на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы дозирования физической нагрузки школьников
p align="left">Конечно, это подразделение условно и точное разграничение затруднительно, но практически оно достаточно надежно.

В физкультуре, в отличие от спорта, больших и особенно ударных объемов, как правило, не применяют. Для развития двигательных качеств пользуются менее значительными "возмущающими" раздражениями, чем те, которые соответствуют большому и ударному объемам нагрузок в спорте. Это обусловлено несколькими обстоятельствами. Во-первых, выполнение больших объемов нагрузок вызывает сильное утомление и требует значительных волевых усилий, психического напряжения, что затруднено для физкультурников. Во-вторых, большая степень раздражения может быть опасна для здоровья у недостаточно адаптированных к подобным воздействиям людей. В-третьих, в физкультуре нет смысла быстро повышать уровень двигательного качества, как это необходимо в спорте (выход на спортивную форму несколько раз в году). Поэтому объем нагрузки для развития качества в физкультуре должен лишь незначительно превышать поддерживающий (средний) объем.

Показателями развивающего (большого) объема нагрузки на одном занятии являются: субъективно - чувство значительного утомления; объективно - выраженная потливость, покраснение лица, снижение работоспособности на 15-20%, снижение массы тела на 0,5-1,0 кг, значительное повышение реакции при пробе с дополнительной нагрузкой. При многократных повторениях нагрузки в течение нескольких недель (не менее двух раз в неделю) вероятен прирост двигательного качества.

При поддерживающем объеме все указанные субъективные и объективные показатели выражены умеренно, а КТЭ при многократных повторениях проявляется практически в поддержании достигнутого уровня двигательной подготовленности.

При малом объеме соответственно показатели слабо выражены, а СТЭ имеет в основном восстановительный характер.

Оптимальным объемом физической нагрузки должна быть такая величина, которая обеспечивает достижение и поддержание нормативного уровня физической подготовленности. Нагрузка, в результате которой нормативный уровень превышается, не служит укреплению здоровья, но может использоваться в занятиях по интересам.

При дозировании нагрузок в физической культуре следует учитывать особенности зависимости между объемом нагрузки и тренировочным эффектом, т.е. эффектом ее действия.

Сущность этой закономерности связана с механизмом действия нагрузки на субклеточном уровне. Для развивающего и поддерживающего тренировочного эффекта необходимо, чтобы однократная направленная нагрузка достигла величины (по параметрам объема и интенсивности), достаточной для активации генетического аппарата клеток. Если объем нагрузки меньше порогового уровня, то он активации не производит.

Для того чтобы получить КТЭ, выражающийся и поддержании или развитии физических качеств, необходимо, чтобы повторное выполнение нагрузки производилось на фоне следа от предшествующей То есть суммирование СТЭ от каждого занятия в КТЭ возможно только при определенной продолжительности интервалов между занятиями. Оптимальный интервал для повторного выполнения соответствующей развивающей или поддерживающей нагрузки - 24-48 ч. При более длительном интервале след слабеет, но остается примерно до 96 ч (четверо суток). Таким образом, если повторить равную нагрузку в первом варианте через 48 ч, а во втором через 72 ч, то суммарный эффект в первом варианте будет больше. Если же повторить нагрузку через период более 96 ч, например через 120 ч, то суммарного эффекта практически не будет, так как не осталось следа от первого - действия. Следовательно, нагрузки, выполняемые редко (например, один раз в неделю), в физическом воспитании и оздоровительной физкультуре для развития физических качеств практически неэффективны.

КТЭ после кратковременного периода занятий (2-4 недели) носит нестойкий характер. Он становится стабильнее после более продолжительных занятий, что обусловлено инерцией структурных сдвигов, требующих более четырех недель воздействий. Однако и в этом случае при прекращении развивающей и поддерживающей нагрузки происходит обратное развитие (снижение) уровня соответствующего физического качества. [7-8]

Например, на уроках физкультуры по разделу гимнастики выполнялись нагрузки для развития силы и силовой выносливости мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины. Был достигнут прирост этих качеств. Затем после перехода к урокам физкультуры по разделам игр и легкой атлетики силовые нагрузки прекратились. Достигнутый прирост постепенно ликвидируется (если, конечно, он не будет поддерживаться самостоятельными или внеклассными занятиями), и восстановится исходный уровень силы, который был до занятий гимнастикой.

