на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы здорового образа жизни студента
p align="left">1. Втягиваться и работу постепенно; как после ночно-го сна, так н после отпуска.

2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы. Оптимальным ученый считает равномерный, средний темп. Утомляет неритмичность и чрезмерная скорость умственного труда. При этом быстрее наступа-ет утомление.

3. Соблюдать привычную последовательность и сис-тематичность умственной работы. Ученый считает, что работоспособность значительно выше, если придержи-ваться заранее запланированного распорядка дня и сме-ны видов умственного труда.

4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха. Это поможет более быстрому восстанов-лению умственной работоспособности, поддержанию ее на оптимальном уровне.

Следует добавить к перечисленному еще несколько советов, выполнение которых будет способствовать успеху в учебе.

Не начинать работу без твердого плана и установле-ния ее примерного объема.

Не пытаться охватить и запомнить материал с перво-го раза. Иметь в запасе время для повторения.

Составлять собственный конспект изучаемого матери-ала, не пользоваться чужими конспектами,

Широко применять закладки, цветные чернила, с по-мощью которых можно выделить важный для усвоения материал.

Организовывать кратковременный отдых, Активно включать в режим дня занятия физическими упражнениями.

3. Правильное питание

В реферате уже был начат разговор о довольно частых случаях заболеваний пищеварительного тракта у студен-тов. Основной причиной такого отрицательного явления я считаю нерегулярное и нерациональное питание.

Человек издавна использовал питание в качестве од-ного из важнейших средств для укрепления здоровья. Недаром древнегреческие мудрецы утверждали: человек есть суть то, что ест, а Сенека писал, что умеренное пи-тание повышает умственные способности. Ум, говорил он, тупеет от пресыщения.

Современная наука достигла определенных успехов в изучении вопросов рационального питания. Хорошо из-вестно, что его основу составляют получаемые с пищей белки, жиры, углеводы, а также витамины и минераль-ные вещества.

Белки, или протеины, имеют наибольшее значение для жизнедеятельности организма. Они являются струк-турной основой всех клеток тела, обеспечивают их деятельность, Белки в организме человека образуются из пищевых белков, которые в результате переваривания расщепляются до аминокислот, всасываются в кровь и используются клетками. Аминокислоты делятся на заменимые (они синтезируются п организме) и незаменимые, которые поступают с продуктами питания. Из незамени-мых аминокислот особо важными признаны метнонин, лицин и тряптофан. Они содержатся преимущественно в продуктах животного происхождения. Особенно необхо-дим для умственной деятельности метионин. Наиболь-шее содержание его в твороге, яйцах, сыре, мясе.

Средняя потребность организма в белках составляет 1--1,3 г на килограмм массы тела. Для студентов, актив-но занимающихся физической культурой и спортом, из-за повышенного расхода энергии потребность в белках возрастает приблизительно в 1,5 раза. В суточный раци-он студента следует включать белки как животного, так и растительного происхождения. Из растительных наи-большей ценностью и биологической активностью обла-дают белки сои, картофеля, овсянки, гречневой крупы, фасоли, риса.

Жиры-- наиболее концентрированный источник энер-гии. Вместе с тем в организме они выполняют и другие важные функции: совместно с белками образуют струк-турную основу клеток, защищают организм от переох-лаждения, служат естественными источниками витами-нов А, Е, Д. Поэтому жиры и особенно их основной ком-понент--жирные кислоты--являются незаменимой со-ставной частью пищи. Жирные кислоты подразделяются на насыщенные и ненасыщенные. Одни из самых ценных в биологическом отношении среди ненасыщенных жир-ных кислот--арахидоновая и линолевая. Они укрепля-ют стенки кровеносных сосудов, нормализуют обмен ве-ществ, противодействуют развитию атеросклероза,

Арахидоновая кислота содержится только в животных жирах (санном сале---2%, сливочном масле--0,2%). Богато этим продуктом и парное молоко.

Линолевая кислота находится преимущественно в ра-стительных маслах. Из общего количества жиров, входя-щих в пищу, рекомендуется потреблять 30--40 % расти-тельных. Потребность организма в жирах составляет примерно 1--1,2 г на килограмм массы. Избыток жиров ведет к появлению излишней массы тела, отложению жи-ровой клетчатки, нарушению обмена веществ.

При напряженной мышечной деятельности жиры на-чинают расходоваться организмом после 18--20 мни ра-боты. Студенты, занимающиеся видами спорта, которые требуют проявления выносливости (бег на средние и длинные дистанции, гребля, велосипедные гонки, плава-ние, лыжи), особенно нуждаются в растительных жирах.

