p align="left">1. Втягиваться и работу постепенно; как после ночно-го сна, так н после отпуска. 2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы. Оптимальным ученый считает равномерный, средний темп. Утомляет неритмичность и чрезмерная скорость умственного труда. При этом быстрее наступа-ет утомление. 3. Соблюдать привычную последовательность и сис-тематичность умственной работы. Ученый считает, что работоспособность значительно выше, если придержи-ваться заранее запланированного распорядка дня и сме-ны видов умственного труда. 4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха. Это поможет более быстрому восстанов-лению умственной работоспособности, поддержанию ее на оптимальном уровне. Следует добавить к перечисленному еще несколько советов, выполнение которых будет способствовать успеху в учебе. Не начинать работу без твердого плана и установле-ния ее примерного объема. Не пытаться охватить и запомнить материал с перво-го раза. Иметь в запасе время для повторения. Составлять собственный конспект изучаемого матери-ала, не пользоваться чужими конспектами, Широко применять закладки, цветные чернила, с по-мощью которых можно выделить важный для усвоения материал. Организовывать кратковременный отдых, Активно включать в режим дня занятия физическими упражнениями. 3. Правильное питаниеВ реферате уже был начат разговор о довольно частых случаях заболеваний пищеварительного тракта у студен-тов. Основной причиной такого отрицательного явления я считаю нерегулярное и нерациональное питание. Человек издавна использовал питание в качестве од-ного из важнейших средств для укрепления здоровья. Недаром древнегреческие мудрецы утверждали: человек есть суть то, что ест, а Сенека писал, что умеренное пи-тание повышает умственные способности. Ум, говорил он, тупеет от пресыщения. Современная наука достигла определенных успехов в изучении вопросов рационального питания. Хорошо из-вестно, что его основу составляют получаемые с пищей белки, жиры, углеводы, а также витамины и минераль-ные вещества. Белки, или протеины, имеют наибольшее значение для жизнедеятельности организма. Они являются струк-турной основой всех клеток тела, обеспечивают их деятельность, Белки в организме человека образуются из пищевых белков, которые в результате переваривания расщепляются до аминокислот, всасываются в кровь и используются клетками. Аминокислоты делятся на заменимые (они синтезируются п организме) и незаменимые, которые поступают с продуктами питания. Из незамени-мых аминокислот особо важными признаны метнонин, лицин и тряптофан. Они содержатся преимущественно в продуктах животного происхождения. Особенно необхо-дим для умственной деятельности метионин. Наиболь-шее содержание его в твороге, яйцах, сыре, мясе. Средняя потребность организма в белках составляет 1--1,3 г на килограмм массы тела. Для студентов, актив-но занимающихся физической культурой и спортом, из-за повышенного расхода энергии потребность в белках возрастает приблизительно в 1,5 раза. В суточный раци-он студента следует включать белки как животного, так и растительного происхождения. Из растительных наи-большей ценностью и биологической активностью обла-дают белки сои, картофеля, овсянки, гречневой крупы, фасоли, риса. Жиры-- наиболее концентрированный источник энер-гии. Вместе с тем в организме они выполняют и другие важные функции: совместно с белками образуют струк-турную основу клеток, защищают организм от переох-лаждения, служат естественными источниками витами-нов А, Е, Д. Поэтому жиры и особенно их основной ком-понент--жирные кислоты--являются незаменимой со-ставной частью пищи. Жирные кислоты подразделяются на насыщенные и ненасыщенные. Одни из самых ценных в биологическом отношении среди ненасыщенных жир-ных кислот--арахидоновая и линолевая. Они укрепля-ют стенки кровеносных сосудов, нормализуют обмен ве-ществ, противодействуют развитию атеросклероза, Арахидоновая кислота содержится только в животных жирах (санном сале---2%, сливочном масле--0,2%). Богато этим продуктом и парное молоко. Линолевая кислота находится преимущественно в ра-стительных маслах. Из общего количества жиров, входя-щих в пищу, рекомендуется потреблять 30--40 % расти-тельных. Потребность организма в жирах составляет примерно 1--1,2 г на килограмм массы. Избыток жиров ведет к появлению излишней массы тела, отложению жи-ровой клетчатки, нарушению обмена веществ. При напряженной мышечной деятельности жиры на-чинают расходоваться