловно, туроператоры, интересующиеся природно-ориентиро-ванными турами, могут и сами обращаться к администрациям парков с предложениями использовать те или иные ресурсы парка для формирования своих собственных туров. Для парков, только начинающих развивать туризм, такие предложения могут быть приемлемы, но следует сразу оговаривать и юридически закреплять условия сотрудничества парка с такими туроператорами, предусматривая постепенное вовлечение парка и в подготовку туров, и в их реализацию. Другими словами, нужно стремиться к тому, чтобы в результате сотрудничества был создан совместный продукт со всеми вытекающими из этого обстоятельства следствиями (доля в доходах, рабочие места, вложения в инфраструктуру).

Если же парк сам обращается к туроператору с предложением о сотрудничестве, то это предложение должно быть хорошо подготовленным. Помимо ясно сформулированных условий сотрудничества, нужно представить необходимый минимум сведений об имеющихся ресурсах и услугах, в том числе и тех, которые могут быть предложены туроператору не только самим парком, но и другими потенциальными поставщиками услуг - по размещению, питанию, перевозкам, экскурсионным программам, развлечениям, торговле.

Полный и «образцовый» перечень таких сведений приводить не имеет смысла, поскольку он будет слишком обширным и различным для каждого из парков. Однако, учитывая природоохранную направленность данных рекомендаций и всей туристской деятельности национальных парков, представляется полезным кратко обозначить основные формы и виды ландшафтно-экологической и медико-санитарной информации, которой нужно обладать и которую нужно учитывать организаторам природно-ориентированного туризма ( ).

Не касаясь вопросов о том, из каких источников, с какой периодичностью и в какой форме можно и нужно получать эту информацию, охарактеризуем целесообразную структуру сведений, минимум которых необходим для написания территории, вовлекаемой в туристское освоение. Всю эту информацию следует сгруппировать в шесть основных разделов с тем, чтобы подвергнуть потом собранные сведения системному анализу, выделить из них те блоки, которые нужно передавать турфирмам и сообщать клиентам.

1. Природные рекреационные ресурсы и землепользование.

Климат, преобладающие погодные условия, а также дискомфортные явления погоды и климата (перегрев, переохлаждение, ультрафиолет, ветер, влажность, перепады атмосферного давления).

Сельскохозяйственные угодья, пастбища, луга, болота, леса и их размещение.

Информация об особо охраняемых ареалах и функциональных зонах парка и территорий, находящихся в границах интересующего района или вблизи этого района.

Информация о допустимых рекреационных нагрузках на различные объекты природной окружающей среды. Правила поведения туристов.

Природные минеральные лечебные ресурсы района.

Информация о целебных свойствах лесов, лесного микроклимата, имеющихся в данном районе лекарственных растений.

Сведения о наличии плодовых насаждений, ягод, грибов, орехов.

Возможности рыболовства. Состояние рыбного хозяйства (болезни рыб, заморы).

Животный и растительный мир, представляющий опасность для человека (комары, клещи, осы, мухи, пауки, змеи, пиявки, ядовитые рыбы, опасные млекопитающие); ядовитые растения и грибы (красавка, болиголов, белена, сатанинский гриб). Профилактика и первая помощь.

Возможные негативные последствия применения минеральных вод, бальнеотерапии, лечебных грязей без назначения врача.

2. Состояние основных компонентов окружающей среды.

Данные о санитарно-гигиеническом состоянии атмосферного воздуха (соответствие нормам).

Данные о санитарно-гигиеническом состоянии вод (поверхностных, подземных источников питьевого и хозяйственного водоснабжения для бытовых нужд).

Данные о санитарно-гигиеническом состоянии почв (химическое, микробиологическое, радиационное загрязнение).

Данные о радиационном состоянии территории.

Данные по шуму, вибрации, электромагнитному излучению (особенно при наличии вблизи железнодорожных путей, аэродромов, высоковольтных линий электропередач).

Сведения об автотранспортных магистралях.

Данные об использовании водохранилищ, прудов, карьеров, озер, рек для пляжно-купального отдыха - санитарно-гигиеническое состояние дна.

Данные о наличии в районе санитарно-защитных, санитарно-охранных зон.

Данные о наличии в районе свалок, захоронений (бытовых, производственных отходов).

3. Стихийные природные явления.

Сейсмоопасность, наводнения, лесные пожары, самовоспламенение торфяников, грозы, ураганы.

4. Потенциальная экологическая опасность хозяйственной деятельности.

Наличие в интересующей зоне потенциально опасных производств (химических, нефтехимических, микробиологических). ТЭЦ, АЭС, горнодобывающие предприятия.

Проведение различных работ (земельные работы, сварка, огневые работы) в охранной зоне вышеуказанных предприятий. Пожаро-, взрывоопасность предприятий и работ.

Наличие предприятий, опасных в радиационном отношении.

Наличие сельскохозяйственных производств, использующих пестициды, химические средства защиты растений, минеральные и органические удобрения (подсобные хозяйства).

Наличие животноводческих хозяйств (подсобные хозяйства).

Наличие судоходства на близлежащих водоемах, гидротехнические сооружения.

5. Качество питьевой воды и безопасность пищевых продуктов.

Соответствие (или несоответствие) питьевой воды ГОСТу.

Источники питьевого водоснабжения (поверхностный забор, колодцы, колонки, глубинные скважины).

Наличие централизованного водоснабжения.

Состояние водопроводов и канализаций.

Бытовые и пищевые (вывоз, переработка, утилизация).

Источники получения пищевых продуктов.

Соответствие санитарно-техническим требованиям к водоснабжению канализации, отоплению, вентиляции, освещению пищеблоков; транспортировке и хранению продуктов питания; к посуде, таре, упаковочным материалам.

Данные о проведении текущего санитарного надзора, сертификации пищевых продуктов и предприятий общественного питания, экспертизы качества пищевых продуктов (по пищевой полноценности, биологической ценности, санитарно-эпидемиологической безупречности, доброкачественность и безвредность).

Информация о близлежащих рынках и продовольственных магазинах. О наличии ветеринарной и санитарно-эпидемиологической службы (местные органы).

6. Возможности оказания медицинской помощи, а также помощи в экстренных случаях.

Информация о наличии в штабе медицинских работников (врачей, санитарных врачей, медсестер).

Информация о наличии близлежащих травматических пунктов, поликлиник, больниц, специализированных лечебных учреждений, СЭС. Возможности транспортировки, наличие телефонной связи.

Информация о возможности оказания экстренной медицинской и ветеринарной помощи; возможность связи с органами МВД, Всероссийской службой медицинских катастроф, оперативной службой Росгидромета, службами противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД, ГО, поисково-спасательной службой мчс и других министерств и ведомств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.