Международный туризм. История, состояние и перспективы развития
2 Федеральное агентство по образованию РФ Калужский государственный педагогический университет имени К.Э. Циолковского Институт социальных отношений «Рекомендовать к защите» Заведующий кафедрой «Социальная антропология и сервис» к.филос.н.,доц.. Международный туризм: история, современное состояние и перспективы развития. Дипломная работа студентки очного отделения группы СТ-51 Научный руководитель: к. истор. н., доц. Калуга 2009 Оглавление Введение Глава 1. Исторические традиции и теоретические основы организации международного туризма 1.1. История развития международного туризма 1.2. Место туризма в современном обществе 1.3. Сущность и виды международного туризма Глава 2. Современное состояние и проблемы развития международного туризма 2.1.Анализ мировых тенденций и перспектив развития туризма в отдельных регионах мира 2.2. Культурно-исторические достопримечательности Турции 2.3. Характеристика национального туристского продукта в Турции Глава 3. Обзор действующих туров и разработка нового туристского маршрута по Турции 3.1 Действующие в Турции туристские маршруты 3.2.Разработка нового туристского маршрута «Золотая Анталья» Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕТуризм играет все более заметную роль в мировой экономике, поэтому во многих странах мира эта отрасль бурно развивается. По мнению экспертов, уровень международного туризма по прибытиям в 1999-2010 гг. может составить более 1 трлн. туристов Биржаков М.Б. Введение в туризм. - М.-СПб.: «Невский фонд», 2000. - С. 23., однако отдельные ученые считают, что он будет составлять не более 937 млн. Это, впрочем, свидетельствует, что количество прибытий к 2010 году существенно возрастет. На сферу туризма приходится сегодня около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М., 2006. С. 3..В связи с тем, что туризм является межотраслевой сферой экономики, охватывающей не только средства размещения, но и транспорт, связь, индустрию питания, развлечений и многое другое, эта сфера влияет на каждый континент, государство или город. Значение туризма для экономик разных стран связано, прежде всего, с теми преимуществами, которые он приносит при условии успешного развития. Прежде всего - это рост рабочих мест в гостиницах и других средствах размещения, в ресторанах и иных предприятиях индустрии питания, на транспорте и в смежных обслуживающих отраслях. Другим важным преимуществом является мультипликативный эффект от туризма, т.е. его влияние на развитие смежных отраслей экономики. Третье преимущество - рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Кроме этого, туризм оказывает экономическое влияние на местную экономику, стимулируя экспорт местных продуктов.Однако в России же в силу ряда причин сфера туристской деятельности в сравнении со многими другими странами еще не получила должного развития. На долю России вместе со всеми странами СНГ приходится лишь 2% мирового туристского потока Квартальнов В.А. Иностранный туризм. - М.: Финансы и статистика, 2001. - С. 251..Современное состояние туризма в России проанализировано в Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года Концепция развития туризма в Российской федерации на период до 2005 г. Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 954-р.- Российская газета. - 2002. - 14 июля., в которой, в частности, указывается, что на долю России приходится около 1% мирового туристического потока. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристическими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.В качестве основных факторов, сдерживающих развитие въездного туризма, в Концепции, в частности, названы: образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении; неразвитая туристическая инфраструктура; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах и др.Вместе с тем, с каждым годом растет число российских граждан, желающих совершить туристическую поездку, особенно в зарубежные страны. Так, в последние годы среднее количество российских туристов, выезжающих в страны дальнего и ближнего зарубежья, составляет около 13 миллионов человек Менеджмент туризма. Туризм и отраслевые системы. - М.: Финансы и статистика, 2001. - С. 162.. Это свидетельствует о том, что туристская деятельность, пережив период хаотичного развития, проходит этап становления качественного.Цель данной работы состоит в изучении международного туризма и выявлении перспектив развития туристской отрасли.Объект исследования: международный туризмПредмет исследования: Международный туризм: история, современное состояние и перспективы развития.В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования, необходимо решить следующие задачи:1. Рассмотреть историю развития международного туризма.2. Определить место международного туризма в современном обществе.3. Раскрыть сущность понятия международный туризм, выявить его виды.4. Проанализировать перспективы развития туризма в отдельных регионах мира.5. Охарактеризовать национальный туристский продукт Турции, ее культурно- исторические достопримечательности.6. Описать действующие туристские маршруты Турции.7. Составить новый туристский маршрут «Неизведанные сокровища Турции», дать ему экономическую оценку.Методы исследования, использованные в работе: аналитический, статистический, сравнительный, дедукция, индукция.Теоретической основой для написания работы послужили труды таких авторов, как: Александрова А. Ю., Ананьев М.А., Г.М.Долматов. Зорин И.В., Зорин А.И., Ирисова Т.А., Квартальнов В.А., Романов А.А., Пирожник И. И., Пузакова Е.П., Честникова В.А. и др.ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА.1.1 История развития международного туризмаИстория туризма - это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени Шаповал Г.Ф. История туризма. - Минск, 1999. С. 7..Предыстория туризма - период развития туризма до начала XIX в. включает следующие этапы развития:1. Античный туризм - основными мотивами путешествий были образование, паломничество, торговля, лечение, спортивные соревнования. Расцвет этого туризма был связан главным образом с Древней Грецией и Римом: массовый характер в те времена носили путешествия в религиозных целях, например, путешествия в Олимпию, связанные с праздником в честь Зевса, которые проходили каждые 4 года, начиная с VII в. до н.