Указанные закономерности относятся к каждой направленной нагрузке отдельно. Так, например, если три раза в неделю будет выполняться развивающая или поддерживающая нагрузка на силовую выносливость рук и один раз в неделю - на силовую выносливость мышц спины и общую выносливость, то силовая выносливость рук будет соответственно развиваться или поддерживаться на достигнутом уровне, тогда как на уровень силовой выносливости мышц спины и общей выносливости нагрузка практически влияния оказывать не будет или оно будет незначительным.

Повторение тренировки с большим объемом направленной нагрузки один раз в неделю в физической культуре практически не дает прироста качества, тогда как при двухразовом, и особенно при трехразовом повторении, КТЭ резко возрастает. Выраженность К. ТЭ зависит от продолжительности периода занятий. Он начинает проявляться через 2-3 недели и постепенно возрастает в течение 16-20 недель. В дальнейшем постоянный внешний объем нагрузки перестает быть адекватным раздражителем в силу адаптации организма к нему, и соответственно развивающий эффект (прирост качества) снижается или прекращается, т.е. развивающий прежде объем становится поддерживающим.

Объемы нагрузок в микро - и макроциклах принято выражать через усредненные показатели внешней нагрузки. Например, характеризуя объем беговой нагрузки в недельном цикле, указывают частные объемы в километрах по зонам. Однако такая характеристика объемов нагрузок недостаточно информативна, так как не учитывается внутренняя сторона нагрузки. Так, один и тот же недельный километраж (например, на уровне ПАНО) мог быть выполнен во многих вариантах - например:

1) шесть поддерживающих объемов нагрузки;

2) два больших, два поддерживающих и два малых;

3) три больших, два поддерживающих и один малый и т.п., и эффект при этих вариантах будет разный.

Поэтому целесообразно при характеристике нагрузок по объемам в микро - и макроциклах указать как усредненные объемы внешней нагрузки, так и количество больших, средних и малых объемов, показав при этом соотношение внутренней и внешней сторон нагрузки для каждого объема. Для иллюстрации указанного положения приведем следующий пример.

В недельном цикле было выполнено на скорости 12 км/ч (внешняя характеристика интенсивности нагрузки), которая соответствовала уровню ПАНО (внутренняя характеристика интенсивности нагрузки), два больших объема (внутренняя характеристика объемов) по 45 км (внешняя характеристика объемов), два средних - по 25 км и два малых - по 5 км Если указанный объем в неделю будет охарактеризован только общей величиной (150 км), то это будет недостаточно информативно, так как такой же недельный объем мог быть выполнен и в другом варианте (например, шесть средних объемов по 25 км). Эти два варианта равного общего недельного объема дадут различный КТЭ. При первом варианте более вероятен развивающий эффект, а во втором - поддерживающий, причем здесь более вероятны локальные перенапряжения и травмы.

При характеристике объемов нагрузки необходимо всегда указывать внешнюю и внутреннюю стороны объемов. Это обусловлено изменчивостью зависимости между ними. В принципе имеется прямая связь между параметрами объемов внешней и внутренней нагрузок. Другими словами, выраженность специфической реакции организма на направленную нагрузку зависит от объема последней Эта связь обусловлена постоянно действующими факторами: возрастом, полом, индивидуальными особенностями организма, спортивной квалификацией - и кратковременными факторами: текущим состоянием (на фоне которого выполняется нагрузка), зависящего от восстановления от предшествующих нагрузок, сна, психонейроэндокринного состояния (например, менструального цикла), биоритмов, питания и др.

Особо значительное влияние на эту связь оказывает уровень адаптации организма к данной нагрузке. Эта адаптация имеет перманентный и фазовый компоненты. Перманентный компонент зависит от уровня тренированности (спортивной квалификации). Кратковременный - изменяется в зависимости от периода тренировочного процесса (подготовительный, соревновательный) и соответственно от объемов выполняемых нагрузок. Так, чем выше спортивная квалификация, тем более значительные объемы направленных нагрузок необходимы для достижения тренировочного эффекта. В пределах данной перманентной адаптации ее уровень колеблется на разных этапах подготовки, снижаясь в переходном и повышаясь в соревновательном. Поэтому один и тот же внешний объем будет вызывать разный тренировочный эффект после полного или неполного восстановления.

