на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы туристской подготовки и тренировки
p align="left">Каково содержание интегральной подготовки туриста? Интегральная подготовка в туризме осуществляется непосредственно в условиях туристских походов и соревнований. Она является, по сути, основным средством повышения мастерства в преодолении естественных препятствий маршрута, и дистанций соревнований; получения необходимых знаний и навыков в организации и проведении туристских мероприятий. От других видов подготовки интегральная подготовка отличается максимальной цельностью. С одной стороны, все накопленные ранее знания умения и навыки реализуются (применяются) туристами в походе или на соревнованиях. С другой стороны, само участие в походе, соревновании дает некую новую сумму знаний, умений и навыков, в результате решения ситуационных задач, преодоления характерных естественных препятствий, жизнеобеспечения в специфических климатических, погодных условиях, которые невозможно полностью смоделировать в рамках тренировочного процесса. Таким образом, интегральная подготовка приносит бесценный туристский опыт, который невозможно заменить никакой иной подготовкой (в данном случае подготовка туриста соответствует справедливому утверждению «чтобы научиться бегать, надо …бегать»).

Наиболее эффективно интегральная подготовка туристов осуществляется в процессе проведения учебно-спортивных туристских мероприятий (в учебных походах, на учебных туристских сборах). В частности, особенностью учебно-спортивных туристских походов является то, что кроме достижения собственно спортивных целей (преодоления маршрута) в них сознательно преследуется и цель обучения туристов. План проведения учебного похода предусматривает учебу туристов разнообразным компонентам техники и тактики непосредственно на маршруте (соответственно, на это отводится значительная часть походного времени). Более подробно особенности организации и проведения учебных походов указываются нами в специальной лекции. Укажем лишь, что программа обучения студентов, будущих специалистов в области активного туризма, обязательно предусматривает определенный объем интегральной туристской подготовки.

На какие этапы принято разделять процесс туристской подготовки? Одной из особенностей туризма, как вида спорта является достаточно жестко регламентированная последовательность в совершении спортивных походов разной сложности. Эта последовательность «от простого к сложному» определяется главными нормативными документами - Правилами совершения спортивных походов и Единой Спортивной Классификацией Республики Беларусь. Постепенность в наращивании сложности походов (читай, приобретение необходимого туристского опыта) - это один из принципов обеспечения безопасности туристских мероприятий и он должен неукоснительно соблюдаться. Таким образом процесс туристской подготовки в спортивном туризме является многолетним и поэтапным. Например, для выполнения нормативов мастера спорта в спортивном туризме (начиная от уровня «новичка»), требуется как минимум 6-10 летняя туристская подготовка. Точно так же поэтапно происходит не только подготовка спортсменов-туристов, но и подготовка инструкторско-преподавательского состава в спортивно-оздоровительном туризме: от организатора туристских массовых мероприятий до инструктора-методиста спортивно-оздоровительного туризма.

В многолетней спортивно-туристской подготовке принято выделять следующие этапы (Ганопольский и др., 1987).

· Ознакомительный и начальный этап подготовки.

· Базовый этап подготовки.

· Этап спортивного совершенствования.

· Этап спортивного мастерства и поддержания достигнутого уровня мастерства.

Ознакомительный и начальный этапы подготовки обеспечивают начальный уровень спортивно-туристской подготовки, где собственно спортивные достижения находятся на уровне участия в степенных детских походах и походах первой категории сложности.

Базовый этап подготовки предусматривает участие в спортивных походах 2,3 к.с., выполнение норм на присвоение второго спортивного разряда.

Этап спортивного совершенствования предусматривает руководство и участие в походах 4, 5 к.с. соответственно. В результате данного этапа подготовки обеспечивается выполнение нормативов первого разряда, к.м.с.

Этап спортивного мастерства обеспечивает выполнение норматива мастера спорта, приобретение всех необходимых для этого знаний, умений и навыков, а так же сравнительно длительное их поддержание. В результате данного этапа подготовки турист приобретает опыт участия и руководства походами высших категорий сложности.