организмом после 18--20 мни ра-боты. Студенты, занимающиеся видами спорта, которые требуют проявления выносливости (бег на средние и длинные дистанции, гребля, велосипедные гонки, плава-ние, лыжи), особенно нуждаются в растительных жирах. Углеводы считаются основным источником снабже-ния организма энергией. Кроме того, они необходимы для нормального функционирования нервной системы, главным образом головного мозга. Доказано, что при ин-тенсивной умственной деятельности расходы углеводов повышаются. Углеводы также играют важную роль в об-мене белков, окислении жиров, но их избыток в организ-ме создает жировые отложения. Углеводы поступают с пищей в виде моносахаридов (фруктозы, галактозы), дисахаридов (сахарозы, лакто-зы) и полнсахаридов (крахмала, клетчатки, гликогена, пектина), превращаясь в результате биохимических ре-акций в глюкозу. Излишнее употребление углеводов, осо-бенно сахара, чрезвычайно вредно. Ученые отмечают наличие прямой связи между коли-чеством съедаемого сахара и сердечно-сосудистыми бо-лезнями. Это объясняется тем, что избыток углеводов оказывает отрицательное действие на стенки кровенос-ных сосудов, повышает содержание в крови сахара (глю-козы) и холестерина--вещества, усиливающего атеросклеротические процессы в стенках сосудов. Помимо того, употребление углеводов в виде рафини-рованного сахара, конфет способствует развитию кариеса зубов. Английские специалисты обнаружили, что сахар резко активизирует размножение на зубах микроорга-низмов, с помощью которых образуются разрушающие эмаль кислоты. Поэтому рекомендуется в качестве ис-точников углеводов больше использовать продукты, со-держащие полисахариды (каши, картофель), фрукты и ягоды. Средняя суточная потребность человека студенческо-го возраста в углеводах составляет 4--5 г на килограмм массы. При регулярных занятиях физическими упражне-ниями организму требуется больше углеводов-- до 600 г. Углеводы в виде сахарного песка, меда, варенья реко-мендуется вводить 35%, а остальное количество жела-тельно восполнять за счет хлеба, картофеля, круп, яблок и т. д. Чрезмерное потребление углеводов вызывает резкое повышение уровня сахара в соревнованием или интенсивной тренировкой, быст-ро попадает в кровь и используется организмом для ус-пешного выполнения мышечной работы. Если же ее при-нять за 15 мин и более (до 1,5 ч) до старта, то ожидаемо-го эффекта не будет. Мышцы не получат нужного коли-чества углеводов, так как в организме будет происходить процесс отложения глюкозы в виде гликогена. Поэтому тренировку или соревнования надо начинать спустя 1,5-- 2 ч после еды, когда в организме содержится наибольшее количество гликогена. Энергетическая ценность пищи, или ее калорийность, зависит от количества присутствующих в ней белков, жи-ров и углеводов. По установленным нормам калорий-ность для юношей-студентов составляет 3000 ккал в день, для девушек -- 2600 ккал. При занятиях спортом и физической культурой калорийность пищи должна повы-шаться приблизительно на 700--1000 ккал, в зависимо-сти от интенсивности нагрузок. В табл. 3 приводится калорийность ряда пищевых продуктов, по которой студенты смогут проверить энер-гетическую ценность своего рациона питания. От калорийности съедаемой пищи зависит масса тела. У многих студентов, особенно женского пола, она избы-точна. А ведь от массы в немалой степени зависит здо-ровье человека. Ученые утверждают, что лишние 9 кило-граммов массы тела на 18 % сокращают возможную про-должительность жизни человека. Нередко студенты в стремлении похудеть начинают уменьшать число приемов пищи: едят только 2 раза в день. Естественное желание насытиться приводит к то-му, что за 2 раза студенты съедают больше, чем при ре-гулярном 3--4-разовом питании. Кроме того, редкий прием пищи отрицательно сказывается на усвоении пи-тательных веществ. А это приводит к увеличению массы тела. Для того чтобы избавиться от излишней массы, нуж-но прежде всего напряжение воли. У человека, особенно склонного к тучности, выработана привычка плотно поесть, доставить себе удовольствие. Лишиться такого удо-вольствия не так-то просто! Следует понять, что чувство сытости - условный рефлекс. Тем, кто решился похудеть, нужно постепенно умень-шать количество съедаемой за один прием пищи, особен-но мучной и сладостей, постоянно контролируя свою мас-су. Немалое значение имеет и повышение двигательной активности за счет различного рода физических упраж-нении, особенно на свежем воздухе. Пищу