э. Другой формой туристских путешествий были выезды в лечебные местности, при минеральных источниках, либо вблизи святых мест, возводились объекты наподобие современных санаториев, а лечебные места славились большим комфортом услуг и разнообразием развлечений, кроме мест лечения римляне охотно проводили время в горах и у моря. Уже в древнем Риме отмечается двухсезонность туристских выездов.2. Туризм средних веков - основными мотивами путешествий были религиозный туризм, образование, аристократические отношения. Средневековье отличалось значительным замедлением туристского движения, и только в VII и VIII вв. н.э. были возобновлены активные путешествия в религиозных целях, наряду с путешествиями в религиозных целях, все больше отмечалось поездок политического характера, особенно предпринимаемых официальными посланниками глав государств. Развитие науки и связанная с этим организация университетов привели к появлению в Европе путешествий студентов (начиная с XIII в.).3. Туризм нового времени - основные тенденции отдыха определила промышленная революция.Международный туризм берет свое начало в середине XIX в., Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: «Ось-89», 1997. т.е. со времени упрочения капиталистического строя в наиболее развитых странах мира. Международный туризм развивается в тесной взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует не только на общее политическое и экономическое положение в мире, но и в отдельных странах. Этим объясняется неравномерность развития туризма в разные годы.Стать самостоятельным и обычным видом путешествий туризм смог лишь на определенной ступени развития общественных отношений, на базе высокоразвитого и устойчивого экономического, политического и культурного общения между народами. Это совпадает с периодом формирования международного рынка, роста международной торговли и появления средств транспорта.Колыбелью туризма стала Европа, на ее долю приходиться почти 2/3 количества иностранных туристов, такую ж долю в мировом туристском потоке составляют европейцы, которые, как правило, мало выезжают за пределы континента.Поскольку каждому туристскому району необходимо было обеспечить прием, размещение и питание пассажиров - туристов, появилась потребность в строительстве туристских объектов, возводившихся железнодорожными управлениями, взявшими на себя финансирование, рекламу и создание фирм, обслуживающих путешествующих.Одной из первых стран, в которой победила буржуазная революция, и начал развиваться капитализм, была Англия. Именно здесь и образовались первые туристские организации, развившие свою деятельность сначала внутри страны, а затем и за ее пределами.Первым известным туристским агентом был англичанин Томас Кук, который на льготных условиях в июне 1841 г. закупил оптом 570 билетов для общества трезвости на турпоездку из Лейстера в Лафборо поездом.Этому событию в большей мере способствовал промышленный переворот и связанные с ним возрастание подвижности населения и появление массового транспортного средства-железных дорог. Т. Кук начал активно использовать открывшиеся возможности. Когда в 1851 г. в Лондоне состоялась первая Международная промышленная выставка, только из Йоркшира им была организована отправка 165 тыс. посетителей. В 1854 г. в Англии издается первый справочник по гостиницам, адресованный путешественникам и туристам. в нем было указано около 8 тыс. гостиниц.Активное развитие туристского бизнеса внутри страны побудило Т.Кука к организации зарубежных поездок. Первая из них была осуществлена во Францию в 1855 г., Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития. - М., 2000. С. 8. та как в Париже начала свою работу Всемирная выставка. С 1856 г. он начинает организовывать туристские путешествия в другие европейские государства.В 50-70 годах англичане составляли большую часть иностранных туристов, которые посещали Европу. Большую роль в развитии туризма в Европе во второй половине ХIX в.сыграло увеличение протяжности железных дорог. В 1888 г. на европейском континенте побывало уже 500 тыс. туристов из Англии.С середины 60-х годов начинает развиваться туризм между Англией и США. Заслуга здесь также принадлежит Т. Куку, который в 1865 г. организовал турпоездки и из Америки в Англию и из Англии в Америку. В 1866 г. первые группы английских туристов посетили США.С 1867 г. начинаются морские туристские путешествия Кука. Не ограничиваясь заключением договоров с железнодорожными и пароходными компаниями, владельцами гостиниц и ресторанов, общество внимательно изучало спрос, составляло маршруты поездок и программы пребывания.Новый бизнес заинтересовал многих предпринимателей. Вслед за фирмой Т.Кука в Англии возникают туристские организации Треймза и сэра Генри Ланна, образуются Велосипедный туристский клуб, политехническая туристская ассоциация, Кооперативная ассоциация отдыха и т.д. Несколько позже туристские фирмы и агентства появляются во Франции, Италии, Швейцарии и других странах европейского континента. В 1885 г. в Петербурге начинает свою деятельность первая туристская компания Л. Липсона.О развитии туризма в России в то время следует сказать особо. Во второй половине XIX в. большое внимание здесь уделяется экскурсионной деятельности. В этот период получают широкую известность: Общество любителей естествознания, которое имело свои филиалы в ряде городов империи, в том числе и в таких, как Петербург, Москва, Казань, Тифлис, Екатеринбург; Крымский горный клуб. Действовавший в Одессе; Кавказское горное общество, находившееся, а Пятигорске. Начиная с 1899 г. в Москве при Педагогическом обществе работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся.Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием различных выставок, музеев, исторических и культурных памятников.Несмотря на элитарный характер и определенную разобщенность в деятельности, эти организации сыграли важную положительную роль в привлечении молодежи к познанию исторических, культурных и природных достопримечательностей.Вторая половина XIX в. в России ознаменовались распространением горного туризма. Крымский горный клуб, образовавшийся в 1890 г. в Одессе, открывает свои филиалы в Ялте и Севастополе.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|