на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Международное регулирование туризма
p align="left">В государствах СНГ день ото дня усиливается понимание важности развития туристских связей с соседними странами. Восстановление и развитие туристских связей между странами СНГ открывает гражданам этих стран широкие возможности для ознакомления с историей и культурой народов ближнего зарубежья, обогащения опытом, накопленном в социально-экономическом сотрудничестве. Однако страны СНГ занимают весьма скромное место на мировом рынке туристских услуг, на их долю приходится менее 2 % мирового туристского потока.

В последние годы спрос на санаторно-культурные и туристские экскурсионные услуги, из-за проблем переходного периода снизился, существующая сеть туристских, санаторно-курортных пансионатов, домов отдыха в значительной степени нуждается в реконструкции, повышении уровня обслуживания. Утрачены также привлекательные для отечественных туристов маршруты по странам Средней Азии, Кавказа, Закавказья, Молдавии, Белоруссии, Прибалтики.

Одна из первоочередных задач, стоящих, на мой взгляд, перед странами Содружества, - задача выработки современной нормативно-правовой базы регулирования туристской деятельности.

В решении этой задачи большую роль играет Межпарламентская ассамблея государств участников СНГ. Ассамблея в октябре 1994 г. приняла уникальный международный рекомендательный законодательный акт « Об основных принципах сотрудничества государств участников СНГ в области туризма».

Впервые в законодательном акте, хотя и рекомендательного характера, были сформулированы основополагающие термины и понятия, принципы государственного регулирования в сфере туризма, правовая основа туристской деятельности, достаточные для соответствующих национальных законов во всех государствах СНГ.

В настоящее время в МПА рассматривается концепция межгосударственной целевой программы «Развитие туристских связей между государствами-участниками СНГ».

Основная цель программы - создание в рамках СНГ высокоэффективного и конкурентноспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей граждан стран Содружества и иностранных граждан в разнообразных услугах, а также формирование современной нормативно-правовой базы и развития межгосударственного, в рамках СНГ, регулирования туристской деятельности.

1 ноября 1996г. Бюро Межпарламентского комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан и Российской Федерации (куда входят спикеры парламентов данных стран) приняло Обращение к главам государств, парламентам, правительствам стран СНГ об укреплении туристских связей.

Бюро МПК обратилось к главам государств, парламентам, правительствам стран СНГ с просьбой оказать государственную поддержку в разработке и осуществлении целевой программы развития туристских связей между странами Содружества.

Туризм является важным средством углубления интеграционных процессов между странами-участниками СНГ. Особое значение в его развитии, по-моему, имеет подготовка высококвалифицированных кадров, способных в условиях рынка придать новый импульс развитию этой динамичной отрасли.

С этой целью создан Объединённый университет туризма государств-участников СНГ. Он был зарегистрирован мае 1997 г. как Международный союз общественных объединений ( лицензия Минюста РФ № 3506 ). Кроме университета в союз вошли учебные заведения и другие организации, работающие в сфере туризма в странах СНГ.

Цель его создания - через скоординированную подготовку специалистов высшей категории для стран СНГ, способствовать возрождению единого туристского пространства стран Содружества на новых правовых основах.

Объединённый Университет туризма СНГ создан на базе Российского международного института туризма - головного по этому профилю высшего учебного заведения, в котором обучается более 30 тыс. человек, имеет государственную аккредитацию и является юридическим лицом.

Идея создания международного высшего учебного заведения такого профиля была одобрена участниками Международной конференции « Туризм без границ» в г. Москве и поддержана федеральными министерствами и ведомствами и Межгосударственным экономическим комитетом Экономического союза СНГ.

В настоящее время в состав объединённого университета туризма СНГ вошли республиканское объединение « Беларустурист», Белорусский фонд развития и поддержки высшей школы, ряд высших учебных заведений России, Беларуси, Армении, Казахстана, Таджикистана, Учебно-консультативный центр « Зила-Булта» г. Рига и др.