На основании спортивной туристской подготовки строится и поэтапная подготовка профессиональных и общественных туристских кадров (инструкторского состава) (Рис. 2). В данном случае туристы учатся методике управления туристскими спортивными и рекреационными мероприятиями в широком смысле слова. Например, базовая спортивная подготовка туристов, является необходимым требованием для подготовки руководителей активного туризма «среднего звена»: инструкторов туризма, гидов-проводников туристских групп. Основанием для подготовки инструкторских кадров «высшего звена» - старших инструкторов-методистов спортивного туризма, служит спортивная подготовка уровня мастера спорта.

3. Структура тренировочного процесса в туризме

Как и в иных видах спорта, тренировочный процесс туристов имеет определенную, методически обоснованную структуру, характеризуемую таким понятием, как цикличность. В форме циклов строится весь тренировочный процесс - от его элементарных звеньев до крупных этапов многолетней подготовки. Тренировочный процесс имеет тенденцию к систематическому повторению основных элементов своего содержания (циклы), но содержание тренировочных занятий в каждом цикле соответствует логике конкретного этапа подготовки туриста (начального, базового и т.д) и логике подготовки к участию в походах и соревнованиях заданного уровня сложности.

В частности, в каждый год обучения туристской специальности в вузе, студенты проходят циклы тренировок, направленные на рост их физической готовности и технико-тактического мастерства. При этом содержание первого года тренировочного процесса (цикла) предусмаитривает, в частности, овладение ими начальными умениями и навыками в технике туризма, а его главной спортивной целью является их участие в походе первой категории сложности, в соревнованиях по туристско-прикладному многоборью (ТПМ) начальной группы сложности. Содержание последующих лет тренировок (последующих циклов) направлено на спортивное, в том числе технико-тактическое совершенствование вплоть до достижения базового уровня туристской подготовки, а их главной спортивной целью является участие студентов в походах 2-й, 3-й категории сложности и в соревнованиях по ТПМ 4-й, 3-й группы.

Структура тренировочного процесса в туризме обусловлена спецификой туристской деятельности и исходит, прежде всего, из следующих ее особенностей.

· Физическая нагрузка в походе оказывает значительное воздействие на туриста в течение длительного времени (ходовое время дня, бивачные работы).

· Преодоление объективно опасных естественных препятствий требует высокого технико-тактического мастерства и определенных психологических качеств.

Можно сказать, что задачей тренировочного процесса в туризме является создание оптимальных условий для долговременной адаптации организма человека к высоким физическим, психическим нагрузкам, ожидаемым в походах данной категории сложности.

Какова структура тренировочного цикла в туризме? В отличие от других видов спорта, где принят 4-х летний цикл тренировочного процесса (цикл подготовки к главным соревнованиям четырехлетия - олимпийским играм), в туризме традиционным является однолетний или двухлетний тренировочный цикл (цикл подготовки к главному в сезоне спортивному походу или ключевым соревнованиям).

Годичный (двухгодичный) тренировочный цикл (назовем его - макроцикл) включает в себя логично связанные между собою элементы. В основании тренировочного процесса лежат отдельные упражнения, направленные на развитие того или иного физического качества или умения. В основном это двигательные действия циклического (бег, плавание, лыжный ход) или ациклического характера. Кроме того, в качестве упражнений в туристской тренировке используются элементы техники туризма: вязка узлов, определение азимута на видимый объект и пр. Совокупность упражнений на развитие определенного качества (определенного технического навыка) составляет тренировочное задание, а совокупность заданий - тренировочное занятие. В отдельном занятии могут сочетаться различные по направленности и сложности тренировочные задания (например, развитие функциональной выносливости и координации; развитие скоростной выносливости и силы ног и рук).

Следующей ступенью в иерархии тренировочного цикла является микроцикл, включающий несколько тренировок (например, недельный микроцикл, состоящий из 2-5 логически связанных тренировочных занятий, направленных на решение главной задачи микроцикла). В микроцикле могут сочетаться как сходные так и разноплановые по содержанию занятия. Например, тренировки направленные на овладение специальными техническими умениями и навыками, могут сочетаться в микроцикле с тренировками, поддерживающими достигнутый уровень общей и специальной физической выносливости; тренировки на развитие общей выносливости могут сочетаться с развитием ловкости, гибкости, координации движений.

