p align="left">К 8 годам сила мышцы кисти у мальчиков составляет 14,0 и 13,2 кг, у девочек 11,6 и 11,0 кг. Становая сила мальчиков 39,0; у девочек - 34 кг. Особенно очевидны большие возможности дошкольников в проявлении силовых способностей, если рассмотреть показатели относительной силы. Она составляет 1,5 - 1,7 ед., то есть ребенок в состоянии поднять предмет, масса которого значительно превышает его собственную. Однако сила разных групп мышц у дошкольников развита неодинаково, что мешает им овладевать двигательными умениями, и тормозит гармоничному развитию. Особенно важно достичь равномерного развития мышц сгибателей и разгибателей туловища и верхнего ключевого пояса. Эти мышцы обеспечивают нормальное функционирование внутренних органов. Слабые мышцы ключевого пояса затрудняют выработку нормальной осанки. Для нормального физического развития ребенка необходимо следить за двигательной активностью в течение всего дня. К показателям здоровья ребенка можно отнести и критерии: - уровень физического развития, его гармоничность; - соответствие параметров функционального состояния основных систем жизнеобеспечения биологическому возрасту; - степень резистентности (устойчивости, сопротивляемости) организма к внешне рядовым факторам и неблагоприятным воздействиям); - наличие или отсутствие хронических заболеваний. Каждый из указанных критериев, взятый самостоятельно, не может дать полную характеристику. Только совокупность информации по всем критериям в комплекте позволяет объективно оценить состояние здоровья ребенка. В соответствии с названным критерием, детей можно условно разделить на 5 основных групп здоровья [36, с.4]: 1. Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций. 2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а так же сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. 3. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными возможностями организма. 4. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями. 5. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительными функциональными возможностями организма. Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка. Глава II. Методика организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме детского сада 2.1 Виды двигательной деятельности применяемые в ДОУ Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, можно определить приоритеты в режиме дня. I место в двигательном режиме детей занимают: - учебные занятия по физической культуре. Это основная форма обучения двигательным навыкам и развития двигательной активности детей. Занятия проводятся три раза в неделю в первой половине дня (одно на воздухе). При наличии бассейна необходимо проводить: - занятия по обучению детей плаванию не менее двух раз в неделю. II место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: - утренняя гимнастика; - подвижные игры и физические упражнения во время прогулок; - физминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д. С целью оптимизации двигательной активности и закачивания детей необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий: - оздоровительный бег на воздух; - пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами; - гимнастика после дневного сна; - двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах; - прогулки, походы в лес; - корригирующая гимнастика в сочетании с сухим массажем; - сауна с сухим массажем, а также с последующими играми в бассейне. III место отводиться самостоятельной двигательной деятельности, возникающий по инициативе детей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Немаловажное значение отводится активному отдыху: - недели здоровья; - физкультурный досуг; - физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде; - игры - соревнования; - спартакиады В двигательный режим входят дополнительные виды занятий: - группы ОФП; - секции по интересам; - спортивные танцы. А также совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи: - домашние задания; - физкультурные занятия детей совместно с родителями; - участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях ДУ. Таким образом, предполагаемые виды двигательной деятельности, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течении всего времени пребывания его в дошкольном учреждении [32, с.25]. 2.2 Модель двигательного режима старших дошкольников Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов деятельности, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Оптимизация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения позволила представить модель двигательного режима, где представлен перечень разных видов занятий по физической культуре, а также отражены особенности их организации (приложение № 1). Рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий. Содержание занятий разное, каждое из них в той или иной мере имеет свое специфическое назначение. Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки - походы в лес, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи. Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность. На учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умение, знания. Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники - это активный отдых. Кружки по интересам развивают двигательные способности и творчество детей. Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития. Корригирующая гимнастика (назначается врачом) решает лечебно-профилактические задачи и предназначена для детей с ослабленным здоровьем. Логоритмичная гимнастика необходима для профилактики нарушения речи у детей и развития моторики. В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их характер могут меняться и повторяться с разной периодичностью в течении дня, недели, месяца, года, составляя так называемый оздоровительный двигательный режим старших дошкольников [32, с.22]. 2.3 Роль воспитателя по физической культуре в физкультурно- оздоровительной работе Физическое воспитание в дошкольном учреждении является действенным средством, способствующим разностороннему развитию ребенка. Процесс оптимизации двигательной активности детей направлен на укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма, достижение хорошего уровня физической подготовленности. Для реализации вышеперечисленных задач воспитателю по физической культуре необходимо заниматься разнообразной деятельностью: - исследовательской (направлена на повышение своей квалификации, передачу опыта коллегам, совершенствовании своего педагогического мастерства); - конструктивной (планирование содержания разных видов по физической культуре на весь учебный год и организацией их проведения в соответствии с программными требованиями и индивидуальными особенностями детей); - организаторской (координирование своей деятельности со всеми членами коллектива, для формирования здорового образа жизни в семье и детском саду); - коммуникативной (установление педагогически целесообразных отношений с детьми, родителями и коллегами; умение создавать благоприятный эмоциональный климат в группе, выявить интересы и мотивы поведения каждого ребенка, его двигательные возможности и способности). Деятельность воспитателя по физической культуре - это сложный процесс, в результате которого решается комплекс медико-педагогических и психологических задач. Воспитатель должен иметь глубокие знания по теории и методике физического воспитания детей. Воспитателю по физической культуре необходимо всегда находиться в спортивной форме, быть примером для детей, увлекаться разными видами спорта: ходить на лыжах, кататься на коньках, играть в волейбол, баскетбол, теннис. Заключение Оздоровление подрастающего поколения - одна из приоритетных задач современного образования. Нормативно-правовые документы так же отражают актуальность проблемы здоровья детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 % от общего количества детей, поступающих в школу. Многие ученые и практики указывают причину - недостаточная двигательная активность у детей. Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития - не только физического, но и интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличение работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий. Физкультурно-оздоровительная система способствует росту функциональных возможностей организма ребенка, привитие любви к активной двигательной деятельности. А это значит, заложить базис здорового образа жизни будущего человека. Овладевая необходимым программным материалом по развитию движений и получая доступные знания о здоровом образе жизни, дети приобретают возможность самостоятельно заниматься физической культурой не только в детском саду, но и дома. Данная модель двигательного режима для детей старшего дошкольного возраста, насыщенная разнообразными видами и формами двигательной деятельности, а также целесообразным чередованием физических упражнений и игр разной интенсивности, может быть взята за основу построения различных вариативных двигательных режимов. В каждом конкретном ДОУ педагогический коллектив должен творчески отнестись к проблеме организации оптимального двигательного режима и выбрать свой собственный вариант, учитывая местные условия конкретного ДОУ: - экологическую обстановку; - материально-техническую базу; - количество и состав возрастных групп; - состояние здоровья и физического развития детей; - физическую подготовленность детей. Список литературы 1. Берштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности.- М., 1966. 2. Берштейн Н.А. Психика формируется в движении. - М., 1974. 3. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. - М.: Мозайка-Синтез, 2005 - 112 с. 4. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М., 1981. 5. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. - М., 1988. 6. Вавилова Е.Н. Учите детей бегать, лазать, метать. - М., 1985. 7. Гребенова И.И., Ананьева Н.А. Ваш ребенок. - М., 1990. 8. Доннер, Кэрол Тайны анатомии. - М., 1991. 9. Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. - М., 1995. 10. Доскин А.А., Голубева Л.Г. Растем здоровым. - М., 2005 11. Зайцев Р.К., Кобанов В.В. Педагогика здоровья. - СПб., 1994. 12. Зайцев Г.К., Зайцева А.Г. Твое здоровье. Укрепление здоровья. - СПб., 2000. 13.Зелинская Д. Школа здоровья. - М., 1995. 14. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В., Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1986. 15. Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении. - М., 2002. 16. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2001. 17. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). - М., 2000. 18. Лебедева Н.Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников. - М., 2000. 19. Мартынов М.П. Здоровье ребенка в наших руках. - М., 1991. 20. Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду в начальной школе. - М., АРКТИ, 2004 - 264 с. 21. Михайлов В.В. Физкультура для всей семьи. - М., 1988. 22. Мийайлов В.В. Как вырастить здорового ребенка. - М., 1986. 23. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975 - 239 с. 24. Немов Р.С. Психология. - М., 1998. 25. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для ДОУ. - М.: Мозайка-Синтез, 1999 - 80 с. 26. Осокина Т.И. Физические упражнения для дошкольников. - М., 1971. 27. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет. - М., 1988. 28. Пономарев С.А. Растите малышей здоровыми. - СПб., 1997. 29. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. - СПб.: Речь, 2001 - 166 с. 30. Прокофьева Е.А. Румяные щеки. - М., 1993. 31. Психология детей дошкольного возраста. Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М., 1964. 32. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М.: Мозайка-Синтез, 2002 - 256 с. 33. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. - М.: Издат.дом «Воспитание дошкольника», 2005 - 96 с. 34. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. - М., 1983. 35. Хухулаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1971. 36. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику. - М.: Просвещение, 2002 - 79с. 37. Щебенко В.Н., Ермак Н.Н. Физическое воспитание дошкольников. - М., 2000. Приложение Модель двигательного режима детей 5 - 7 лет в дошкольном учреждении (по Руновой М.А.) |
№ | Виды занятий | Особенности организации | | 1. Физкультурно-оздоровительные занятия | | 1.1 | Утренняя гимнастика | Ежедневно на открытом воздухе или в зале. Длительность 10-12 мин. | | 1.2 | Двигательная разминка | Ежедневно во время большого перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз). Длительность 7-10 мин. | | 1.3 | Физкультминутка | Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий. Длительность 3-5 мин. | | 1.4 | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами, подобранными с учетом уровня ДА детей. Длительность 25-30 мин. | | 1.5 | Оздоровительный бег | Два раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин. | | 1.6 | Индивидуальная работа по развитию движений | Ежедневно во время вечерней прогулки. Длительность 12-15 мин. | | 1.7 | Прогулки-походы в лес или близлежащий парк (пешие, лыжные) | Два-три раза в месяц, во время, отведенное для физкультурного занятия, организованных воспитателем игр и упражнений. Длительность 60-120 мин. | | 1.8 | Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами | Два-три раза в неделю, по мере пробуждения и подъема детей. Длительность не более 10 мин. | | 1.9 | Сауна с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также последующими играми в бассейне | Два раза в месяц, группами не более 10 человек, во второй половине дня. Длительность всего комплекса 35-40 мин. | | 1.10 | Корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем | После дневного сна, по одному сеансу в месяц, в течение 10 дней подряд с последующим перерывом в 2 недели. Проводиться по рекомендации врача Длительность 12-15 мин. | | 1.11 | Логоритмичная гимнастика | Два раза в неделю по подгруппам (проводится логопедом). | | 2. Учебные занятия | | 2.1 | По физической культуре | Три раза в неделю подгруппами, подобранными с учетом уровня ДО детей, проводятся в первой половине дня (одно на воздухе). Длительность 35-40 мин. | | 2.2 | По плаванию | Два раза в неделю, во второй половине дня, подгруппами не более 10-12 человек. Длительность 30-35 мин. | | 3. Самостоятельные занятия | | 3.1 | Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей. | | 4. Физкультурно-массовые занятия | | 4.1 | Неделя здоровья (каникулы) | Два-три раза в год (последняя неделя квартала). | | 4.2 | Физкультурный досуг | Один-два раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками одной - двух групп. Длительность 50-60 мин. | | 4.3 | Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе и на воде | Два-три раза в год, внутри детского сада или совместно со сверстниками соседнего дошкольного учреждения. Длительность 75-90 мин. | | 4.4 | Игры - соревнования между возрастными группами или со школьниками начальных классов | Один-два раза в год на воздухе или в зале. Длительность не более 60 мин. | | 4.5 | Спартакиады вне детского сада | Один раз в год в спортивном клубе или в школе своего микрорайона, участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности, по специальной программе. Длительность не более 120 мин. | | 5. Внегрупповые (дополнительные) виды занятий | | 5.1 | Группы ОФП | По желанию родителей и детей не более двух раз в неделю. Длительность 25-30 мин. | | 5.2 | Спортивные кружки, танцы | По желанию родителей и детей не более двух раз в неделю. Длительность 35-40 мин. | | 6. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи | | 6.1 | Домашние задания | Определяются воспитателем | | 6.2 | Физкультурные занятия детей совместно с родителями в дошкольных учреждении | По желанию родителей, воспитателей и детей. | | 6.3 | Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада. | Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий. | | |
Страницы: 1, 2, 3
|