рекомендуется принимать горячей, в одни и те же часы, 3--4 раза в день, что обеспечивает нормальное пищеварение. Еще недавно была популярна рекоменда-ция завтракать достаточно плотно. Однако в результа-те длительных наблюдений был сделан вывод, что прилив крови к органам пищеварения после сытной еды уменьшает кровоснабжение мозга, скелетных мышц. А это ведет к ухудшению продуктивности умственной деятельности. Поэтому наиболее правильно во время завтрака употреблять 15--20 % суточной нормы калорий, а обед и ужин сделать более сытными. Ужинать жела-тельно как минимум за 1,5--2 ч до сна, чтобы пища пе-реварилась. По возможности следует организовать вто-рой завтрак или полдник, в виде горячего чая с бутербро-дами. И ни в коем случае не советуем использовать вмес-то обеда столь любимые студентами булочки всухомятку! Теперь немного о витаминах, которые также являются необходимым компонентом питания. Витамины входят в состав ферментов, активизируют обмен веществ, повы-шают иммунитет человека, его умственную и физическую работоспособность. Большинство витаминов не синтези-руется в организме, поэтому в необходимом количестве они должны поступать с пищей. Наибольшее значение для организма имеют витами-ны С, РР и витамины группы В. Потребность в них при интенсивной умственной или физической работе увели-чивается. Особую роль играет витамин С -- аскорбиновая кис-лота. Он принимает активное участие в окислительно-восстановительных процессах, обладает сосудоукрепляющим эффектом, повышает сопротивляемость организма. Витамин С усиливает кроветворную функцию, помогает окислению некоторых промежуточных продуктов обмена, образующихся при выполнении физических нагрузок, нормализует обмен белков и углеводов, улучшает рабо-ту нервной системы, печени, повышает устойчивость ор-ганизма к температурным колебаниям, ускоряет восста-новление после физических нагрузок. Суточная потребность в аскорбиновой кислоте состав-ляет 60-100 мг, при значительных физических нагруз-ках она возрастает вдвое. Витамином С особенно богаты плоды шиповника, черной смородины. Есть он и в капу-сте, картофеле, луке, яблоках, петрушке, укропе. Этот витамин легко разрушается при нагревании и окисления, значительный его недостаток человек ощущает в конце зимы и весной. Витамин Б (тиамин) необходим для нормальной ра-боты нервной системы, принимает активное участие в об-мене веществ. Он нормализует кислотность желудочно-го сока, повышает иммунитет организма, обеспечивает лучшее использование углеводов. Средняя потребность в витамине В составляет 1,6--2 мг в день. Достаточно его содержится в хлебных изделиях грубого помола, пшен-ной, овсяной и гречневой крупах, в яйцах, мясе. Витамин Вз, как и В1, принимает участие в обмене ве-ществ, а совместно с витамином А повышает остроту зре-ния. Средняя норма этого витамина--2--2,5 мг в сутки. Достаточное его количество содержится в крупах, пече-ни, мясе, яйцах, хлебных продуктах. Следует подчеркнуть значение для человека и вита-мина РР (никотиновой кислоты), принимающего участие в процессах тканевого дыхания. Он оказывает благоприятное воздействие на центральную нервную систему, нор-мализует процессы возбуждения и торможения, расши-ряет периферические сосуды. Недостаток этого витамина вызывает у человека об-щую слабость, подавленное настроение, ухудшение памя-ти. Суточная потребность в витамине РР составляет 15-- 25 мг, повышаясь при нервно-эмоциональных и физиче-ских нагрузках. Основные источники никотиновой кисло-ты--печень, мясо, рыба, мучные изделия грубого помо-ла, дрожжи, картофель, гречневая крупа. Потребность организма в каждом из витаминов воз-растает при нервно-эмоциональных и физических нагруз-ках, при интенсивной умственной работе. Надо стараться отдавать предпочтение натуральным источникам витами-нов. Однако зимой и в начале весны пища становится значительно беднее витаминами. Поэтому в конце декаб-ря и в начале марта на протяжении 10--15 дней реко-мендуется принимать такие поливитаминные препараты, как «Аэровит», «Гексавит», «Декамевит». Желателен также дополнительный прием поливитаминов и во время напряженных физических тренировок. Немалое влияние на здоровье человека оказывает и достаточное поступление в организм минеральных ве-ществ. Известно, что в теле человека находится до 60 хи-мических элементов. По своему количественному содер-жанию они делятся на макро-, микро- и ультрамикроэле-менты.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|