Углеводы считаются основным источником снабже-ния организма энергией. Кроме того, они необходимы для нормального функционирования нервной системы, главным образом головного мозга. Доказано, что при ин-тенсивной умственной деятельности расходы углеводов повышаются. Углеводы также играют важную роль в об-мене белков, окислении жиров, но их избыток в организ-ме создает жировые отложения.

Углеводы поступают с пищей в виде моносахаридов (фруктозы, галактозы), дисахаридов (сахарозы, лакто-зы) и полнсахаридов (крахмала, клетчатки, гликогена, пектина), превращаясь в результате биохимических ре-акций в глюкозу. Излишнее употребление углеводов, осо-бенно сахара, чрезвычайно вредно.

Ученые отмечают наличие прямой связи между коли-чеством съедаемого сахара и сердечно-сосудистыми бо-лезнями. Это объясняется тем, что избыток углеводов оказывает отрицательное действие на стенки кровенос-ных сосудов, повышает содержание в крови сахара (глю-козы) и холестерина--вещества, усиливающего атеросклеротические процессы в стенках сосудов.

Помимо того, употребление углеводов в виде рафини-рованного сахара, конфет способствует развитию кариеса зубов. Английские специалисты обнаружили, что сахар резко активизирует размножение на зубах микроорга-низмов, с помощью которых образуются разрушающие эмаль кислоты. Поэтому рекомендуется в качестве ис-точников углеводов больше использовать продукты, со-держащие полисахариды (каши, картофель), фрукты и ягоды.

Средняя суточная потребность человека студенческо-го возраста в углеводах составляет 4--5 г на килограмм массы. При регулярных занятиях физическими упражне-ниями организму требуется больше углеводов-- до 600 г. Углеводы в виде сахарного песка, меда, варенья реко-мендуется вводить 35%, а остальное количество жела-тельно восполнять за счет хлеба, картофеля, круп, яблок и т. д.

Чрезмерное потребление углеводов вызывает резкое повышение уровня сахара в соревнованием или интенсивной тренировкой, быст-ро попадает в кровь и используется организмом для ус-пешного выполнения мышечной работы. Если же ее при-нять за 15 мин и более (до 1,5 ч) до старта, то ожидаемо-го эффекта не будет. Мышцы не получат нужного коли-чества углеводов, так как в организме будет происходить процесс отложения глюкозы в виде гликогена. Поэтому тренировку или соревнования надо начинать спустя 1,5-- 2 ч после еды, когда в организме содержится наибольшее количество гликогена.

Энергетическая ценность пищи, или ее калорийность, зависит от количества присутствующих в ней белков, жи-ров и углеводов. По установленным нормам калорий-ность для юношей-студентов составляет 3000 ккал в день, для девушек -- 2600 ккал. При занятиях спортом и физической культурой калорийность пищи должна повы-шаться приблизительно на 700--1000 ккал, в зависимо-сти от интенсивности нагрузок.

В табл. 3 приводится калорийность ряда пищевых продуктов, по которой студенты смогут проверить энер-гетическую ценность своего рациона питания.

От калорийности съедаемой пищи зависит масса тела. У многих студентов, особенно женского пола, она избы-точна. А ведь от массы в немалой степени зависит здо-ровье человека. Ученые утверждают, что лишние 9 кило-граммов массы тела на 18 % сокращают возможную про-должительность жизни человека.

Нередко студенты в стремлении похудеть начинают уменьшать число приемов пищи: едят только 2 раза в день. Естественное желание насытиться приводит к то-му, что за 2 раза студенты съедают больше, чем при ре-гулярном 3--4-разовом питании. Кроме того, редкий прием пищи отрицательно сказывается на усвоении пи-тательных веществ. А это приводит к увеличению массы тела.

Для того чтобы избавиться от излишней массы, нуж-но прежде всего напряжение воли. У человека, особенно склонного к тучности, выработана привычка плотно поесть, доставить себе удовольствие. Лишиться такого удо-вольствия не так-то просто! Следует понять, что чувство сытости - условный рефлекс.

Тем, кто решился похудеть, нужно постепенно умень-шать количество съедаемой за один прием пищи, особен-но мучной и сладостей, постоянно контролируя свою мас-су. Немалое значение имеет и повышение двигательной активности за счет различного рода физических упраж-нении, особенно на свежем воздухе.