В феврале 1999г. Объединённый университет туризма получил статус наблюдателя при комиссии по социальным и гуманитарным вопросам Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ и принимает активное участие в работе комиссии. Ему поручена подготовка проекта закона « О социальном туризме» для государств Содружества и ряда других проектов и законов в области туризма.

В ближайших планах работы - придание Объединённому университету статуса наблюдателя в Совете по туризму государств - участников СНГ, придание Объединённому университету туризма статуса базовой организации в области подготовки кадров для сферы туризма стран Содружества, а также активная работа по вовлечению новых членов в состав университета и развитию сотрудничества с учебными заведениями СНГ и других стран.

Таким образом, мы рассмотрели некоторые правовые аспекты регулирования международного туризма, но просто нельзя не рассказать об организациях, которые претворяют в жизнь международное регулирование отрасли.

Международные туристские организации

Одной из ключевых задач государственной политики в области туризма является разработка современного всеобъемлющего законодательства, интегрированного в правовое поле международного туризма. Важнейшая роль в достижении этой цели принадлежит туристским организациям ( объединениям ) .

Постоянное расширение международного туристского обмена обусловило появление специализированных туристских организаций : ВТО, IATA, ICAO, PATA и др. Всего в мире насчитывается свыше 200 международных туристских организаций.

Туристские организации направляют свои усилия на создание международных правовых регламентов, изучение насущных проблем туризма, разработку важных рекомендаций по устойчивому развитию туризма. Деятельность международных организаций вносит огромный вклад в развитие туризма. Международные туристские организации представляют государственные интересы стран мира и содействуют развитию мирового туризма. Опираясь на их деятельность, страны, регионы, области создают свои туристские организации для развития и продвижения туризма.

Вступление России во Всемирную торговую организацию предполагает полную интеграцию российского законодательства в общеевропейское и международное право. Без участия туристских организаций решение этой проблемы было бы весьма проблематичным. Рассмотрим деятельность некоторых международных организаций .

Организация Объединенных Наций (ООН) - ведущая организация, осуществляющая правовое регулирование международного туризма .Главной задачей ООН является поддержание и укрепление международного мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами.

В рамках ООН были разработаны и приняты основные международные конвенции по вопросам правого регулирования туризма. На конференции ООН по международному туризму и путешествиям (1963г.) отмечалось социальное, образовательное и культурное значение туризма, его значительная роль в развитии доброй воли и взаимоотношений между странами и в сохранении мира. Конференция призвала правительства стран « играть роль стимулятора и координатора различных сторон национальной туристской деятельности» и рекомендовала предоставить национальным туристским организациям « права и ресурсы, необходимые им для принятия более эффективных мер, как этого желают правительства, в деле развития международного и внутреннего туризма». Рекомендации Конференции послужили основой для формирования национальной туристской политики, а разделение понятий « временный посетитель», « турист», « экскурсант» внесло определенность в статистику туризма.

5 декабря 1969 г. Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию по созданию специализированной международной организации по туризму .

Всемирная туристская организация (ВТО) - самая известная и признанная в мире туристская организация - была основана 2 января 1975 г. путем преобразования неправительственного Международного союза официальных туристских организаций (МСОТО) в межправительственную организацию, действующую под патронажем ООН.

ВТО - крупнейшая межправительственная организация, объединяющая 143 государства, 350 присоединившихся (аффилированных) членов (туристских фирм, авиакомпаний, гостиничных цепей, общественных организаций, образовательных учреждений) .

Россия была принята в состав Исполсовета ВТО только в 2001 г., и уже в 2002 г. её избрали председателем этого органа на 2003 г.

На 71 сессии Исполсовета ВТО решался организационный вопрос о преобразовании ВТО в специализированное учреждение ООН. Была создана рабочая группа по внесению изменений и дополнений в Устав ВТО. На 72 сессии ВТО ( 24.10.2003 ), впервые в практике этой организации, Россия единогласно была вновь избрана Председателем Исполнительного совета ВТО на 2004 г.