Таким образом, величина нагрузки характеризуется по параметрам интенсивности и объема в соответствии с указанными выше положениями. Интенсивность нагрузки в какой-то мере определяет ее направленность (адрес). Чем больше интенсивность, тем больше воздействие, направленное на скоростные и силовые качества; чем меньше интенсивность, тем больше нагрузка на выносливость. Объем же нагрузки предопределяет размеры воздействия упражнений на организм, их достаточность для прироста или поддержания двигательного качества.

Для иллюстрации значения оценки величины нагрузки приведем следующий пример.

Шестиклассник в течение восьми недель на каждом уроке физкультуры (раздел легкой атлетики) пробегал два раза с интервалом отдыха 3 мин дистанцию 60 м с предельной для себя скоростью. Утомления при этом он не испытывал. Какова величина этой нагрузки? Какой будет результат? Интенсивность нагрузки максимальная (зона I), а объем малый. Нагрузка направлена на максимальную скорость, но ее прироста практически не будет (малый объем).

Другой школьник выполнял эту же нагрузку повторно-серийным методом - две серии с 2-минутным отдыхом (ходьбой) между ними. В каждой серии - по три забега с 30-секундными интервалами. К концу нагрузки у школьника отмечалось - утомление, потливость, покраснение лица, снижение скорости в последнем забеге на 10%.

Интенсивность нагрузки у второго школьника такая же, как І - у первого, но объем больше. Этот объем обеспечивает достаточный СТЭ на каждом занятии, который, суммируясь (два раза в неделю), должен дать положительный КТЭ, т.е. прирост максимальной скорости. [9]

1.4 Метод выполнения нагрузки

Одинаковая по всем приведенным выше параметрам (целевой установке, направленности, величине) физическая нагрузка оказывает различное действие на организм занимающегося в зависимости от метода ее выполнения. Он определяет динамику интенсивности нагрузки в процессе ее выполнения.

Равномерный метод означает, что нагрузка выполняется непрерывно с постоянной интенсивностью. Этот метод применяют, как правило, в циклических упражнениях. Нагрузка, выполняемая равномерным методом, относится по степени интенсивности к зонам большой и умеренной мощности (к зонам VI, VII, VIII, см. с.15) и направлена на развитие и поддержание общей выносливости

При относительно низкой интенсивности (для школьников ниже 120 уд/мин - IX зона) нагрузка, выполняемая равномерным методом, оказывает преимущественно восстановительный эффект.

Переменный метод выполнения нагрузки означает, что интенсивность нагрузки во время ее выполнения изменяется. Целесообразно выделить следующие варианты переменного метода: непрерывный с переменной интенсивностью, интервальный и повторный.

Непрерывным методом с переменной интенсивностью выполняется нагрузка, в которой обычно уровень интенсивности, соответствующий зонам I-V (см. с.14-15), чередуется с умеренным (зоны VIII, IX), а циклические упражнения могут чередоваться с ациклическими.

Типичными примерами подобной нагрузки могут служить фартлек, лыжные гонки по пересеченной местности, стипль-чез, велосипед (шоссе), ориентирование, альпинизм. Практически соревновательные нагрузки на длинные и даже средние дистанции в беге также выполняются с переменной интенсивностью (по тактическим соображениям). Нагрузки, выполняемые этим методом, направлены одновременно на развитие и поддержание нескольких двигательных качеств (например, выносливости и скоростно-силовых качеств) и на формирование специальных умений и навыков.

Интервальный метод выполнения нагрузки характерен чередованием периодов нагрузки с относительно высокой и низкой интенсивностью, с интервалами активного отдыха. Эти интервалы относительно короткие (обычно меньше минуты), поэтому повторные периоды нагрузки с высокой интенсивностью начинаются на фоне недовосстановления максимальной и субмаксимальной мощности. Типичным примером нагрузки, выполняемой интервальным методом, является бег, в котором ускорения и медленный бег чередуются по 15 с. Интервальная нагрузка направлена одновременно на развитие нескольких качеств (например, на скоростную и общую выносливость) и особенно эффективна в развитии специальной выносливости в видах спорта, соревновательная деятельность которых производится в зонах субмаксимальной и большой мощности.

При интервальном методе интенсивность нагрузки может быть постоянной или может изменяться. Так, например, могут применяться варианты с возрастающей, волнообразной и т.п. интенсивностью. Применение этих вариантов интервальной нагрузки определяется требованиями физической и тактической подготовки на основе моделирования соревновательной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.