Пищу рекомендуется принимать горячей, в одни и те же часы, 3--4 раза в день, что обеспечивает нормальное пищеварение. Еще недавно была популярна рекоменда-ция завтракать достаточно плотно. Однако в результа-те длительных наблюдений был сделан вывод, что прилив крови к органам пищеварения после сытной еды уменьшает кровоснабжение мозга, скелетных мышц. А это ведет к ухудшению продуктивности умственной деятельности. Поэтому наиболее правильно во время завтрака употреблять 15--20 % суточной нормы калорий, а обед и ужин сделать более сытными. Ужинать жела-тельно как минимум за 1,5--2 ч до сна, чтобы пища пе-реварилась. По возможности следует организовать вто-рой завтрак или полдник, в виде горячего чая с бутербро-дами. И ни в коем случае не советуем использовать вмес-то обеда столь любимые студентами булочки всухомятку!

Теперь немного о витаминах, которые также являются необходимым компонентом питания. Витамины входят в состав ферментов, активизируют обмен веществ, повы-шают иммунитет человека, его умственную и физическую работоспособность. Большинство витаминов не синтези-руется в организме, поэтому в необходимом количестве они должны поступать с пищей.

Наибольшее значение для организма имеют витами-ны С, РР и витамины группы В. Потребность в них при интенсивной умственной или физической работе увели-чивается.

Особую роль играет витамин С -- аскорбиновая кис-лота. Он принимает активное участие в окислительно-восстановительных процессах, обладает сосудоукрепляющим эффектом, повышает сопротивляемость организма. Витамин С усиливает кроветворную функцию, помогает окислению некоторых промежуточных продуктов обмена, образующихся при выполнении физических нагрузок, нормализует обмен белков и углеводов, улучшает рабо-ту нервной системы, печени, повышает устойчивость ор-ганизма к температурным колебаниям, ускоряет восста-новление после физических нагрузок.

Суточная потребность в аскорбиновой кислоте состав-ляет 60-100 мг, при значительных физических нагруз-ках она возрастает вдвое. Витамином С особенно богаты плоды шиповника, черной смородины. Есть он и в капу-сте, картофеле, луке, яблоках, петрушке, укропе. Этот витамин легко разрушается при нагревании и окисления, значительный его недостаток человек ощущает в конце зимы и весной.

Витамин Б (тиамин) необходим для нормальной ра-боты нервной системы, принимает активное участие в об-мене веществ. Он нормализует кислотность желудочно-го сока, повышает иммунитет организма, обеспечивает лучшее использование углеводов. Средняя потребность в витамине В составляет 1,6--2 мг в день. Достаточно его содержится в хлебных изделиях грубого помола, пшен-ной, овсяной и гречневой крупах, в яйцах, мясе.

Витамин Вз, как и В1, принимает участие в обмене ве-ществ, а совместно с витамином А повышает остроту зре-ния. Средняя норма этого витамина--2--2,5 мг в сутки. Достаточное его количество содержится в крупах, пече-ни, мясе, яйцах, хлебных продуктах.

Следует подчеркнуть значение для человека и вита-мина РР (никотиновой кислоты), принимающего участие в процессах тканевого дыхания. Он оказывает благоприятное воздействие на центральную нервную систему, нор-мализует процессы возбуждения и торможения, расши-ряет периферические сосуды.

Недостаток этого витамина вызывает у человека об-щую слабость, подавленное настроение, ухудшение памя-ти. Суточная потребность в витамине РР составляет 15-- 25 мг, повышаясь при нервно-эмоциональных и физиче-ских нагрузках. Основные источники никотиновой кисло-ты--печень, мясо, рыба, мучные изделия грубого помо-ла, дрожжи, картофель, гречневая крупа.

Потребность организма в каждом из витаминов воз-растает при нервно-эмоциональных и физических нагруз-ках, при интенсивной умственной работе. Надо стараться отдавать предпочтение натуральным источникам витами-нов. Однако зимой и в начале весны пища становится значительно беднее витаминами. Поэтому в конце декаб-ря и в начале марта на протяжении 10--15 дней реко-мендуется принимать такие поливитаминные препараты, как «Аэровит», «Гексавит», «Декамевит». Желателен также дополнительный прием поливитаминов и во время напряженных физических тренировок.

Немалое влияние на здоровье человека оказывает и достаточное поступление в организм минеральных ве-ществ. Известно, что в теле человека находится до 60 хи-мических элементов. По своему количественному содер-жанию они делятся на макро-, микро- и ультрамикроэле-менты.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.