В этом проявилось признание нашей страны в качестве активного участника мирового туристского рынка. Для России это избрание мощная реклама, повышение инвестиционной привлекательности. Статус России в ВТО необычайно высок, её мнение стало авторитетным, позиция по ряду вопросов решающей.

ВТО разработан проект « Всемирный туризм : прогноз до 2000 г. и на последующей период», в котором даны основные характеристики туризма, прогноз туристской активности, перспективы роста туризма по регионам, экономическое и финансовое развитие, демографические, социальные, политические, законодательные и нормативные изменения.

Международные документы, разработанные ВТО, служат основой национального туристского законодательства, обеспечивая его гармонизацию с международным правом.

Полноправным членом ВТО (с 1997 г.) является Российский Союз Туристской Индустрии - РСТ. Главная цель Союза - создание в России цивилизованного туристского рынка, поддержка развития туризма в России и субъектах Федерации, участие в работе законодательных и исполнительных органов власти, повышение вклада туристской индустрии в развитие экономики, создание новых рабочих мест.

Задачи Международной ассоциации воздушного транспорта и Международной организации гражданской авиации - развитие и обеспечение безопасного, специализированного и экономически эффективного международного рынка авиаперевозок согласно международным стандартам и нормам.

Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация вырабатывает законодательные акты для развития туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Международная Ассоциация Франчайзных организаций (МАФО) координирует взаимодействие во франчайзинге, разрабатывает рекомендации, унифицирует понятия. Разработанные МАФО документы вносят определенный порядок во взаимодействие участников туристского рынка.

Международная организация туристской прессы (МФТП) разрабатывает рекомендации, осуществляет мониторинг развития туризма, рекламной деятельности, проводит конкурсы, присуждает премии.

Международная ассоциация гостиничного и ресторанного бизнеса проводит ежегодные конгрессы, организует встречи, определяет цели и задачи на перспективу. Рекомендации ассоциации координируют гостиничную и ресторанную деятельность, составляют основу стратегического планирования. Активным членом организации является Российская гостиничная ассоциация.

Европейское сообщество (ЕС) - союз 25 стран Европы, объединившихся для дальнейшего продвижения вперед и действующих по единым законам и стандартам.

Всемирная ассоциация в поддержку образования и подготовки кадров в сфере туризма и гостиничного бизнеса рассматривает проблемы профессиональной подготовки кадров. Рекомендации организации были учтены Министерством труда и социального развития, которое утвердило в 1999г. Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к специалистам предприятий туристской индустрии. На основе принятых профстандартов разработаны новые стандарты для сферы туристского образования (ГОСы) .

Ассоциация европейских школ гостиничного бизнеса разрабатывает рекомендации по развитию индустрии гостеприимства.

Европейская комиссия по туризму рекламирует Европу на мировом туристском рынке.

Национальные туристские администрации (НТА) - специализированные правительственные организации (министерства) развитых стран, которые успешно:

· формируют и разрабатывают туристский продукт;

· продвигают туристский продукт на туристский рынок;

· решают многие локальные задачи;

· разрабатывают маркетинг;

· изучают потенциальную аудиторию (незанятый сегмент рынка).

В России пока такой специализированной туристской администрации (НТА) нет, что отрицательно сказывается на развитии туризма.

Обмен туристской информацией, изучение статистики по международному туризму, прогнозирование развития туризма, стратегический маркетинг, поддержание экономической стабильности, развитие индустрии гостеприимства и многое другое составляют основное содержание деятельности туристских организаций. Документы, создаваемые международными туристскими организациями, имеют огромное значение для развития международного туризма. Они обеспечивают гармонизацию международного и национального законодательств, унифицируют нормы международного права, формируют четкое взаимодействие всех участников туристского рынка и создают основу для национального туристского права.