Мезоцикл включает в себя ряд тренировочных микроциклов. Он занимает по продолжительности месяц и более. Тренировки в мезоцикле направлены на решение специфических для данного периода тренировочного процесса задач. Например, первый тренировочный мезоцикл вначале подготовки к участию в главном спортивном походе сезона (главном соревновании) направлен обычно на развитие общей выносливости и закладывает фундамент физической подготовки на весь сезон. Мезоциклы непосредственно предшествующие походу включают как тренировки на освоение туристской техники, так и тренировки на развитие специальной выносливости и наиболее важных для осуществления похода физических качеств (силы ног и рук, гибкости тела, координации и пр.). При этом уровень общей выносливости поддерживается на достигнутом уровне. Принцип построения мезоциклов предполагает такую их продолжительность и содержание, (набор микроциклов) чтобы они соответствовали решению отдельных вышеуказанных задач подготовки туриста.

Наконец высшая ступень в цикле туристских тренировок - макроцикл (1-2 года), который включает запланированный набор мезоциклов. Мезоциклы в пределах тренировочного макроцикла взаимосвязаны друг с другом, так, что их последовательность и содержание решают общую задачу физической, технической и психологической подготовленности к осуществлению спортивного похода (к успешному выступлению на соревнованиях). Обращаем Ваше внимание на то, что весь тренировочный макроцикл построен, в соответствие с календарным планом осуществления походов и участия в зачетных соревнованиях в предстоящем туристском сезоне и разделен, по характеру решаемых в отдельные периоды тренировочного процесса задач на отдельные периоды.

На какие периоды принято разделять тренировочный процесс в туристском сезоне и каковы важнейшие задачи, решаемые в данные периоды? Тренировочный процесс в каждый туристский сезон принято разделять на три периода: подготовительный, основной и переходный. В подготовительном периоде тренировочного процесса туристы достигают необходимого уровня общей и специальной физической подготовки, укрепляют морально-волевые качества, совершенствуют технико-тактическое мастерство, повышают уровень специальных и теоретических знаний. Иными словами в данный период осуществляется всесторонняя подготовка к участию в главном в текущем сезоне спортивном походе или в главных соревнованиях. Подготовительный период предшествует основному. Он практически равен по продолжительности основному, либо является более продолжительным. Вначале данного периода тренировок, как мы уже упоминали в предыдущем разделе лекции, у туристов повышается общий уровень функциональных возможностей организма средствами общефизической подготовки. Затем, осваиваются, совершенствуются технические приемы и улучшается спортивная форма туристов средствами специальной технической и специальной физической подготовки. Наконец, этот период завершается становлением необходимой физической формы и нужного уровня технического совершенства.

Основной период тренировочного цикла включает тренировки, осуществляемые непосредственно перед началом похода или соревнований и собственно участие туристов в походах и соревнованиях. Именно в этот период туристы решают главные спортивные задачи сезона: успешное преодоления маршрута похода (дистанций соревнований); совершенствования техники и тактики туризма; поддержание достигнутого уровня физических и морально-волевых возможностей; выполнения нормативных требований для присвоения спортивных разрядов и званий. Объем и интенсивность нагрузки в основной период работы является максимальными. При этом физические и психические нагрузки переносятся туристами успешно, если в эффективно проведен подготовительный период тренировок и предыдущие сезоны тренировок.

В переходном периоде осуществляется постепенный переход от предельных нагрузок основного периода тренировок к умеренным нагрузкам первого этапа подготовительного периода. Это период снятия утомления и восстановления нормального функционирования организма. Достигаются эти задачи разнообразными средствами: педагогическими, физиотерапевтическими, фармакологическими.

Литература по теме лекции

1. Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. - М., 1989.

2. Байковский Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта-М .1996

3.
Подготовка кадров спортивного туризма Российской Федерации/ Документ Туристско-спортивного Союза России. - авт. составители М.Ю. Васильев и др. - 2006. - 106с.

4. Программа подготовки кадров в спортивном туризме (базовый уровень). - Русский турист. 2001. - выпуск 7

5. Туризм и спортивное ориентирование / Учебник для институтов и техникумов физи-ческой культуры. - Авт.-сост, В.И. Ганопольский. М: ФиС, 1987. - 240с.

6. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник/ Под общ. Ред. Ю.Н. Федотова. - М.: Советский спорт, 2002. - 364с.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.