К числу наиболее влиятельных относятся следующие документы :

* Общая резолюция Римской конференции ООН по международному туризму и путешествиям (1963 г.) ;

* Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975г.);

* Международные гостиничные правила, одобренные Советом Международной гостиничной ассоциации (МГА) в 1981 г.;

* Итоговый документ Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г);

* Кодекс отношений между гостиницами и туристскими агентствами, принятый Всемирной федерацией ассоциаций туристских агентств (УФТАА) и МГА (1991 г.);

* Соглашение и Стандартный контракт между отелем и перевозчиком, принятые МГА и Международным союзом участников дорожного транспорта (1994г.);

*Типовой контракт, подлежащий подписанию туристским агентством и клиентом согласно Директиве Европейского экономического союза (ЕЭС), принятой в 1995 г.;

* Монреальская декларация, принятая Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма (1996 г.);

* Манильская декларация по социальному взаимодействию туризма, принятая Всемирным совещанием руководителей сферы туризма (1997 г.);

* Соглашение об единых условиях для периодических техосмотров, принятое Ассоциацией международных автоперевозчиков, объединяющей автоперевозчиков пассажиров и грузов (АСМАП) в 2003г.

Этот перечень можно продолжать ещё очень долго, но теперь самое время рассмотреть, как же работают международные правовые акты в сфере туризма.

Регулирование сферы туризма международными актами

Процесс интеграции национальных туристских законодательств может быть качественным и эффективным только при использовании однозначных понятий в сфере туризма, обеспечивающих гармонизацию национальных и международных документов, создающих основу для развития всеобъемлющего законодательства. В первую очередь это относится к основополагающему понятию « туризм».

Несмотря на все пройденные этапы формирования законодательства, понятие «туризм» так и не нашло пока устоявшегося толкования в нормативных правовых документах. Манильская декларация по мировому туризму (1980 г.) определяет туризм «как деятельность, имеющую важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и на их международные отношения».

Ссылаясь на Всеобщую декларацию прав человека, Манильская декларация напоминает об обязанностях государств « предоставлять своим гражданам …… возможности доступа к туризму».

Гаагская декларация по туризму (1989 г.) определяет туризм как вид деятельности, включающий « все свободные перемещения людей от их места проживания и работы, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений», и признаёт туризм основным средством «межличностных связей и политических, экономических и культурных контактов, ставших необходимыми в результате интернационализации всех секторов жизни наций».

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН для целей статистики туризма, а также Рекомендации ВТО по статистике конкретизируют определение туризма: «Туризм представляет собой деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды в течение периода, не превышающего 1 года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями».

Так от документа к документу трансформируется основополагающее туристское понятие, определяющее сущность туризма.

Международное туристское законодательство оказывает огромное влияние на развитие туризма, появление новых направлений в туристской деятельности. Одновременно с развитием рынка традиционных туристских услуг в последнее время получила распространение деятельность, связанная с предоставлением потребителю прав пользования объектами недвижимости, находящимися на различных курортах мира, так называемый клубный отдых. Этот вид услуг известен, как «таймшеринг» и «клубный отдых» .

Появились новые туристские организации, регулирующие новый вид деятельности: Организация таймшера в Европе (ОТЕ), занимающаяся проблемами таймшера, являющаяся членом ВТО с 1998г. Всемирный союз по высоким стандартам в таймшере (ЕАТЕ) - организация созданная в 1999г. для разработки единых правил таймшеринга .

ВТО, рассматривая вопросы организации таймшеринга, в 1996г. издала отдельную книгу по таймшеру. В таймшеринге отдых привязан к определённому объекту недвижимости. Но зато это право может быть объектом имущественного оборота, передаваться по наследству.

Директива ЕС 94/47/ЕС (1994г.) «О защите потребителей по контрактам на приобретение прав пользования недвижимым имуществом на основе таймшера» дала определение контракта, регулирующего таймшерную деятельность, уточнила его содержание.

Таким образом, на основании выше изложенного можно сделать вывод, что туристская деятельность нигде в мире не предоставлена сама себе. Любое государство законодательным путем стремится регулировать деятельность туристского бизнеса, создавать на основе взаимных консультаций передовое туристское законодательство.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.